Поиск по справочной
Статьи, инструкции, вопросы эксперту

На что обращает внимание ФАС в закупках госкорпораций? Об этом рассказала заместитель руководителя УФАС Москвы Индира Шандиева на 5-ом Форуме директоров по закупкам.

Антимонопольное регулирование торгов

223-ФЗ дает заказчикам большую свободу действий и больше возможностей для злоупотреблений. В большинстве случаев антимонопольная служба узнает о нарушениях из жалоб участников и обязана отреагировать на них в короткие сроки. Жалобы в ФАС — это инструмент работы поставщика, которым полезно пользоваться. Эту позицию подтверждает выступление представителя УФАС по Москве, которым мы хотим поделиться.

Полномочия ФАС в рамках 223-ФЗ

В закупках по 223-ФЗ ФАС следит за соблюдением антимонопольного законодательства, выявляет нарушения и привлекает к административной ответственности. Можно назвать четыре направления работы контролирующего органа:

  1. Включает нарушителей в Реестр недобросовестных поставщиков. В 2016 году было 99 обращений на поставщиков, из которых 38 включили в реестр (здесь и ниже статистика ФАС по Москве).
  2. Проводит совместные проверки с прокуратурой, где ФАС выступает в качестве эксперта. В 2016 году состоялось 20 совместных проверок.
  3. Привлекает к ответственности заказчиков. В первом полугодии 2016 года антимонопольная служба выписала 114 постановлений о наложении штрафа. Некоторые заказчики обжаловали штрафы, но суд остался на стороне ФАС.
  4. Рассматривает жалобы от участников закупок. Это интересно посмотреть подробнее.

Жалобы участников закупок помогают ФАС выявлять злоупотребления заказчиков. По мнению Индиры Шангиевой, доверие к институту жалоб постепенно растет: в 2013 году их было около 700 за весь год, а за 1 полугодие 2016 года — уже 1679.

Любой участник, даже если он не планировал подавать заявку на закупку по 223-ФЗ, может пожаловаться на заказчика. Такие жалобы рассматриваются в укороченные сроки — в течение 7 рабочих дней. Если заказчик проводит конкурентную закупку, но по каким-то причинам в ней невозможно принять участие, это нарушает закон.

Казанский филиал ПАО «Туполев» закупал оборудование для работоспособности вакуумной печи на 976 млн руб. На подготовку заявки поставщикам дали всего 5 дней. При этом информация о нужном оборудовании была конфиденциальной, ее предоставляли участникам по запросу. Кроме того, нужно было собрать много документов и справок от третьих лиц. Тем, кто не успел подать заявки в указанный срок, разрешили прийти на вскрытие конвертов, предварительно позвонив. Участники дозвониться не смогли, а в день вскрытия конвертов охрана их не пропустила. Контракт заключили с единственным поставщиком в день рассмотрения заявок.

Такая ситуация нарушает определение № 309-КГ15-14384 Верховного суда России от 2 февраля 2016. Заказчики обязаны заключать договор не раньше чем через 10 дней после подведения итогов закупки. Этого решения как раз добилась в суде ФАС (управление по Свердловской области). За 10 дней участники могут обжаловать результаты, а ФАС выявить нарушение и выдать заказчику предписание: вернуть закупку на начальный этап или повторно рассмотреть заявки. После подписания договора на заказчика можно только подать иск в суд.

Как ФАС работает с закупками у единственного поставщика?

Контролирующий орган смотрит жалобы только на конкурентные процедуры, которые составляют 10-15% от общего объема закупок. Около 50% закупок проводят у единственного поставщика. Очень много процедур, которые называются по-другому, но по сути это закупки у единственного поставщика.

Заказчики пытаются доказать, что выбирают единственного поставщика, потому что с ним раньше уже заключали договоры, и претензий к ним не было. Иногда действительно есть объективные причины для прямого выбора. Но единственный способ доказать, что текущий поставщик предлагает лучшие условия на рынке — провести конкурентную процедуру и сравнить его с другими участниками.

Жалоб на закупки у единственного поставщика мало, но они есть. Решения по таким жалобам 50 на 50 в пользу заказчиков и поставщиков. Участникам нужно быть активнее, жаловаться на несоответствие закупки положению заказчика или 223-ФЗ. В рамках своих полномочий ФАС выдаст предписание или обратится в суд, чтобы признать договор ничтожным.

Но по словам Индиры Шандиевой, чтобы сократить число нарушений со стороны заказчиков, нужно в целом реформировать направление, менять 223-ФЗ и все регламентирующие акты.

Злоупотребления заказчиков

Короткий срок подачи заявок

Одно из частых нарушений, по мнению антимонопольной службы, — оставить 5 рабочих дней или меньше на подачу заявки в конкурентных процедурах. За это время сложно подготовить и передать заказчику заявку, если участника заранее не проинформировали. Независимый поставщик не успеет найти на рынке продукцию, подготовить заявку и справки, особенно если речь идет на миллиардные закупки.

