Поиск по справочной
Статьи, инструкции, вопросы эксперту

До 5 ноября заказчики закупали продукты питания, технику, посуду и другие товары с применением нацрежима по Приказу Минэкономразвития №155. Ему на смену пришел Приказ Минфина №126н. Посмотрим, что изменилось в новом приказе по сравнению со старым.

Когда приказ не применяется?

С ноября 2018 года у заказчиков стало меньше поводов не предоставлять преференции товарам из ЕАЭС.

155

126н

1. Закупка не состоялась (только одна заявка подана/ соответствует требованиям).

 

2. Во всех заявках предлагают товары из государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

 

3. Во всех заявках предлагают товар, произведенный в иностранном государстве.

 

4. Только часть закупаемых товаров включена в перечень из приказа.

 

5. В заявке победителя предложены и товары из ЕАЭС, и иностранные товары. При этом стоимость товаров из ЕАЭС составляет > 50 % стоимости всех товаров.

1. Закупка не состоялась (только одна заявка подана/ соответствует требованиям только одна заявка).

 

2. Во всех заявках предлагают товары из государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

 

3. Во всех заявках предлагают товар, произведенный в иностранном государстве.



 

Что происходит, если заказчик объявляет “смешанную” закупку

Будьте внимательны — смешанные лоты теперь вне закона.

155

126н

Приказ не применялся, если заказчик включал одну закупку товары, на которые распространяется действие приказа, и те, на которые не распространяется.

Больше нельзя включать в одну закупку  товары, указанные в приказе и не указанные в нем.

Что происходит, если поставщик подает “смешанную” заявку  

Больше не будет возможности поставить часть товара из ЕАЭС, а часть иностранного происхождения без снижения цены у победителя.

155

126н

Можно было подать смешанную заявку. При этом если стоимость товаров из ЕАЭС преобладала над стоимостью иностранных товаров (больше 50%), заявка считалась “российской” и имела преференции.

Можно подать смешанную заявку, но преференции получают только заявки с товарами из стран ЕАЭС. Заявки, в которых есть хоть какая-то доля иностранного товара, считаются целиком иностранными.

Что делать, если несколько поставщиков дали одинаковую цену

Такая ситуация может возникнуть в конкурсе, запросе котировок и предложений, так как в в этих закупках участники делают предложения “вслепую”, не видя цен конкурентов.  

155

126н

Если несколько участников подали одинаковую цену (уже после предоставленной преференции), то выигрывала заявка с российским товаром.

Больше нет правила, по которому побеждает участник с преференциями. Контракт получит тот, что подал заявку  раньше.

Что не поменялось?
  • Участники по-прежнему декларируют страну происхождения товаров в своей заявке — пишут наименование страны в соответствии с международным классификатором.
  • После победы нельзя заменять товар на иностранный. Единственное исключение — можно поменять товар, произведенный в другом государстве  ЕАЭС.
  • Не изменился перечень товаров, на которые распространяются преимущества.
Анна Тресвятская
Автор статей в Контур.Закупках
32 комментария
Юлия 3 декабря, 10:14
Вроде так все подробно описали, но все равно ничего не понятно (((
Надо на всякий случай никуда не подаваться)))
Нина Ивановна 3 декабря, 11:05
Здравствуйте, Анна!
Скажите, пожалуйста, а если у меня заявка с российскими товарами, а у конкурента - с китайскими, то моя заявка будет иметь преференции по отношению к заявке конкурента или нет?
Екатерина Кондратьева 3 декабря, 12:06
Добрый день, Нина Ивановна.
Заявка с российским товаром получает преференции. У конкурента будет заявка считаться иностранной. Вот как действует приказ 126н:
При проведении аукциона 15% вычитается из цены победившей заявки с иностранной продукцией.
При проведении конкурса, ЗК или ЗП для целей оценки заявок из заявки с товаром ЕАЭС вычитается 15% от предложенной в них цены.
Нина Ивановна 3 декабря, 12:19
Анна, я так и думала. Спасибо. В тендерной документации была ссылка на Постановление Правительства № 925 от 16.09.2016 г. Я заявила страну происхождения - Россия. По результатам - смотрю, что преференций мне не предоставили, задаю через эл.площадку запрос и получаю такой ответ Заказчика:
-" В соответствии с пунктом 8 постановления от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.
Согласно подпункту «а» пункта 1 Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года включает в себя положения Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30 октября 1947 года (ГАТТ-1947).
Пунктом 4 статьи III ГАТТ-1947 предусмотрено, что товарам с территории любой договаривающейся стороны, ввозимым на территорию другой договаривающейся стороны, предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам отечественного происхождения в отношении всех законов, правил и требований, затрагивающих их внутреннюю продажу, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование.
Таким образом, приоритет должен быть предоставлен в том числе товарам, которые произведены на территории стран – участниц Всемирной Торговой Организации.
Учитывая вышеизложенное, Заказчик рассматривал предлагаемый участниками закупки товар производства Китай и Россия на равных условиях."

