На что обращает внимание ФАС в закупках госкорпораций? Об этом рассказала заместитель руководителя УФАС Москвы Индира Шандиева на 5-ом Форуме директоров по закупкам.
223-ФЗ дает заказчикам большую свободу действий и больше возможностей для злоупотреблений. В большинстве случаев антимонопольная служба узнает о нарушениях из жалоб участников и обязана отреагировать на них в короткие сроки. Жалобы в ФАС — это инструмент работы поставщика, которым полезно пользоваться. Эту позицию подтверждает выступление представителя УФАС по Москве, которым мы хотим поделиться.
Полномочия ФАС в рамках 223-ФЗ
В закупках по 223-ФЗ ФАС следит за соблюдением антимонопольного законодательства, выявляет нарушения и привлекает к административной ответственности. Можно назвать четыре направления работы контролирующего органа:
- Включает нарушителей в Реестр недобросовестных поставщиков. В 2016 году было 99 обращений на поставщиков, из которых 38 включили в реестр (здесь и ниже статистика ФАС по Москве).
- Проводит совместные проверки с прокуратурой, где ФАС выступает в качестве эксперта. В 2016 году состоялось 20 совместных проверок.
- Привлекает к ответственности заказчиков. В первом полугодии 2016 года антимонопольная служба выписала 114 постановлений о наложении штрафа. Некоторые заказчики обжаловали штрафы, но суд остался на стороне ФАС.
- Рассматривает жалобы от участников закупок. Это интересно посмотреть подробнее.
Жалобы участников закупок помогают ФАС выявлять злоупотребления заказчиков. По мнению Индиры Шандиевой, доверие к институту жалоб постепенно растет: в 2013 году их было около 700 за весь год, а за 1 полугодие 2016 года — уже 1679.
Любой участник, даже если он не планировал подавать заявку на закупку по 223-ФЗ, может пожаловаться на заказчика. Такие жалобы рассматриваются в укороченные сроки — в течение 7 рабочих дней. Если заказчик проводит конкурентную закупку, но по каким-то причинам в ней невозможно принять участие, это нарушает закон.
Казанский филиал ПАО «Туполев» закупал оборудование для работоспособности вакуумной печи на 976 млн руб. На подготовку заявки поставщикам дали всего 5 дней. При этом информация о нужном оборудовании была конфиденциальной, ее предоставляли участникам по запросу. Кроме того, нужно было собрать много документов и справок от третьих лиц. Тем, кто не успел подать заявки в указанный срок, разрешили прийти на вскрытие конвертов, предварительно позвонив. Участники дозвониться не смогли, а в день вскрытия конвертов охрана их не пропустила. Контракт заключили с единственным поставщиком в день рассмотрения заявок.
Такая ситуация нарушает определение № 309-КГ15-14384 Верховного суда России от 2 февраля 2016. Заказчики обязаны заключать договор не раньше чем через 10 дней после подведения итогов закупки. Этого решения как раз добилась в суде ФАС (управление по Свердловской области). За 10 дней участники могут обжаловать результаты, а ФАС выявить нарушение и выдать заказчику предписание: вернуть закупку на начальный этап или повторно рассмотреть заявки. После подписания договора на заказчика можно только подать иск в суд.
Как ФАС работает с закупками у единственного поставщика?
Контролирующий орган смотрит жалобы только на конкурентные процедуры, которые составляют 10-15% от общего объема закупок. Около 50% закупок проводят у единственного поставщика. Очень много процедур, которые называются по-другому, но по сути это закупки у единственного поставщика.
Заказчики пытаются доказать, что выбирают единственного поставщика, потому что с ним раньше уже заключали договоры, и претензий к ним не было. Иногда действительно есть объективные причины для прямого выбора. Но единственный способ доказать, что текущий поставщик предлагает лучшие условия на рынке — провести конкурентную процедуру и сравнить его с другими участниками.
Жалоб на закупки у единственного поставщика мало, но они есть. Решения по таким жалобам 50 на 50 в пользу заказчиков и поставщиков. Участникам нужно быть активнее, жаловаться на несоответствие закупки положению заказчика или 223-ФЗ. В рамках своих полномочий ФАС выдаст предписание или обратится в суд, чтобы признать договор ничтожным.
