В новом дайджесте напомним, какие нововведения вступили в силу. Какие запланированные изменения все-таки перенесли. И что еще нового придумали законодатели.
44-ФЗ: что уже работает
НЭП поменяли на КЭП
Но не до конца. Неопределенность возникла из-за того, что к 1 июля 2018 в правительстве не назначили переходный период и не уточнили, можно ли использовать “старую” НЭП, выпущенную до 1 июля, и нужны ли в “новой” КЭП объектные идентификаторы для госторгов.
Итог пока такой: некоторые площадки госзакупок принимают НЭП, некоторые перестали. При этом часть из них принимают обычные КЭП, а некоторые требуют наличие в КЭП идентификатор госзаказа. Ситуация должна окончательно проясниться после отбора новых площадок для госзакупок и появлением необходимых регламентов.
Самостоятельно готовить декларацию соответствия нужно только в бумажных процедурах
Если закупка проходит в электронной форме и для нее требуется декларация соответствия единым требованиям из ч.1 ст. 31, то такая декларация создается с помощью программно-аппаратных средств ЭТП, на которой проходит закупка. Площадка должна сама предоставить вам такую декларацию, которая соответствует всем действующим требованиям. Обратите внимание, что в бумажных процедурах новый 11 пункт из ч. 1 ст. 31 про то что «отсутствуют ограничения для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации» не требуется.
Выдавать гарантии для госзакупок могут только 173 банка
Проверьте банк, в котором получаете гарантии. На сайте Минфина опубликован обновленный перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов по 44-ФЗ.
Обеспечение заявок стало меньше
А в закупке до 1 млн руб. его может совсем не быть. В закупках дороже обеспечение заявки будет таким:
- от 0,5 до 1 %, если НМЦ от 1 млн до 20 млн руб.,
- от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,
- 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.
В обеспечении контракта изменений нет.
Генподрядчик стройки должен выполнять 25% работ
Победитель закупки на строительство и реконструкцию обязан самостоятельно выполнить не меньше 25% работ. Эта норма была утверждена постановлением правительства РФ №570 от 15.05.2017 года и вступила в силу с 1 июля 2018. Заказчик указывает в документах закупки те работы, которые победитель закупки исполняет сам. За невыполнение этих условий предусмотрен штраф 5% от цены таких работ.
Заработал единый агрегатор малых госзакупок
С 1 июля 2018 года заработал портал для госзакупок малого объема до 100/ 400 тыс. рублей, которые заказчики проводят без конкурентных процедур. Пока заказчики работают в ней добровольно: ищут среди размещенных предложений подходящие и объявляют закупочные сессии. Организация выбирает самое выгодное предложение и заключает контракт. Другие подробности работы на площадке есть в регламенте. В ближайшее время мы подготовим статью о том, как поставщику работать на такой площадке.
Результаты несостоявшейся закупки принимают только внешние эксперты
Теперь заказчики обязаны привлекать внешних экспертов к приемке товаров или работ по контракту, заключенному в соответствии с п. 25.1-25.3 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Если вы стали победителем такой закупки, будьте внимательны и соблюдайте все условия контракта. К мелочам, на которые заказчик может не обратить внимание, чтобы быстрее принять нужный товар, внешняя комиссия может придраться.
44-ФЗ: что пока отложили
Отбор площадок для работы по 44-ФЗ
До 1 октября выберут ЭТП, имеющие право проводить закупки по 44-ФЗ. Минфин утвердил требования и уже принимает обращения от ЭТП, которые хотят попасть в новый перечень. До отбора заказчики смогут проводить все свои закупки в электронном виде на «старых» площадках. После отбора — на “новых”.
Спецсчета для обеспечения заявок
К сроку начала работы «новых» ЭТП привязано и использование спецсчетов. Законодательные нормы, определяющие их работу, вступили в силу с 1 июля, но применяться станут, когда заказчики получат возможность проводить электронные закупки на выбранных ЭТП и правительство выберет банки, в которых можно открывать такие спецсчета.
