Дайджест изменений с 1 июля 2018 — Контур.Закупки Баннер

Дайджест изменений с 1 июля 2018

4 июля 2018 130 73

В новом дайджесте напомним, какие нововведения вступили в силу. Какие запланированные изменения все-таки перенесли. И что еще нового придумали законодатели.

44-ФЗ: что уже работает

НЭП поменяли на КЭП

Но не до конца. Неопределенность возникла из-за того, что к 1 июля 2018 в правительстве не назначили переходный период и не уточнили,  можно ли использовать “старую” НЭП, выпущенную до 1 июля, и нужны ли в “новой” КЭП объектные идентификаторы для госторгов.

Итог пока такой: некоторые площадки госзакупок принимают НЭП, некоторые перестали. При этом часть из них принимают обычные КЭП, а некоторые требуют наличие в КЭП идентификатор госзаказа. Ситуация должна окончательно проясниться после отбора новых площадок для госзакупок и появлением необходимых регламентов.

Самостоятельно готовить декларацию соответствия нужно только в бумажных процедурах

Если закупка проходит в электронной форме и для нее требуется декларация соответствия единым требованиям из ч.1 ст. 31, то такая декларация создается с помощью программно-аппаратных средств ЭТП, на которой проходит закупка. Площадка должна сама предоставить вам такую декларацию, которая соответствует всем действующим требованиям. Обратите внимание, что в бумажных процедурах новый 11 пункт из ч. 1  ст. 31 про то что «отсутствуют ограничения для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации» не требуется.  

Выдавать гарантии для госзакупок могут только 173 банка

Проверьте банк, в котором получаете гарантии. На сайте Минфина опубликован обновленный перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов по 44-ФЗ.

Обеспечение заявок стало меньше  

А в закупке до 1 млн руб. его может совсем не быть. В закупках дороже обеспечение заявки будет таким:

  • от 0,5 до 1 %, если НМЦ от 1 млн до 20 млн руб.,
  • от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,
  • 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.

В обеспечении контракта изменений нет.

Генподрядчик стройки должен выполнять 25% работ

Победитель закупки на строительство и реконструкцию обязан самостоятельно выполнить не меньше 25% работ. Эта норма была утверждена постановлением правительства РФ №570 от 15.05.2017 года и вступила в силу с 1 июля 2018. Заказчик указывает в документах закупки те работы, которые победитель закупки исполняет сам. За невыполнение этих условий предусмотрен штраф 5% от цены таких работ.

Заработал единый агрегатор малых госзакупок

С 1 июля 2018 года заработал портал для госзакупок малого объема до 100/ 400 тыс. рублей, которые заказчики проводят без конкурентных процедур. Пока заказчики работают в ней добровольно: ищут среди размещенных предложений подходящие и объявляют закупочные сессии. Организация выбирает самое выгодное предложение и заключает контракт. Другие подробности работы на площадке есть в регламенте. В ближайшее время мы подготовим статью о том, как поставщику работать на такой площадке.

Результаты несостоявшейся закупки принимают только внешние эксперты

Теперь заказчики обязаны привлекать внешних экспертов к приемке товаров или работ по контракту, заключенному в соответствии с п. 25.1-25.3 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Если вы стали победителем такой закупки, будьте внимательны и соблюдайте все условия контракта. К мелочам, на которые заказчик может не обратить внимание, чтобы быстрее принять нужный товар, внешняя комиссия может придраться.

44-ФЗ: что пока отложили

Отбор площадок для работы по 44-ФЗ

До 1 октября выберут ЭТП, имеющие право проводить закупки по 44-ФЗ. Минфин утвердил требования и уже принимает обращения от ЭТП, которые хотят попасть в новый перечень. До отбора заказчики смогут проводить все свои закупки в электронном виде на «старых» площадках. После отбора — на “новых”. 

Спецсчета для обеспечения заявок

К сроку начала работы «новых» ЭТП привязано и использование спецсчетов. Законодательные нормы, определяющие их работу, вступили в силу с 1 июля, но применяться станут, когда заказчики получат возможность проводить электронные закупки на выбранных ЭТП и правительство выберет банки, в которых можно открывать такие спецсчета. 

До этого момента обеспечение заявок на участие в закупках нужно размещать по действующей схеме.

Электронные закупки

C 1 июля госзаказчики могут проводить все закупочные процедуры в электронной форме в соответствии с новыми нормами 44-ФЗ на действующих ЭТП, аккредитованных для проведения госзакупок. С 1 января 2019 года проведение закупок в электронной форме станет обязательным.

