Поиск по справочной
Статьи, инструкции, вопросы эксперту

Заказчикам при определении победителя закупки важно не только сэкономить. Они хотят быть уверены, что победитель профессионально исполнит работы или поставит качественные товары. Мы собрали в одной статье все способы, которыми заказчик может отсеивать недобросовестных участников.

Отсутствие в Реестре недобросовестных поставщиков

В реестр попадают те, кто отказался заключать выигранный контракт или грубо нарушил условия его исполнения. Мы писали подробно о Реестре недобросовестных поставщиков. В этой статье подчеркнем важные нюансы:

  • Раньше можно было самостоятельно декларировать отсутствие в РНП, и был был шанс, что заказчик не проверит эту информацию. Теперь ЭТП автоматически проверяют информацию и просто не пропустят заявку от участника из РНП.
  • В ЕИС отдельно ведется  реестры по 44-ФЗ, по 223-ФЗ, по 615 постановлению правительства. Попав в один Реестр, еще можно участвовать в закупках по другому закону или в коммерческих торгах.
  • Если вы подали заявку не находясь в РНП, а во время исполнения контракта  в него попали, это не повод расторгать контракт (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2015 г. № 09АП-11847/2015-ГК по делу № А40-178922/14).

Обеспечение контракта

Заказчик устанавливает обеспечение контракта практически во всех конкурентных закупках:

  • от 5 до 30 % от НМЦ, если закупка на 50 млн руб. или меньше,
  • от 10 до 30 % от НМЦ, если закупка дороже 50 млн руб,
  • не меньше суммы аванса, если он установлен в закупке (в ч. 6 ст. 96 44-ФЗ).

Из этой суммы удерживают штрафы за некачественное неисполнение контракта и пени за срыв сроков. После того как контракт успешно исполнен, обеспечение возвращают.  

Антидемпинговые меры

44-ФЗ разрешает снижать цену сколько угодно, но если пересечь порог в 25% от начальной цены, то придется дополнительно подтвердить свою добросовестность (ст. 37 № 44-ФЗ). Это называется антидемпинговыми мерами. В любых закупках, кроме закупок жизненно необходимых товаров, подтвердить добросовестность можно двумя способами:

  1. В закупках на любую сумму можно предоставить увеличенное в 1,5 раза обеспечение.
  2. В закупках дешевле 15 млн есть еще один вариант — предоставить обычное обеспечение плюс успешно исполненные госконтракты. Заказчик примет информацию строго из реестра контрактов по 44-ФЗ. Сколько контрактов предоставлять:
    • 3 и больше контрактов за последние 3 года, исполненных без неустоек.
    • 4 и больше контрактов за последние 2 года, из которых не меньше 75 % исполнены без санкций (штрафов и пеней).

Важно, что цена как минимум одного представленного контракта должна быть не меньше 20% от НМЦ закупки, в которой нужно подтвердить добросовестность (ч. 3 ст. 37 44-ФЗ). Объект закупки не важен. Например, вы можете выиграть закупку на ремонт, а подтверждать добросовестность контрактами на грузоперевозки.

Не получится подтвердить добросовестность «малыми закупками» у единственного поставщика (закупки до 100 или 400 тыс. руб.), так как заказчики не обязаны включать их в реестр контрактов (ч. 1 ст. 103 44-ФЗ).

Как узнать, что исполненный госконтракт есть в Реестре? На сайте госзакупок во вкладке Контракты и договоры можно найти любой контракт по названию заказчика, идентификационному номеру контракта и другим фильтрам.  

Если не нашли контракта нет в Реестре, в первую очередь обратитесь к заказчику. Он обязан выкладывать информацию в Реестр за 7 дней после подписания акта приемки. За срыв сроков его ждет штраф.

В закупках товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения (продукты, лекарства, топливо и пр.) действует другое правило. Если победитель закупки опустил цену закупки на 25 % ниже НМЦ, он предоставляет заказчику обоснование этой цены. Например, гарантийное письмо от производителя, приходные документы, подтверждающие наличие товара на склада и другие документы (ч. 9 ст. 37 44-ФЗ).

Качественные критерии при оценке заявки

Акцент на качество

В конкурсе и запросе предложений заказчик может использовать в выборе поставщика нестоимостным критерии оценки — наличие опыта, рекомендаций, квалифицированных сотрудников и т.д.

