Поиск по справочной
Статьи, инструкции, вопросы эксперту

Раскладываем по полочкам все важные нововведения, которые недавно вступили в силу или начнут действовать в ближайший месяц.

С 1 мая 2019… 

…  отдых и оздоровление детей нельзя закупать аукционом

Такие закупки — еще одно основание, чтобы провести конкурс с ограниченным участием. Также 44-ФЗ дает возможность провести запрос котировок или у единственного поставщика (например, на небольшую сумму), но объявить электронный аукцион нельзя. 

К “детской” теме относится и свежее постановление № 772 от 15.06.2019, в котором установили требования к перевозке детей автобусами: 

  • Со 2-го июля 2019 участнику закупки нужно подтверждать, что транспорт находится в собственности или принадлежит ему на другом законном основании.  
  • А с 1-го июля 2020 автобусы должны быть не старше 10 лет. 

С 10 мая 2019…  

… действуют новые правила расчета штрафов и пени 

Штрафы за некачественное исполнение контракта указывают не в виде фиксированной суммы, а в виде процента от НМЦ или этапа закупки.

За просрочку установили точный размер пени — 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ. Раньше действовала формулировка «не меньше 1/300». 

… на жалобу в ФАС оставили 5 дней 

После подведения итогов закупки у участника есть 5 дней, чтобы обжаловать ее результаты в ФАС (раньше было 10). Этим законодатели хотят решить проблему, когда из-за обжалования нарушались сроки подписания контракта.

Рассматривать документы для внесения поставщика в РНП тоже будут 5 рабочих дней (было 10). При подаче заявления в ФАС не требуется предоставлять документы и информацию, которые уже есть в ЕИС. 

Участники, находящиеся в РНП, жаловаться в ФАС больше не могут. 

С 1 июля 2019...

… станет больше быстрых электронных аукционов

За 7 дней будут собирать заявки:

  • В закупках до 300 млн руб. на любой товар, работы и услуги (раньше было до 3 млн). 
  • В закупках до 2 млрд — на строительство, реконструкцию, капремонт, снос зданий. 

Заказчики будут рассматривать первые части заявок за 1 рабочий день, а уже на следующий рабочий день проводить электронный аукцион (раньше на 2-й день). Если аукционная документация содержит проектную документацию, то аукцион состоится через 4 часа после окончания срока подачи заявок.

Во всех остальных аукционах срок подачи заявок остается прежним — не меньше 15 дней, а оценивать первые части заявок смогут до 3 рабочих дней, как раньше.

Также с 1 июля нет минимального ограничение шага аукциона в 100 руб.  

… подтверждать квалификацию участникам нужно до подачи заявки

В закупках с дополнительными требованиями к квалификации и опыту участник должен подгрузить подтверждающие документы в свой личный кабинет на ЭТП до участия в закупке. ЭТП проверяет наличие документов и корректность их подписания в течение 5 рабочих дней, после чего допускает к участию. В состав второй части заявки эти документы включать не нужно. 

.... заказчикам разрешили закупать работы без конкретного объема

Если невозможно заранее указать объем закупки — например, услуги переводчика, цветы, бензин — заказчик обосновывает цену за единицу товара и устанавливает НМЦ (ее обосновывать не нужно). В результате торгов НМЦ остается неизменной, а поставщики снижают цену за единицу товара. Юридически — это рамочные договоры (ст. 429.1 ГК РФ).

… стало больше свободы в закупках у единственного поставщика

Заказчику разрешили менять любые условия контракта с единственным поставщиком в этих случаях: 

  • закупки у естественных монополий, 
  • регулируемые виды деятельности, 
  • коммунальные услуги, 
  • покупка электроэнергии, 
  • аренда, 
  • лечение за границей, 
  • юруслуги в иностранных судах и др.

Увеличили лимит одной закупки в этих случаях: 

  • В закупках малого объема лимит подняли со 100 до 300 тыс. руб. Общий лимит таких закупок остался прежним: 5% от совокупного годового объема закупок или не больше 50 млн. руб.
  • В закупке лекарств по решению медкомиссии лимит увеличили с 200 тыс. до 1 млн. руб. 
  • Для закупок у единственного поставщика для спортивных организаций и учреждений культуры с 31 июля лимит увеличивается с 400 до 600 тыс. руб. К этой категории заказчиков добавили центры ремесел. Общий лимит изменился: было — 50% СГОЗ (и не более 20 млн), стало — 50% СГОЗ (не более 30 млн).

… новое в закупке строительных работ (капстроительство, капремонт, снос зданий и т.д.)

Изменений много: 

  • НМЦ на снос зданий будут рассчитывать проектно-сметным методом.
  • Заказчиков обязали размещать в документах закупки проектную документацию, кроме случаев когда подготовка проектной документации не требуется (ч.3, 3.1 ГК РФ) или в контрактах жизненного цикла. 
  • В первой части заявки участники просто дают согласие на исполнение работ (ставят галочку на ЭТП), а заказчику не нужно оформлять протокол по первым частям заявок. 
  • «Форма 2» (согласие + конкретные характеристики товаров) нужна только при закупке на текущий ремонт, строительство некапитальных зданий, ремонт и содержание дорог (в том числе тротуаров, велодорожек и пр.), благоустройство территории, клининг и др.
  • Можно изменить объем и вид работ в контрактах на строительные работы, сохранение объектов культурного наследия не более чем на 10 %.
  • Можно один раз изменить срок строительных работ, если нельзя исполнить контракт по независящим от сторон обстоятельствам или по вине подрядчика.
  • Можно увеличить цену контракта до 30%. Это возможно при таких условиях: 
  1. Срок исполнения контракта > 1 года. 

