Поиск по справочной
Статьи, инструкции, вопросы эксперту

Отвечаем на распространенные вопросы участников запроса котировок: в какой форме подавать заявку, почему ее нельзя изменить, можно ли предоставить электронную выписку из ЕГРЮЛ.

В какой форме подавать заявку? 

В 44-ФЗ есть противоречие в этом вопросе. С одной стороны, заказчики обязаны дать возможность участникам запроса котировок отправить заявку в электронном виде (ч.5 ст.74 44-ФЗ). Но с другой стороны — тот же 44-ФЗ говорит, что вести электронный документооборот можно только через ЕИС (ч.1 ст.5 44-ФЗ). Сейчас в ЕИС нет технической возможности отправлять заявки, она должна появиться 1 января 2018 года. 

Можно ли отправить котировочную заявку по электронной почте, подписав усиленной электронной подписью? Единой позиции тоже нет:

  • Принимая заявки по электронной почте, заказчик нарушает правило вести документооборот через ЕИС, к тому же такой способ не гарантирует конфиденциальность заявок. Например, в этом решении ФАС согласна, что прием котировочных заявок по электронной почте противоречит 44-ФЗ.
  • Не принимая заявки, заказчики нарушают указанную выше ч.5 ст.74 44-ФЗ. Например, Верховный суд России счел обоснованной жалобу поставщика на то, что заказчик не принял его заявку по электронной почте.

Чтобы избежать жалоб поставщиков, заказчики часто используют в документах закупки такую формулировку: «Форма заявки на участие в запросе котировок: в электронном виде через ЕИС и на бумажном носителе». Это позволяет соблюсти закон и при этом не принимать заявки, присланные по электронной почте. 

То есть единственный законный способ отправить заявку — на бумаге. Можно прислать заказчику по почте, доставить курьером или принести лично: в установленные сроки или в день вскрытия конвертов, оставшись на саму процедуру (ч. 3. ст. 78 44-ФЗ). Если поступят несколько заявок с одинаковыми условиями, победит поставщик, чья заявка поступила первой.

Какие реквизиты указывать на конверте?

Участник не обязан указывать свой почтовый адрес или реквизиты организации на конверте с заявкой, можно подавать обезличенные конверты (ч. 3 ст. 77 44-ФЗ). Всю информацию о себе нужно указывать в заявке. 

На конверте достаточно написать номер процедуры, объект закупки и дату вскрытия конвертов, чтобы заказчику было понятно, к какой закупке относится ваша заявка. Если отправляете почтой, а не самостоятельно или курьером, укажите почтовый адрес заказчика. 

Можно ли отозвать или изменить заявку?

Участники конкурентных закупок по 44-ФЗ привыкли, что в установленные сроки можно изменить или отозвать поданную заявку. Запрос котировок — исключение из правил. Если вы обнаружите ошибку в своей заявке или просто решите не участвовать в процедуре, не получится просто изменить свою заявку или отозвать ее:

  • По ч. 1 ст. 77 44-ФЗ поставщик может изменить или отозвать уже поданную котировочную заявку, только если заказчик что-то изменил в опубликованной закупке и срок подачи заявок продлили. 
  • А если закупают товары для гуманитарной помощи или ликвидации последствий стихийных бедствий или техногенных катастроф, то изменить или отозвать заявку нельзя, даже если заказчик внес изменения в закупку. 

Поставщики используют одну хитрость, чтобы отозвать заявку. Если не хотят участвовать в запросе котировок, а заявку уже отправили, подают заказчику вторую заявку. В этом случае по закону заказчик обязан вернуть все присланные заявки без рассмотрения, но поучаствовать в этой процедуре снова не получится (ч. 1 ст. 77 44-ФЗ).

Когда нужна доверенность на участие во вскрытии конвертов

Заказчик дает возможность всем участниками запроса котировок присутствовать при вскрытии конвертов, а в соответствии с ч.3 ст.27 44-ФЗ это можно сделать через представителей. Полномочия представителей подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством. 

Если представитель участника захочет присутствовать на вскрытии конвертов, он должен иметь при себе оригинал такой доверенности.

