Чек-лист для изучения контракта

1 января 2020 7 337 30 Чек‑листы

В госзакупках проект контракта следует проверять дважды: до подачи заявки на участие и перед подписанием, если победили. Расскажем, на что обращать внимание при проверке.

Фотография Андрей Шмаков Андрей Шмаков Автор статей для Контур.Закупок

Поставщики часто принимают решение участвовать в закупочной процедуре, не изучив проект контракта. Такая невнимательность может дорого обойтись: привести к попаданию в РНП, штрафам или другим неприятностям. Мы всегда рекомендуем заранее внимательно изучать контракт и техническое задание. При этом необязательно иметь юридическое образование — достаточно знать, на что обратить внимание, и представлять, где могут быть подводные камни.

zakupki

Найдите закупку мечты — в пару кликов

Нормативно-правовая база

Проверка контракта перед подачей заявки

Контракт заключают на условиях, предусмотренных извещением, документацией закупочной процедуры и окончательным предложением участника, с которым заключается контракт (ст. 34 44-ФЗ).

Соответственно, поставщик будет поставлять товары/ выполнять работы/ оказывать услуги на основании проекта контракта, который размещен в закупочной документации. Подавая заявку на участие, вы соглашаетесь со всем, что прописано в проекте и не сможете изменить существенные условия контракта.

Если вас заинтересовала закупочная процедура, перед подготовкой заявки прочитайте контракт и обратите внимание на следующие моменты.

1. Срок исполнения обязательств

Оцените свои возможности исполнить обязательства в срок. Заказчики могут поставить сроки, которые вы не в состоянии соблюсти при всем желании.

Пример 1. Вы находитесь в Екатеринбурге, а товар надо поставить во Владивосток за один рабочий день по заявке заказчика.

Пример 2. Школа в августе закупает парты к первому сентября, а изготовление такого объема на производстве занимает два месяца.

Встречаются заказчики, которые намеренно устанавливают невыполнимые сроки, чтобы ограничить конкуренцию. В подобных ситуациях вместо подачи заявки можно жаловаться в ФАС.  

2. Предмет контракта и технические требования

Изучите конкретный перечень товаров, работ, услуг (далее — ТРУ): все ли товары из закупки вы можете поставить, в каком объеме, есть ли специфические требования к упаковке, маркировке товара и т.д. 

Посмотрите, что входит в цену товара. Стандартно заказчики включают в нее:

  • все налоги, сборы и другие обязательные платежи,
  • тару, упаковку и маркировку,
  • страхование, доставку, погрузку и разгрузку.

Поставщик поучаствовал в закупке на поставку 1 200 светоотражающих изделий для школьников. По ГОСТу подобные товары не требуют упаковки и фасуются в картонные коробки. Заказчику же было необходимо, чтобы каждое изделие было в подарочной упаковке. Поставщик обратил внимание на это условие и заложил упаковку в свою окончательную цену. Если бы он этого не сделал, потерял бы около 10% от цены. 

3. Права и обязанности

В контракте отдельным разделом всегда идут «Права и обязанности сторон», который редко отличается от стандартных коммерческих договоров. Тем не менее, на этот раздел следует обратить внимание, чтобы не пропустить невыполнимых требований. 

В одной закупке заказчик установил такую обязанность: «По завершении работ в течение одного дня вывезти оборудование и строительную технику, используемые при выполнении работ». При этом физически все вывезти можно примерно за одну неделю.

4. Порядок оплаты

В 44-ФЗ повсеместно применяется отсрочка платежа. Оцените свои финансовые возможности, готовность внести деньги для обеспечения контракта, потратиться на закупку ТРУ, а оплату за них получить через 30 дней после подписания закрывающих документов (15 дней — для малого бизнеса).

5. Гарантия

Для этого, как правило, в проекте контракта выделен целый раздел. Обратите внимание на срок исполнения гарантийных обязательств с вашей стороны в случае поломки оборудования и т.д. 

Например, заказчик установил условие — заменить сломавшуюся деталь в течение двух рабочих дней, а вы знаете, что с завода-изготовителя такую деталь доставляют в среднем за две недели. 

