Когда и как можно общаться с заказчиком по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ — Контур.Закупки Баннер

Когда и как можно общаться с заказчиком по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ

Обновлено 7 мая 2025 17 768 10

Рассказываем о существующих форматах общения: что разрешают законы и какие правила нужно соблюдать. 

На этапе планирования закупки

Общественное обсуждение. С 1 января 2017 года все закупки дороже двух млрд рублей проходят обязательное общественное обсуждение. Как правило, на обсуждение выставляют крупные тендеры на строительство дорог и зданий. Требование распространяется на всех заказчиков по 44-ФЗ и на некоторых заказчиков по 223-ФЗ. Региональные власти могут устанавливать свои требования. 

На этом этапе обсуждают тендеры, которые заказчик опубликовал в плане закупок. Обсуждение происходит в специальном разделе ЕИС «Обязательное общественное обсуждение закупок». Для участия надо пройти регистрацию в системе и получить доступ к этому разделу.

Обсуждение начинается с размещения плана-графика или, если формирование документа не предусмотрено, с размещения извещения о закупке в ЕИС. Процесс длится до момента, пока закупку можно отменить. Любой зарегистрированный участник может комментировать информацию о тендере, опубликованную в плане-графике. В течение двух дней заказчик отвечает на поступившее предложение или замечание. 

По результатам обсуждения принимают решение: внести изменения в план-график, извещение закупки либо проект контракта или отменить закупку.

Консультации. Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ проводят только те закупки, которые включены в план-график. В любой момент поставщик может заранее узнать:

  • кто планирует приобретать его продукцию в ближайший год, 

  • в каком объеме, 

  • с какой начальной ценой, 

  • какие есть требования к исполнителю, 

  • в какие сроки нужно исполнить контракт и т. д. 

У заказчика по 44-ФЗ на стадии планирования есть возможность организовать консультацию с поставщиком, чтобы определить конкурентную среду (п. 6 ч. 4 ст. 38 44-ФЗ). Из формулировки закона следует, что инициатором этих консультаций выступает заказчик, но теоретически участники тоже могут обратиться к заказчику с предложениями улучшить характеристики товара, условия поставки и пр. 

Закон не обязывает заказчика отвечать на эти обращения, но для обеих сторон эти консультации — возможность улучшить условия закупки. Поставщик получает ответы на вопросы и озвучивает проблемы, с которыми может столкнуться, выполняя заказ. А заказчик в результате такой обратной связи может еще до публикации закупки скорректировать требования к товару или условиям выполнения работы

223-ФЗ не регламентирует общение с поставщиками, но по наблюдениям специалистов по сопровождению торгов, заказчики по 223-ФЗ активнее прибегают к помощи поставщиков при подготовке закупки.

Если закупка конкурентная и не аффилированная, заказчики заинтересованы, чтобы на торги пришло как можно больше участников, которые будут конкурировать между собой: предлагать лучшие условия поставки и снижать начальную цену контракта. Для этого они гораздо охотнее, по сравнению с заказчиками по 44-ФЗ, общаются с потенциальными участниками и отвечают на их вопросы.

На этапе подачи заявок 

Запрос разъяснений и общение вне правил. 44-ФЗ запрещает переговоры с заказчиком на этапе подачи заявок (ст. 46 44-ФЗ). Но у участников часто возникают вопросы, которые они не могут задать в рамках закона. 

В электронном конкурсе или аукционе можно подать три запроса на разъяснения, в запросе котировок закон и вовсе не обязывает заказчика отвечать на вопросы поставщиков.

Если время для запроса разъяснений истекло или после трех запросов остались еще вопросы, можно попробовать обратиться к заказчику напрямую — по электронной почте или телефону, но учесть, что заказчик может:

  • проигнорировать запрос, поданный не по правилам, 

  • не выполнить обещание, данное по телефону. 

Жаловаться в ФАС в этом случае не имеет смысла, так как поставщик сам в первую очередь нарушил запрет на переговоры с заказчиком. 

Выезд на объект. Один из распространенных случаев обращения к заказчику — просьба осмотреть объект на наличие скрытых работ, например, для клининговых или строительных услуг. Что делать, если заказчик не предусмотрел такую возможность в документах закупки? 

По официальной позиции Минэкономразвития, участника не следует допускать к месту работ. Это может создать ему преимущества перед другими. Но на практике такая позиция может привести к тому, что реальные условия выполнения контракта не будут соответствовать условиям из контракта и стоимость работ удорожается.

Вот как стоит действовать в этой ситуации:

  • Подайте запрос разъяснений с вопросом, в какие даты можно приехать для осмотра объекта. Если заказчик ответит на запрос, уточнив график и условия приезда на объект, то все остальные участники также увидят этот график и будут в равных условиях. 

  • Проведите качественную оценку рисков и постарайтесь выяснить в запросе на разъяснения максимум условий, которые могут привести к удорожанию работ или увеличат сроки исполнения контрактов. Например, если это строительство, какие условия работ, на каких почвах, получены ли все нужные разрешения, согласования т. д. 