223-ФЗ: вступило в силу

Установили твердые правила проведения конкурентных закупок

В положении о закупке заказчик прописывает конкурентные и неконкурентные способы закупок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика. Конкурентные закупки можно проводить в виде:

  • конкурсов,
  • аукционов,
  • запросов предложений,
  • запросов котировок.

По сути заказчик по-прежнему может проводить любые закупки, которые не противоречат 223-ФЗ, но если объявляет любую из четырех указанных процедур, то соблюдает правила торгов из Гражданского кодекса:   

  • Отвечает на запрос предложений в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса.
  • Может отменить закупку, только пока не закончился срок приемки заявок и при форс-мажоре.
  • Продлевает срок подачи заявок, если что-то изменилось в документации.
  • Обязательно заключает контракт с победителем. При этом не раньше 10 дней и не позже 20 дней с момента публикации протокола.

Закупки до 5 млн без обеспечения заявки

Заказчики не может требовать обеспечение заявки при НМЦ < 5 млн руб. При НМЦ выше заказчик может установить размер обеспечения не выше 5% от НМЦ. Участники сами выбирают способ обеспечения: банковская гарантия или деньги на счет заказчика.

Закрепили правила описания предмета закупки

В документах закупки надо указать функциональные, технические и качественные характеристики товара и сопровождать описание словами «или эквивалент». Не соблюдать это правило можно будет только в некоторых случаях, например, при закупке запчастей к оборудованию.

223-ФЗ: что пока отложили

Закупки у МСП подождут отбора площадок

Сначала законодатели объявили, что с 1 июля 2018 все закупки у МСП будут проходить:

  • только в электронном виде,
  • c помощью четырех видов конкурентных процедур,
  • на площадках госзаказа.

Однако это требование перенесли до момента, когда выберут новые ЭТП и заказчики  обновят свои положения о закупках. Отбор должен состоятся до 1 октября этого года, а поменять положение заказчики должны до 1 января 2019.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Бесплатная книга

44-ФЗ простым языком

Скачать
Бесплатная книга

44-ФЗ простым языком

Скачать

Книга «44‑ФЗ простым языком» за подписку на дайджестКнига «44‑ФЗ простым языком» за подписку на дайджест
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
73 комментария
И
Про изменения по НДС при УСНО с 01.07.2018 информации ноль, обратился в налоговую конкретно ничего сказать не могут, так есть изменения или нет?
https://zakupki.kontur.ru
Анна Тресвятская, эксперт 26 июля 2018
Игорь. Добрый день! Конкретики в части поставщиков на УСН не появилось. Поэтому если вы на УСН и видите в проекте контракта сумму с НДС, то до подачи заявки делайте запрос разъяснений заказчику и просите внести изменения в документацию (добавить фразу "а если участник применяет УСН, то сумма контракта не включает НДС"). А если заказчик отказывается, то единственный инструмент - жаловаться в ФАС.
ЮЛ
Юлия Лукашина 4 июля 2018
А агрегатор малых госзакупок это тоже как ЭТП получается, только для маленьких торгов? А то смотрю, там за победу платить еще надо будет ((
КГ
Константин Гармаш 4 июля 2018
Юлия Лукашина. И за победу в торгах по 44-ФЗ тоже надо будет платить.
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, относительно нового порядка проведения запроса котировок. Теперь возможность подачи заявок в электронном виде, это поняли. После допуска, необходимо "шагать" на эл.площадке в день аукциона? или достаточно прописать стоимость в предложении, как и раньше?
https://zakupki.kontur.ru
Анна Тресвятская, эксперт 2 августа 2018
Добрый день, Ольга!

Нет, в этом и отличие от электронного аукциона )) Вы подаете заявку один раз на ЭТП, указав окончательную цену и не имея возможности посмотреть, что предлагают конкуренты.
Вот как раз таки на днях получилась ситуация с запросом котировок - закупка №31806663043. Были допущены два участника (мы в том числе), но после дня рассмотрения заявок был озвучен победитель, предложивший большую стоимость. Мы, честно говоря, на площадку в день рассмотрения не заходили, может, конечно, нужно было какой-то шаг сделать или обозначить нашу стоимость еще раз.. но, мы ограничились только указанием стоимости в составе документов.. мы запросили разъяснения после подведения итогов у заказчика, на что получили ответ, дословно привожу выдержку- ".. при проведении запроса котировок его участники подают предложения о цене договора, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене договора на величину в пределах «шага запроса котировок» (место и дата проведения запроса котировок, дата подведения итогов запроса котировок установлены в пункте 12 Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме и пункте 16 Части II Документации).