Хотелось бы знать Ваше мнение по этому поводу.
Екатерина Кондратьева 3 декабря, 14:13
Здравствуйте Нина Ивановна.
Все верно вам ответили. Мы придерживаемся такой же позиции.
Нина Ивановна 3 декабря, 15:19
Поясните , пожалуйста, эту позицию. Ведь, если Постановление Правительства призвано защитить российских производителей, и тендерная документация содержит указание на преимущество товарам российского производства, то почему при детальном рассмотрении оказывается что реальных преимуществ нет.
Петр Радионов 3 декабря, 15:33
Какое Правительство- такое и Постановление. Написано через одно место. Причём выяснилось это совсем недавно- не более года назад, когда появилась судебная практика.
Андрей Савельев 5 декабря, 10:57
Объясните пожалуйста этот пункт, никак не могу понять.
Т.е. если кто то подался с Китаем, то не действует Приказ 126? Не могу в это поверить, явно чего-то неправильно понимаю

Положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 настоящего приказа не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений в случаях, если:
в) все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, содержат предложение о поставке указанных в Приложении товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
Петр Радионов 5 декабря, 13:04
...Исходя из п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливается по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

На основании п. 8 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

В состав Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года входит Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 года.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года установлено следующее:

«Любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой Договаривающейся Стороной любому товару, происходящему из или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из или предназначаемому для территорий всех других Договаривающихся Сторон».

Согласно пунктам 4, 8 «а» ст. III ч. II Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года товарам с территории любой договаривающейся стороны, ввозимым на территорию другой договаривающейся стороны, предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам отечественного происхождения в отношении всех законов, правил и требований, затрагивающих их внутреннюю продажу, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно представленным Организатором торгов сведениям, в заявке Заявителя были предложены товары только иностранного происхождения, а в заявке второго участника ООО «Реал» предложены к поставке как товары российского происхождения, так и иностранного. Так 100% стоимости всех предложенных товаров в заявке Заявителя составляла стоимость товаров, задекларированных как товары, имеющие китайское происхождение.

На основании вышеуказанных соглашений иностранной продукции стран-участниц предоставляется приоритет наравне с российской продукцией. Китай, товары производства которого предложил Заявитель, является членом ВТО, которая была создана на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу, что Организатором торгов ненадлежащим образом применены условия предоставления приоритета согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 по заключению договора с победителем по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора, так как Организатором торгов не были учтены положения Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., предусмотренные п. 8 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925....
https://solutions.fas.gov.ru/to/sankt-peterburgskoe-ufas-rossii/78-22773-18-78-22774-18
Екатерина Кондратьева 5 декабря, 14:34
Добрый день, Андрей.
Положения Приказа 126 н не применяются, в случаях: 1) если закупка несостоялась; 2) если в каждой заявке есть хотя бы один иностранный товар (товар, происходящий не из государств - членов Евразийского экономического союза); 3) если во всех заявках товары со страной происхождения из государств - членов Евразийского экономического союза.
По примеру. Если кто-то подался с товаром из Китая и выиграл аукцион, то в случае, если были заявки с отечественным и приравненным к нему товаром, то тогда из цены контракта у победителя вычтут 15 %. Вот как действует приказ 126н:
При проведении аукциона 15% вычитается из цены победившей заявки с иностранной продукцией.
При проведении конкурса, ЗК или ЗП для целей оценки заявок из заявки с товаром ЕАЭС вычитается 15% от предложенной в них цены.
Петр Радионов 5 декабря, 14:45
Екатерина, ничего ниоткуда не вычитается при Китае/России. Перечитайте решение СПбУФАС. Эта аргументация- во всех решениях регУФАСов и в ЦА ФАС. Привычитании Заказчика накажут, если он будет действовать по Вашему алгоритму.
Андрей Савельев 5 декабря, 14:54
Тогда какой алгоритм верный?
И если Приказ 126 работает только в связке с Постановлением 968, получается, что кто прописывает Россия должен приложить СТ-1 же, ведь по 126 только декларирование, а по 968 СТ-1
Екатерина Кондратьева 5 декабря, 15:08
Андрей, если в закупке идут вместе и приказ 126н и ППРФ №968, то принцип мезанизма применения такой:
1. Заявка с иностранной продукцией отклоняется при двух заявках с продукцией только из ЕАЭС (участвовать должно как минимум 3 заявки, где 2 будут с товаром из ЕАЭС +подтверждающий документ, в рамках ППРФ №968, а третья-Китай, которую отклонят по принципу "третий лишний").
2. Если никого не отклонили (нет 2 заявок с товарами ЕАЭС=подтверждающие документы, в рамках ППРФ№968), то включается Приказ 126н.
Как работает приказ 126н ранее вам ответила.
Андрей Савельев 5 декабря, 15:14
А если 1 заявка полностью Россия, и 2 заявки полностью иностранные, вычитается 15%, в случае выигрыша иностранной?
Екатерина Кондратьева 6 декабря, 07:22
В рамках приказа 126н, да вычтут, если это аукцион, так как по 126н достаточно, чтоб одной заявки было с рос.товаром полностью.
Екатерина Кондратьева 5 декабря, 14:57
Петр, речь шла о приказе 126н. Ответ звучал именно в рамках этого приказа. Вы выше написала про решение по ППРФ №925. Тот как работает это постановление, я согласилась с вами ранее, если обратите внимание. Ваш пример-решение УФАС, в рамках ППРФ №925 подтверждает нашу с вами позицию. В вопросе Андрея не звучало постановление №925. Тем более ППРФ №925-это 223-ФЗ. Андрея интересует, как работает 126н вместе с ППРФ №968 и это 44-ФЗ.
Андрей Савельев 5 декабря, 14:59
Да, я про 44-фз, а не 223фз,
Они же в привязке с 968?
Екатерина Кондратьева 5 декабря, 15:10
Да.
Андрей Савельев 5 декабря, 10:57
Объясните пожалуйста этот пукнт

Положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 настоящего приказа не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений в случаях, если:
в) все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, содержат предложение о поставке указанных в Приложении товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
Андрей Савельев 5 декабря, 13:42
Меня тут что не видно??
Петр Радионов 5 декабря, 14:46
Почему не видно- видно. Или Вам ответ не понравился?
Петр Радионов 3 декабря, 13:31
925 ПП- для 223-го ФЗ. Соответственно, он работает только в случае, когда в заявке не указана страна происхождения. Именно тогда она признаётся иностранной по 925 и применяются преференции.
Андрей Савельев 3 декабря, 16:21
Объясните пожалуйста этот пункт, никак не могу понять.
Т.е. если кто то подался с Китаем, то не действует Приказ 126? Не могу в это поверить, явно чего-то неправильно понимаю

Положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 настоящего приказа не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений в случаях, если:
в) все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, содержат предложение о поставке указанных в Приложении товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
Андрей Савельев 3 декабря, 16:31
И правильно ли, что Приказ 126 идет в всегда в связке с Постановлением 968?
Петр Радионов 3 декабря, 16:33
Правильно. Все ограничительные ПП привязаны к 126 Приказу.
Нина Ивановна 5 декабря, 15:20
Коллеги, вот если бы нашелся кто-нибудь и свел все в единую таблицу в части НАЦ.РЕЖИМА по 44 и 223 фз, учел бы все Приказы-Постановления с ПРАКТИЧЕСКИМИ ИНСТРУКЦИЯМИ нам, Участникам закупок, а именно: какие документы прикладывать, что декларировать, кому можно рассчитывать на привилегии а кому - нет. Вот это была бы супер-помощь! Возможно такое? А то уже голова кругом от нашего обсуждения...
Юлия 5 декабря, 17:24
Дааа! Я думала я одна тут, кто без таблицы разобраться не сможет.
В голове реально "каша"
Екатерина Кондратьева 6 декабря, 07:32
Здравствуйте, Нина Ивановна.
Замечательная идея, которую предложу нашему автору поставить в план для реализации. Для этого потребуется и ваше участие и участников (поставщиков) в создании такой Таблицы.
Нам необходимо понимать как вы сейчас со всем этим справляетесь?
Какими ресурсами пользуетесь?
Что используете в работе?
Какие нюансы возникают у вас в этой сфере?
Если вы заинтересованы в создании такой Таблицы, пожалуйста, пришлите ваши ответы, позицию на нашу почту zakupki@@skbkontur.ru c пометкой " для Таблицы по нац.режиму".
Нина Ивановна 6 декабря, 09:42
Здравствуйте, Екатерина! Я с удовольствием включусь в эту работу.
Екатерина Кондратьева 6 декабря, 09:56
Будем ждать вашего письма.
Борис 10 декабря, 22:17
Объясните, пожалуйста, надо ли прикладывать сертификат ст-1 (да или нет, если да, то на какой стадии и в каких случаях)? Может ли быть ситуация, когда сертификат ст-1 попросят в неожиданный момент (например в день отгрузки товара, за день до подписания договора или за день до даты оплаты? Или же если о сертификате ст-1 не сказано в документации, то это означает, что его уже не запросит заказчик?
Екатерина Кондратьева 12 декабря, 08:38
Здравствуйте, Борис.
Сертификат СтТ-1, необходимо предоставлять, в случае установления заказчиком требований к стране происхождения поставляемого товара или установленных ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных
государств. Это обязательное требование, за нарушение которого заявка на участие может быть отклонена комиссией при рассмотрении в случае установления запрета, а в случае установления ограничения российский товар без представления
СТ-1 будет приравнен к иностранному. Данный сертификат предоставляется в составе второй части заявки, при проведении электронного аукциона, или в составе основной котировочной или конкурсной заявки.
Требования к предоставлению необходимых сертификатов при поставке товара предусматривается в пункте закупочной документации, которым устанавливаются требования к составу заявки. Если данное требование не было
прописано, то неожиданно запросить такие документы заказчик не может.
Повторимся, что если документацией не предусмотрен национальный режим (не установлены запрет или ограничения по поставке иностранного товара), то данный документ в состав заявки не включается.
Новый комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором.

Рассылка

Каждую неделю наши эксперты будут отправлять вам важные материалы о закупках