Можно ли подать запрос на разъяснения? 

В 44-ФЗ запросы на разъяснения предусмотрены только для конкурсов и аукционов. Если вы участвуете в запросе котировок и надо что-то уточнить у заказчика, то можете отправить запрос по электронной почте или задать вопрос по телефону, но не все заказчики отвечают. Если в документах закупки есть нарушение, можно пожаловаться в ФАС.

Когда и в какой форме прикладывать выписку из ЕГРЮЛ? 

Выписку из ЕГРЮЛ не старше 6 месяцев предоставляет только победитель запроса котировок. В каком виде ее можно подать — один из спорных моментов в любой закупке, кроме электронного аукциона. В нем выписку подают в электронном виде только при аккредитации на ЭТП. 

Официальная электронная выписка — это документ в формате PDF, который содержит усиленную квалифицированную электронную подпись налогового инспектора. Электронная выписка имеет такую же юридическую силу, что и бумажная версия, заверенная подписью инспектора и печатью налогового органа. С этой позицией согласна ФАС, которая ссылается на письмо Минэкономразвития от 01.12.2015 № Д28и-3448.

Выписку заказывают в сервисе на сайте ФНС. Это бесплатно, ссылка на выписку приходит в среднем за несколько часов, для подачи заявки предпринимателю не нужна собственная квалифицированная электронная подпись. Заказчику можно передать электронную выписку на флэшке, диске, послать по электронной почте, через файлобменник или отправить ссылку на нее, которая активна 5 дней.  

К сожалению, на практике заказчики часто отказываются принимать выписку, ссылаясь на то, что в документах закупки было требование предоставить «оригинал выписки или ее нотариально заверенную копию». Несмотря на легитимность электронной выписки, заверенной и предоставленной в соответствии с требованиями закона, рекомендуем уточнить у заказчика, примет ли он выписку в электронном виде.

Анна Тресвятская
Автор статей в Контур.Закупках
17 комментариев
Гульнара 25 августа 2017, 10:26
Спасибо, нужные знания.
Альфия 28 августа 2017, 13:04
Спасибо!
Андрей Кудинов 6 сентября 2017, 08:07
Здравствуйте, Анна!
Спасибо за статью - полезная.
Огромная просьба - расскажите в Ваших статьях (если раньше не рассказывали) что происходит с гос. заказами, если не подано ни одной заявки. В частности, меня интересует вопрос с закупками квартир, на которые не было подано ни одной заявки. Что происходит с деньгами, выделенными на эту закупку, как приобретается необходимая квартира в дальнейшем и т. п. Заранее благодарю!
Анна Тресвятская 7 сентября 2017, 15:51
Андрей, про несостоявшиеся закупки мы писали в этой статье: https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1101-nesostoyavshiesya

Суть такова:

Если закупка не состоялась, в первую очередь заказчик вносит изменения в свой план-график. Через 10 дней после этого он имеет право объявлять:

- Повторный конкурс или новую закупку, если закупка проводилась в форме конкурса;
- Запрос предложений или другую процедуру, если не состоялся аукцион;
- Новую закупку после несостоявшегося запроса предложений.
- Для запроса котировок надо продлить срок подачи заявок. Если предложений не будет снова, заказчик внесет изменения в план-график и проводит новую закупку любым способом.
Александр 6 сентября 2017, 21:21
Анна, какова Ваша позиция, необходимо ли сшивать листы заявки при ЗК, если данное требование установлено Извещением?
Анна Тресвятская 7 сентября 2017, 15:46
Александр, да, если такое требование есть, лучше сшить. В п. 7 ст. 77 44-ФЗ прописаны случаи, когда заказчик имеет право отклонить заявку. В частности, «котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок». Проще сшить, чем доказывать в ФАС, что этот пункт относится только к содержанию, а не к оформлению заявки.
Виталий 7 сентября 2017, 09:21
Спасибо! Хорошая статья
Михаил 12 декабря 2017, 12:19
Добрый день...
Правда ли, что:
Константин Артемьев:

Информация про доверенность на Исполнителя касается

Конкурсов и аукционов

В запросе котировок про доверенность ничего не указано в законе. Вообще

Почему же тогда вы пишите, что это правило применимо к запросу котировок?
Марина Савукова 13 декабря 2017, 17:15
Михаил, добрый день!

