Поиск по справочной
Статьи, инструкции, вопросы эксперту

Мы часто пишем о нюансах в работе у поставщиков. У заказчиков не меньше обязанностей. Из нашего гайда вы узнаете, сколько всего нужно сделать, чтобы провести закупку по 44-ФЗ.

Проведение закупок заказчиком

1. Зарегистрироваться в ЕИС и на электронных торговых площадках

Для этого нужна электронная подпись, которую заказчики получают бесплатно в федеральном казначействе. Казначейство разместит заявку на регистрацию в Единой информационной системе. Владельцу подписи с правами администратора останется зайти в ЕИС и в личном кабинете настроить права доступа остальным сотрудникам. После этого можно публиковать закупки. Оператор ЕИС зарегистрирует заказчика и на 5 федеральных ЭТП госзакупок.

Тем, кто уже зарегистрирован в системе, до 1 января 2017 года нужно перерегистрироваться (приказ ФК от 30.12.2015 № 27н).

2. Назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу

44-ФЗ разрешает ограничиться одним контрактным управляющим, если объем закупок в год не выше 100 млн. руб. Во всех других случаях нужна контрактная служба минимум из двух сотрудников. Это может быть специальный «закупочный» отдел. Или обязанности контрактной службы можно распределить между сотрудниками разных подразделений.

Например, бухгалтер составляет планы-графики. Главный инженер готовит техзадание, отвечает на запросы разъяснений и принимает качество товара. Секретарь собирает заявки с отделов, готовит и размещает документы в ЕИС. Руководитель контролирует работу, отвечает на претензии ФАС и подписывает контракты.

С 1 января 2017 года все работники контрактной службы должны иметь профильное высшее или дополнительное образование по 44-ФЗ. Если в службе есть «недотягивающие» до требований сотрудники, то до конца года они должны пройти повышение квалификации (108 часов для сотрудников, 40 — для руководителей). Это можно сделать очно или дистанционно в организации, у которой есть лицензия на образовательную деятельность.

3. Разработать и разместить в ЕИС планы и планы-графики закупок

Заказчики имеют право проводить только запланированные закупки. С 2017 года документов по планированию станет два: помимо плана-графика нужно теперь вести и план закупок. Опубликовать обобщенный план закупок и подробный план-график нужно в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета на год. В план-график включают:

  • Название закупки с указанием всех характеристик;
  • Количество товара;
  • Начальную цену и ее обоснование;
  • Способ закупки и его обоснование;
  • Дополнительные требования к участникам закупки.

Форма плана-графика изменится. С 2017 года заказчик обязан:

  • Включать в план-график срок окончания контракта: сюда входит экспертиза, приемка и оформление документов;
  • Указывать дату и причину любых изменений в плане-графике;
  • Указывать точные сроки полной оплаты.

За ошибки в планировании депутаты ввели штрафы вплоть до дисквалификации должностных лиц.

4. Учесть нормирование и запреты в сфере госзакупок

Заказчики должны не только планировать закупки, но нормировать и обосновывать их (ч.1, ст.19, 44-ФЗ).

Расходы на конкретного сотрудника нормированы. Например, врачу полагается 2 хлопчатобумажных халата в год, а руководителю — не больше 2 кресел в год. Чтобы определить нормативы цены, устанавливается среднерыночная стоимость единицы продукции.

Эти требования закреплены в федеральных, региональных и муниципальных нормативных актах. Работники контрактной службы должны их знать.

Нужно следить за качеством закупаемых товаров. Специалисту надо разбираться в свойствах товара, потому что от этого зависит его пригодность и долговечность.

В некоторых закупках заказчик должен устанавливать преференции поставщикам. Например, на часть товаров распространяется национальный режим. Это значит, что заказчик должен предоставить преференции российским поставщикам.

И, наконец, на закупку некоторых товаров установлены запреты. Например, нельзя закупать иностранное программное обеспечение, если есть его российский аналог.

5. Подготовить и разместить в ЕИС закупочную документацию

Корректно описать закупку

При описании закупки можно использовать только термины, которые предусмотрены в технических регламентах и документах из национальной системы стандартизации. Если это невозможно, придется обосновать, почему при закупке нужно применять нестандартные требования и терминологию. Смысл стандартизации в том, чтобы минимизировать риск описать закупки «под своих» поставщиков.

В закупке нужно указать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки. При этом техническое задание должно быть нейтральным, не ограничивать конкуренцию. Нельзя устанавливать конкретные параметры товара, только диапазон «не менее» и «не более», или чрезмерные требования к товарам. Исключение из правил: если у товара нет аналога или это запчасти к уже имеющемуся оборудованию.

Соблюсти сроки размещения

При запросе котировок заказчик размещает закупку и проект контракта не меньше чем за 7 дней до окончания срока подачи заявок. Этот срок можно сократить до 4 дней, если сумма меньше 250 000 рублей или закупаются продукты питания, ГСМ, жизненно необходимые лекарства.

При электронном аукционе сроки подачи заявок зависят от цены закупки. Если начальная цена контракта больше 3 млн. рублей, у вас есть не меньше 15 календарных дней. Если начальная цена контракта не превышает 3 млн. рублей, то срок подачи заявок составляет не меньше 7 календарных дней.

Заявку на конкурс нужно разместить за 20 дней до окончания срока приема заявок.