Но по словам Индиры Шандиевой, чтобы сократить число нарушений со стороны заказчиков, нужно в целом реформировать направление, менять 223-ФЗ и все регламентирующие акты.
Злоупотребления заказчиков
Короткий срок подачи заявок
Одно из частых нарушений, по мнению антимонопольной службы, — оставить 5 рабочих дней или меньше на подачу заявки в конкурентных процедурах. За это время сложно подготовить и передать заказчику заявку, если участника заранее не проинформировали. Независимый поставщик не успеет найти на рынке продукцию, подготовить заявку и справки, особенно если речь идет на миллиардные закупки.
Инструменты для продуктивного участия в торгах
Запрет на субподряд
Второе злоупотребление, которое ограничивает конкуренцию, — запрет на привлечение субподрядчиков. Не у всех есть техническая возможность выполнить большой заказ своими силами, особенно если это закупка на большую сумму.
В 2015 году одна из структур РПН проводила закупку с НМЦ 850 млн руб., запретив привлекать субподрядичиков. Предмет закупки — бланки и марки. В России всего у 30 компаний есть лицензия на изготовление бланков. Две могут изготавливать и то, и другое. И только одна может выполнить заказ такого объема. ФАС отреагировала на жалобу Госзнака, который не изготавливает марки, но мог бы привлечь субподрядчика. Заказчику выдали предписание убрать запрет и провести новую закупку (ее НМЦ составила уже 420 млн руб. Госзнак не стал победителем, но цена опустилась на 35%.
Избыточные требования
Это может говорить об аффилированности с конкретным поставщиком. Был случай, когда заказчик разместил техзадание в ЕИС уже с названием поставщика. Он прорабатывал техническую часть вместе с поставщиком и не убрал его наименование из задания. Закон позволяет провести опрос потенциальных поставщиков перед тем как объявить закупку, но возможность участвовать должна быть у неограниченного круга лиц.
ФАС активно выявляет картельные сговоры между поставщиками, если видит, что заявки от разных юрлиц поданы с одного IP-адреса. Такую информацию предоставляют 5 специально отобранных ЭТП госзакупок. И это один из аргументов, чтобы все закупки по 223-ФЗ перевести на эти площадки.
Ответим на вопросы
Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.
Нам не дали возможность принять участие.
Подскажите, пожалуйста, источник откуда взята информация:"Около 50% закупок проводят у единственного поставщика."
Также есть вопрос по информации: "Очень много процедур, которые называются по-другому, но по сути это закупки у единственного поставщика." Просьба разъяснить, какие процедуры имеются ввиду!
Спасибо!
Информацию о закупках по 223-ФЗ можно посмотреть в сервисе Контур.Закупки. Мы берем ее из открытого источника — ЕИС.
С 1.01.2016 было размещено более 1089000 закупок по 223-ФЗ. Из них более 399000 — закупки у единственного поставщика, размещенные по установленному формату.
Кроме этого, заказчики выбирают иной тип закупок и формируют свои способы, такие как:
— закупка у единственного источника;
— прямая закупка;
— открытая закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и т.д.
В этом году опубликовали еще около 150000 таких закупок.
Действительно, заключить контракт в закупке по 223-ФЗ, если заказчик аффилирован с конкретным поставщиком - очень сложно. Даже если вы победили). Заказчик для этого применяет все возможные законные и незаконные методы. К примеру - прописать в положении о закупках возможность отказаться от заключения контракта на любом этапе, или указать, что если подана только одна заявка/только одна заявка признана соответствующей по результатам рассмотрения - заказчик в праве заключить контракт с подавшим такую заявку. И таким правом он не пользуется.
Такой случай был у нас - подали заявку на участие. Кроме нас заявку подал аффилированный поставщик. Наша заявка полностью соответствовала всем требованиям, поэтому заказчик не стал рисковать и не отклонил ее. Вместо этого он отклонил заявку аффилированного поставщика, признал нас победителем. Но контракт заключать не стал, признав закупку несостоявшейся, ссылаясь на положение о закупках, которое, в случае допуска только одного участника, предусматривало такое право, но не обязанность.