Поиск по справочной
Статьи, инструкции, вопросы эксперту

Посмотрим, что такое переторжка, когда и какими способами заказчики ее проводят.

Суть переторжки

Переторжка — дополнительный этап конкурентной процедуры. Заказчик проводит ее по своему усмотрению, после того как собрал и оценил все заявки. Переторжку чаще всего объявляют после конкурса, аукциона или запроса предложений, когда закупают большое количество стандартной продукции или проводят сложную комплексную закупку. 

Если заказчик оценил все заявки и остался недоволен результатом закупки или получил несколько сопоставимых предложений, он предлагает участникам улучшить свои заявки — например, снизить цену контракта или размер аванса, сократить сроки поставки или выполнения работ и т.д. 

Когда поставщик узнает, что будет переторжка?

Заказчик может назначить переторжку, только если он предусмотрел эту возможность в документах закупки. Правила игры он устанавливает сам: порядок и форму процедуры, сколько раз ее проводить и т.д. Рассмотрев присланные заявки, он решает, объявлять переторжку или нет. 

Уведомление о переторжке должно прийти в личный кабинет участника на ЭТП, где проходит закупка. Но лучше следить за результатом закупки самостоятельно: внимательно читать протокол рассмотрения заявок, чтобы не пропустить объявление о переторжке.

Некоторые заказчики считают, что переторжку нужно проводить после любой процедуры, независимо от результатов. Другие считают, что если сразу получено хорошее предложение, нет смысла устраивать дополнительную процедуру, так как она отнимает время. 

Сколько участников допускают до переторжки?

Логично проводить переторжку между участниками, у которых примерно одинаковые предложения — например, между 2-4 лидерами. С другой стороны, такое ограничение противоречит принципу добросовестной конкуренции, который заявлен в 223-ФЗ. Это неоднозначный момент, который ФАС или другой госорган никак не комментируют.
 
Нужно ориентироваться на условия переторжки в документах конкретной закупки и продумывать стратегию:
 

  • Если заказчик допустит к переторжке только лидеров, нужно максимально снижаться уже на первом этапе торгов.
  • Если допустят всех, можно сначала оценить предложения других участников, а потом скорректировать свое.

Поставщики, приглашенные на переторжку, не обязаны в ней участвовать и могут не изменять ранее поданное предложение.

В какой форме проводят переторжку?

В заочной форме

Участники подают окончательные предложения анонимно: в запечатанных бумажных конвертах или загружают файл в электронный сейф заказчика на ЭТП, где проходит закупка. В этом случае участники закупки могут улучшить свои предложения по параметрам, определенным комиссией, не изменяя остальные положения закупки.
 
Заказчик одновременно вскрывает конверты или открывает доступ к файлам, после чего подводит окончательные итоги. В этом случае поставщики не видят предложений друг друга и снижаются, самостоятельно рассчитывая свои возможности и рентабельность контракта.
 
С момента объявления о переторжке до подведения итогов проходит определенное время, которое заказчик устанавливает сам или его определяет регламент площадки. Например, на B2B-Center этот срок составляет 3 календарных дня.

В очной форме 

В этом случае можно пересмотреть только цену. Переторжка в этом случае проходит на ЭТП в реальном времени и напоминает аукцион. Участники видят чужие предложения и снижают собственные цены, чтобы обойти конкурентов. Чаще всего поставщикам разрешают снижать цену неограниченное число раз, но иногда бывает, что подать предложение можно только один раз. 
 
Заявка с улучшенными условиями или ценой, поданная во время последней переторжки, считается окончательной. Если поданы заявки с одинаковыми условиями, выигрывает участник, который первым прислал свое предложение. 

Анна Тресвятская
Автор статей в Контур.Закупках
2 комментария
Светлана 14 мая, 18:26
в статья хорошая, но стоит отметить - что заказчик по 223 - бывает что и отменяет обязательную переторжку, им же назначенную и прописанную в документации.
Максим 12 июля, 12:29
Недостаток переторжки с возможностью однократной подачи предложения в том, что сидят ушлые ребята до последних секунд и ждут пока "отстреляются" конкуренты, и потом успевают "убить" цену на копейки, тем и победив в миллионных торгах
Новый комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором.

Рассылка

Каждую неделю наши эксперты будут отправлять вам важные материалы о закупках