Коротко о действующих изменениях в 44‑ФЗ и 223‑ФЗ

12 января 2018 288 37

Изменений много, но поставщикам необязательно знать о каждом. Расскажем о тех, которые уже вступили в силу и влияют на участие в закупках.

Изменения в 44-ФЗ, которые уже действуют

Заказчики всегда могут указывать товарный знак

Раньше называть конкретного производителя или товарный знак можно было только в закупках услуг или работ, для которых использовался товар (например, ремонт с поставкой краски). Теперь это можно указывать в закупках любых товаров, сопровождая фразой «или эквивалент» и указывая параметр эквивалентности. Например «МФУ Hewlett Packard LaserJet Professional CP5225, или эквивалент. Цветная печать, не менее 20 листов А4 в минуту, ресурс картриджа от 7000 страниц и т.д.».

Описание товара нужно брать из каталога

Если описание товара уже есть в каталоге товаров, работ и услуг, заказчик обязан использовать его при описании объекта закупки. Если нужны дополнительные характеристики, их придется обосновать. Помимо описания товара или услуги, в каталоге будет информация о типовых контрактах для них, а также соответствующие коды из российской и международной системы классификации.

В описании лекарств появятся дополнительные сведения

Если вы занимаетесь поставкой лекарств, изучите постановление правительства от 15.11.2017 № 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов…». В нем сказано, что можно, а что нельзя указывать в описании лекарств (дополнительно к п. 6 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ). Например, заказчику надо указывать:

  • дозировку с возможностью поставки в кратном объеме (например, таблетки 300 мг с возможностью поставки 100 мг или 150 мг).
  • остаточный срок годности лекарства в единицах измерения времени («не раньше 1 января 2020 г.» или «не меньше 12 месяцев с даты заключения контракта» и др.).

Но при этом нельзя:

  • брать описание из инструкций к лекарствам определенной торговой марки,
  • указывать фиксированную температуру хранения лекарств и др.

Кроме того, утвержден новый типовой контракт на поставку лекарств. Заказчики начнут его применять, как только документ появится в «Библиотеке типовых контрактов, типовых условий контрактов» в ЕИС.

Сняли запрет с программного обеспечения из ЕАЭС

Раньше в рамках нацрежима запрет распространялся и на ПО из ЕАЭС. С 1 января 2018 года вступили в силу изменения в постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236. Теперь будут вести два реестра: для ПО из России и ПО из ЕАЭС. Если ПО есть в одном из реестров и заказчик не может обосновать, что ему нужен иностранный аналог, будут закупать ПО из реестра.

Разрешили заключать контракт со вторым участником закупок

Заказчик не может заключить контракт с победителем закупки, если обнаружит, что тот:

  • не соответствует единым или дополнительным требованиям (ч. 1-2 ст. 31 44-ФЗ),
  • находится в РНП (ч. 1.1. ст. 31 44-ФЗ)
  • не соответствует требованиям к аудиторским услугам,
  • поставляет лекарства, которых нет в реестре предельно допустимых цен или отказывается снизить цену до предельно допустимых.

Теперь в этих случаях заказчик не просто размещает в ЕИС протокол об отказе заключать контракт и проводит новую закупку, а может заключить контракт со следующим участником закупки. Если вы стали вторым номером в закупке, то сами решаете, соглашаться или нет.

Также законодатели убрали пробел в правилах включения в РНП уклонившегося победителя закупки. Раньше заказчик был обязан отправлять сведения о нем в ФАС, если заключил контракт с участником закупки, предложению которого присвоен второй номер. Если следовать тексту закона, то «уклонист» не попадает в РНП, если второй участник отказался заключать контракт.

Сейчас такого условия нет. Если вы откажетесь заключать контракт, попадете в РНП, независимо от того, заключил заказчик контракт со следующим участником или нет.

Появились новые основания для закупки у единственного поставщика

Они специфичны, но на всякий случай перечислим:

  • услуги по проведению рейтинговых действий,
  • по модернизации государственных информационных систем для палат Федерального Собрания РФ.
  • обращение с твердыми коммунальными отходами.

Из перечня убрали услуги по проведению инженерных изысканий и проектной документации для утилизации отходов.

Кроме того, в ЕИС появился Реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется на территории России. Реестр пока пуст.

Заработали новые правила жалоб от физлиц

ФАС не будет рассматривать жалобы ИП и физических лиц, которые не соответствуют требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 44-ФЗ. Например, у ИП или физического лица отсутствует лицензия, членство в СРО, государственная аккредитация и т.п. Такие обращения будут рассматривать в общем порядке как от граждан в течение 30 дней.