До этого момента обеспечение заявок на участие в закупках нужно размещать по действующей схеме.
Электронные закупки
C 1 июля госзаказчики могут проводить все закупочные процедуры в электронной форме в соответствии с новыми нормами 44-ФЗ на действующих ЭТП, аккредитованных для проведения госзакупок. С 1 января 2019 года проведение закупок в электронной форме станет обязательным.
223-ФЗ: вступило в силу
Установили твердые правила проведения конкурентных закупок
В положении о закупке заказчик прописывает конкурентные и неконкурентные способы закупок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика. Конкурентные закупки можно проводить в виде:
- конкурсов,
- аукционов,
- запросов предложений,
- запросов котировок.
По сути заказчик по-прежнему может проводить любые закупки, которые не противоречат 223-ФЗ, но если объявляет любую из четырех указанных процедур, то соблюдает правила торгов из Гражданского кодекса:
- Отвечает на запрос предложений в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса.
- Может отменить закупку, только пока не закончился срок приемки заявок и при форс-мажоре.
- Продлевает срок подачи заявок, если что-то изменилось в документации.
- Обязательно заключает контракт с победителем. При этом не раньше 10 дней и не позже 20 дней с момента публикации протокола.
Закупки до 5 млн без обеспечения заявки
Заказчики не может требовать обеспечение заявки при НМЦ < 5 млн руб. При НМЦ выше заказчик может установить размер обеспечения не выше 5% от НМЦ. Участники сами выбирают способ обеспечения: банковская гарантия или деньги на счет заказчика.
Закрепили правила описания предмета закупки
В документах закупки надо указать функциональные, технические и качественные характеристики товара и сопровождать описание словами «или эквивалент». Не соблюдать это правило можно будет только в некоторых случаях, например, при закупке запчастей к оборудованию.
223-ФЗ: что пока отложили
Закупки у МСП подождут отбора площадок
Сначала законодатели объявили, что с 1 июля 2018 все закупки у МСП будут проходить:
- только в электронном виде,
- c помощью четырех видов конкурентных процедур,
- на площадках госзаказа.
Однако это требование перенесли до момента, когда выберут новые ЭТП и заказчики обновят свои положения о закупках. Отбор должен состоятся до 1 октября этого года, а поменять положение заказчики должны до 1 января 2019.
Ответим на вопросы Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.
2. Вам не нужно рассчитывать НДФЛ заказчика. Это он рассчитывает и удерживает НДФЛ, если в его закупке побеждает физическое лицо.
Нет, в этом и отличие от электронного аукциона )) Вы подаете заявку один раз на ЭТП, указав окончательную цену и не имея возможности посмотреть, что предлагают конкуренты.
4. Исходя из информации полученной от оператора электронной торговой площадки ценовое предложении от участника - ООО "******" в назначенное место и время не поступало, в связи с чем данных о таком участнике в итоговом протоколе нет.
Вот и думаем, как дальше участвовать, чтобы не повторять ситуации..
В вашем случае, чтобы избегать таких ситуаций, лучше ознакомиться с правилами, по которыми заказчик проводит конкретный вид закупки. Они всегда прописаны в его Положении о закупках, опубликованном на ЕИС. В закупках "Иного способа размещения" (к которым относится электронный запрос котировок) заказчик по 223-ФЗ может сам устанавливать правила игры. Если в Положении сказано, что после подачи заявки, нужно прийти отметиться на ЭТП в день закупки, то надо это сделать. Если сказано, что станцевать джигу, то ... вы знаете что делать :) Это 223-ФЗ. Он не такой строгий, как 44-ФЗ.
Обратите внимание с 01.07.18 в Закон добавили ст. 24.1, в части 11 которой указано:
11. Оператор электронной площадки, в том числе путем информационного взаимодействия с государственными информационными системами, в соответствии с требованиями, установленными частью 2 настоящей статьи, обеспечивает предоставление заказчику в сроки и случаях, установленных настоящим Федеральным законом, следующих документов и информации:
1) копии учредительных документов участника закупки (для юридического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык учредительных документов юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
2) фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);
Таким образом, теперь во второй части требуется также указывать паспортные данные руководителя организации.
