Поиск по справочной
Статьи, инструкции, вопросы эксперту

Изменений много, но поставщикам необязательно знать о каждом. Расскажем о тех, которые уже вступили в силу и влияют на участие в закупках.

Изменения в 44-ФЗ, которые уже действуют

Заказчики всегда могут указывать товарный знак

Раньше называть конкретного производителя или товарный знак можно было только в закупках услуг или работ, для которых использовался товар (например, ремонт с поставкой краски). Теперь это можно указывать в закупках любых товаров, сопровождая фразой «или эквивалент» и указывая параметр эквивалентности. Например «МФУ Hewlett Packard LaserJet Professional CP5225, или эквивалент. Цветная печать, не менее 20 листов А4 в минуту, ресурс картриджа от 7000 страниц и т.д.».

Описание товара нужно брать из каталога

Если описание товара уже есть в каталоге товаров, работ и услуг, заказчик обязан использовать его при описании объекта закупки. Если нужны дополнительные характеристики, их придется обосновать. Помимо описания товара или услуги, в каталоге будет информация о типовых контрактах для них, а также соответствующие коды из российской и международной системы классификации.

В описании лекарств появятся дополнительные сведения

Если вы занимаетесь поставкой лекарств, изучите постановление правительства от 15.11.2017 № 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов…». В нем сказано, что можно, а что нельзя указывать в описании лекарств (дополнительно к п. 6 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ). Например, заказчику надо указывать:

  • дозировку с возможностью поставки в кратном объеме (например, таблетки 300 мг с возможностью поставки 100 мг или 150 мг).
  • остаточный срок годности лекарства в единицах измерения времени («не раньше 1 января 2020 г.» или «не меньше 12 месяцев с даты заключения контракта» и др.).

Но при этом нельзя:

  • брать описание из инструкций к лекарствам определенной торговой марки,
  • указывать фиксированную температуру хранения лекарств и др.

Кроме того, утвержден новый типовой контракт на поставку лекарств. Заказчики начнут его применять, как только документ появится в «Библиотеке типовых контрактов, типовых условий контрактов» в ЕИС.

Сняли запрет с программного обеспечения из ЕАЭС

Раньше в рамках нацрежима запрет распространялся и на ПО из ЕАЭС. С 1 января 2018 года вступили в силу изменения в постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236. Теперь будут вести два реестра: для ПО из России и ПО из ЕАЭС. Если ПО есть в одном из реестров и заказчик не может обосновать, что ему нужен иностранный аналог, будут закупать ПО из реестра.

Разрешили заключать контракт со вторым участником закупок

Заказчик не может заключить контракт с победителем закупки, если обнаружит, что тот:

  • не соответствует единым или дополнительным требованиям (ч. 1-2 ст. 31 44-ФЗ),
  • находится в РНП (ч. 1.1. ст. 31 44-ФЗ)
  • не соответствует требованиям к аудиторским услугам,
  • поставляет лекарства, которых нет в реестре предельно допустимых цен или отказывается снизить цену до предельно допустимых.

Теперь в этих случаях заказчик не просто размещает в ЕИС протокол об отказе заключать контракт и проводит новую закупку, а может заключить контракт со следующим участником закупки. Если вы стали вторым номером в закупке, то сами решаете, соглашаться или нет.

Также законодатели убрали пробел в правилах включения в РНП уклонившегося победителя закупки. Раньше заказчик был обязан отправлять сведения о нем в ФАС, если заключил контракт с участником закупки, предложению которого присвоен второй номер. Если следовать тексту закона, то «уклонист» не попадает в РНП, если второй участник отказался заключать контракт.

Сейчас такого условия нет. Если вы откажетесь заключать контракт, попадете в РНП, независимо от того, заключил заказчик контракт со следующим участником или нет.

Появились новые основания для закупки у единственного поставщика

Они специфичны, но на всякий случай перечислим:

  • услуги по проведению рейтинговых действий,
  • по модернизации государственных информационных систем для палат Федерального Собрания РФ.
  • обращение с твердыми коммунальными отходами.

Из перечня убрали услуги по проведению инженерных изысканий и проектной документации для утилизации отходов.