  2. Цена равна или превышает предельный размер, установленный Правительством РФ.

  3. Возникли независящие от сторон обстоятельства, из-за которых его невозможно исполнить. 

  4. Получено письменное  обоснование изменения цены от Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ или местной администрации. 

  5. Срок исполнения не изменится (в него не закладывается время на получение положительного заключения экспертизы проектной документации).

.… если не состоялся запрос предложений, заключают контракт с единственным поставщиком

Отменили цикличность закупки при проведении запроса предложений по результатам несостоявшегося конкурса или аукциона: если нет заявок, можно заключить контракт с единственным поставщиком, согласовав это с ФАС.

… уточнили правила в обеспечении заявок

  • Разрешили обеспечивать заявки в электронных закупках банковской гарантией (до 1 июля только деньгами на спецсчет).
  • Разобрались с размером обеспечения заявок в закупках до 1 млн.Теперь действует понятное правило: в закупках от 0 до 20 млн обеспечение заявки 0,5-1% НМЦ, при суммах выше — от 0,5% до 5% на усмотрение заказчика. 

… действуют новые правила обеспечения контракта 

  • Поставщику разрешили менять способ обеспечения контракта (например, отозвать деньги и предоставить банковскую гарантию).
  • Уточнили срок возврата обеспечения контракта: 30 дней с даты исполнения контракта, 15 дней — в закупке среди СМП/ СОНКО.
  • В законе появилось понятие “обеспечение гарантийных обязательств”. Что изменилось:
  1. Появилась обязанность обеспечить гарантийный срок в закрытых закупках. 

  2. Заказчик не подпишет документы о приемке, если исполнитель не предоставит обеспечение гарантийных обязательств (если такое требование было в закупке).

  3. Разделено понятие банковской гарантии на “исполнение контракта” и на “обеспечение гарантийных обязательств”. До 1 июля 2019 года исполнителю приходилось брать банковскую гарантию до окончания гарантийного срока на товар + 1 месяц, даже если не было требования обеспечивать этот этап. 

Больше подробностей об обеспечении контракта в этой статье

…  упростили участие в закупках для малого бизнеса 

  • Победитель закупки среди СМП/СОНКО может обеспечить контракт не только деньгами или банковской гарантией, а подтвердив свою добросовестность.

Чтобы подтвердить добросовестность, нужно предоставить информацию из реестра контрактов ЕИС: три исполненных без неустоек контракта за три года до даты подачи заявки. Сумма всех трех контрактов должна быть не ниже НМЦ текущей закупки. 

  • Если все-таки контракт обеспечивает деньгами, то сумма обеспечения  рассчитывается от цены, которую предложил победитель (для остальных — от НМЦ). Но в любом случае обеспечение не может быть меньше аванса, если он предусмотрен в закупке.
  • Размер обеспечения гарантийных обязательств для СМП не может превышать 10% от НМЦ.

… появились новые антидемпинговые меры

  • Учитывается снижение > 25% не только всей НМЦ, но и совокупно за единицы товара в закупках без конкретного объема.
  • При демпинге победитель не получит аванс, если он был предусмотрен в закупке.

… поменялись правила в использовании банковской гарантии 

  • Банковскую гарантию можно оформить отдельно для обеспечения заявки, контракта и гарантийных обязательств.
  • Победитель закупки будет сам решать, на какой срок предоставлять гарантию, главное, чтобы она действовала не меньше 1 месяца с даты действия контракта. 
  • Заказчик рассматривает банковскую гарантию не дольше трех рабочих дней со дня ее поступления.
  • Если у банка отозвали лицензию, исполнитель контракта обязан предоставить новую. Заказчик сам следит за отзывом лицензий: 
  1. Новое обеспечение может быть уменьшено пропорционально исполненным этапам контракта. 

  2. Поставщик платит неустойку, если не обновляет банковскую гарантию. 

… расторгнув контракт, заказчик может заключить другой без новой закупки

Заказчику дали право заключить контракт со вторым победителем закупки, если текущий исполнитель не справился и попал в реестр недобросовестных поставщиков. Следующий поставщик сам решает, соглашаться или нет. 

… после изменения плана-графика будут быстрее объявлять новую закупку

С 1 июля 2019 года извещение можно размещать на следующий день после изменения плана-графика. Пока действует пауза в 10 дней после внесения изменений в план-график.

… уточнено «правило третьего отклонения в квартал»

Считаются календарные кварталы, а не любые три месяца подряд.