Можно изменить извещение. Сроки в разных процедурах разные:

  • Для аукциона — не позже чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок;
  • Для конкурса — не позже чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок;
  • Для запроса котировок — не позже чем за 2 рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок.

Заказчик обязан отвечать на запросы на разъяснения от поставщиков и размещать их в ЕИС для доступа всем участникам закупки в течение двух дней. При проведении запроса котировок заказчик не обязан отвечать на запрос разъяснений.

Еще заказчик вправе отменить любую закупку, кроме запроса предложений:

  • если это конкурс или аукцион, не позже чем за пять дней до окончания срока подачи заявок,
  • если запрос котировок, не позже чем за два дня до окончания срока подачи заявок.

6. Провести закупку

Есть 10 видов закупок. Некоторые из них имеют лимиты, которые нужно распределять на весь год.

Например, одну закупку у единственного поставщика можно провести на сумму не выше 100 000 рублей. Годовой объем таких закупок — не больше 5% от всех закупок в год и не больше 50 миллионов (4п. 1ч. 93ст, 44-ФЗ). Организации с бюджетом меньше 40 миллионов рублей могут закупать у единственного поставщика на сумму до 2 миллионов.

Конкурентные способы закупок делятся на 4 основные группы: запросы котировок и предложений, конкурсы и аукционы.

  • Запрос котировок можно провести, если НМЦ не превышает 500 тыс. руб. Годовой объем таких закупок не должен превышать 100 млн. рублей в год и 10% совокупного годового объема закупок.
  • Запрос предложений можно провести в строго определенных 44-ФЗ случаях (ч. 2, ст. 83, 44-ФЗ).
  • Самый сложный метод определения поставщика — открытый конкурс. Зато он поможет выбрать поставщика по нескольким критериям: не только по низкой цене, а по качеству товара, квалификации и опыту участников.
  • Большой объем товаров входят в аукционный перечень. То есть закупать их можно только на электронных торговых площадках. Это, например, канцелярские товары, продукты, бумага, нефть, металлы, строительные работы и ремонт.

Если неправильно выбрать способ закупки, заказчику грозит штраф 50 тысяч рублей (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ).

7. Подписать контракт

Если требуется обеспечение закупки, контрактный управляющий должен убедиться, что деньги пришли на счет или проверить подлинность банковской гарантии. На 6 видов услуг уже разработаны типовые контракты, которые госзаказчики должны применять. В остальных случаях проект контракта составляет контрактная служба. Поставщик может лишь предложить протокол разногласий, который заказчик принимает или нет.

8. Внести сведения об уклонившихся от подписания контракта в РНП

Обязанность заказчиков — направлять в ФАС сведения об участниках:

  • Уклонившихся от заключения договора,
  • С которыми расторгнуты договоры по решению суда.

Обращаться нужно в письменном или в электронном виде в центральный аппарат ФАС России или территориальные органы ФАС по месту нахождения заказчика.

9. Принять товар и оплатить контракт

Сейчас в ч. 8 ст. 30 44-ФЗ указан предельный срок оплаты по контрактам с СМП и СОНО. Он составляет не больше 30 дней после того, как заказчик подписал документ о приемке.

Остальные случаи прописываются в контракте. В статьях мы часто просили поставщиков обращать внимание на такие расплывчатые формулировки в описании сроков оплаты, как «работы оплачиваются после получения финансирования от администрации края», «в рамках софинансирования в 2017 году» и т. д. Это значит, что денег придется ждать долго.

Разрабатывается новый законопроект, который установит предельный срок оплаты по любым контрактам по 44-ФЗ. Это сыграет в пользу поставщиков, но при этом поставит заказчиков в жесткие рамки. Денег в бюджет могут просто не перевести, а бюджетной организации их взять негде.

10. Разместить отчетность

Заказчики по 44-ФЗ обязаны публиковать в ЕИС два отчета:

Отчет об исполнении контракта или результатах его отдельного этапа

Он включает в себя:

  • Сведения о поставщике,
  • контракте,
  • результатах его полного выполнения или выполнения отдельного этапа.

Если контракт не выполнен, выполнен некачественно, в него внесли изменения или расторгли, это тоже нужно обязательно указать. Отчет размещают за 7 рабочих дней с момента подписания документа о приемке контракта или его расторжения.

Отчет об объеме закупок у СМП и СОНО

Этот отчет размещается в ЕИС ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Он содержит информацию об уже заключенных контрактах: уникальные номера записей из реестра контрактов.

Часть 11 ст. 7.30 кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает штраф в размере 50 тысяч рублей за закупки у предприятий или организаций в размере меньшем, чем установлено законом.

Анна Тресвятская
Автор статей в Контур.Закупках
3 комментария
Гость 15 сентября 2016, 22:44
Спасибо за статью. Какие функции у вашего сервиса доступны для заказчиков?
Савукова Марина 19 сентября 2016, 15:18
Добрый день!

Основные возможности сервиса делают работу поставщика с закупками более удобной.

Но заказчики могут использовать сервис для анализа закупок продукции, которую они планируют закупать (узнать поставщиков, их ценовые предложения, изучить документацию для проведения торгов и т.п.).

Расскажите, какие функции для заказчиков вам интересны?
Гость 22 сентября 2016, 15:46
ето просто лохатрон
Новый комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором.

Рассылка

Каждую неделю наши эксперты будут отправлять вам важные материалы о закупках