Гарантийный срок в техзадании и проекте контракта может отличаться, подстрахуйтесь и напишите запрос разъяснений. Или, если есть такая возможность, укажите в заявке максимальный срок из двух установленных.

6. Место исполнения

Иногда место может иметь решающее значение для заказчика. Встречаются закупки, когда выполнить работы нужно в закрытых городах, в таком случае нужно изучить информацию по получению пропусков на работников, будет ли такая возможность, какие документы потребуются.

7. Требования к документам, которые нужны при доставке

Заказчик не может требовать в заявке документы, которые по закону поставляются вместе с товаром. Но обязательно нужно знать, что от вас потребуется. Такими документами могут быть:

  • сертификаты соответствия,
  • декларации,
  • паспорта изделий и т.д.

8. Цена с НДС или без?

Тема НДС в госзакупках — крайне непростая и дискуссионная. Заказчики по-разному трактуют нормы действующего законодательства. Если вы работаете без НДС, при подписании контракта могут возникнуть проблемы. Встречается мнение, что заказчик имеет право требовать счет-фактуру с НДС, даже если победитель на УСН, как бы странно это не звучало.

Новелла законодательства о том, что заказчик уменьшает цену контракта на размер налогов, сборов и иных платежей не добавила ясности (п. 2 ч.13 ст. 34 44-ФЗ). Среди участников, юристов и экспертов в госзакупках встречаются такие мнения:

  1. Правило касается только иностранных юрлиц, так как для них заказчик может быть налоговым агентом в силу п. 2 ст. 161 НК РФ.
  2. Возможно, это вообще не касается НДС, так как заказчик не может быть налоговым агентом для российского юрлица. Если читать норму буквально, то заказчик может уменьшать сумму не только на НДС, но и на налог на прибыль, что совершенно нелогично.
  3. Заказчик может предложить участнику на УСН проставить в контракте НДС 0%. В этом случае следует понимать, что «без НДС» и «НДС 0» — абсолютно разные формулировки. Первая означает, что он не включен в цену, вторая, что включен, но его ставка составляет 0%. Полный список товаров, облагаемых НДС по ставке 0%, установлен ч.1 ст. 164 НК РФ.
  4. Самое популярное мнение такое. Пока не появятся официальные разъяснения ФАС/ Минфина, заказчики будут толковать норму по-разному: одни продолжат заключать контракты с участниками на УСН без изменений, другие (меньшинство) будут уменьшать оплату на сумму НДС. Скорей всего, осенью будет много разбирательств в антимонопольной службе и судебных инстанциях по поводу неполной выплаты денежных средств по контракту.

В любом случае тему с НДС следует выяснять с заказчиком ДО подачи заявки на участие. Если есть вопросы, направляйте запрос на разъяснения. Если считаете, что ваши права нарушены и конкуренция ограничена, пишите жалобу в ФАС.

Если у вас был опыт, когда заказчик по 44-ФЗ после июля 2018 года уменьшал оплату на сумму НДС, поделитесь им в комментариях.

9. Ответственность сторон

Этот раздел есть в каждом проекте контракта. Заказчики самостоятельно не придумывают размер штрафов, которые могут наложить на исполнителя в случае недобросовестного исполнения контракта. Санкции устанавливаются в соответствии с законодательством РФ, а их размер зависит от суммы контракта:

Проверка проекта контракта перед подписанием после победы в торгах

Многие игнорируют проверку перед подписанием, так как смотрели проект контракта до подачи заявки. Тем не менее, на этом этапе тоже нужно провести анализ. Заказчики довольно часто допускают ошибки при заполнении контракта, поэтому перед подписанием рекомендуем обратить внимание на такие моменты:

  1. Преамбула. Проверяем то, как заказчик верно указал наименование вашей организации, сотрудника, который подписывает контракт, и документ, на основании которого он действует. Например, в организации подписывает сотрудник с электронной подписью, действующий по доверенности, а указывают директора, действующего на основании Устава.
  2. Техническое задание, спецификация. Описание, количество и характеристики ТРУ взяты из извещения и вашей заявки.
  3. Цена. Суммы цифрами и прописью должна совпадать с ценой, указанной победителем в заявке на участие. Также смотрим порядок формирования цены — с НДС или без.
  4. Реквизиты. Особое внимание на номер расчетного счета, так как при неверном заполнении данных заказчиком, транзакция может «зависнуть» в банке и потребуется время на получение полагающихся вам денег. Также проверяем ИНН, КПП, обязательно сверяем свои контактные данные для оперативной связи при исполнении контракта.