Все чаще замечаем отсутствие "формы 2" в аукционной документации, размещаемой Заказчиком. Все характеристики требуемого товара стали прописывать в ТЗ.
Уточните, пожалуйста, это новая привилегия Заказчиков с 01.07.2018 ? Таким образом имеем ли возможность прикреплять согласие на поставку продукции в соответствии с заявленными требованиями в ТЗ, тем самым снизив риски допустить ошибку заполнения "формы 2" на 100 листов?
С уважением, Дмитрий
Уточните, пожалуйста, информация интересует по 44-ФЗ или 223-ФЗ? Можете привести примеры закупок?
Более интересен 44-ФЗ.
В пример могу привести два конкурса различных Заказчиков с предметом контракта - поставка товара.
0573400000118002835
0173200024418000032
Форма 2 уже не является обязательным документом? Достаточно ли в случае ее отсутствия прикладывать лишь согласие на поставку товара с указанными в аукционной документации характеристиками?
1. 0573400000118002835 в п. 25.1 информационной карты установлено, что требуется согласие и конкретные показатели. На стр. 27 документации установлены требования к товарам из разряда: "рабочая поверхность экрана по диагонали не менее 247,5 см" такое очевидно нужно конкретизировать и указывать страну происхождения товаров.
2. 0173200024418000032 Здесь интересная ситуация. С одной стороны в ТЗ есть параметры по типу "Вес не более 1.5 кг." и т.п. с другой стороны, заказчик указывает в п. 17.1 информационной карты, что в случае отсутствия формы 2, предоставляется только согласие. Есть высокая вероятность того, что можно товары не заполнять, предоставить согласие и заявку примут, поэтому пишем запрос разъяснений. Если бы не было времени на запрос, я бы скорее всего подстраховался и конкретизировал, тем более объем небольшой. Если огромная заявки и не успеваем и есть формулировки, что "при отсутствии формы, утвержденной правительством Москвы..." пишем согласие и, в случае чего, решаем вопросы в ФАС :)
Само понятие "форма 2" в 44-ФЗ отсутствует и применяется, зачастую, только в мск и московской области. Есть понятие "описание объекта закупки"
Доп. рекомендация: если есть сомнения, заполнять или нет характеристики, пишите сразу запрос по типу:
"Уважаемый Заказчик, просьба уточнить, достаточно ли будет в первой части заявки только согласия на выполнение работ или нужно конкретизировать и указывать в заявке какие-либо товары?"
Если в настоящее время для участия в электронном аукционе требуется аккредитация на электронной площадке, то с 2019 участники будут проходить регистрацию в единой информационной системе (в едином реестре поставщиков).
Обязательный переход «КриптоПро CSP» 4.0 связан с переходом на новый ГОСТ с 01.01.2019. Если срок действия вашего сертификата истекает до этого времени, то можно не волноваться. При перевыпуске вам обновят лицезию КриптоПРО. А если нет, то нужно заменить, так как неизвестно, будет ли переходный период.
Мы - геофизики... Эта отрасль находится в плачевном состоянии, и мы в их рядах. При этом участие в тендерах из-за обеспечений становится невозможным: обычно (все 60 лет нашей работы) мы получали аванс от Заказчика при поставке на закупку сырья и материалов для обеспечения изготовления продукции или для обеспечения выезда специалистов на выезд на скважину для оказания услуг по ГИС, а теперь мы должны сами найти эти средства для себя, средства для обеспечения заявки для устроителей тендера и еще и заказчику! Совершенно непонятная логика! Кто бы мне объяснил это... И как дальше выжить...
В финансовом плане, конечно, нагрузка на участников серьезная, но ведь подобных организаций (особенно с таким опытом), как у вас, не так много. Можно только посоветовать искать закупки с авансом и с небольшим обеспечение заявки (или его отсутствием).