Заказчик не может требовать от участников больше, чем написано в 44-ФЗ. Что делать, если вы увидели в извещении нестандартные требования? Рассмотрим несколько ситуаций из практики: какие из них законны, а какие нет.
Нужно ли прошивать листы заявки на котировку?
Требование
В извещении на запрос котировок или запрос предложений заказчик пишет, что листы заявки должны быть прошиты и пронумерованы, несмотря на то, что в законе нет правил оформления этих заявок.
Как реагировать
Правила оформления бумажной заявки подробно прописаны только для открытого конкурса. В 44-ФЗ нет прямого указания, что при подаче заявки на остальные бумажные процедуры участник должен прошивать и нумеровать листы заявки, но он может установить это требование самостоятельно:
- В запросах котировок. В п. 7 ст. 78 44-ФЗ прописаны случаи, когда заказчик имеет право отклонить заявку. В частности, «котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок».
- В запросах предложений. В п. 3. ч. 6. ст. 83 44-ФЗ есть фраза о том, что заказчик сам прописывает в извещении «требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкция по их заполнению».
То есть заказчик имеет право самостоятельно установить требования к оформлению заявки, и поставщик должен их выполнить.
Откройте дверь в мир торгов с электронной подписью
В обычной закупке установлен национальный режим
Требование
Заказчик требует предоставить декларацию о том, что организация-поставщик зарегистрирована на территории РФ, а ее учредители — граждане РФ. Что делать, если такое требование есть в закупке, для которой не действуют преимущества для товаров, произведенных на территории ЕвразЭС?
Как реагировать
В 44-ФЗ нет требования декларировать регистрацию участника на территории РФ, так что заказчик не прав. Если позволяют сроки, подайте запрос разъяснений с вопросом, на основании какого нормативно-правового акта он требует такую декларацию. Если формат закупки не позволяет подать запросы или время на них вышло, прикладывайте только те документы, которые перечислены в законе. Остальные документы будут избыточны. Если заказчик отклонит такую заявку, ФАС будет на вашей стороне.
Отсутствие судимости
Требования
Детский сад в закупке на клининговые услуги выставляет требование об отсутствии судимости к участнику закупки. Заказчик руководствуется тем, что все сотрудники учреждения обязаны иметь такую справку, а значит, требование распространяется и на сотрудников клининговой компании.
Как реагировать?
Это требование отсутствует в ст. 31 44-ФЗ, где перечислены все возможные требования к участникам закупки. Заказчик не имеет права требовать в составе справку непосредственно от участника закупок, но он может потребовать ее у непосредственного исполнителя работ в условиях контракта. Выставлять требования к работам заказчик может, и победителю придется их выполнить.
Учтите, что справка готовится 30 рабочих дней, так что если она есть в условиях исполнения контракта, то лучше позаботиться о ее получении заранее.
Начните путь в закупках с электронной подписи
Присутствие поставщика при приемке товара
Требование
Заказчик прописывает в проекте контракта необходимость присутствия представителя поставщика при передаче товара. На каком основании заказчик прописывает это условие и можно ли от него отказаться?
Как реагировать?
Присутствие представителей сторон при приемке-передаче товара предусмотрено законодательством, поэтому такое условия в контракте не будет нарушением. Порядок приемки товаров устанавливается обязательными требованиями законодательства о техническом регулировании или договором (абз. 2 п. 1 ст. 474, абз. 2 п. 2 ст. 513 ГК РФ).
Передача товара всегда проходит с участием двух сторон. Товарная накладная и акт приемки-передачи являются двусторонним документом, их нельзя подписать заочно. Если заказчик не требует присутствия конкретного сотрудника — руководителя, бухгалтера или менеджера, это не ограничивает число поставщиков по территориальному признаку. Ответственным лицом от поставщика может стать даже водитель. Например, правами по передаче товара можно наделить экспедитора перевозчика, прописав все его обязанности в договоре.
