В новом дайджесте расскажем, какие изменения уже вступили в силу с начала года, что изменится в закупках по 44-ФЗ с 1 июля 2018 и какие нововведения только обсуждают.
Что изменилось в 1 квартале 2018
Новый типовой контракт на закупку лекарств по 44-ФЗ
Типовой контракт нужно использовать при закупке любых лекарств независимо от размера НМЦ и способа закупки, включая закупки у единственного поставщика. Типовая форма не обязательна только при закупках в рамках гособоронзаказа.
Также на разных стадиях обсуждения находятся типовые контракты на:
- выполнение проектных и изыскательских работ,
- строительство или реконструкцию объекта капстроительства,
- спецоценку условий труда и обучение по охране труда.
Новые правила закупки мебели по 44-ФЗ
После поправок в постановление № 1072 стало меньше случаев, когда от участников требуют использовать для изготовления мебели древесные материалы из государств ЕАЭС. Это требование лишнее при закупках:
- металлической и пластиковой мебели,
- матрасных основ и матрасов.
Добавили список документов, которыми участник может подтвердить производство товаров:
- копию специального инвестиционного контракта;
- акт экспертизы ТПП РФ;
- сертификат о происхождении товара по форме СТ-1;
- заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, выданное Минпромторгом.
Что изменится с 1 июля 2018 года
Все закупки в электронной форме
С 1 июля 2018 года заказчики вправе провести конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений в электронной форме. В новой редакции закона описаны правила проведения конкурса, запроса котировок и запроса предложений в электронном виде. А с 1 января 2019 года бумажные процедуры уйдут в прошлое. Также в случаях, установленных правительством, закрытые электронные закупки будут проводить на специализированных ЭТП.
Шаг аукциона остается в пределах от 0,5 до 5 %, но при этом для закупок с НМЦ до 20000 рублей шаг должен быть не меньше 100 рублей.
Сократили срок изменения план-графика
Внести изменения в план-график при проведении повторных закупок можно будет за 1 день до проведения закупки, а не за 10 дней, как сейчас.
Новые требования к участникам
В ст. 31 44-ФЗ появилось новое требование к участникам закупки: «отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации». Этот пункт нужно будет добавить в декларацию соответствия.
В заявке на участие в запросе котировок должна быть декларация о соответствии пунктами 3-9 части 1 статьи 31 44-ФЗ. Сейчас этого требования нет. На бумажных конвертах с запросом котировок нужно указывать почтовый адрес участника. Если его не будет, заказчик вскрывает конверт и, если в документах есть адрес, то отправляет заявку адресату. Если адреса нет, то хранит заявку в составе закупочной документации.
Только один протокол разногласий
На ЭТП можно будет разместить протокол разногласий всего один раз, причем в сроки, предусмотренные для подписания контракта.
Новые требования к содержанию контракта
В контракт нужно включать условия:
- О порядке и сроках приемки товара, работ или оказанной услуги. Будут оценивать их соответствие количеству, комплектности и другим требованиям из контракта.
- Об уменьшении суммы, которую заказчик платит победителю закупки на размер налогов, сборов и других обязательных платежей.
Новые правила обеспечения заявок
- В закупках до 1 млн руб. заказчики получили право не требовать обеспечение заявок.
- Если в закупке все же требуется обеспечение заявки, то его размер уменьшили и он будет зависеть от суммы НМЦ:
- От 0,1 % до 1 %, если НМЦ от 1 млн.руб. до 20 млн руб.;
- От 1 % до 5 %, если НМЦ > 20 млн.руб.;
- не больше 2 %, если участники закупки учреждения уголовно-исполнительной системы или организации инвалидов и НМЦ > 20 млн.руб.
-
Деньги для обеспечения заявок по 44-ФЗ (и для закупок у малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ) поставщики будут переводить на специальные счета в банках, перечень которых определит правительство. Основные правила работы со спецсчетами таковы (постановление правительства № 626 от 30.05.2018):
- Банк должен быть включен в правительственный перечень и иметь соглашение с ЭТП, где проходит закупка, для которой требуется обеспечение заявки.
- Можно открыть любое количество спецсчетов.
- На эти деньги банк начисляет проценты в соотвествии с договором, заключенным с участником закупки.
- После окончания срока подачи заявок банк по автоматическому запросу ЭТП в течение 1 часа заблокирует нужную сумму на спецсчете. А в течение 1 рабочего дня после определения победителя разблокирует.
К банкам, где будут открываться эти счета, планируют предъявить такие требования:
- универсальная лицензия,
- собственные средства > 25 млрд руб.
- подтверждение кредитного рейтинга,
- участие в системе обязательного страхования вкладов физлиц и другие требования.
Требование о спецсчетах начнут действовать только после того, как правительство перевыберет ЭТП для проведения госзакупок по 44-ФЗ. Это планируют сделать в июле 2018.
С победителей закупки по 44-ФЗ будут брать деньги
Правила прописаны в постановлении правительства от 10 мая 2018 № 564. Победитель закупки заплатит:
- 1% от суммы контракта, но не больше 5 000.
- 1% от суммы контракта, но не больше 2 000 рублей, если относится к СМП или СОНКО.
Деньги с победителя будут списываться с его спецсчета, если он есть у участника закупки. Если у него нет спецсчета, то участник перечисляет деньги на банковский счет площадки по ее запросу.
Если победитель уклонился от заключения контракта, то со второго участника закупки, если он согласен заключить контракт, плату не возьмут.
Страну происхождения товара нужно указывать только в закупках с нацрежимом
В первой части заявки на участие в электронном аукционе страну происхождения товара нужно будет указывать, если заказчик установил условия допуска, запреты или ограничения на иностранные товары в соответствии со ст. 14 44-ФЗ.
ЭТП будет автоматически возвращать заявку участника, если он в РНП
Оператор электронной площадки будет возвращать заявку участнику, если информация об участнике закупки или учредителях юрлица включена в реестр недобросовестных поставщиков.
Недорогие аукционы будут проводить быстрее
Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе при НМЦ не больше 3 млн руб. будет составлять не больше 1 рабочего дня. Сейчас этот срок — до 7 дней с даты окончания срока подачи заявок.
Электронные подписи для торгов
С 1 июля 2018 года участники закупок должны использовать квалифицированные электронные подписи. Пока никаких подробностей нет, в частности непонятно, будет ли переходный период, в который можно использовать имеющиеся неквалифицированные подписи.
Какие изменения сейчас обсуждают
Регистратор, который будет фиксировать действия участников
ГИС «Независимый регистратор» будет:
- Отслеживать работоспособность ЕИС и электронных площадок.
- Фиксировать (в том числе записывать на видео) действия участников торгов.
Программа с одноименным названием уже есть. С ее помощью пользователи ЕИС и ЭТП могут записывать на видео свои действия. Проект проходит общественное обсуждение, а система заработает предположительно с 1 октября 2019 года.
Дополнительные требования на перевозку детей
Согласно законопроекту поставщики смогут участвовать в таких закупках, у которых на правах собственности или в аренду есть транспортные средства не старше 10 лет, иметь в оснащении тахограф и аппаратуру спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. В списке документов, которые должны быть у поставщиков, упомянуты копии договоров об ОСАГО, ПТС и СТС.
Уголовная ответственность за нарушения в госзакупках
Законопроект предусматривает уголовную ответственность за злоупотребления в сфере госзакупок и подкуп работника контрактной службы. За взятки и сговоры смогут лишить свободы на срок до 3 лет, а в отдельных случаях — до 12.
Заказчиков лишат права применять собственные критерии оценки
Соответствующий законопроект прошел первое чтение. Если изменения примут, то при запросе предложений нельзя будет использовать критерии оценки заявок, которых нет в 44-ФЗ. Обязательными станут такие критерии:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки.
Сейчас при запросе предложений заказчик вправе устанавливать критерии оценки заявок по своему усмотрению.
Ответим на вопросы
Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.
РЕШЕНИЕ
по делу № 44-570/18
о нарушении законодательства о закупках
01.02.2018 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее – Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. № 2010/18 от 25.01.2018) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по выполнению лабораторных, бактериологических исследований для Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Гор. пол. № 43» в 2018 году (далее – аукцион), УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 28.12.2017
на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200107317000141. Начальная (максимальная) цена контракта –
2 939 543, 33 рублей.
В жалобе ООО «Лаборатория иммунобиологических исследований» указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, в частности, Заявитель указывает на необоснованное признание второй части заявки победителя аукциона соответствующей требованиям документации об аукционе, поскольку указанный участник закупки
не соответствует требованиям документации.
Представитель Заказчика с доводами, изложенными в жалобе,
не согласился, пояснив, что аукционная комиссия действовала в соответствии с требованиями законодательства, в составе второй части заявки победителя представлена лицензия на право оказания услуг, а также договор, заключенный с Филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» в Кировском, Красносельском, Петродворцовом районах и городе Ломоносове и лицензия указанного лица на право осуществления видов деятельности, являющихся предметом рассматриваемого аукциона.
Изучив представленные Заказчиком документы, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия УФАС находит жалобу ООО «Лаборатория иммунобиологических исследований» обоснованной по следующим основаниям.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона
от 17.01.2018 №0372200107317000141-3, заявка Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника №107» (победитель аукциона) была признана соответствующей требованиям документации об аукционе.
Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе предусмотрен ст. 69 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1, 2 ч. 6 указанной статьи, заявка на участие
в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены п.п. 1, 3 - 5, 7 и 8 ч. 2
ст. 62, ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окон
Третье лицо, являющееся стороной договора, с которой участником закупки заключен договор соисполнения, не является участником закупки, которым подана заявка....действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки". Как же теперь можно говорить о защите конкуренции, если исключительно у УЧАСТНИКА должны быть лицензии от бокса до шашек, а все остальные, по-видимому, не имеют права участвовать?
Но уж если разбираться с нашим законодательством то, по-моему, всем очевидно уже, что корень 99,9999999% всех проблем государства в коррупции. А коррупция происходит из законов, которые эту самую коррупцию порождают и поддерживают благодаря специальным СКРЫТЫМ "дыркам". Так и в 44-ФЗ основным инструментом коррупционных закупок является статья 66, которая позволяет (во всяком случае та считает ФАС и Арбитраж СПб), применять требования к товару, не являющемуся предметом закупки при выполнении работ (услуг), для выполнения оторых нужен товар. Статья 33 ЧЕТКО говорит, как нужно описывать предмет закупки, но заказчики "плевать" хотели на статью 33. Вот выдержка из одного ответа на запрос разъяснений: "если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак" ВРОДЕ ВСЕ НОРМАЛЬНО, но далее самое интересное: "Использование «Пирилакс» не является предметом закупки, следовательно при установлении конкретных показателей, используемого для выполнения работ товара, Заказчик не ограничен установленными Закона N 44-ФЗ требованиями в отношении предмета закупки, включая требование о необходимости обоснования использования других показателей.
Все указанные в документации конкретные показатели товара, используемого для выполнения работ по огнезащитной обработке деревянных конструкций чердачных помещений, необходимы Заказчику при оценке первых частей заявок на участие в аукционе, для установления эквивалентности товара, предлагаемого участником аукциона, товару, указанному в аукционной документации." КОНЕЦ ЦИТАТЫ! Вот так! То есть, заказчик, может прописывать все что ему угодно! Отсеивая тем самым конкурентов той фирмы, которая потом заплатит заказчику из сверх прибыли откат. А сверх прибыль заключается в том, что в смету заносят САМЫЕ дорогие товары, а работы будут выполнены САМЫМИ дешевыми материалами с предоставлением НУЖНЫХ сертификатов. И, что самое обидное: ФАС признает такие закупки полностью соответствующими законодательству, а жалобы признает не обоснованными (см закупку №372200105918000002) Пытаться отменить решение ФАС тоже бестолковщина, потому, что суды поддерживают решения ФАС (могу, если надо, предоставить номера дел). ФАС же заинтересован в том, чтобы получать прибыль от фирм, занимающихся зашифровкой и расшифровкой показателей товаров и поэтому могут принимать решения как в одну сторону, так и в другую. Вот и вся политика. Благодаря такой схеме грабится бюджет страны. А потом нам говорят: "Денег в бюджете нет, но вы держитесь тут...." Как же достали эти упыри!!!!!!!! А, ведь, решить эту проблему легче легкого: устрани дырки в законодательстве и кардинально ужесточи ответственность за получение взятки (именно за получение, а не за дачу). Но этого никто делать не будет потому, что слишком много упырей сейчас присосалось к бюджету и весь остальной народ в роли дойной коровы, причем ведет этот народ себя именно так. Выборы наглядно это показали...
Согласно 504-ФЗ от 31.12.2017, изменения будут отражены в ч.3 ст.66 44-ФЗ.
1. Предусматривается отсрочка применения вступающей в силу с 01.07.2018 г. статьи 3.4 Федерального закона № 223-ФЗ об особенностях конкурентных закупок в электронной форме с участием только субъектов МСП. Такие особенности будут применяться только к тем закупкам, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС после даты начала функционирования отобранных на основании единых требований по Федеральному закону № 44-ФЗ и дополнительными требованиями по Федеральному закону № 223-ФЗ операторов электронных площадок. Указанные дополнительными требования установлены постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 г. № 657 «Об утверждении дополнительных требований к функционированию электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства».
2. Положения об осуществлении закупок государственными, муниципальными унитарными предприятиями за счет внебюджетных средств в соответствии с требованиями Федерального закона № 223-ФЗ распространены на все такие предприятия, а не только на являющиеся аптечными организациями. Для осуществления таких закупок унитарные предприятия будут вправе изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки для осуществления закупок до 01.10.2018 г.
3. Из статьи 3.2 Федерального закона № 223-ФЗ (в ред. от 01.07.2018 г.) исключается положение о включении в протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (итоговый протокол), сведений о наименовании (для юридического лица) или фамилии, имени отчества (при наличии) (для физического лица) участника закупки, с которым планируется заключить дог...
Если закупка опубликована после 1 июля, в декларации соответствия должен быть новый пункт: "отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.". См. ч 1 ст. 31 44-ФЗ. Образце декларации скорей всего будет в документах закупки.
Да, пока с этими СТ-1 ситуация именно такая: на каждую закупку приходится его получать. Есть вариант - прикладывать СТ-1 на производителя, но практика по данному вопросу неоднозначная. Согласно ПП РФ №1072, подтверждение происхождения из ЕАЭС (включая РФ) участник закупки должен предоставить заказчику сертификат о происхождении товара (продукции), выдаваемые ТПП РФ. Разъяснений нет, на кого должен быть сертификат. Исходя из практики, заказчику важно увидеть страну происхождения продукции, а не на кого именно выдан сертификат.
Обеспечение заявок будет обязательным в конкурсах и аукционах, только если НМЦ > 5 млн. рублей", И ТУТ ЖЕ: "12 апреля 2018 года вышло постановление правительства, которое снизило до 1 млн минимальную НМЦ, при которой обеспечение обязательно." Бред какой-то - Вы не находите?...
1. В электронных закупках участник будет перечислять обеспечение заявки не на счет ЭТП, а в банк, где у него открыт спецсчет. На эти деньги, которые лежат на спецсчете банк начисляет проценты, как в обычном депозите.
2. Участник отправляя заявку на ЭТП, соглашается с тем, что ЭТП в определенный момент заморозит нужную сумму на спецсчете для обеспечения заявки. На замороженную сумму продолжают начисляться проценты.
3. Удобство в том, что нужно иметь всего один спецсчет в банке, а не счет с деньгами на каждой ЭТП, где вы участвуете в торгах. Не нужно "доказывать" заказчику или ЭТП, что деньги у вас есть и вы их перевели. Никаких платежек, реестров и т.д. Площадка "размораживает" деньги в течение 1 рабочего дня после определения победителя.
4. Сложность в том, что ЭТП замораживает деньги для конкретной закупки в течение часа ПОСЛЕ окончания сроков подачи заявки. То есть если у вас не будет хватать хоть нескольких копеек, вам вернут заявку и вы слетите с борьбы за контракт.
5. Определены требования к таким банкам, но до сих пор нет конкретного перечня банков, в которых уже можно открывать такой спецсчет. Не установлены правила игры: какие проценты начисляют, будет ли это рыночное предложение или установленное государством и т.д.
6. С победителей госзакупок будут брать деньги. 1% от НМЦ, но не более 5000 руб., с млого бизнеса - не более 2000 руб.
Не совсем поняла про перевод денег на спец счета и что за проценты, которые будут начисляться. Не могли бы пожалуйста объяснить.
В таком случае спецсчет не нужен. А если вы победите в электронной закупке, то ЭТП обратиться к вам напрямую с запросом перечислить на ее счет оплату за победу. Максимум с вас возьмут 2000 руб., если вы малый бизнес, но совсем исключений для малых аукционов нет.
С вас не возьмут деньги, только если победитель уклонился от заключения контракта, а вы заняли второе место и согласны его заключить.
Победитель закупки заплатит:
1% от суммы контракта, но не больше 5 000.
1% от суммы контракта, но не больше 2 000 рублей, если относится к СМП или СОНКО.
Деньги с победителя будут списываться с его спецсчета, если он есть у участника закупки. Если у него нет спецсчета, то участник перечисляет деньги на банковский счет площадки по ее запросу.
Пока нет. Актуальную информацию можно найти на сайте Минфина РФ.
Новые требования к содержанию контракта
В контракт нужно включать условия:
Об уменьшении суммы, которую заказчик платит победителю закупки на размер налогов, сборов и других обязательных платежей.
Как это вообще понять? Перечитал все изменения из 504-фз к 44-фз и ничего не понял.
Уточните, пожалуйста, вам непонятно как это будет выглядеть на практике? Вы представляете заказчика или поставщика?
Пока опубликованы только требования к банкам. Списка нет. Ждем.