Кроме того, в ЕИС появился Реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется на территории России. Реестр пока пуст.

Заработали новые правила жалоб от физлиц

ФАС не будет рассматривать жалобы ИП и физических лиц, которые не соответствуют требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 44-ФЗ. Например, у ИП или физического лица отсутствует лицензия, членство в СРО, государственная аккредитация и т.п. Такие обращения будут рассматривать в общем порядке как от граждан в течение 30 дней.

Изменения в 223-ФЗ, которые уже действуют

Большинство изменений касаются работы заказчиков. Их можно перечислить одним списком:

  1. Из-под действия 223-ФЗ вывели ряд специфических закупок:
    • заключение и исполнение договоров об электроэнергетике для участников этого рынка,
    • закупки для исполнения заказчиком договора за границей, в том числе его дочерними организациями,
    • закупки между взаимозависимыми юрлицами, перечень которых прописан в Положении о закупках заказчика,
    • закупка товаров юрлицами, которые зарегистрированы за границей.
  2. Заказчикам по 223-ФЗ официально разрешили проводить закупки для коммерческого использования, то есть для перепродажи.
  3. Разрешили не публиковать в открытом доступе ряд закупок. Теперь наряду с закупками до 100/ 500 тыс. рублей можно не афишировать закупки на размещение депозитов, предоставление кредитов, переход прав собственности на недвижимость и т.д.
    Также правительство оставило за собой право дополнительно определять товары и услуги, информацию о которых можно не публиковать в ЕИС.
  4. Дочерним предприятиям разрешили присоединяться к Положению о закупках головного заказчика.

Напрямую повлияют на поставщиков только новые правила подачи жалобы в ФАС:

  1. Расширили перечень оснований для жалоб на заказчиков по 223-ФЗ. Теперь в ч.10 223-ФЗ появился пункт о том, что можно жаловаться на любые нарушения 223-ФЗ или Положения о закупках заказчика при подготовке и проведении процедуры.
    Обратите внимание:
    • В перечень оснований для жалобы в рамках торгов не входят нарушения антимонопольного законодательства (135-ФЗ «О защите конкуренции»).
    • Жалобы по основаниям, указанным в 223-ФЗ, рассматривают в ускоренном порядке — за 7 дней. А жалобы на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение 1 месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).
  2. ФАС будет рассматривать только те нарушения, которые составляют предмет жалобы. Даже если сотрудник ФАС заметит нарушение, которое не описано в вашей жалобе, он не будет назначать по нему проверку. Перечисляйте в жалобе все нарушения, которые заметили.
  3. Жаловаться на заказчика по 223-ФЗ, после того как закончился срок подачи заявок, могут только участники закупки. Остальным нужно успевать в период подачи заявок.
Анна Тресвятская
Автор статей в Контур.Закупках
37 комментариев
Ирина Саванина 12 января, 16:51
В "Реестр единственных поставщиков товара" будут заноситься только поставщики товара или и услуг тоже?
Анна Тресвятская 15 января, 09:42
Судя из текста закона, только товаров. В самом Реестре пока нет примеров, чтобы сделать выводы.
Алексей Демьяненко 13 января, 10:17
Спасибо!
Гульнара 15 января, 08:15
"Если описание товара уже есть в каталоге товаров, работ и услуг, заказчик обязан использовать его при описании объекта закупки" - а где каталог посмотреть?
Анна Тресвятская 15 января, 09:26
Гульнара, добрый день! Добавила ссылку в статью.
Гульнара 15 января, 09:28
https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1181-digest-2018-1#comment_5705
Гульнара 15 января, 11:54
прошлась посылке, не очень понятно: что куда. Ведь там ничего толком нет. Или это, только, на стадии развития?
Анна Тресвятская 17 января, 09:09
Гульнара, да, каталог в стадии заполнения, но кое-какие позиции уже прописаны - например, лекарства. Заказчик может поискать позицию товара, который он закупает, по ОКПД2, и если в каталоге уже есть его описание, должен использовать его в извещении и ТЗ закупки.
Ирина 15 января, 08:34
Спасибо.
Любовь Титова 15 января, 09:51
А как попасть в реестр единственных поставщиков?
Анна Тресвятская 15 января, 11:18
В соответствии с постановлением правительства от 27.02.2017 N 231 нужно быть российским юридическим лицом, заключить специальный инвестиционный контракт с государством и вложить в производство или модернизацию товара на территории России не меньше 3 млрд рублей. В этом случае правительство будет покупать ваш товар без конкурсных процедур.
Ольга Брусенцова 19 января, 14:34
Здравствуйте, поясните, пожалуйста, следующее: в новом законопроекте есть пункт, что: "..участник электронной процедуры вправе подписать проект контракта или разместить протокол разногласий в установленном порядке, либо отказаться от заключения контракта". При этом, с 11.01.2018 года именно победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя )признанный уклонившимся от заключения контракта может попасть в РНП. Теперь это в полной мере относится и к уклонившемуся от заключения контракта участнику электронной процедуры, которому был присвоен 2-ой номер и кот. признан победителем электронной процедуры в связи с уклонением первого участника. Получается противоречие, 2-ой номер вправе отказаться, но может и попасть в РНП. Можете пояснить?
Анна Тресвятская 19 января, 14:43
Ольга, поясните, пожалуйста: вы имеете ввиду какой-то новый законопроект или вступившие в силу изменения? Среди изменений такого правила нет. Если победитель закупки сам уклоняется от заключения контракта, он попадает в РНП. Участник за номером 2 имеет право отказаться от заключения контракта, не попадая в РНП. Не имеет права отказываться от заключения контракта только второй номер в запросе котировок.
Алексей Демьяненко 19 января, 14:44
Все понятно, спасибо!
Ольга Брусенцова 19 января, 14:37
Пояснение: речь идет об участнике электронной процедуры, которому присвоен второй номер
Анна Тресвятская 19 января, 14:48
Появилось правило, по которому победитель-уклонист попадает в РНП, независимо от того, заключили контракт с участником номер 2 или нет. Раньше в законе была двусмысленная формулировка, согласно которой включение в РНП зависело от участника номер 2:
- если он заключил контракт, то победителя-уклониста включали в РНП.
- если не заключил (он имел такое право в эл.аукционе и имеет сейчас), то наказывать уклониста вроде как обязанности не было.
Алексей Демьяненко 19 января, 14:49
Все понятно.
Ольга Брусенцова 19 января, 15:03
Анна, все понятно, спасибо!
Наташа 23 января, 10:14
Здравствуйте! По постановлению № 1236 какие можно требовать документы от участников закупки. В размещенных документациях с 01.01.2018 указывают так: документ, подтверждающий соответствие участников закупки требованиям, предусмотренным ч.1 ст.1229 или ч.1 ст. 1235 ГК РФ, в части наличия права на изменение существующих и внесение дополнительных функциональных и системных возможностей (в т.ч. на исправление системных ошибок) в автоматизированных системах "АЦК-Финансы". У нас предмет закупки: Обслуживание АЦК "Финансы".
Екатерина Кондратьева 23 января, 10:51
Здравствуйте, Наташа.