Вес цены и качества зависит от закупаемых товаров, работ, услуг. Например, в закупке товаров нестоимостные характеристики могут “весить” не больше 30%, которые может получить участник за заявку.  В строительстве — 20%, в создании государственных инфосистем — 70%.

Если участник не прикрепил к заявке документы, подтверждающие опыт, его не будут отклонять. Просто в этом критерии он заработает ноль баллов.

При расчете баллов за качество заказчик может использовать только те формулы и шкалу, которые прописаны в постановлении № 1085:

  1. Формула, которая учитывает наибольшее или наименьшее количество документов в составе заявки. В этом больше баллов зарабатывает тот, кто предоставил максимум контрактов, и остальные получают пропорционально меньше.
  2. Предельно необходимое (минимальное или максимальное) число квалификационных характеристик. Например, участник должен предоставить не меньше пяти исполненных контрактов, чтобы получить баллы по этому критерию. А максимум можно предоставить 10. Все что выше 10, все равно будет считаться как 10.
  3. Шкала. Это самый простой способ оценки. В нем каждый показатель попадает в диапазон и получает определенное количество баллов. Например, ноль контрактов — 0 баллов, 1-3 контракта — 5 баллов, 5-10 контрактов — 10 баллов.

Чем подтвердить добросовестность?

Необязательно показывать успешно выполненные контракта только из Реестра по 44-ФЗ. Это могут быть документы по 44-ФЗ, 223-ФЗ и коммерческим сделкам:

  • Копии договоров, которые отражают предмет договора и время, когда он был исполнен.  
  • Копии актов приемки и документов об оплате, которые отражают объем работ.
  • Другие документы, которые подтверждают успешность выполнения работ.

В законе это четко не сказано, но арбитражные суды решают, что заказчик может требовать:

  • Соответствие предмету закупки. Если закупка на строительство, то и исполненные контракты должны быть на строительство.
  • Успешность поставки или работ. Заказчик вправе требовать договоры без нарушений по вине подрядчика.

Также по решению арбитражей заказчик не может требовать:

  • Наличие договоров на территории определенного региона.
  • Более узкую квалификацию, чем предмет проводимой закупки.
  • Исполненных контрактов на сумму  больше чем 20% от объем текущей закупки. Например, если закупка на строительство школы за 74 млн, достаточно иметь один исполненный контракт примерно на 20 млн.

Разный вес у “справедливой” и “демпинговой”цены

44-ФЗ дает заказчику возможность уменьшать “вес” цены, которая на 25 % ниже максимальной. Если поставщик снизится больше, чем на 25%, то значимость цены будет равна всего 10 % от суммы величин значимости других критериев оценки заявок. Правда, это правило применяют только в конкурсах на научно-исследовательские, опытно-конструкторские или технологические работы, а также оказание консультационных услуг (ч. 7-8 ст. 37 44-ФЗ).

Что хотят добавить?

В концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг сказано, что в госзакупки будут пускать только квалифицированных участников с опытом исполнения контрактов (распоряжение Правительства РФ от 31 января 2019 года № 117-р1).

  • Организацию детского досуга предлагают закупать только конкурсом с ограниченным участием. Сейчас закупки таких услуг проводят в виде аукционов, запросов котировок или запросов предложений, где главный критерий отбора победителя — цена путевки. В итоге страдает качество исполнения услуг.
  • Также хотят автоматизировать проверку поставщиков в реестре юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение.
Анна Тресвятская
Автор статей в Контур.Закупках
11 комментариев
Алексей Демьяненко 7 марта, 10:26
у нас в конкурсе по 44 ФЗ есть такое требование: • Опыт участника по выполнению работ сопоставимого характера и объема- подтверждается копиями исполненных договоров (контрактов), на аналогичные предмету открытого конкурса при цене договора (контракта) не ниже 50 % начальной (максимальной) цены за период 2017-2019гг. Это правомерно? Судя по вашей статье нет. Если нет- то напишите правовое обоснование.
Анна Тресвятская 7 марта, 15:18
Алексей, здравствуйте!