4. Исходя из информации полученной от оператора электронной торговой площадки ценовое предложении от участника - ООО "******" в назначенное место и время не поступало, в связи с чем данных о таком участнике в итоговом протоколе нет.

Вот и думаем, как дальше участвовать, чтобы не повторять ситуации..
https://zakupki.kontur.ru
Анна Тресвятская, эксперт 2 августа 2018
Ага, понятно, у вас закупка по 223-ФЗ, я отвечала в рамках 44-ФЗ.

В вашем случае, чтобы избегать таких ситуаций, лучше ознакомиться с правилами, по которыми заказчик проводит конкретный вид закупки. Они всегда прописаны в его Положении о закупках, опубликованном на ЕИС. В закупках "Иного способа размещения" (к которым относится электронный запрос котировок) заказчик по 223-ФЗ может сам устанавливать правила игры. Если в Положении сказано, что после подачи заявки, нужно прийти отметиться на ЭТП в день закупки, то надо это сделать. Если сказано, что станцевать джигу, то ... вы знаете что делать :) Это 223-ФЗ. Он не такой строгий, как 44-ФЗ.
АУ
Александр Устименко 19 июля 2018
Кстати, перечень банков и площадок уже опубликовали!!!
https://zakupki.kontur.ru
Анна Тресвятская, эксперт 19 июля 2018
Да, видели вчера, пора писать новый дайджест) Непонятно, что же все-таки мешало провести отбор ЭТП и утвердить список банков ДО 1 июля.
ЕБ
Евгений Быков 20 июля 2018
Насколько я знаю, это по 223-ФЗ для СМП. Просьба уточнить информацию ссылкой.
ЕБ
Евгений Быков 20 июля 2018
Прошу прощения, Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 12 июля 2018 г. № 1447-р и по 44-ФЗ тоже!!!
АШ
Александр Шапиро 16 июля 2018
Добрый день, в пункте 1 части 5 статьи 66 написано, что вторая чать должна содержать паспортные данные, но не ясно кого - учредителей, директора, ИП.
АШ
Андрей Шмаков 16 июля 2018
Александр Шапиро. Добрый день! В статье указано, что паспортные данные физ. лица, т.е. это всегда были физ. лица и ИП по которым мы предоставляли паспорт все страницы для аккредитации.

Обратите внимание с 01.07.18 в Закон добавили ст. 24.1, в части 11 которой указано:

11. Оператор электронной площадки, в том числе путем информационного взаимодействия с государственными информационными системами, в соответствии с требованиями, установленными частью 2 настоящей статьи, обеспечивает предоставление заказчику в сроки и случаях, установленных настоящим Федеральным законом, следующих документов и информации:
1) копии учредительных документов участника закупки (для юридического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык учредительных документов юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
2) фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

Таким образом, теперь во второй части требуется также указывать паспортные данные руководителя организации.
ЕГ
Елена Гавровская 12 марта 2019
Андрей Шмаков. Добрый день! Если организация прошла регистрацию в ЕРУЗ и привязана к профилю руководителя в ЕСИА, то скан паспорта всё равно надо представлять? Что-то изменилось в этом плане в 2019 году с технической стороны? Лучше, наверное, перестраховаться и включить скан паспорта в состав второй части заявки?
https://zakupki.kontur.ru
Екатерина Кондратьева 15 марта 2019
Елена Гавровская. Исходя из практики, лучше перестраховаться.
Д
Дмитрий 5 июля 2018
Анна, добрый день!
Все чаще замечаем отсутствие "формы 2" в аукционной документации, размещаемой Заказчиком. Все характеристики требуемого товара стали прописывать в ТЗ.
Уточните, пожалуйста, это новая привилегия Заказчиков с 01.07.2018 ? Таким образом имеем ли возможность прикреплять согласие на поставку продукции в соответствии с заявленными требованиями в ТЗ, тем самым снизив риски допустить ошибку заполнения "формы 2" на 100 листов?

С уважением, Дмитрий
https://zakupki.kontur.ru
Екатерина Кондратьева 9 июля 2018
Дмитрий. Добрый день, Дмитрий.
Уточните, пожалуйста, информация интересует по 44-ФЗ или 223-ФЗ? Можете привести примеры закупок?
Д
Дмитрий 9 июля 2018
Екатерина Кондратьева. Екатерина, добрый день!
Более интересен 44-ФЗ.
В пример могу привести два конкурса различных Заказчиков с предметом контракта - поставка товара.
0573400000118002835
0173200024418000032
Форма 2 уже не является обязательным документом? Достаточно ли в случае ее отсутствия прикладывать лишь согласие на поставку товара с указанными в аукционной документации характеристиками?
АШ
Андрей Шмаков 9 июля 2018
Дмитрий. Дмитрий, добрый день!
1. 0573400000118002835 в п. 25.1 информационной карты установлено, что требуется согласие и конкретные показатели. На стр. 27 документации установлены требования к товарам из разряда: "рабочая поверхность экрана по диагонали не менее 247,5 см" такое очевидно нужно конкретизировать и указывать страну происхождения товаров.