Конкурентные переговоры. Этот вид закупки может провести заказчик по 223-ФЗ или коммерческая компания. Конкурентные переговоры организуют, если нужно приобрести товар или услугу быстро, сэкономив время на сбор и оценку заявок. Заказчик общается со всеми участниками сразу или по отдельности, обсуждая с ними:

  • цену и характеристики товаров, 

  • условия выполнения работ, 

  • формы договора и оплаты, 

  • порядок привлечения субподрядчиков и прочие нюансы.

Конкурентные переговоры — менее прозрачная процедура, так как при личном общении заказчика и участника есть риск сговора, а при общем обсуждении поставщикам придется озвучивать коммерческую информацию. Тем не менее, такой формат закупок есть, о нем нужно помнить. 

Инструменты для продуктивного участия в торгах

При исполнении контракта

Победив в закупке, поставщик общается с госзаказчиком, как с любым другим контрагентом. Главное — обе стороны должны придерживаться норм 44-ФЗ и условий контракта. Какие форматы общения можно использовать, чтобы защищать свои права? 

Переписка. Все действия, проблемы, нарушения условий контракта фиксируйте в переписке. Это дисциплинирует заказчика, поможет в претензионной работе и судебных разбирательствах. Указывайте, что заказчик не предоставил исходные данные, неправомерно отказывается принимать товар, задерживает оплату и т. д. 

Бумажные письма, документы и претензии нужно отправлять заказным письмом или передавать лично. Также суды принимают в качестве доказательства переписку с личной или корпоративной электронной почты контрагентов. 

Запись переговоров. Можно ли «поймать» заказчика на лжи, записав телефонный разговор с ним? 

Суды принимают аудиозаписи в электронном виде, но требуют объяснить их происхождение. В Арбитражном процессуальном кодексе использование аудиозаписей в качестве доказательств регламентируется ч. 2 ст. 64 и ч. 2 ст. 162 АПК РФ.

Чтобы суд учел запись в качестве доказательства, она должна быть гласной, то есть нужно в начале разговора с заказчиком объявить, что разговор записывается. В этом случае поставщик не нарушает законное право заказчика на частную жизнь. 

Обложка статьи: Gorodenkoff, Drazen Zigic · Shutterstock 

Бесплатная книга

44-ФЗ простым языком

Скачать
Бесплатная книга

44-ФЗ простым языком

Скачать
Книга «44‑ФЗ простым языком» за подписку на дайджестКнига «44‑ФЗ простым языком» за подписку на дайджест
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
10 комментариев
В
Добрый день!
Подскажите, возможно ли написать Заказчику запрос на увеличение НМЦ, по причине повышения курса валюты?
https://zakupki.kontur.ru
Екатерина Кондратьева 16 марта 2020
Добрый день, Вадим! С 2020 года эксперты гарантированно отвечают на комментарии по теме статьи только в первые сутки после публикации. Задайте ваш вопрос в специальной рубрике: https://zakupki.kontur.ru/site/expert
Добрый день! Заказчик разместил аукционную документацию в формате PDF. На запрос выслать документацию в формате DOC, Заказчик отказался, объяснив это тем, что предоставит нам преимущества перед другими Участниками. К каком законе это прописано? Имеет ли право Заказчик так отвечать на запрос документации?
https://zakupki.kontur.ru
Анна Тресвятская, эксперт 23 февраля 2019
Елена, добрый день!

Если заказчик вышлет такой документ только вам, это можно считать ограничением (с натяжкой, конечно, но тем не менее). Но ничто не мешает заказчику выложить тот же файл в формате DOC для всех участников. А документация объемная? То, что она ф таком формате, мешает вам готовить заявку?
Е
Добрый день!
Мы выиграли аукцион по ФЗ-223. В итоговом протоколе проведения аукциона Заказчик не указал наименование победителя, а только порядковый номер заявки участника. В результате СБ отказывает нам в БГ на обеспечение исполнения контракта. Заказчик объясняет это тем, что по ФЗ-223 теперь он не имеет права указывать наименования участников закупки. Это верно?
https://zakupki.kontur.ru
Анна Тресвятская, эксперт 31 января 2019
Добрый день! Да, по новой редакции 223-ФЗ заказчик может не указывать наименование победителя (если иное не указано в его Положении о закупках). П.13 и п.14 статьи 3.2 223-ФЗ. Может письмо от заказчика в банк предоставить о том, что вы победили?
Р
Интересно очень . Вот бы вы рассказывали о лазейках в законе нам бы это помогло 😂
С
Светлана 16 ноября 2017
какие там лазейки? обычный запрос
А
Добрый день Анна!
Поясните - обязан ли заказчик работающий по 223 ФЗ отвечать на вопросы участников закупки из раздела "Разъяснения" этп b2b-center. Если обязан то в какой срок он должен ответить в рамках Открытого одноэтапного конкурса в электронной форме без предварительного квалификационного.
Марина Савукова 14 сентября 2017
Андрей, добрый день!

Требования к отправке запросов на разъяснения (п.10 ч.10 ст.4 223-ФЗ) и к предоставлению ответов на эти запросы надо смотреть в Положении о закупках заказчика и в документации к закупке.