Типовые контракты

Государство пытается систематизировать и упростить сферу закупок. Для этого в нескольких сферах уже утвердили типовые контракты, которые заказчики обязаны применять. Утвержденные типовые контракты публикуют в библиотеке ЕИС.

Как реагировать на ошибки и нарушения заказчика

Что делать, зависит от этапа закупки:

zakupki

Инструменты для продуктивного участия в торгах

Выводы

  1. Не жалейте своего времени на анализ даже самых маленьких по сумме контрактов. С опытом проверка контракта будет занимать 5-10 минут.
  2. Для изучения контракта не обязательно быть юристом, проверить документ по основным моментам можно самостоятельно.
  3. В торгах на всех этапах следует быть максимально внимательным, контракт нужно изучать как до подачи, так и перед подписанием.
  4. Не откладывайте изучение документации и подачи заявки на последний момент, всегда необходимо оставить себе возможность подать запрос на разъяснения, если появились сомнения по исполнению контракта.

Скачайте чек-лист для подготовки заявки и чек-лист проверки контракта

zakupki

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Фотография Андрей Шмаков Андрей Шмаков Автор статей для Контур.Закупок
Подписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Подписка на самое важное из мира закупокПодписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Другие статьи

Все статьи
30 комментариев
ММ
А
А
Анатолий 29 ноября 2018
Скажите, пожалуйста, если у заказчика в контракте прописано, что оплата будет производиться в течении 30 дней с выполнения работ, могу ли я, как субъект малого предпринимательства, требовать, чтобы срок был изменён на 15 дней?
Спасибо
Н
Анатолий. Смотря по какому закону закупка.
44-ФЗ то можно 15 дней
223-ФЗ то только 30 дней
А
Н
Добрый день! Спасибо за статью! Не первый день занимаемся закупками, но в Ваших статьях всегда находим для себя что-то новое. Подскажите, пожалуйста, если владелец электронной подписи заместитель руководителя, действующий по доверенности, в контракте, который подписывается на ЭТП, кто должен быть подписант?
https://zakupki.kontur.ru
Екатерина Кондратьева 12 февраля 2019
Добрый день, Ирина.
Если в доверенности заместителя руководителя фигурирует возможность подписывать контракты, то в контракте подписантом будет заместитель руководителя, который подпишет своей ЭП. Может возникнуть случай, что заказчик заполнит данные руководителя в контракте, тогда вам необходимо с помощью протокола разногласий исправить на данные заместителя руководителя и приложить доверенность.
И
КК
Кирилл Кузнецов 30 апреля 2019
Добрый день. Ситуация с НДСом. Часто на коммерческихторгах и на торгах по 223 ФЗ Заказчики рассматривают на одинаковых условиях предложения и от НДСникв, и от упрощенников. Какие пункты извещения иликакой пункт в проекте Договора можно посмотреть, чтобы понять, что Заказчик рассматривает оба варианта? Дело в том, что нам, как НДСникам неинтересны торги на понижение, где Заказчик также принимает предложения с ценой без НДСа. Такие предложения заведомо ниже наших и тут остаемся в проигрыше.
https://zakupki.kontur.ru
Анна Тресвятская, эксперт 4 мая 2019
Кирилл, добрый день!

То, каким образом заказчик сравнивает заявки, точно написано в его Положении о закупках. Точно сказать, в какой части договора, или извещения, или других документах будет такой пункт, мы не можем, увы. Документы закупок по 223-ФЗ и в коммерческих торгах не типовые, в отличие от 44-ФЗ. Отследить какие-то тенденции в документах можно только у одного заказчика.

Наши специалисты по торгам, когда готовят заявки по таким торгам всегда читают все документы, чтобы понять все условия закупки. Иначе есть риск пропустить, какой-нибудь нюанс.