Изменения в 223-ФЗ, которые уже действуют

Большинство изменений касаются работы заказчиков. Их можно перечислить одним списком:

  1. Из-под действия 223-ФЗ вывели ряд специфических закупок:
    • заключение и исполнение договоров об электроэнергетике для участников этого рынка,
    • закупки для исполнения заказчиком договора за границей, в том числе его дочерними организациями,
    • закупки между взаимозависимыми юрлицами, перечень которых прописан в Положении о закупках заказчика,
    • закупка товаров юрлицами, которые зарегистрированы за границей.
  2. Заказчикам по 223-ФЗ официально разрешили проводить закупки для коммерческого использования, то есть для перепродажи.
  3. Разрешили не публиковать в открытом доступе ряд закупок. Теперь наряду с закупками до 100/ 500 тыс. рублей можно не афишировать закупки на размещение депозитов, предоставление кредитов, переход прав собственности на недвижимость и т.д.
    Также правительство оставило за собой право дополнительно определять товары и услуги, информацию о которых можно не публиковать в ЕИС.
  4. Дочерним предприятиям разрешили присоединяться к Положению о закупках головного заказчика.

Напрямую повлияют на поставщиков только новые правила подачи жалобы в ФАС:

  1. Расширили перечень оснований для жалоб на заказчиков по 223-ФЗ. Теперь в ч.10 223-ФЗ появился пункт о том, что можно жаловаться на любые нарушения 223-ФЗ или Положения о закупках заказчика при подготовке и проведении процедуры.
    Обратите внимание:
    • В перечень оснований для жалобы в рамках торгов не входят нарушения антимонопольного законодательства (135-ФЗ «О защите конкуренции»).
    • Жалобы по основаниям, указанным в 223-ФЗ, рассматривают в ускоренном порядке — за 7 дней. А жалобы на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение 1 месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).
  2. ФАС будет рассматривать только те нарушения, которые составляют предмет жалобы. Даже если сотрудник ФАС заметит нарушение, которое не описано в вашей жалобе, он не будет назначать по нему проверку. Перечисляйте в жалобе все нарушения, которые заметили.
  3. Жаловаться на заказчика по 223-ФЗ, после того как закончился срок подачи заявок, могут только участники закупки. Остальным нужно успевать в период подачи заявок.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Бесплатная книга

44-ФЗ простым языком

Скачать
Бесплатная книга

44-ФЗ простым языком

Скачать

Книга «44‑ФЗ простым языком» за подписку на дайджестКнига «44‑ФЗ простым языком» за подписку на дайджест
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
37 комментариев
В
Владимир 23 февраля 2018
>>>В перечень оснований для жалобы в рамках торгов не входят нарушения антимонопольного законодательства (135-ФЗ «О защите конкуренции»).