Запрет на субподряд

Второе злоупотребление, которое ограничивает конкуренцию, — запрет на привлечение субподрядчиков. Не у всех есть техническая возможность выполнить большой заказ своими силами, особенно если это закупка на большую сумму.

В 2015 году одна из структур РПН проводила закупку с НМЦ 850 млн руб., запретив привлекать субподрядичиков. Предмет закупки — бланки и марки. В России всего у 30 компаний есть лицензия на изготовление бланков. Две могут изготавливать и то, и другое. И только одна может выполнить заказ такого объема. ФАС отреагировала на жалобу Госзнака, который не изготавливает марки, но мог бы привлечь субподрядчика. Заказчику выдали предписание убрать запрет и провести новую закупку (ее НМЦ составила уже 420 млн руб. Госзнак не стал победителем, но цена опустилась на 35%.

Избыточные требования

Это может говорить об аффилированности с конкретным поставщиком. Был случай, когда заказчик разместил техзадание в ЕИС уже с названием поставщика. Он прорабатывал техническую часть вместе с поставщиком и не убрал его наименование из задания. Закон позволяет провести опрос потенциальных поставщиков перед тем как объявить закупку, но возможность участвовать должна быть у неограниченного круга лиц.

ФАС активно выявляет картельные сговоры между поставщиками, если видит, что заявки от разных юрлиц поданы с одного IP-адреса. Такую информацию предоставляют 5 специально отобранных ЭТП госзакупок. И это один из аргументов, чтобы все закупки по 223-ФЗ перевести на эти площадки.

Анна Тресвятская
Автор статей в Контур.Закупках
7 комментариев
Джеймс 27 октября 2016, 11:51
Спасибо за статью!
Действительно, заключить контракт в закупке по 223-ФЗ, если заказчик аффилирован с конкретным поставщиком - очень сложно. Даже если вы победили). Заказчик для этого применяет все возможные законные и незаконные методы. К примеру - прописать в положении о закупках возможность отказаться от заключения контракта на любом этапе, или указать, что если подана только одна заявка/только одна заявка признана соответствующей по результатам рассмотрения - заказчик в праве заключить контракт с подавшим такую заявку. И таким правом он не пользуется.
Такой случай был у нас - подали заявку на участие. Кроме нас заявку подал аффилированный поставщик. Наша заявка полностью соответствовала всем требованиям, поэтому заказчик не стал рисковать и не отклонил ее. Вместо этого он отклонил заявку аффилированного поставщика, признал нас победителем. Но контракт заключать не стал, признав закупку несостоявшейся, ссылаясь на положение о закупках, которое, в случае допуска только одного участника, предусматривало такое право, но не обязанность.
Александр 31 октября 2016, 00:16
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, источник откуда взята информация:"Около 50% закупок проводят у единственного поставщика."
Также есть вопрос по информации: "Очень много процедур, которые называются по-другому, но по сути это закупки у единственного поставщика." Просьба разъяснить, какие процедуры имеются ввиду!
Спасибо!
Савукова Марина 1 ноября 2016, 07:57
Александр, добрый день!

Информацию о закупках по 223-ФЗ можно посмотреть в сервисе Контур.Закупки. Мы берем ее из открытого источника — ЕИС.

С 1.01.2016 было размещено более 1089000 закупок по 223-ФЗ. Из них более 399000 — закупки у единственного поставщика, размещенные по установленному формату.
Кроме этого, заказчики выбирают иной тип закупок и формируют свои способы, такие как:
— закупка у единственного источника;
— прямая закупка;
— открытая закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и т.д.
В этом году опубликовали еще около 150000 таких закупок.
Корректор 20 сентября, 17:54
Здравствуйте. Однако, если посмотреть на сайт Московского УФАС России фамилия зам. руководителя - ШанДиева =)
Савукова Марина 21 сентября, 09:41
Исправили. Спасибо!
Елена 6 октября, 10:00
Добрый день! Так и осталось непонятным, если заказчик в рамках закупки по 223 ФЗ ставит срок подачи заявок 5 дней - это однозначное нарушение или все же заказчик имеет на это право?
Анна Тресвятская 6 октября, 13:46
Елена, добрый день! 223-ФЗ регламентирует только сроки подачи заявок на аукцион или конкурс - не меньше 20 дней. Сроки в остальных процедурах заказчик устанавливает сам в своем Положении о закупках. Но если заказчик проведет за 2-5 дней сложную закупку, подготовка к которой требует гораздо больше времени, - это уже может быть признаком аффилированности с будущим победителем. Такой заказчик может привлечь внимание ФАС по жалобе участника.
Новый комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором.

Рассылка

Каждую неделю наши эксперты будут отправлять вам важные материалы о закупках