Тут такая история: сам 44-ФЗ заказчика не ограничивает, и он может установить требование предоставить договоры, хоть на 100% соответствующие объему текущей закупки. Но в правоприменительной практике судьи с таким ограничением не согласны. В статье я указала, что это именно решение арбитражей. Например, есть решение Чувашского УФАС России от 30.10.2014 № 06-04/8578 по делу № 226-К-2014 о том, что такое ограничение противоречит сути 44-ФЗ.
Судьи руководствовались тем, что:
1. Такое требование ограничивает конкуренцию, а весь 44-ФЗ как раз ЗА конкуренцию.
2. Что даже в Постановлении Правительства от 28.11.2013 г. N 1089 о закупке строительства опасных объектов можно требовать контракты только не меньше 20% от объема текущей закупки. А строительство спортивной школы таким объектом не является (это объект из рассматриваемого дела).

То есть такое ограничение можно при желании оспорить. Как минимум написать запрос на разъяснение, на основании чего заказчик устанавливает такое требование, которое ограничивает круг участников и приложить и ссылку на постановление и на решение суда.
Алексей 7 марта, 16:08
Вы можете написать номера решения суда? УФАС я увидел номер.
Петр Радионов 7 марта, 10:37
Необязательно показывать успешно выполненные контракта только из Реестра по 44-ФЗ. Это могут быть документы по 44-ФЗ, 223-ФЗ и коммерческим сделкам:

Неправильно. Ст 37 говорит, что подтверждение- только из реестра контрактов
ч.3 ст 37
К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Анна Тресвятская 7 марта, 14:16
Петр, добрый день!

Да, по 37 статье 44-ФЗ контракты строго из Реестра (это антидемпинговые меры), а вот при подтверждении квалификации не уточняется, какие именно контракты (договоры), поэтому делаем вывод, что любые.
Лада 7 марта, 10:38
Здравствуйте, Анна! Не совсем понятно - хотят добавить - Цитата: "в 2019-2024 гг... в госзакупки будут пускать только квалифицированных участников с опытом исполнения контрактов". Это как понимать, что вновь зарегистрированная фирма, например, еще не участвовавшая в госзакупках, и не будет никогда допущена вообще в торги? Так что ли? Или мы как-то не так поняли эту фразу? Заранее благодарю за ответ.
Екатерина Кондратьева 15 марта, 09:42
Здравствуйте, Лада.
В законопроекте есть информация, что в ч.11 ст.66 будет добавлен п.6, который гласит следующее:
"отсутствия в реестре участников закупки, получивших аккредитацию на электронной площадке, документов (или их копий) участника закупки, предусмотренных перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона, либо несоответствия таких документов (или их копий) требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 настоящего Федерального закона (при осуществлении закупки, в отношении участников которой заказчиком установлены дополнительные требования в соответствии с частью 4 статьи 31 настоящего Федерального закона)."; ".
Исходя из этих поправок, можно сделать вывод, что участник закупки должен подтвердить:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Будут ли приняты эти поправки, покажет время.
Петр Радионов 7 марта, 17:23
Да, по 37 статье 44-ФЗ контракты строго из Реестра (это антидемпинговые меры), а вот при подтверждении квалификации не уточняется, какие именно контракты (договоры), поэтому делаем вывод, что любые.

Добоый день, Анна. С наступающим!!! В заглавии статьи нет слова квалификация, есть только добросовестность

Что такое добросовестность поставщика и как ее проверяют в 44-ФЗ?
Екатерина Малышева 11 марта, 02:23
Здравствуйте Анна, подскажите в РНП должно отсутствовать только ЮЛ, а учредители и исполнительный орган?. Столкнулись с конкретной проблемой. Участвовали в аукционе, учредитель и ген.директор участника-победителя состоит в РНП.
Это отражено в решении ФАС. Однако в реестре размещена информация только о ЮЛ. Заказчик не отклонил этого участника. Обжаловали в УФАС, причем то самое, что выносило решение о внесении в РНП. Жалобу не удовлетворили.
Петр Радионов 11 марта, 13:22
Обжаловали в УФАС, причем то самое, что выносило решение о внесении в РНП. Жалобу не удовлетворили.

Сходите в суд. А05-8154/2014 http://kad.arbitr.ru/Card/9d7d57c5-9b93-4f1b-87b5-a4d4fa4d1abd
А31-7681/2015 http://kad.arbitr.ru/Card/ddde8eb9-75a6-48fc-809b-fb3f3622322f
Учредители и участники вносятся в РНП.
наталья 15 марта, 19:38
спасибо
Новый комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором.

Рассылка
Каждую неделю наши эксперты будут отправлять вам важные материалы о закупках