Заказчик не может требовать от участников больше, чем написано в 44-ФЗ. Что делать, если вы увидели в извещении нестандартные требования? Рассмотрим несколько ситуаций из практики: какие из них законны, а какие нет.
Нужно ли прошивать листы заявки на котировку?
Требование
В извещении на запрос котировок или запрос предложений заказчик пишет, что листы заявки должны быть прошиты и пронумерованы, несмотря на то, что в законе нет правил оформления этих заявок.
Как реагировать
Правила оформления бумажной заявки подробно прописаны только для открытого конкурса. В 44-ФЗ нет прямого указания, что при подаче заявки на остальные бумажные процедуры участник должен прошивать и нумеровать листы заявки, но он может установить это требование самостоятельно:
- В запросах котировок. В п. 7 ст. 78 44-ФЗ прописаны случаи, когда заказчик имеет право отклонить заявку. В частности, «котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок».
- В запросах предложений. В п. 3. ч. 6. ст. 83 44-ФЗ есть фраза о том, что заказчик сам прописывает в извещении «требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкция по их заполнению».
То есть заказчик имеет право самостоятельно установить требования к оформлению заявки, и поставщик должен их выполнить.
В обычной закупке установлен национальный режим
Требование
Заказчик требует предоставить декларацию о том, что организация-поставщик зарегистрирована на территории РФ, а ее учредители — граждане РФ. Что делать, если такое требование есть в закупке, для которой не действуют преимущества для товаров, произведенных на территории ЕвразЭС?
Как реагировать
В 44-ФЗ нет требования декларировать регистрацию участника на территории РФ, так что заказчик не прав. Если позволяют сроки, подайте запрос разъяснений с вопросом, на основании какого нормативно-правового акта он требует такую декларацию. Если формат закупки не позволяет подать запросы или время на них вышло, прикладывайте только те документы, которые перечислены в законе. Остальные документы будут избыточны. Если заказчик отклонит такую заявку, ФАС будет на вашей стороне.
Отсутствие судимости
Требования
Детский сад в закупке на клининговые услуги выставляет требование об отсутствии судимости к участнику закупки. Заказчик руководствуется тем, что все сотрудники учреждения обязаны иметь такую справку, а значит, требование распространяется и на сотрудников клининговой компании.
Как реагировать?
Это требование отсутствует в ст. 31 44-ФЗ, где перечислены все возможные требования к участникам закупки. Заказчик не имеет права требовать в составе справку непосредственно от участника закупок, но он может потребовать ее у непосредственного исполнителя работ в условиях контракта. Выставлять требования к работам заказчик может, и победителю придется их выполнить.
Учтите, что справка готовится 30 рабочих дней, так что если она есть в условиях исполнения контракта, то лучше позаботиться о ее получении заранее.
Присутствие поставщика при приемке товара
Требование
Заказчик прописывает в проекте контракта необходимость присутствия представителя поставщика при передаче товара. На каком основании заказчик прописывает это условие и можно ли от него отказаться?
Как реагировать?
Присутствие представителей сторон при приемке-передаче товара предусмотрено законодательством, поэтому такое условия в контракте не будет нарушением. Порядок приемки товаров устанавливается обязательными требованиями законодательства о техническом регулировании или договором (абз. 2 п. 1 ст. 474, абз. 2 п. 2 ст. 513 ГК РФ).
Передача товара всегда проходит с участием двух сторон. Товарная накладная и акт приемки-передачи являются двусторонним документом, их нельзя подписать заочно. Если заказчик не требует присутствия конкретного сотрудника — руководителя, бухгалтера или менеджера, это не ограничивает число поставщиков по территориальному признаку. Ответственным лицом от поставщика может стать даже водитель. Например, правами по передаче товара можно наделить экспедитора перевозчика, прописав все его обязанности в договоре.
В заключение хочется сказать, что при оспаривании нестандартных требований значение имеют не только нормы закона, но и правоприменительная практика. Важно знать, какие решения принимает ФАС и арбитраж при рассмотрении споров в вашем регионе.
