Поиск по справочной
Статьи, инструкции, вопросы эксперту

В новом дайджесте расскажем, какие изменения уже вступили в силу с начала года, что изменится в закупках по 44-ФЗ с 1 июля 2018 и какие нововведения только обсуждают.

Что изменилось в 1 квартале 2018

Новый типовой контракт на закупку лекарств по 44-ФЗ

Типовой контракт нужно использовать при закупке любых лекарств независимо от размера НМЦ и способа закупки, включая закупки у единственного поставщика. Типовая форма не обязательна только при закупках в рамках гособоронзаказа.

Также на разных стадиях обсуждения находятся типовые контракты на:

  • выполнение проектных и изыскательских работ,
  • строительство или реконструкцию объекта капстроительства,
  • спецоценку условий труда и обучение по охране труда.

Новые правила закупки мебели по 44-ФЗ

После поправок в постановление № 1072 стало меньше случаев, когда  от участников требуют использовать для изготовления мебели древесные материалы из государств ЕАЭС. Это требование лишнее при закупках:

  • металлической и пластиковой мебели,
  • матрасных основ и матрасов.

Добавили список документов, которыми участник может подтвердить производство товаров:

  • копию специального инвестиционного контракта;
  • акт экспертизы ТПП РФ;
  • сертификат о происхождении товара по форме СТ-1;
  • заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, выданное Минпромторгом.

Что изменится с 1 июля 2018 года

Все закупки в электронной форме

С 1 июля 2018 года заказчики вправе провести конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений в электронной форме. В новой редакции закона описаны правила проведения конкурса, запроса котировок и запроса предложений в электронном виде. А с 1 января 2019 года бумажные процедуры уйдут в прошлое. Также в случаях, установленных правительством, закрытые электронные закупки будут проводить на специализированных ЭТП.

Шаг аукциона остается в пределах от 0,5 до 5 %, но при этом для закупок с НМЦ до 20000 рублей шаг должен быть не меньше 100 рублей.

Сократили срок изменения план-графика

Внести изменения в план-график при проведении повторных закупок можно будет за 1 день до проведения закупки, а не за 10 дней, как сейчас.

Новые требования к участникам

В ст. 31 44-ФЗ появилось новое требование к участникам закупки: «отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации». Этот пункт нужно будет добавить в декларацию соответствия.

В заявке на участие в запросе котировок должна быть декларация о соответствии пунктами 3-9 части 1 статьи 31 44-ФЗ. Сейчас этого требования нет.  На бумажных конвертах с запросом котировок нужно указывать почтовый адрес участника. Если его не будет, заказчик вскрывает конверт и, если в документах есть адрес, то отправляет заявку адресату. Если адреса нет, то хранит заявку в составе закупочной документации. 

Только один протокол разногласий

На ЭТП можно будет разместить протокол разногласий всего один раз, причем в сроки, предусмотренные для подписания контракта.

Новые требования к содержанию контракта

В контракт нужно включать условия: 

  • О порядке и сроках приемки товара, работ или оказанной услуги. Будут оценивать их соответствие количеству, комплектности и другим требованиям из контракта.
  • Об уменьшении суммы, которую заказчик платит юридическому или физическому лицу, а также ИП на размер налогов, сборов и других обязательных платежей.

Новые правила обеспечения заявок

  1. Закупки до 5 млн руб. не нужно обеспечивать.

    Обеспечение заявок будет обязательным  в конкурсах и аукционах, только если НМЦ > 5 млн. рублей, а размер обеспечения заявки будет зависеть от суммы НМЦ:

    • От 0,5 % до 1 %, если НМЦ от 5 млн.руб. до 20 млн.руб.;
    • От 0,5 % до 5 %, если НМЦК > 20 млн.руб.;
    • не больше 2 %, если участники закупки учреждения уголовно-исполнительной системы или организации инвалидов и НМЦ > 20 млн.руб.

12 апреля 2018 года вышло постановление правительства, которое снизило до 1 млн минимальную НМЦ, при которой обеспечение обязательно. 

  1. Участники закупок будут переводить деньги на специальные счета.

    Банк будет начислять проценты на эти деньги. Перечень указанных банков утвердит Правительство. К банкам, где будут открываться эти счета, планируют предъявить такие требования:

    Каждый оператор ЭТП будет заключать соглашение о работе с каждым из банков, включенных в перечень.

    • универсальная лицензия,
    • собственные средства > 25 млрд руб.
    • подтверждение кредитного рейтинга,
    • участие в системе обязательного страхования вкладов физлиц и другие требования.

Страну происхождения товара нужно указывать только в закупках с нацрежимом

В первой части заявки на участие в электронном аукционе страну происхождения товара нужно будет указывать, если заказчик установил условия допуска, запреты или ограничения на иностранные товары в соответствии со ст. 14 44-ФЗ.

ЭТП будет автоматически возвращать заявку участника, если он в РНП

Оператор электронной площадки будет возвращать заявку участнику, если информация об участнике закупки или учредителях юрлица включена в реестр недобросовестных поставщиков.

Недорогие  аукционы будут проводить быстрее

Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе при НМЦ не больше 3 млн руб. будет составлять не больше 1 рабочего дня. Сейчас этот срок — до 7 дней с даты окончания срока подачи заявок.

Электронные подписи для торгов

С 1 июля 2018 года участники закупок должны использовать квалифицированные электронные подписи. Пока никаких подробностей нет, в частности непонятно, будет ли переходный период, в который можно использовать имеющиеся неквалифицированные подписи.  

Какие изменения сейчас обсуждают  

Регистратор, который будет фиксировать действия участников

ГИС «Независимый регистратор» будет:

  • Отслеживать работоспособность ЕИС и электронных площадок.
  • Фиксировать (в том числе записывать на видео) действия участников торгов.

Программа с одноименным названием уже есть. С ее помощью пользователи ЕИС и ЭТП могут записывать на видео свои действия. Проект проходит общественное обсуждение, а система заработает предположительно с 1 октября 2019 года.

Дополнительные требования на перевозку детей

Согласно законопроекту поставщики смогут участвовать в таких закупках, у которых на правах собственности или в аренду есть транспортные средства не старше 10 лет,  иметь в оснащении тахограф и аппаратуру спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. В списке документов, которые должны быть у поставщиков, упомянуты копии договоров об ОСАГО, ПТС и СТС.

Уголовная ответственность за нарушения в госзакупках  

Законопроект предусматривает уголовную ответственность за злоупотребления в сфере госзакупок и подкуп работника контрактной службы. За взятки и сговоры смогут лишить свободы на срок до 3 лет, а в отдельных случаях — до 12.

Заказчиков лишат права применять собственные критерии оценки

Соответствующий законопроект  прошел первое чтение. Если изменения примут, то при запросе предложений нельзя будет использовать критерии оценки заявок, которых нет в 44-ФЗ.  Обязательными станут такие критерии:

- цена контракта;

- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

- квалификация участников закупки.

Сейчас при запросе предложений заказчик вправе устанавливать критерии оценки заявок по своему усмотрению.

Марина Савукова
Эксперт в закупках по 223-ФЗ, 44-ФЗ, коммерческих организаций. Аккредитованный преподаватель ЗАО «Сбербанк-АСТ», аналитик сервиса Контур.Закупки.
38 комментариев
Гульнара 6 апреля, 14:15
а почему протокол разногласий можно подать только 1 раз? Это плохо.
Элла Макарцева 17 апреля, 11:47
Иногда протоколом разногласий можно потянуть время подписания контракта, например если сроки поджимают на выполнение работ или поставку, пока подписываем сами уже все в работу запускаем. Но все равно есть регламент по сроку подписания.
Григорий 6 апреля, 14:46
Да хоть сколько раз подавай . Всем пофигу . Вон вышло наставление правительства как дуру гнать и
как отвечать ан акты разногласий . И главное все молчат про это постановление . !!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Когда же эти гады про выделенное ндс напишут !!!!!!!!!!!!!!! Козлы дранные всякую гадость пишут а про ндс для упрощенцев как будто ник то не знает и не слышит . Короче все только против упрощенцев в торгах . !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Григорий 6 апреля, 14:49
Козлы все слов нету . !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Надо писать и обсуждать что злободневно !!!!!!!!!!!!!!!!!! А не всякие гадости кому они нафик нужны . Коль у тебя как у упрощенца загоняют в долги платить ндс 18 процентов !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Выпустило наше любимое правительство постановление как нужно разводить ! А мы тут за Путина голосовали . Нет веры не какой в наше карающее государство .!!!!!!!!!!!!!!!!!
Григорий 6 апреля, 14:53
Во , акт разногласий и то скоты один раз только можешь написать . Вот вам и Путин . Одно говорит а на самом деле другое пишет . да какой там малый бизнес . какая там торговая площадка по 44- ф=з . Только прикрываются что все по честному . все просто по честному развод полный . !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Светлана Пуртова 6 апреля, 15:09
Григорий, нам очень приятно, что темы статей задевают вас за живое. Может быть, вы сформулируете свой негатив в конструктивном ключе, и мы попробуем разобраться?

Наш сервис работает в соответствии с текущим законодательством. Мы помогаем поставщикам в предложенных условиях. Читатели в комментариях ждут практических советов, а не бессвязных ругательств.
Григорий 6 апреля, 15:26
Да Вы только за деньги разбираетесь . Да и что разбираться коль нет самого закона об этом . Путин наш одно
с трибуны говорит про упрощенцев а на самом деле ВРЕТ . !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Ну если я не прав укажите в 44-ф-з статью где казанно что я ка у прощенец не плачу ндс . ????? ответьте мне . номер статьи где это прописано . Нет такой статьи вот ка нет и не будет !!!!!!!!!!!!
Григорий 6 апреля, 15:57
Добрый день !. Почему в 44-ф-з не приписаны статьи что если упрощенец участвует в торгах и показал документ что он не платит ндс 18 процентов то заказчик должен дополнить в договоре - ндс не предусмотрен и при заключении договора и при этом ндс становиться доходом упрощенца . А сейчас получается заказчик не знает как быть с ндс для упрощенцев в договорах ? Нет статьи в законе где указанно все эти моменты . Все вопросы решаются только в суде . А почему это все не прописать в законе 44-ф-з .
Александр Устименко 10 апреля, 12:14
Григорий, вы ересь какую-то несёте, пасху отмечаете уже чтоли?))))) Кто на УСН, в договоре и прописывают НДС не предусмотрен. Проблем с этим не у кого нет.
Алексей Демьяненко 10 апреля, 12:22
Такие проблемы есть, ВЫ НЕ ПРАВЫ! Я 2 раза уже попадал на НДС, но я на УСНО нахожусь!!! Могу документально доказать!
Александр Устименко 10 апреля, 12:32
Алексей, тоже на УСН. Вот цитата из контракта: "Цена настоящего Контракта определяется Спецификацией и составляет по результатам проведения запроса котировок______ руб. 00 коп., НДС не предусмотрен"
Вот фраза из документации: "если ПОСТАВЩИК находится на общей системе налогообложения, указывается цена контракта и НДС не предусмотрен"
И так во всех контрактах....
А то, что Заказчик в каких-то случаях неправомерно себя ведёт, дак это от его некомпетентности, за что он может быть привлечен к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 7.30 КоАП. Но я с такими за 6 лет не сталкивался ни разу.
Алексей Демьяненко 10 апреля, 12:37
когда заключается контракт никак уже никого не привлечешь, надо подписывать с НДС, так как протокол он не принял, и что тогда????? расторгать и в РНП?
Александр Устименко 10 апреля, 12:47
Алексей, это легко оспаривается в ФАС и Арбитраже. Это надо быть ооочень бесстрашным Заказчиком ,чтоб такое делать.
письмо Минфина России от 2 февраля 2011 г. № 03-07-07/02. «…при заключении контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд с налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения и, соответственно, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, цену контракта следует рассчитывать без налога на добавленную стоимость…».
Алексей Демьяненко 10 апреля, 12:51
есть такой бесстрашный заказчик УКС г. Северска Томской области и практика неоднозначная, сами посмотрите, также в Красноярском крае г. Дудинка есть заказчик - центр реабилитации, точно не помню, могу уточнить, но мои юристы сказал, что практика неоднозначная, поэтому есть риски проиграть, я практику почитал, точно, там есть и в пользу подрядчиков и в пользу заказчиков.
Александр Устименко 10 апреля, 12:33
в предыдущем посту я ошибся, не на общей, а на упрощенной
Григорий 6 апреля, 15:27
укажите практический совет .
Григорий 6 апреля, 15:29
обращаться в Фас . А зачем ? Фас не однозначно отвечает об этом вопросы так как и сам не понимает как это делать ? подскажите укажите статью где это все прописано ?????Вы же все грамотные .
Григорий 6 апреля, 15:31
Вы вот обсудите на этом сайте вот эти моменты . Но навряд ли Вы готовы . потому как и сами не знаете что ответить. дожились вроде и закон есть а толку мало .
Григорий 6 апреля, 15:35
надо кк правилах дорожного движения нарушил на 20 км скорость плати штраф а не как ут в 44-фз .да так а может так а вообще заказчик если захочет . Вот так бы вам ипотеку выдавали ? а вот вы оплатите а мы подумаем как вам дать квартиру а может и не будем думать вас пошлем подальше . вот 44- ф-з закон такой .
Алексей Демьяненко 9 апреля, 15:57
спасибо!
Алексей Демьяненко 10 апреля, 12:38
Документации бывают разные, и очень хитро написаны!
Александр Устименко 10 апреля, 12:50
Согласен
Алексей Демьяненко 10 апреля, 12:52
если не отрегулировал запросом до аукциона, то потом при заключении нет шансов, если есть шансы , то подскажите юристов , которые бы это взяли и сделали?
Александр Устименко 10 апреля, 12:58
Подсказать могу, но это будет человек в Екатеринбурге. Если надо напишу контакты. 44ФЗ его стихия)))
Алексей Демьяненко 10 апреля, 12:59
конечно пишите, pkvolna@mail.ru для Алексея
Олег Красных 10 апреля, 12:47
Добрый день! Хотелось бы узнать Ваш ком. по решению ФАС. Значит ли, что субподряд значение не имеет. Спасибо.
РЕШЕНИЕ
по делу № 44-570/18
о нарушении законодательства о закупках

01.02.2018 Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее – Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. № 2010/18 от 25.01.2018) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по выполнению лабораторных, бактериологических исследований для Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Гор. пол. № 43» в 2018 году (далее – аукцион), УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении аукциона размещено 28.12.2017
на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200107317000141. Начальная (максимальная) цена контракта –
2 939 543, 33 рублей.
В жалобе ООО «Лаборатория иммунобиологических исследований» указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, в частности, Заявитель указывает на необоснованное признание второй части заявки победителя аукциона соответствующей требованиям документации об аукционе, поскольку указанный участник закупки
не соответствует требованиям документации.
Представитель Заказчика с доводами, изложенными в жалобе,
не согласился, пояснив, что аукционная комиссия действовала в соответствии с требованиями законодательства, в составе второй части заявки победителя представлена лицензия на право оказания услуг, а также договор, заключенный с Филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» в Кировском, Красносельском, Петродворцовом районах и городе Ломоносове и лицензия указанного лица на право осуществления видов деятельности, являющихся предметом рассматриваемого аукциона.
Изучив представленные Заказчиком документы, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия УФАС находит жалобу ООО «Лаборатория иммунобиологических исследований» обоснованной по следующим основаниям.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона
от 17.01.2018 №0372200107317000141-3, заявка Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника №107» (победитель аукциона) была признана соответствующей требованиям документации об аукционе.
Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе предусмотрен ст. 69 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1, 2 ч. 6 указанной статьи, заявка на участие
в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены п.п. 1, 3 - 5, 7 и 8 ч. 2
ст. 62, ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окон
Александр Устименко 10 апреля, 12:54
Олег, ФАС совершенно права. Участник закупки ,прикрепляя договора и прочие доки своего подрядчика, не подтверждает тем самым своё соответствие требованиям.
Анна Тресвятская 10 апреля, 12:59
Александр не поленился, спасибо) Да, лицензии, разрешения и допуски подрядчиков не учитываются в заявке участника.
Анна Тресвятская 10 апреля, 12:54
Олег, добрый день! Пожалуйста, задайте ваш вопрос по существу, чтобы остальные читатели могли быстрее понять, о чем речь, не перечитывая все Решение ФАС, тем более что оно целиком не поместится в форму.
Олег Красных 10 апреля, 13:07
Добрый день! Вопрос вкратце: до недавнего времени не было проблем при подаче заявки в составе второй части приложить договор и лицензию субподрядчика, если таковое не запрещено условиями документации (имеется ввиду договор и лицензию на недостающие виды деятельности Участника). Сегодня столкнулись с шантажом на основании решения ФАС о том, что "В соответствии с п. 3 ст. 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
Третье лицо, являющееся стороной договора, с которой участником закупки заключен договор соисполнения, не является участником закупки, которым подана заявка....действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки". Как же теперь можно говорить о защите конкуренции, если исключительно у УЧАСТНИКА должны быть лицензии от бокса до шашек, а все остальные, по-видимому, не имеют права участвовать?
Александр Устименко 10 апреля, 13:16
Олег, всё так и есть, 3-е лицо не является участником закупки. А то, что раньше у вас такая система срабатывала, это некомпетентность Заказчика. Рано или поздно эта некомпетентность оборачивается очень большими штрафами для них.
Александр Устименко 10 апреля, 13:19
Конечно очень много закупок, где недобросовестный Заказчик указывает ненужные лицензии, чтобы ограничить круг участников. Тут уже всё зависит от вас, идёте вы в ФАС или нет
Олег Красных 10 апреля, 13:52
В таком случае, для того, чтобы Заказчик был компетентным и добросовестным, он должен прописать требование о наличии у Исполнителя необходимых лицензий, НУЖНЫХ для исполнения контракта, ЗАПРЕТИТЬ субподряд, но таких исполнителей, к примеру, в нашем миллионном городе единицы. Это ли не ограничение конкуренции?
Александр Устименко 10 апреля, 13:58
Зак обязательно должен прописать наличие НУЖНЫХ лицензий. Ключевое слово "таких ЕДИНИЦЫ", но ведь они есть. Главное не ОДИН, а это уже не ограничение. + другие регионы никто не отменял, где с аналогичными лицензиями есть конторы.
Александр Устименко 10 апреля, 14:00
Это я как не юрист говорю, а основываясь на фактах и прочих событиях из своей практики участия по 44ФЗ.
Олег Красных 10 апреля, 14:46
Одной из этих единиц и была наша лаборатория. Другие регионы не подойдут, тк требуется выполнение анализов по cito. Такое уменьшение количества участников до ДВУХ в огромном регионе не есть здоровая конкуренция, экономия бюджетных средств, а повод для нездорового сговора.
Арсений 14 апреля, 11:23
Григорий, заткнитесь! Невозможно читать ваш тупой текст с обилием ошибок!!!
Андрей Кудинов 17 апреля, 10:46
Марина Савукова, спасибо за статью!
Но уж если разбираться с нашим законодательством то, по-моему, всем очевидно уже, что корень 99,9999999% всех проблем государства в коррупции. А коррупция происходит из законов, которые эту самую коррупцию порождают и поддерживают благодаря специальным СКРЫТЫМ "дыркам". Так и в 44-ФЗ основным инструментом коррупционных закупок является статья 66, которая позволяет (во всяком случае та считает ФАС и Арбитраж СПб), применять требования к товару, не являющемуся предметом закупки при выполнении работ (услуг), для выполнения оторых нужен товар. Статья 33 ЧЕТКО говорит, как нужно описывать предмет закупки, но заказчики "плевать" хотели на статью 33. Вот выдержка из одного ответа на запрос разъяснений: "если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак" ВРОДЕ ВСЕ НОРМАЛЬНО, но далее самое интересное: "Использование «Пирилакс» не является предметом закупки, следовательно при установлении конкретных показателей, используемого для выполнения работ товара, Заказчик не ограничен установленными Закона N 44-ФЗ требованиями в отношении предмета закупки, включая требование о необходимости обоснования использования других показателей.
Все указанные в документации конкретные показатели товара, используемого для выполнения работ по огнезащитной обработке деревянных конструкций чердачных помещений, необходимы Заказчику при оценке первых частей заявок на участие в аукционе, для установления эквивалентности товара, предлагаемого участником аукциона, товару, указанному в аукционной документации." КОНЕЦ ЦИТАТЫ! Вот так! То есть, заказчик, может прописывать все что ему угодно! Отсеивая тем самым конкурентов той фирмы, которая потом заплатит заказчику из сверх прибыли откат. А сверх прибыль заключается в том, что в смету заносят САМЫЕ дорогие товары, а работы будут выполнены САМЫМИ дешевыми материалами с предоставлением НУЖНЫХ сертификатов. И, что самое обидное: ФАС признает такие закупки полностью соответствующими законодательству, а жалобы признает не обоснованными (см закупку №372200105918000002) Пытаться отменить решение ФАС тоже бестолковщина, потому, что суды поддерживают решения ФАС (могу, если надо, предоставить номера дел). ФАС же заинтересован в том, чтобы получать прибыль от фирм, занимающихся зашифровкой и расшифровкой показателей товаров и поэтому могут принимать решения как в одну сторону, так и в другую. Вот и вся политика. Благодаря такой схеме грабится бюджет страны. А потом нам говорят: "Денег в бюджете нет, но вы держитесь тут...." Как же достали эти упыри!!!!!!!! А, ведь, решить эту проблему легче легкого: устрани дырки в законодательстве и кардинально ужесточи ответственность за получение взятки (именно за получение, а не за дачу). Но этого никто делать не будет потому, что слишком много упырей сейчас присосалось к бюджету и весь остальной народ в роли дойной коровы, причем ведет этот народ себя именно так. Выборы наглядно это показали...
Новый комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором.

Рассылка

Каждую неделю наши эксперты будут отправлять вам важные материалы о закупках