2. 0173200024418000032 Здесь интересная ситуация. С одной стороны в ТЗ есть параметры по типу "Вес не более 1.5 кг." и т.п. с другой стороны, заказчик указывает в п. 17.1 информационной карты, что в случае отсутствия формы 2, предоставляется только согласие. Есть высокая вероятность того, что можно товары не заполнять, предоставить согласие и заявку примут, поэтому пишем запрос разъяснений. Если бы не было времени на запрос, я бы скорее всего подстраховался и конкретизировал, тем более объем небольшой. Если огромная заявки и не успеваем и есть формулировки, что "при отсутствии формы, утвержденной правительством Москвы..." пишем согласие и, в случае чего, решаем вопросы в ФАС :)

Само понятие "форма 2" в 44-ФЗ отсутствует и применяется, зачастую, только в мск и московской области. Есть понятие "описание объекта закупки"

Доп. рекомендация: если есть сомнения, заполнять или нет характеристики, пишите сразу запрос по типу:

"Уважаемый Заказчик, просьба уточнить, достаточно ли будет в первой части заявки только согласия на выполнение работ или нужно конкретизировать и указывать в заявке какие-либо товары?"
МН
Максим Нарожный 19 июля 2018
Вопрос по поводу паспортных данных лица, имеющего право действовать без доверенность от имени юридического лица: Это должен быть скан паспорта или возможно предоставить данные (серия-номер-кем и когда выдан) в формате ворд??
https://zakupki.kontur.ru
Анна Тресвятская, эксперт 19 июля 2018
Добрый день! Это должен быть скан, и поскольку точных требований нет, рекомендуем сканировать весь паспорт, включая пустые страницы.
МН
Максим Нарожный 19 июля 2018
Спасибо!
О
Оксана 6 июля 2018
Добрый день! подскажите если ли какая информация о регистрации поставщика в ЕИС? когда необходимо? каким образом? о необходимости приобретения «КриптоПро CSP» 4.0 (сборка 4.0.9944)?
https://zakupki.kontur.ru
Анна Тресвятская, эксперт 6 июля 2018
Добрый день!

Если в настоящее время для участия в электронном аукционе требуется аккредитация на электронной площадке, то с 2019 участники будут проходить регистрацию в единой информационной системе (в едином реестре поставщиков).

Обязательный переход «КриптоПро CSP» 4.0 связан с переходом на новый ГОСТ с 01.01.2019. Если срок действия вашего сертификата истекает до этого времени, то можно не волноваться. При перевыпуске вам обновят лицезию КриптоПРО. А если нет, то нужно заменить, так как неизвестно, будет ли переходный период.
О
Оксана 6 июля 2018
Спасибо!
А
Альфия 6 июля 2018
Здравствуйте!
Мы - геофизики... Эта отрасль находится в плачевном состоянии, и мы в их рядах. При этом участие в тендерах из-за обеспечений становится невозможным: обычно (все 60 лет нашей работы) мы получали аванс от Заказчика при поставке на закупку сырья и материалов для обеспечения изготовления продукции или для обеспечения выезда специалистов на выезд на скважину для оказания услуг по ГИС, а теперь мы должны сами найти эти средства для себя, средства для обеспечения заявки для устроителей тендера и еще и заказчику! Совершенно непонятная логика! Кто бы мне объяснил это... И как дальше выжить...
https://zakupki.kontur.ru
Анна Тресвятская, эксперт 6 июля 2018
Альфия, добрый день!

В финансовом плане, конечно, нагрузка на участников серьезная, но ведь подобных организаций (особенно с таким опытом), как у вас, не так много. Можно только посоветовать искать закупки с авансом и с небольшим обеспечение заявки (или его отсутствием).
А
Альфия 9 июля 2018
Спасибо
А
Здравствуйте. А какая ситуация с удержанием обеспечения заявки в случае третьего отклонения в квартал, если обеспечение заявки на закупках до 1 млн. практически никто больше не требует?
https://zakupki.kontur.ru
Анна Тресвятская, эксперт 14 августа 2018
Добрый день! Если нет обеспечения заявки, то нечего и забирать в бюджет) Как в случае с отклоненными заявками, так и в случае с уклонением от подписания контракта в закупке, в которой не было обеспечения заявки.