Если вы не знаете, стоит ли жаловаться на требования заказчика в той или иной ситуации, найдите на сайте http://solutions.fas.gov.ru/ рассмотрение дел на похожие темы, выбрав управление ФАС своего региона. Можно найти схожие дела по ключевым словам из описания объекта или нарушения.
Напишите нам в комментариях, с какими еще необычными требованиями вы сталкивались. Мы посмотрим, как их оценивают ФАС или суд, и расскажем об этих случаях читателям.

Если еще встретите подобные закупки, отправьте, пожалуйста, их номера в письме с темой «Нестандартные требования» на почту zakupki@kontur.ru.
Но это, ведь, и не нужно!
Так как в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 44-ФЗ: «использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании".
Обращаю Ваше внимание на тот факт, что в этой статье говорится о параметрах эквивалентности ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ! Объектом закупки является "выполнение работ по огнезащите", а не закупка огнезащитного состава!
Значит заказчик должен указать параметр эквивалентности именно объекта закупки, которым, в нашем случае, является группа. То есть, участник торгов может предложить любой огнезащитный состав, который обеспечит нужную группу. Ведь так?
Далее в законе сказано следующее: "Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей".
Вопрос: правильно ли я понимаю, что в рассматриваемом случае заказчик не имеет права требовать дополнительные характеристики состава (кроме группы), без обоснования необходимости таких дополнительных требований?
« В случае если заказчик при описании объекта закупки использует стандартные показатели, например соответствие определенному ГОСТу, то он не может одновременно использовать другие, нестандартные показатели для описания объекта закупки, не соответствующие указанному ГОСТу». (из постановления АС СЗО от 03.12.15 по делу №А56-19399/2015) Тут в целом, как мне понимается, принцип такой, если указываются показатели не в рамках стандарта, необходимо дополнительное обоснование. Запросите у заказчика разъяснения, почему он приводит именно такие "указывает характеристики товара, такие как, расход, форма поставки, плотность, рН среды и т. д".
Отправьте, пожалуйста, на почту zakupki@kontur.ru номера решений ФАС и суда.
Если это действительно важно, выставляйте это требование, но заранее повысьте "ФАСоустойчивость":
1. Запрашивая коммерческие предложение при расчете НМЦ, сразу заложите требование о съемке. Если как минимум три контрагента согласны будут выполнить его, это значит, что вы НЕ ограничиваете конкуренцию.
2. Подготовьте аргументы, почему важно проверять работу исполнителей таким образом, чтобыпотом использовать при запросах на разъяснения от участников, если запросы будут.
Как раз сейчас столкнулся с закупкой по 44-ФЗ, где в проекте контракта есть отдельный пункт, обязывающий Исполнителя явиться в офис к Заказчику в течение 3-х дней после подписания контракта (указывается город, адрес, временные рамки когда он должен явиться к заказчику, и по каким дням недели), с формулировкой (ВНИМАНИЕ!) "...для предварительного согласования изготовления и поставки /товара/..."! Так и написано в проекте контракта.
Собственно, все требования к объекту закупки и его подробное описание представлены в техзадании. У меня, как возможного исполнителя, к этим требованиям и самому объекту вопросов нет, все предельно понятно.
Насколько такое требование заказчика об обязательной явке к нему законно? Я вижу в нем нарушение принципа равенства доступа к исполнению госзаказов для любого Участника, что требует сам 44-ФЗ. И вообще, какие такие дополнительные "согласования" с исполнителем могут требовать его вызова "на ковер" явочным порядком?:)
Спасибо!
Напишите, пожалуйста, номер закупки здесь или отправьте на почту zakupki@kontur.ru
Правда, после обращения этот пункт в контракте они удалили, но в ответе опять что-то сильно "намутили", посмотрите пожалуйста. Я пока понял только одно: фактически они хотят сделать закупку у единственного поставщика, но оформить это в виде аукциона!
Очень хотелось бы понять как с такими вещами можно законно бороться, или там нет нарушения закона?
Спасибо!
Заявка подается в письменной форме строго на бумажном носителе.