Уточните, пожалуйста, ваш вопрос.
Лидия 14 февраля, 15:22
Добрый день, Анна!
Большая проблема возникла с открытием расчётного счёта в банке для ФГУП. Организация, в которой я работаю, сама зарабатывает деньги, а не получает их из бюджета. У нас несколько отличий от бюджетных организаций, которые и создают трудности в применении 44-ФЗ: мы не обслуживаемся в органах федерального казначейства, в банке денежные средства размещаются не на временной основе, как у бюджетников для получения обеспечения контрактов, а на постоянной основе, в конце года счёт не обнуляется, на нас не распространяется требования закона о федеральном бюджете о бесплатном обслуживании кредитными организациями. Учитывая всё изложенное мы не можем заключать договоры банковского счёта на год, мы оплачиваем услуги РКО кредитной организации по установленным тарифам, которые могут быть как в процентах, так и фиксированных суммах за единицу обрабатываемой информации. Определить цену контракта в таких случаях очень сложно. Также зачастую тарифы зависят от продолжительности отношений с банком, когда банки используют индивидуальный подход к клиентам. Ещё одна сложность - это исполнить требования Постановления Правительства РФ от 21.12.2011 № 1080 и не попасть под штрафы ФАС за ограничение конкуренции. Вот такая куча проблем, поэтому нигде в интернете я не смогла найти опыт проведения закупки по открытию банковского счёта ФГУПами. Бюджетные организации, которые устанавливают стоимость контракта 1 рубль, для нашей ситуации совсем не пример. Получается замкнутый круг. Очень хочется, чтобы всё-таки из 44-фз исключили финансовые услуги для организаций, не обслуживающихся в казначействе и не живущих за счёт бюджетного финансирования.
Павел Москвичев 9 марта, 18:22
Возник вопрос - если все знают о противоречиях законодательства, как обойти тот или иной пункт буквы закона, при этом еще и ФАС говорит, что есть не состыковки при рассмотрении жалоб.
Почему не исправят и не внесут ясность? И сделают прозрачным проведение торга?
Анна Тресвятская 9 марта, 18:33
Добрый день! Этот же вопрос задают себе все участники закупок, юристы и эксперты в сфере закупок))) Ждём 1 июля 2018 года, когда появится возможность проводить все закупки в электронном виде, и шагов в упорядочивания правоприменительной практики от нового руководителя ФАС.
Павел Москвичев 9 марта, 18:43
Анна, спасибо за ответ.
Шокирован оперативностью =) И тем что вопрос все еще не решен.
Спасибо за статью и пояснения, буду использовать в работе ;)
Гульнара 13 июня, 14:31
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, какие документы (дополнительно: справки об инвалидности или еще что) надо прилагать к котировочной заявке от "инвалидов". Впервые подаю в бумажном виде. Заранее спасибо
Анна Тресвятская 13 июня, 14:43
Добрый день!
Если организация инвалидов победит, ее представитель подает заказчику требование предоставить ценовое преимущество. Требование победитель составляет в произвольной форме. Об этом сказано в пункте 4 Правил, утвержденных Постановлением № 341.
Николай 4 июля, 15:20
Здравствуйте.
Подскажите как правильно заполнить заявку. В форме заказчика отсутствует декларация о принадлежности к смп, а в требование к заявке есть. Можно ли в эту форму внести эту декларацию или сделать это отдельным приложением? Или еще может еще варианты есть?
Анна Тресвятская 5 июля, 09:47
Николай, добрый день! Если закупка проводится среди СМП, вам обязательно нужно приложить декларацию о принадлежности к этой категории бизнеса. Как это сделать - решать вам. Отдельно или в форме заявке. Заказчик может дать рекомендации, как оформлять заявку и приложить образец, но вас не отклонят, если вы используете свой шаблон. Главное - соблюсти все требования к содержанию.
Новый комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором.

Рассылка

Каждую неделю наши эксперты будут отправлять вам важные материалы о закупках