Марина Савукова
Эксперт в закупках по 223-ФЗ, 44-ФЗ, коммерческих организаций. Аналитик сервиса Контур.Закупки.
91 комментарий
Александра 28 июня, 14:26
Вы пишете: "Чтобы подтвердить добросовестность, нужно предоставить информацию из реестра контрактов ЕИС: 3 исполненных без неустоек контракта за 3 года до даты подачи заявки. Один контракт должен быть не меньше 20% НМЦ текущей закупки".
Ранее в статье (https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1250-novue-pravila-obespecheniya-kontrakta) писали: "Сумма представленных контрактов — не меньше НМЦ текущей закупки."
Так один контракт или сумма 3-х контрактов должна быть не меньше НМЦ текущей закупки?
Анна Тресвятская 28 июня, 14:37
Подтверждение добросовестности вместо обеспечения контракта для СМП - все три цены контракта должны быть не меньше НМЦ текущей закупки.

Про 20% - это для подтверждения добросовестности при демпинге. Сейчас поправим) Спасибо!
Str 29 июня, 10:33
Фраза "все три цены контракта" означает сумму цен трёх контрактов или цену каждого контракта?
Анна Тресвятская 29 июня, 13:54
Сумму. Поправим сейчас, раз не очевидно((
Андрей Кудинов 28 июня, 14:31
Спасибо!
Елена 28 июня, 14:40
Добрый день, Спасибо, много полезного, а есть у Вас статья где более подробно можно прочитать про закупки у единственного поставщика?
Анна Тресвятская 28 июня, 14:44
Елена, есть такая статья, но самая актуальная информация появится в ней 1 июля) Сейчас информация из старой (и пока действующей) редакции закона. https://zakupki.kontur.ru/site/articles/60-theone
Елена 28 июня, 14:59
Спасибо
Алексей Демьяненко 28 июня, 14:45
Спасибо
Андрей Ефремов 28 июня, 14:53
Учитывается снижение > 25% не только всей НМЦ, но и совокупно за единицы товара в закупках без конкретного объема. А можно уточнить этот момент на конкретном примере?
Анна Тресвятская 1 июля, 16:50
Андрей, добрый день!

Давайте на примере бензина. Заказчик планирует закупать три вида топлива:
92 - 41 руб.
95 - 46 руб.
98 - 53 руб.

Всего закупка на 100 000 руб. Итоговый объем в литрах неизвестен.

Суммируем все стоимости (41+46+53) = 140 руб.

Поставщики на аукционе видят сумму всех позиций в 140 руб. и снижают свою от этой суммы. Допустим, победитель снизился до 70 рублей. Получается, на 50% от суммы цен единицы товара. Значит, к нему применят антидемпинговые меры.
Татьяна 28 июня, 16:15
Добрый день! "В закупках с дополнительными требованиями к квалификации и опыту участник должен подгрузить подтверждающие документы в свой личный кабинет на ЭТП до участия в закупке. ЭТП проверяет наличие документов и корректность их подписания в течение 5 рабочих дней, после чего допускает к участию. В состав второй части заявки эти документы включать не нужно" у меня такой вопрос, если заказчик в документации к конкурсу выкладывает критерии оценки, в которых указывается наличие опыта работы как нестоймостной критерий и оценивает его в 40 % крепить подтверждающие документы в личном кабинете ЭТП не нужно? Я так понимаю критерии оценки и дополнительные требования к квалификации это разные вещи. И второй вопрос: организация занимается лицензированным видом деятельности, нужно ли в личном кабинете ЭТП крепить скан лицензии?
Нина 28 июня, 18:11
Вы правы, доп требования по ПП99 это условия для допуска заявки до процедуры, а подтверждение квалификации это оценка заявки по бальной системе.
А вот насчёт лицензии, можно в кабинете ее закрепить (тк эти документы притягиваются к документации участника) или лучше во второй части приложить, не ошибётесь наверняка
Дарья 28 июня, 16:31
Скажите, все это относится только к 44-ФЗ? 223-ФЗ....
Татьяна 28 июня, 16:32
к 44-ФЗ
Dmitry 28 июня, 16:54
Добрый день! Что означает данная фраза: "«Форма 2» (согласие + конкретные характеристики товаров) нужна только при закупке на текущий ремонт, строительство некапитальных зданий, ремонт и содержание дорог (в том числе тротуаров, велодорожек и пр.), благоустройство территории, клининг и др."
Уже узаконено, что Форма 2 нужна только на текущий ремонт, строительство и т.д. или Заказчик может использовать Форму 2 например при закупке на текущее техническое обслуживание?
Нина 28 июня, 18:08
Не форма 2, а первая часть заявки (как по мне). Если документация не содержит проект (все виды ремонта по которым не нужна проектная документация), то конкретные показатели никто не отменял
Анна 28 июня, 17:40
Благодарю, полезная статья.
Вопрос, Правильно ли понимаю: если проводится быстрый аукцион (7 дней) с доп требованиями, то подтверждающие доки нужно будет в первый-второй день после публикации извещения крепить? А если извещение опубликовано в пятницу - то и вовсе не успеешь поучаствовать?
Нина 28 июня, 18:06
А вот этот вопрос меня тоже смутил, разбирала как раз сегодня!!! Прошу ответить специалиста )))
Анна Тресвятская 29 июня, 14:12
Анна и Нина, отвечаю вам обеим) Если прикладывать подтверждающие документы только после объявления закупки, то действительно велики рисик не успеть (особенно, если предположить, что ЭТП будет проверять все 5 рабочих дней). Но у меня в голове также и другой сценарий: если у организации есть постоянное количество техники, квалифицированных специалистов, исполненных контрактов, то есть смысл загрузить на ЭТП заранее все документы (трудовые, право собственности и т.д.). А при необходимости обновлять.
Анна 28 июня, 17:42
Вопрос про банковскую гарантию, реально победитель сам определяет ее срок?
то есть нет привязки к сроку выполнения работ? Не понятно, например, в контракте срок выполнения работ 90 дней, я же не предоставлю БГ на месяц....
Нина 28 июня, 18:05
Не, не об этом. Требования к гарантии те же: срок действия не менее месяца с даты окончания действия контракта. Имеется в виду, что можете предоставить срок месяц, два а то и год после окончания действия... бред, но особо желающие могут и так :)
Анна 29 июня, 07:20
Видимо были прецеденты! Благодарю Нина:)
Елена 28 июня, 21:29
Спасибо большое Мария,очень доступно,кратко и своевременно.
Маргарита Ваць 29 июня, 11:12
«Победитель закупки будет сам решать, на какой срок предоставлять гарантию, главное, чтобы она действовала не меньше 1 месяца с даты действия контракта» - подскажите, пожалуйста, что имели ввиду - месяц после окончания срока действия контракта или от начала действия? Как быть, если срок установлен «до исполнения сторонами своих обязательств»?
Анна Тресвятская 29 июня, 13:51
Нина верно ответила выше:

!Не, не об этом. Требования к гарантии те же: срок действия не менее месяца с даты окончания действия контракта. Имеется в виду, что можете предоставить срок месяц, два а то и год после окончания действия... бред, но особо желающие могут и так :)"
Дмитрий 30 июня, 18:06
Добрый день, подскажите могут ли положения нового пункта 8.1. статьи 96 и новые положении статьи 37 распространяться на процедуры, опубликованные до 01.07.2019 г. Спасибо.
Ли 1 июля, 08:11
Добр день! Сегодня если вношу изменения в график то завтра можно уже размещать извещение? или после завтра? у вас тут написано на след день. А нам на учебе объяснили что через день
Анна Тресвятская 1 июля, 15:43
Добрый день! Между двумя значимыми действиями должен пройти день (внесли изменения сегодня - завтра пауза - послезавтра новое действие)
Татьяна 1 июля, 11:10
Добрый день! "В закупках с дополнительными требованиями к квалификации и опыту участник должен подгрузить подтверждающие документы в свой личный кабинет на ЭТП до участия в закупке. ЭТП проверяет наличие документов и корректность их подписания в течение 5 рабочих дней, после чего допускает к участию. В состав второй части заявки эти документы включать не нужно" - у меня такой вопрос - это относится все таки ко всем закупкам или к закупкам с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, и на те виды работ, которые указаны в Постановлении 99
Анна Тресвятская 1 июля, 15:48
Татьяна, добрый день! Имеются ввиду закупки с требованиями к участникам по 2, 2.1 ч. 31 ст 44-ФЗ. Не все закупки, а разные сложные и ответственные (по ПП 99, ограниченное участие и т.д.)
Яна 8 июля, 10:49
Здравствуйте!
Верно ли я понимаю, что Постановление 99 не относится к Услугам связи? И на ЭТП надо подгружать лицензии только для работ, которые попадают под это Постановление? Хотели приложить лицензии "на всякий случай", но технически ЭТП не дает это сделать, надо строго выбирать вид работ.
Анна Тресвятская 8 июля, 16:03
Яна, да, перечень закупок по постановлению правительства № 99 весьма специфичен. Но услуги связи – это лицензируемый вид деятельности. Заказчик не установил требований предоставить такую лицензию? Поделитесь номером закупки, пожалуйста.
Анна Тресвятская 8 июля, 16:08
Яна, здравствуйте!

Да, перечень закупок по постановлению правительства № 99 весьма специфичен. Но услуги связи – это лицензируемый вид деятельности. Заказчик не установил требований предоставить такую лицензию? Поделитесь номером закупки, пожалуйста.
Дмитрий 1 июля, 13:31
"Добрый день, подскажите могут ли положения нового пункта 8.1. статьи 96 и новые положении статьи 37 распространяться на процедуры, опубликованные до 01.07.2019 г. Спасибо."
Кто-нибудь может подсказать по вопросу?
Анна Тресвятская 1 июля, 14:57
Дмитрий, добрый день!

Эксперты, заказчики и поставщики ломают копья в спорах по этому вопросы. Лично я считаю, что все новые правила должны действовать в закупках, ОБЪЯВЛЕННЫХ после вступления в силу новой редакции закона.
Анна Тресвятская 1 июля, 15:34
Но есть и другая точка зрения. Например, когда вступала в силу норма о спецсчетах, было прямо сказано, что они используются только в новых закупках, а в 71-ФЗ нет такой приписки. То есть все, что сейчас написано в 44-ФЗ, имеет силу.
Учитывая, что эти положения не усугубляют положение поставщика, а только делают жизнь проще, это можно считать обратной силой закона.

ЧТО ТАКОЕ ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА Какой закон имеет обратную силу, определяется Конституцией

Обратная сила закона или ретроактивность закона – это явление, при котором принятый в определенный момент закон распространяется и на те правоотношения, что возникли до его принятия. Возможность существования обратной силы закона в конкретном государстве определяется его Конституцией и прочими кодифицированными актами.

Нормативно-правовые документы могут либо запрещать применять ретроактивность закона, либо разрешать в определенных сферах правоотношений. В России, как и во многих других правовых государствах, существует общий принцип применения обратной силы закона, который заключается в следующем понятии:

«Обратная сила может быть только у того закона, который не ухудшает положение людей после его принятия».

Таким образом, государство не может ввести, к примеру, доплату по налогообложению на имущество по закону с обратной силой, которая обязует всех граждан доплатить по налогу за прошлые годы.

Если рассматривать действующее положение дел в общемировом масштабе, то применение законов с обратной силой нецелесообразно практически во всех случаях введения поправок или нововведений в законодательство конкретного государства. Это связано с тем, что ретроактивный закон вызовет глобальный процесс перестройки всех правоотношений, вступивших в силу до его принятия, на новый лад. Подобное явление может вызвать огромное количество проблем не только у рядовых граждан, но и у самого законодателя. Исходя из этого, можно констатировать, что принятие законов с обратной силой – это нераспространенное явление, но все же имеющее место быть.
(про обратную силу - цитата от коллег http://juristpomog.com/administrative/kakoj-zakon-imeet-obratnuyu-silu.html)
Дмитрий 1 июля, 15:48
Спасибо, Анна!
Наталья Фактор про 1 июля, 17:53
Добрый вечер. Для строительных работ разрешили изменить объем и вид работ, один раз изменить срок строительных работ, увеличить цену контракта до 30% (при особых условиях).
Подскажите пожалуйста, а при выполнении других видов работ (услуг) так и остался запрет? Где можно найти информацию по данной теме?
Анна Тресвятская 2 июля, 12:37
Наталья, добрый день!

исключение про строительные услуги добавили в пп. б п. 1.) части 1 статьи 95: "б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов."

В остальном ничего не поменялось(( Можно изменить несущественные условия контракта (сроки к ним не относятся). Можно увеличить или сократить стоимость и объем работ на 10%.
Владислав Дорохов 2 июля, 03:16
Добрый день. Интересуют изменения для контрактов по строительству, а именно:
-изменения объемов и видов работ на 10 %.
- изменение срока контракта;
- увеличение цены контракта на 30 %.
В случае, если контракт заключен до 1 июля 2019 года, сроком более года, на строительство объекта кап строительства, можно ли сейчас воспользоваться этими изменениями, и заключить доп соглашение на увеличение сроков, изменение объемов и видов работ на 10 %, и увеличение цены контракта на 30 %? Или это касается только контрактов, заключенных после 1 июля 2019 года?
Спасибо
Анна Тресвятская 2 июля, 12:40
Владислав, добрый день!

В законе прямо не сказано, что все нововведения распространяются строго на контракты, объявленные или заключенные после 1 июля 2019 года. Можно оперировать понятием обратной силы закона, поскольку данные изменения не ухудшают, а улучшают положение поставщиков. Чуть выше в комментариях есть цитата от коллег-юристов.
Алексей 11 июля, 10:33
А как же п. 1 ст. 4 ГК РФ: "Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом." Как быть с этой нормой?
Анна Тресвятская 15 июля, 09:54
Алексей, добрый день!

Тут вопрос в том, что считать точкой отсчета для вступления в силу новых правил для конкретной закупки. Дату публикации всей закупки или дату того этапа (например, заключение контракта с победителем), для которого новые правила уже могут применяться.

Что в этом случае считать "отношениями" между заказчиком и поставщиком?
Елизавета 2 июля, 15:13
Добрый день! Не совсем понятно по поводу нововведений, касаемо 2, 2.1 ч. 31 ст 44-ФЗ.
У заказчика требование к составу второй части заявки на аукцион:
"документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) закона №44-ФЗ, или копии этих документов"

Смущает формулировка "при наличии таких требований" - разве не Заказчик должен прописывать устанавливает он такие требования к участникам или нет? Заказчик не дает четкого ответа...
Анастасия 2 июля, 15:27
Тоже послушаю.
Анна Тресвятская 3 июля, 08:05
Добрый день! А подскажите номер закупки, пожалуйста. Посмотрим. Заказчик должен устанавливать требования и давать закрытый список документов, которые подтверждают соответствие требованиям.
Елизавета 4 июля, 07:26
№0856100000219000078. Спасибо!
Анна Тресвятская 6 июля, 13:19
Кажется, это просто шаблонная фраза, кочующая из документации в документацию. Доп.требования не установлены, поэтому и списка документов для подтверждения этим требованиям тоже нет.
Андрей 2 июля, 18:14
Подскажите про обеспечение заявки. Заказчик ОБЯЗАН устанавливать обеспечение заявки (например нмцк 99 тысяч рублей) или это его ПРАВО все-таки?
Анна Тресвятская 2 июля, 21:45
Андрей, здравствуйте! Обязан требовать в аукционах и конкурсах на сумму выше 1 млн рублей. В остальных случаях это его право.
Алексей Астахов 2 июля, 21:25
Все изложенные изменения, вступившие с 01.07.2019 относятся к 44 ФЗ.... В 223 ФЗ изменений нет?
Александр 4 июля, 15:48
Добрый день!
Вопрос такого плана, собираемся участвовать в закупке свыше 10 млн., в которой Заказчик обозначил дополнительные требования. Формулировка следующая - Дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 44-ФЗ - Требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ): Установлено.
Созвонились с оператором площадки на которой опубликована закупка, уверяет нас что данные документы по данной закупке оператору не требуются и прикреплять их в личном кабинете нет необходимости.

Получается данные документы нужно прикладывать во вторую часть заявки для Заказчика? Как я понимаю эти документы должны выкладываться для оператора, а он уже дает допуск на подачу заявки?
Анна Тресвятская 8 июля, 16:10
Александр, добрый день!

Может, закупка была опубликована до 1 июля? Если закупка, включающая дополнительные требования к ее участникам, опубликована до 01.07.2019 года, документы подтверждающие квалификацию участника закупки включаются в состав заявки.
В случае, если такая закупка опубликована после 01.07.2019 года, то квалификационные документы необходимо предоставить оператору ЭТП для включения их в реестр участников закупки. Обращаем внимание, что данные документы вправе предоставить участники, имеющие аккредитацию на данной площадке.
Светлана 5 июля, 02:24
Добрый день!
Интересует тоже вопрос по дополнительным требованиям. Мы аккредитованы на площадках до 01.01.2019г., в ЕИС пока еще не регистрировались т.к. зарегистрироваться должны до 31.12.2019г. по закону. Сейчас планируем участвовать в закупке более 10 млн. как нам быть с опытом, мы его как и раньше показываем во второй части заявки?
Анна Тресвятская 8 июля, 16:12
Светлана, документы вы прикладываете в личном кабинете ЭТП, поэтому достаточно иметь аккредитацию на той ЭТП, на которой проходит закупка.
Павел Ромбаев 5 июля, 07:29
Добрый день! Исходя из слов: "Победитель закупки среди СМП/СОНКО может обеспечить контракт не только деньгами или банковской гарантией, а подтвердив свою добросовестность." Можно просто загрузить на площадку номера реестровые исполненных контрактов и не платить обеспечение контракта? А если Заказчик потребует оплату все ровно, как быть?
Анна Тресвятская 8 июля, 16:11
Павел, добрый день!

Если вы представитель малого бизнеса, предоставили информацию об исполненных за три предыдущих года госконтракта (и их сумма больше НМЦ текущей закупки), то заказчик не может требовать деньги. Закон не дает ему такого права.
Павел Ромбаев 9 июля, 06:18
Анна, спасибо!
Егор Сиваков 5 июля, 11:32
Получается по 44-му теперь бесплатных закупок не будет? (без обеспечения заявки)
Анна Тресвятская 8 июля, 09:01
Егор, здравствуйте!

Будут, как и раньше на усмотрение заказчика. В закупках до 1 млн он сам решает, устанавливать обеспечение заявки или нет. Просто сейчас законодатели уточнили, как считать размер этого самого обеспечения. В старой редакции размер обеспечения был установлен в закупках от 1 млн. Если заказчик хотел установить обеспечение в закупке дешевле миллиона (а закон и раньше, и сейчас дает такое право), то он руководствовался разъяснениями Минфина. Сейчас в законе все четко - в закупках от 0 до 20 млн обеспечение заявки 0,5-1% НМЦ.
Ольга 5 июля, 13:19
Благодарю
Горин Максим 5 июля, 15:38
Добрый день!
Победитель закупки среди СМП/СОНКО может обеспечить контракт не только деньгами или банковской гарантией, а подтвердив свою добросовестность.
Это распространяется компания являющиеся субъектом среднего предпринимательства?
Ольга Кураева 8 июля, 11:42
Максим, здравствуйте!
Нет, эти меры в 44-ФЗ распространяются именно на субъекты малого предпринимательства (СМП), а не малого и среднего (ч. 6, ст. 96 44-ФЗ). В закупках по 44-ФЗ вообще нет преференций для среднего бизнеса.
Инна 11 июля, 13:00
Здравствуйте! В какой статье описаны положения о возможности заключать контракт со вторым участником при расторжении контракта с изначальным победителем без проведения новой закупки.
Инна 11 июля, 14:37
спасибо, нашла
Ольга 22 июля, 12:05
Хотелось бы уточнить по поводу подтверждения опыта. С нас требуют в ЕРУЗ его разместить, только после появится возможность подать заявку на участие. Так это мы делаем один раз в ЕРУЗе и во второй части заявки не нужно опыт прикладывать?
Ксения Петрофанова 24 июля, 10:16
Ольга, добрый день!
Речь идет про конкретную закупку? Напишите, пожалуйста, номер.
Наталья Фактор про 31 июля, 14:30
Добрый день.
"За 7 дней будут собирать заявки: В закупках до 300 млн руб. на любой товар, работы и услуги (раньше было до 3 млн).
В закупках до 2 млрд — на строительство, реконструкцию, капремонт, снос зданий. "
Уточните пожалуйста, имеет ли право Заказчик дать на сбор Заявки больше 7 дней?
Какие остальные аукционы имеются в виду, где срок подачи заявок остается прежним — не меньше 15 дней?
Ксения Петрофанова 5 августа, 14:55
Наталья, добрый день!
Заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, за исключением случаев, предусмотренных ч.2, ст.63, 44-ФЗ.
Олег Смирнов 2 августа, 09:35
Как-то не совсем верно описаны изменения в этой части:

"… расторгнув контракт, заказчик может заключить другой без новой закупки

Заказчику дали право заключить контракт со вторым победителем закупки, если текущий исполнитель не справился и попал в реестр недобросовестных поставщиков. Следующий поставщик сам решает, соглашаться или нет. "

Со вторым участником заказчик может подписаться и без попадания победителя в РНП, контракт может быть расторгнут и по соглашению сторон.
Ксения Петрофанова 6 августа, 10:34
Олег, добрый день!
Речь идет о нововведении в ч.17.1, ст.95, 44-ФЗ, который вступил в силу с 01.07.2019 г.:
"В случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 настоящей статьи, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя, указанного в части 3 статьи 54, части 6 статьи 78, первом предложении части 17 статьи 83, победителя электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 настоящего Федерального закона) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт. Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 настоящего Федерального закона с учетом положений части 18 настоящей статьи, и после предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке. При этом при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 настоящего Федерального закона) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с настоящей частью допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 настоящего Федерального закона принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). (в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)".
Максим 8 августа, 16:33
Добрый день!
При участии в закупке столкнулись с требованием "Требование к участнику открытого конкурса в электронной форме, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций - Объем привлечения 30 % от цены Контракта".
Мы являемся компанией среднего предпринимательства.
При размещении документации на площадке РТС-тендер есть отдельная графа с возможностью прикрепления файла.
Вопрос надо ли туда что то прикреплять либо иным способом декларировать???
Екатерина Кондратьева 9 августа, 07:18
Здравствуйте, Максим.
Напишите, пожалуйста, номер закупки. Необходимо изучить документацию чтоб ответить более точно.
Максим 9 августа, 08:10
Открытый конкурс в электронной форме № 0348200049719000638
Екатерина Кондратьева 9 августа, 12:13
Да, рекомендуем приложить декларацию о том, что компания является субъектом среднего предпринимательства или выписку из реестра СМП. Скачать ее можно по ссылке https://rmsp.nalog.ru/ .
Максим 9 августа, 12:25
Екатерина, это мы приложем, а как декларативно подтвердить что будем привлекать малое предпринимательство к исполнению договора?
Екатерина Кондратьева 9 августа, 14:30
В составе заявки рекомендуем приложить такие же уставные документы субподрядчика, как и на участника закупки, в том числе выписка из реестра СМП, а также договор о намерениях заключить контракт. Кроме того, может потребоваться выписка СРО. Рекомендуем уточнить как заказчик будет рассматривать заявки путем направления запроса на разъяснение.
Александр 16 августа, 09:46
Добрый день!
Подскажите пожалуйста по данной информации в статье: "Победитель закупки среди СМП/СОНКО может обеспечить контракт не только деньгами или банковской гарантией, а подтвердив свою добросовестность."

Данное условие по подтверждению добросовестности должно быть указано в аукционной документации или не обязательно? В каких случаях можно вместо обеспечения контракта приложить добросовестность?

Спасибо, хорошего дня...
Екатерина Кондратьева 20 августа, 08:34
Добрый день, Александр.
Данное условие должно быть прописано в аукционной документации закупки, которая проходит с преимуществом для СМП и СОНКО. Если не прописано, то необходимо подать запрос на разъяснения, чтоб заказчик привел в соответствии с законом документацию закупки.
Александр 20 августа, 11:26
Екатерина спасибо большое за ответ. Хорошего вам дня!
Саяна Жигмитова 21 августа, 19:34
Здравствуйте, Екатерина. При снижении цены контракта более чем на 25% (при включении антидемпинговых мер) можно ли предоставить в качестве обеспечения исполнения контракта только выписку из реестра исполненных контрактов (3 шт, исполнены за 3 года до подачи заявки, в сумме не менее НМЦК) без внесения денежных средств и без предоставления бг. Или при антидемпинговых все по-старому кроме определения суммы обеспечния (не от НМЦК): сумма в % от цены контракта, указанных в АД деньгами, + выписка (не менее 3-х исполненных, за 3 года до, один из них 20% от НМЦК) ЛИБО сумма в % от цены контракта, указанных в АД, *1,5 деньгами? Спаибо за ответ !!
Екатерина Кондратьева 22 августа, 08:17
Доброе утро, Саяна.
Могу предположить, чтосСкорее всего вы СМП и запутались в подтверждениях.
44-ФЗ разрешает снижать цену сколько угодно, но если пересечь порог в 25% от начальной цены, то придется дополнительно подтвердить свою добросовестность (ст. 37 № 44-ФЗ). В любых закупках, кроме закупок жизненно необходимых товаров, подтвердить добросовестность можно двумя способами:
1. В закупках на любую сумму можно предоставить увеличенное в 1,5 раза обеспечение.
2. В закупках дешевле 15 млн есть еще один вариант — предоставить обычное обеспечение плюс успешно исполненные госконтракты. Заказчик примет информацию строго из реестра контрактов по 44-ФЗ. Сколько контрактов предоставлять:
3 и больше контрактов за последние 3 года, исполненных без неустоек.
4 и больше контрактов за последние 2 года, из которых не меньше 75 % исполнены без санкций (штрафов и пеней).
Важно, что цена как минимум одного представленного контракта должна быть не меньше 20% от НМЦ закупки, в которой нужно подтвердить добросовестность (ч. 3 ст. 37 44-ФЗ). Объект закупки не важен. Например, вы можете выиграть закупку на ремонт, а подтверждать добросовестность контрактами на грузоперевозки. Не получится подтвердить добросовестность «малыми закупками» у единственного поставщика (закупки до 100 или 400 тыс. руб.), так как заказчики не обязаны включать их в реестр контрактов (ч. 1 ст. 103 44-ФЗ).
Добросовестность мы разбирали в этой статье https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1238-dobrosovestnost-postavshika
Про новые правила обеспечения исполнения контракта мы писали в этой статье https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1250-novue-pravila-obespecheniya-kontrakta
Анна Тресвятская 22 августа, 09:22
Саяна, добрый день! Если вы СМП, вы МОЖЕТЕ предоставить выписку из Реестра контрактов, даже как обеспечение контракта при антидемпинговых мерах по статье 37 44-ФЗ. Вам разрешает это сделать часть 8.1 статьи 96 44-ФЗ. Если не СМП, то действуют старые правила.
Саяна Жигмитова 21 августа, 19:34
.
Наталья 3 сентября, 09:26
Добрый день, вопрос такой: Предусмотрен ли лимит малых закупок до 100 тыс. руб. в год до 2 млн. руб. по 223-ФЗ, если да, то чем регламентируется?
Екатерина Кондратьева 3 сентября, 10:17
Добрый день, Наталья.
В 223-ФЗ отсутствуют какие-то конкретные требование к суммарному объему прямых торгов до 100 и 500 тыс. руб. от общего объема проведенных торгов заказчика.
Крупные компании, проводящие прямые торги в рамках 223-ФЗ, разрабатывают собственные регламенты, определяющие данные процедуры. В таких положениях описывается весь процесс организации закупок до 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб. 223-ФЗ. Некоторые крупные торговые площадки, создают специальные разделы на своих порталах исключительно для проведения упрощенных процедур малого объема.
Ирина Александрова 3 сентября, 12:15
1. Добрый день. Вопрос, может ли заказчик устанавливать требования к материалам на закупку капитального ремонта здания или, например, котельного оборудования? НМЦК которой подтверждена сметами? Других разделов проектной документации, кроме сметы, которая конечно является частью проектной документации, в составе закупки нет.
Согласно ФЗ44, документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
2. Вопрос, может ли заказчик устанавливать требования к материалам при осуществлении закупки на проектирование и строительство объекта капитального строительства, где предварительно было проведено обоснование инвестиций? В этом случае заказчик тоже размещает только сметы.
Ксения Петрофанова 5 сентября, 08:19
Добрый день, Ирина Александровна!
Заказчик с 01.07.2019 не имеет права при проведении аукциона на закупку работ по капитальному ремонту устанавливать требования к составу заявки в части необходимости предоставления конкретных показателей материалов, используемых при выполнении работ. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Ирина Александрова 5 сентября, 12:52
Спасибо за Ваш ответ, просьба пояснить:
- Можно ли считать сметную документацию, целиком проектной документацией в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ. Ведь, как мы знаем, проектная документация включает еще множество разделов, например АР, КЖ, КМ... и т.д.
Получается любая закупка объявленная под кодом ОКПД2, как строительство или кап. ремонт не имеющая в составе документации полноценного проекта попадает под действие этой статьи?
- Интересует так же второй вопрос, когда проектная документация и само строительство разрабатывается в рамках одной закупки, т.е. априори проектную документации невозможно предоставить при размещении закупки?
Ксения Петрофанова 9 сентября, 15:35
Добрый день!
п. 8 ст. 34 44-ФЗ предусмотрено, что закупочная документация при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с ч. 16 и 16.1 ст. 34 44-ФЗ, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства.
Таким образом, при закупке капитального ремонта объектов капитального строительства заказчик обязан включить в состав документации проектную документацию. Появившаяся административная практика по данному вопросу подтверждает мысль о том, что при наличии сметы можно устанавливать требования к материалам, используемым в ходе работ (Решение ФАС России от 09.08.2019 по делу №19/44/105/2160). Наличие сметы в составе заявки не накладывает на заказчика обязанности по установлению требования к
составу первой части заявки в части получения от участников только согласия на выполнение условий контракта, предусмотренных закупочной документацией.
В указанном выше решении, ФАС встал на сторону заказчика, установив необоснованность жалобы в силу норм Градостроительного кодекса РФ (ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ).
Однако, данное решение очень спорно по следующим основаниям. Согласно ч.12.2 ст. 48 ГрК РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств лиц, указанных в ч.1 ст. 8.3 ГрК РФ, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 28 ППРФ от 16.02.2008 № 87 сметная документация является одним из разделов проектной документации. В соответствии указанными нормами Ростовское УФАС признало заказчика, нарушившим требования ч. 3.1. ст. 66 44-ФЗ, когда при опубликованной в составе аукционной документации к составу первой части было установлено требование о предоставлении конкретных показателей материалов (решение от 23.07.2019 № 13375/03).
Однозначный ответ дать по данному вопросу пока не представляется возможным. Необходимо следить за появляющейся административной практикой.
Новый комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором.

Рассылка
Каждую неделю наши эксперты будут отправлять вам важные материалы о закупках