В заключение хочется сказать, что при оспаривании нестандартных требований значение имеют не только нормы закона, но и правоприменительная практика. Важно знать, какие решения принимает ФАС и арбитраж при рассмотрении споров в вашем регионе.
Если вы не знаете, стоит ли жаловаться на требования заказчика в той или иной ситуации, найдите на сайте http://solutions.fas.gov.ru/ рассмотрение дел на похожие темы, выбрав управление ФАС своего региона. Можно найти схожие дела по ключевым словам из описания объекта или нарушения.
Напишите нам в комментариях, с какими еще необычными требованиями вы сталкивались. Мы посмотрим, как их оценивают ФАС или суд, и расскажем об этих случаях читателям.
Ответим на вопросы
Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.
Тем самым, включив данные требования, нарушает ли заказчик п. 1, п.2 ч.1 ст. 33 ФЗ-44???:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки...:
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
- например, как быть с лежачим больным или рожающими женщинами? Возможно как раз для таких требуется отдельное транспортное средство.
- а если необходима срочная транспортировка одного человека, должен ли он ждать, что "накопится" еще несколько человек для перевозки?
Думаю, заказчик имеет право установить такое требование.
Заказчик таким образом не нарушает 44-ФЗ и в то же время по тихому отсеивает поставщиков. Законно? Есть ли способы бороться? Спасибо
При необходимости, заказчик может установить требование к гражданству сотрудников, которых вы будете привлекать к исполнению работ. Требование к национальности заказчик установить не имеет права.
1. Перечень оборудования необходимое обслуживать
2. Требование к проведению работ
3. Порядок проведения работ с его периодичностью опираясь на регламенты с перечнем ежемесячных мероприятий ТО 1 , ежеквартальных мероприятий ТО 2.
В техническом задании нигде нет требований по замене или ремонте оборудования и материалов, тем не менее в приложении № 1 к описанию объекта закупки Заказчик требует технические характеристики отдельных материалов, предполагаемых к использованию в процессе выполнения работ, используемые для определения соответствия потребностям Заказчика предполагаемого и к использованию при выполнение работ, товара (минимальные/ максимальные показатели, а так же показатели значений которых неизменно. В праве ли ? В праве ли Заказчик требовать от обслуживающей организации данные материалы , к тому же все оборудование и работы находятся на гарантии , так как недавно введены в эксплуатацию.
Напишите, пожалуйста, номер закупки сюда или на почту zakupki@skbkontur.ru. Необходимо изучить документацию.
Если эти требования были указаны в проекте контракта в документах закупки и тем более в контракте, который вы подписали, то оспорить это требование будет сложно.
Мои доводы:
1. Мы можем поставить оборудование параллельным импортом
2. Наладить здесь его с помощью компании, которая имеет лицензию на ввод и установку мед. техники в соответствии с законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Приказ Минздрава РФ № 876н от 28.11.2013 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по производству и техническому обслуживанию.
3. Ограничение конкуренции со стороны заказчика до 2-х компаний.
Доводы заказчика:
1. Если не будет установлено уполномоченным поставщиком, то предприятие снимут оборудование с гарантии.
2. Они не готовы искать поставщика, т.к. оборудование высокотехнологичное это их не устраивает.
Первый ФАС выиграли мы,
второй они.
Помогите плз.
1. То есть наладчики вашего оборудования не являются уполномоченными производителем. Действительно ли это приведет к снятию гарантии производителя?
2. Разные ФАС - это вертикальный уровень? Какие это были инстанции? Подскажите номер решения.
Согласна, есть определенные риски в ситуациях, когда заказчик принимает товар "по согласованию". Но вот в случаях с перчатками, он действительно не может угадать расход перчаток определенного размера и логичнее заказывать товар по текущей потребности.
А вот запах освежителя воздуха - сугубо субъективный показатель, в отличие от другие его характеристик. Меня бы, как поставщика, устроила такая формулировка: "Аромат освежителя на выбор заказчика из пяти вариантов, предоставленных поставщиком". Тут и заказчик не может потребовать невыполнимой "ванили с нотками граната", но при этом не ограничен только хвойным ароматом.