Все листы заявки должны быть п р о ш и т ы и п р о н у м е р о в а н ы .
Заявка должна содержать о п и с ь входящих в ее состав документов с указанием н о м е р а с т р а н и ц ы , быть скрепленной печатью участника закупок, и подписана участником закупок или лицом, уполномоченным таким участником закупок.
Заявка должна соответствовать требованиям, указанным в извещении и содержать, в том числе:
..... 2) полученную не ранее чем за один месяц до дня размещения в Единой информационной системе извещения о проведении процедуры закупки выписку (оригинал) из единого государственного реестра юридических лиц, выписку (оригинал) из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или их н о т а р и а л ь н о з а в е р е н н ы е к о п и и , копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц)/
Законно ли на этом основании отклонена заявка
1. Выписку из ЕГРЮЛ предоставляет только ПОБЕДИТЕЛЬ закупки. Выписка может быть выдана не позднее, чем за 6 месяцев до даты заключения контракта.
2. Заказчик не может требовать подавать заявку только на бумажном носителе. Формально еще нет возможности подать ее в электронном виде, так как эта возможность не реализована на ЭТП госзакупок или ЕИС, но и требовать только на бумаге - нарушение (ч.5 ст.74 44-ФЗ).
Что касается оформления заявки, то тут заказчик может устанавливать свои требования. Закон напрямую его не ограничивает.
Если закупка по 223-ФЗ, то нужно смотреть требования к заявке в Положении о закупке заказчика.
Согласна, есть определенные риски в ситуациях, когда заказчик принимает товар "по согласованию". Но вот в случаях с перчатками, он действительно не может угадать расход перчаток определенного размера и логичнее заказывать товар по текущей потребности.
А вот запах освежителя воздуха - сугубо субъективный показатель, в отличие от другие его характеристик. Меня бы, как поставщика, устроила такая формулировка: "Аромат освежителя на выбор заказчика из пяти вариантов, предоставленных поставщиком". Тут и заказчик не может потребовать невыполнимой "ванили с нотками граната", но при этом не ограничен только хвойным ароматом.
Мои доводы:
1. Мы можем поставить оборудование параллельным импортом
2. Наладить здесь его с помощью компании, которая имеет лицензию на ввод и установку мед. техники в соответствии с законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Приказ Минздрава РФ № 876н от 28.11.2013 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по производству и техническому обслуживанию.
3. Ограничение конкуренции со стороны заказчика до 2-х компаний.
Доводы заказчика:
1. Если не будет установлено уполномоченным поставщиком, то предприятие снимут оборудование с гарантии.
2. Они не готовы искать поставщика, т.к. оборудование высокотехнологичное это их не устраивает.
Первый ФАС выиграли мы,
второй они.
Помогите плз.
1. То есть наладчики вашего оборудования не являются уполномоченными производителем. Действительно ли это приведет к снятию гарантии производителя?
2. Разные ФАС - это вертикальный уровень? Какие это были инстанции? Подскажите номер решения.
Если эти требования были указаны в проекте контракта в документах закупки и тем более в контракте, который вы подписали, то оспорить это требование будет сложно.
1. Перечень оборудования необходимое обслуживать
2. Требование к проведению работ
3. Порядок проведения работ с его периодичностью опираясь на регламенты с перечнем ежемесячных мероприятий ТО 1 , ежеквартальных мероприятий ТО 2.
В техническом задании нигде нет требований по замене или ремонте оборудования и материалов, тем не менее в приложении № 1 к описанию объекта закупки Заказчик требует технические характеристики отдельных материалов, предполагаемых к использованию в процессе выполнения работ, используемые для определения соответствия потребностям Заказчика предполагаемого и к использованию при выполнение работ, товара (минимальные/ максимальные показатели, а так же показатели значений которых неизменно. В праве ли ? В праве ли Заказчик требовать от обслуживающей организации данные материалы , к тому же все оборудование и работы находятся на гарантии , так как недавно введены в эксплуатацию.
Напишите, пожалуйста, номер закупки сюда или на почту zakupki@skbkontur.ru. Необходимо изучить документацию.
Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором.