Стратегии поведения в электронном аукционе

18 мая 2018 13 869 27

Нас периодически спрашивают, как вести себя во время электронного аукциона, чтобы повысить шансы на победу? По сути стратегия выигрыша одна — быть конкурентоспособным и предложить наименьшую цену. Но на аукционе также важно правильно интерпретировать действия других участников, чтобы не дать сбить себя с толку.

Фотография Андрей Шмаков Андрей Шмаков Автор статей для Контур.Закупок

Как проходит электронный аукцион

Мы уже писали о правилах электронного аукциона, его тонкостях и подготовке первой части заявки. В этой статье напомним о работе на электронных торговых площадках (ЭТП):

  1. Участники, чьи первые части заявок допущены к участию, в назначенный день и час заходят в аукционный зал ЭТП. Торги проходят в реальном времени: например, если ЭТП назначила торги на 15:30 по Москве, то поставщики из Новосибирска сядут участвовать в 19:30.

  2. Шаг аукциона — от 0,5% до 5% от НМЦ.  Например, если НМЦ 1 000 000 рублей, можно подавать цену в диапазоне от 5 000 до 50 000 рублей. Интерфейс всех ЭТП отличается, но понятен. Везде есть кнопки для подачи минимальной и максимальной цены. Нажимая одну кнопку, можно ходить стандартным шагом 0,5%. На самой популярной площадке Сбербанк-АСТ есть скролл для выбора цены.

  3. Можно сделать любой шаг из диапазона от 0,5% до 5% (например, 13 929 рублей), если соблюдать следующие условия:

    • Первое снижение цены возможно только в пределах «шага аукциона»
    • Второе и последующие предложения или снижают текущее минимальное значение цены в пределах «шага», или они находятся в пределах от текущей цены до начальной максимальной.
    • Участник не может подавать предложение, которое больше или равно его предыдущему предложению.
    • Нельзя подавать предложение равное нулю.
    • Участник не может «играть сам с собой», то есть снижать текущую цену, если она была предложена этим участником.
  4. На шаг дается 10 минут. Продолжительность аукциона автоматически увеличивается на 10 минут, когда любой из участников предлагает лучшую цену. Поэтому у остальных участников всегда есть в запасе время на обдумывание своего следующего шага.

Дальше поговорим о тактиках, которые могут применять участники и которые нужно уметь считывать.

zakupki

Найдите закупку мечты — в пару кликов

Если конкурент переключает скорости

Быстро и агрессивно снижает цену  

Участник делает свой шаг моментально (5-10 секунд) после шага своего конкурента с и максимальным размером шага 5%. Тем самым он дает понять, что обдумывать нечего, нацелен на победу. Неопытный конкурент может остановить снижение, так как посчитает, что бороться нет смысла, и выйдет из аукционного зала. Сработать может крайне редко и только с самыми неопытными участниками.

Изматывает конкурентов

Участник делает шаг каждый раз на последних секундах (за 10-30 секунд до конца времени на шаг). Таким образом аукцион может быть затянут на долгое время. Шаги в такой тактике всегда делаются с минимальным размером шага 0,5%.

Использует комбинированную тактику

Например, на начальном этапе участник может избрать медленную тактику, а затем применить агрессивную, затем снова перейти на медленную. Это запутает конкурентов, неопытные участники, увидев резкое падение по цене, могут отказаться от участия в аукционе.

Что делать?

Если вы заметили, что конкурент применяет одну из этих схем, не переживайте. Контрстратегия тут максимально простая — спокойно идите к своей минимальной цене вне зависимости от действий соперников.

Если чувствуете, что участие в торгах может затянуться (например, раньше в аналогичных торгах вы сидели по 5 часов) и вы не можете себе позволить сидеть долго за компьютером, поставьте робота на участие с установленной заранее минимальной ценой — это можно сделать за сутки до начала аукциона. Пока такая возможность есть только на Сбербанк-АСТ и РТС-Тендер.

Также можно обратиться к специалистам по сопровождению торгов, которые поучаствуют в торгах за вас и опустятся до цены, которую вы обозначили.

Общая рекомендация: не следует затягивать время аукционов специально. Те, кто намеренно делают каждый шаг раз в 10 минут тратят не только время конкурентов, но и свое собственное.

Если конкурент предложил круглую цену

Пожалуй, один из самых часто работающих сценариев. Представьте себе, идет борьба, снижение уже на 30-40% от НМЦ и мы понимаем, что у нас и конкурента близок порог подачи последних ценовых предложений и исход может решить одно понижение. И тут конкурент ставит ровную цифру, выглядит это так:

У некоторых участников цена рассчитана примерно и округлена до определенной цифры, ниже которой конкурент снижаться уже не готов. В своей работе  во время аукционов мы часто сталкиваемся с тем, что руководитель/коммерческий директор компании говорит: “в этом аукционе опускаемся до восьмисот тысяч рублей”, так как многие просто не хотят тратить время, высчитывая ровную цену снижения и говорят “на глазок”.

Что делать?

После такого лучшим вариантом будет сделать еще одно стандартное снижение на 0,5% от “ровной” цены конкурента. Конечно, это не значит, что следующим шагом вы выиграете, тем не менее, иногда это действительно работает. Также старайтесь рассчитывать свою минимальную цену до рубля, чтобы своей округленной цифрой не давать конкуренту повода думать, что вы достигли минимума.

Выводы

  1. В электронном аукционе нет секретного способа, который гарантированно приведет вас к победе. Тем не менее, нужно быть всегда внимательным, уметь верно интерпретировать действия других участников, подмечать время подачи ценовых предложений и размеры шагов конкурентов.

  2. Заранее определяйте свою цену, до которой вы готовы опускаться в ходе торгов.

  3. В ходе аукциона не входите в кураж, пытаясь выиграть закупку любой ценой. В своей практике мы встречали случаи, когда клиент входит в азарт и ему уже без разницы по какой цене выиграть у конкурента. Последствия могут быть негативные: работа в ноль или в минус или уклонение от подписания контракта, так как контракт невозможно исполнить за предложенную сумму.

  4. Не бойтесь применять робота для участия в электронных аукционах.

  5. Рецепт победы — иметь возможность предложить в аукционе цену ниже, чем у конкурентов.

zakupki

Инструменты для продуктивного участия в торгах

Фотография Андрей Шмаков Андрей Шмаков Автор статей для Контур.Закупок
Подписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Подписка на самое важное из мира закупокПодписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Другие статьи

Все статьи
27 комментариев
И
А
П
Полина 6 мая 2020
Добрый день! В последнее время сталкиваюсь с ситуацией, когда в ходе электронного аукциона по 44-ФЗ, НМЦК снижается на 50-60%, как-то снижение было до 85%. Подскажите пожалуйста, чем обусловлены такие падения НМЦК, как это можно объяснить? Чем, на Ваш взгляд, руководствуются поставщики, готовые настолько снизить стоимость контракта?
АД
Алексей Демьяненко 6 мая 2020
Сейчас такая ситуация, такие снижения будут длится на все время пандемии, все боятся и хотят взять работу на перед. А поставщики уменьшают свою маржу и всё, ничего тут секретного нет, кто хочет работать с 100% маржой, а кто с 10%.
Г
спасибо большое))полезно. Побольше бы таких статей и обсуждений.
АЛ
Александр Лифшиц Изменен 1 сентября 2021
Спасибо за статью.

Прочитал и пошел в первый свой аукцион.

Боролись с одной компанией по 0.5% долго, они меняли темп, то мгновенно отвечали, то долго тянули. С определенного момента я решил выставить таймер строго на 1 минуту и быстрее не отвечал. Решил их выматывать этим ожиданием, не менять ритм.

Видимо, их это "достало" в какой-то момент и они сделали большое снижение до круглой цены! Сразу понял, что это за сигнал. Их цена была близко к нашей комфортной ценовой планке. Я поставил на 0.5% ниже и они затихли.

Поэтому данная рекомендация от автора статьи - идеально точно описывает поведение многих игроков. Когда к их нижней цене близко, они ее могут таким образом выдать.

Я был готов "открывать шампанское", но за 2 минуты до конца в торги внезапно пришел третий участник, с которым мы долго бодались, я дошел почти до себестоимости, но они переставляли каждый раз с интервалом примерно в 15 секунд, то есть очень быстро.

Последнюю ставку я сделал уже от злости за 3 секунды до конца торгов, но они ее тоже переставили почти мгновенно. Там был явно не робот, поскольку интервалы были разные, но было ясно, что люди готовы демпинговать и дальше.

Отсюда и второй вывод - что можно увлечься и эмоционально принять решение о снижении ниже своего "низа", на которое робот бы точно не пошел. С другой стороны, когда торг идет по 0.5%, редко можно представить себе ситуацию, когда одно последнее снижение введет компанию в жуткие убытки, притом что прошлая цена была нормальная. Здесь уже нужно решать, насколько сильно хочешь получить проект.

Поэтому сделал для себя выводы и подтвердил на практике почти все, что прочитал в статье:
- разный ритм ставок может влиять на ход торгов
- "круглая" цена с большим снижением действительно работает как последнее предложение
- эмоции могут повлиять на ход торгов

- ну и самое главное, не радоваться, пока на таймере есть хотя бы 1 секунда :)

Еще раз большое спасибо!