Напишите, пожалуйста, номер закупки сюда или на почту zakupki@skbkontur.ru
Наташа 23 января, 12:11
Вот некоторые из них, извещения №№169300013618000007, 0169300036018000001. И к этому же вопрос: Мы указываем данное требование во вторых частях заявок и в документах, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ либо в документах по статье 14 ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ? Раньше 1236 переходило на статью 14 ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ, а сейчас нет. Получается, если мы устанавливаем требование, то только по статье 31 ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ.
Екатерина Кондратьева 30 января, 10:46
Наташа, здравствуйте.
В ППРФ № 1236 не прописаны требования к документации участникам закупки. Согласно постановлению заказчик должен проверить наличие ПО в реестре. Исходя из практики, заказчики, которые закупают ПО, указывают в извещении ограничения в соответствии со ст.14.
Алексей 24 января, 12:21
Хорошая статья, но время летит очень быстро. Следующий блок изменений в 223-ФЗ вступает в силу 01.08.18. И эти нормы призваны существенно изменить положения о закупках заказчиков. Уверен, заказчикам очень бы пригодилось подсказка от Контура о том, что нужно внести в положения о закупках до 01.07.2018 г. Для меня, как исполнителя очень ожидаемы, например, нормы, конкретизирующие понятие конкурентной закупки в 223 ФЗ, новый порядок отмены конкурентной закупки, новые толковые требования к протоколам, замечательные требования к обеспечению заявок до 5 млн. руб. И очень бы хотелось, чтобы как можно больше заказчиков вовремя и качественно отразили эти прекрасные изменения в своих положениях о закупках!
Алексей 24 января, 12:24
Прошу прощения, во втором предложении не верно указана дата, верно 01.07.2018 г.
Анна Тресвятская 29 января, 10:36
Алексей, спасибо! Все-таки справочная больше ориентирована на поставщиков, об изменениях в их работе мы напишем в дайджесте за первый квартал примерно 3-5 апреля.
Евгений Быков 25 января, 11:24
Немного непонятно, все новостные сайты пестрят тем, что теперь заказчики могут указывать товарный знак, но сопроводив его словами "или эквивалент".
Так было со времен появления 44-ФЗ, то есть заказчики всегда имели указывать товарный знак сопровождая его словами "или эквивалент". В чем новшество, или я чего-то не увидел (не понял)?
Анна Тресвятская 25 января, 11:26
Евгений, добрый день! Да, тут нюанс в том, что сейчас указывать конкретный товарный знак могут в закупке товаров (краска), а не в закупках услуг + товаров для их исполнения (ремонт и краска для него, например)
Евгений Быков 25 января, 11:42
Хотелось бы узнать где прописана эта норма. дело в том что ст. 33 Правила описания объекта закупки не разделяет понятия товара, работы, услуги, а обобщает их общим термином - "объект закупки".
Алексей 25 января, 12:14
Я думаю, Анна имела ввиду, что раньше было «Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент». Т.е. в договоре оказания услуг на покраску можно было указать конкретную краску с «эквивалентом». А в договоре на покупку краски писать наименование было нельзя. Сейчас можно, но с «эквивалентом».
Евгений Быков 25 января, 12:26
Не понял. Всегда в спецификации на поставку. работы, услуги в договоре конкретно указывались торговые марки из 1 части заявки. Если они были в ТЗ. И сейчас они подлежат указанию без каких либо указаний на "или эквивалент" в спецификации. Товыры которые не подлежат поставке/использованию в учлугах и так нигде не отображаются.
Евгений Быков 25 января, 12:27
Статья 33. Правила описания объекта закупки
1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
Анна Тресвятская 25 января, 13:35
Можно руководствоваться Гражданским Кодексом в этом вопросе
Евгений Быков 25 января, 11:28
"Описание товара нужно брать из каталога" - в ст. 33 нет ни слова о применении в описании объекта закупки каталога. Может в другой статье, можно ссылку на статью?
Анна Тресвятская 25 января, 11:30
Про каталог товаров написали отдельно в постановлении правительства от 08.02.2017 № 145
Евгений Быков 25 января, 11:39
Спасибо.
Владимир 23 февраля, 21:39
>>>В перечень оснований для жалобы в рамках торгов не входят нарушения антимонопольного законодательства (135-ФЗ «О защите конкуренции»).

То есть закупку лекарств теперь можно объединять с обслуживанием лифтов? Замечательно!
Анна Тресвятская 25 февраля, 09:44
Добрый день! Это значит, что такие жалобы будут рассматривать дольше, чем жалобы в рамках торгов. Например, если в положении о закупке заказчика сказано, что нельзя объединять в одну закупку разнофункциональные товары, значит, это нарушение по 223-ФЗ и его рассмотрят за 7 дней. А если не сказано, значит, можно жаловаться в рамках 135-ФЗ, но жалобу будут рассматривать дольше - 30 дней. Не так оперативно, но все равно не очень приятно для заказчика: ФАС может назначить штраф, признать сделку ничтожной и т.д.
Новый комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором.

Рассылка

Каждую неделю наши эксперты будут отправлять вам важные материалы о закупках