То есть закупку лекарств теперь можно объединять с обслуживанием лифтов? Замечательно!
https://zakupki.kontur.ru
Анна Тресвятская, эксперт 25 февраля 2018
Добрый день! Это значит, что такие жалобы будут рассматривать дольше, чем жалобы в рамках торгов. Например, если в положении о закупке заказчика сказано, что нельзя объединять в одну закупку разнофункциональные товары, значит, это нарушение по 223-ФЗ и его рассмотрят за 7 дней. А если не сказано, значит, можно жаловаться в рамках 135-ФЗ, но жалобу будут рассматривать дольше - 30 дней. Не так оперативно, но все равно не очень приятно для заказчика: ФАС может назначить штраф, признать сделку ничтожной и т.д.
ЕБ
Евгений Быков 25 января 2018
Спасибо.
ЕБ
Евгений Быков 25 января 2018
"Описание товара нужно брать из каталога" - в ст. 33 нет ни слова о применении в описании объекта закупки каталога. Может в другой статье, можно ссылку на статью?
https://zakupki.kontur.ru
Анна Тресвятская, эксперт 25 января 2018
Про каталог товаров написали отдельно в постановлении правительства от 08.02.2017 № 145
ЕБ
Евгений Быков 25 января 2018
Немного непонятно, все новостные сайты пестрят тем, что теперь заказчики могут указывать товарный знак, но сопроводив его словами "или эквивалент".
Так было со времен появления 44-ФЗ, то есть заказчики всегда имели указывать товарный знак сопровождая его словами "или эквивалент". В чем новшество, или я чего-то не увидел (не понял)?
https://zakupki.kontur.ru
Анна Тресвятская, эксперт 25 января 2018
Евгений Быков. Евгений, добрый день! Да, тут нюанс в том, что сейчас указывать конкретный товарный знак могут в закупке товаров (краска), а не в закупках услуг + товаров для их исполнения (ремонт и краска для него, например)
А
Алексей 24 января 2018
Хорошая статья, но время летит очень быстро. Следующий блок изменений в 223-ФЗ вступает в силу 01.08.18. И эти нормы призваны существенно изменить положения о закупках заказчиков. Уверен, заказчикам очень бы пригодилось подсказка от Контура о том, что нужно внести в положения о закупках до 01.07.2018 г. Для меня, как исполнителя очень ожидаемы, например, нормы, конкретизирующие понятие конкурентной закупки в 223 ФЗ, новый порядок отмены конкурентной закупки, новые толковые требования к протоколам, замечательные требования к обеспечению заявок до 5 млн. руб. И очень бы хотелось, чтобы как можно больше заказчиков вовремя и качественно отразили эти прекрасные изменения в своих положениях о закупках!
А
Алексей 24 января 2018
Прошу прощения, во втором предложении не верно указана дата, верно 01.07.2018 г.
https://zakupki.kontur.ru
Анна Тресвятская, эксперт 29 января 2018
Алексей, спасибо! Все-таки справочная больше ориентирована на поставщиков, об изменениях в их работе мы напишем в дайджесте за первый квартал примерно 3-5 апреля.
Н
Вот некоторые из них, извещения №№169300013618000007, 0169300036018000001. И к этому же вопрос: Мы указываем данное требование во вторых частях заявок и в документах, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ либо в документах по статье 14 ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ? Раньше 1236 переходило на статью 14 ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ, а сейчас нет. Получается, если мы устанавливаем требование, то только по статье 31 ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ.
https://zakupki.kontur.ru
Екатерина Кондратьева 30 января 2018
Наташа, здравствуйте.
В ППРФ № 1236 не прописаны требования к документации участникам закупки. Согласно постановлению заказчик должен проверить наличие ПО в реестре. Исходя из практики, заказчики, которые закупают ПО, указывают в извещении ограничения в соответствии со ст.14.
Н
Здравствуйте! По постановлению № 1236 какие можно требовать документы от участников закупки. В размещенных документациях с 01.01.2018 указывают так: документ, подтверждающий соответствие участников закупки требованиям, предусмотренным ч.1 ст.1229 или ч.1 ст. 1235 ГК РФ, в части наличия права на изменение существующих и внесение дополнительных функциональных и системных возможностей (в т.ч. на исправление системных ошибок) в автоматизированных системах "АЦК-Финансы". У нас предмет закупки: Обслуживание АЦК "Финансы".
https://zakupki.kontur.ru
Екатерина Кондратьева 23 января 2018
Здравствуйте, Наташа.

Напишите, пожалуйста, номер закупки сюда или на почту zakupki@skbkontur.ru
ОБ
Ольга Брусенцова 19 января 2018
Анна, все понятно, спасибо!
ОБ
Ольга Брусенцова 19 января 2018
Пояснение: речь идет об участнике электронной процедуры, которому присвоен второй номер
https://zakupki.kontur.ru
Анна Тресвятская, эксперт 19 января 2018
Появилось правило, по которому победитель-уклонист попадает в РНП, независимо от того, заключили контракт с участником номер 2 или нет. Раньше в законе была двусмысленная формулировка, согласно которой включение в РНП зависело от участника номер 2:
- если он заключил контракт, то победителя-уклониста включали в РНП.
- если не заключил (он имел такое право в эл.аукционе и имеет сейчас), то наказывать уклониста вроде как обязанности не было.
АД
Алексей Демьяненко 19 января 2018
Все понятно.
ОБ
Ольга Брусенцова 19 января 2018
Здравствуйте, поясните, пожалуйста, следующее: в новом законопроекте есть пункт, что: "..участник электронной процедуры вправе подписать проект контракта или разместить протокол разногласий в установленном порядке, либо отказаться от заключения контракта". При этом, с 11.01.2018 года именно победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя )признанный уклонившимся от заключения контракта может попасть в РНП. Теперь это в полной мере относится и к уклонившемуся от заключения контракта участнику электронной процедуры, которому был присвоен 2-ой номер и кот. признан победителем электронной процедуры в связи с уклонением первого участника. Получается противоречие, 2-ой номер вправе отказаться, но может и попасть в РНП. Можете пояснить?
https://zakupki.kontur.ru
Анна Тресвятская, эксперт 19 января 2018
Ольга, поясните, пожалуйста: вы имеете ввиду какой-то новый законопроект или вступившие в силу изменения? Среди изменений такого правила нет. Если победитель закупки сам уклоняется от заключения контракта, он попадает в РНП. Участник за номером 2 имеет право отказаться от заключения контракта, не попадая в РНП. Не имеет права отказываться от заключения контракта только второй номер в запросе котировок.
АД
Алексей Демьяненко 19 января 2018
Все понятно, спасибо!