Рассказываем поставщикам о важных нововведениях, которые недавно вступили в силу или начнут действовать в ближайшее время
Изменения в 44-ФЗ
С 1 августа заказчики не публикуют в ЕИС извещения о закупках у единственного поставщика, а контракты с ними заключают по упрощенному шаблону
В госконтрактах с единственным поставщиком можно не указывать:
- Порядок и срок оплаты. Единственное условие — заказчик рассчитывается с исполнителем за 30 календарных дней после подписания акта приемки.
- Все предусмотренные 44-ФЗ штрафы.
- Порядок и сроки приемки. Напомним, что с августа в закупках с единственным поставщиком не требуется проводить внешнюю экспертизу.
- Условие об удержании НДФЛ, если поставщик — физлицо. Заказчик все равно удерживает НДФЛ, но не пишет об этом в контракте (13 ст. 34 44-ФЗ).
С 14 августа по-новому рассчитывают штрафы для СМП и СОНКО
Размер штрафа за ненадлежащее исполнение контракта для СМП и СОНКО составляет 1% от цены контракта или его этапа, но не меньше 1 тыс. руб. и не больше 5 тыс. руб.
По-другому рассчитывают штрафы и в закупках на повышение цены. Если цена контракта в итоге больше НМЦ, штрафы рассчитают исходя из цены контракта. В других случаях отталкиваются от НМЦ.
С 1 сентября вступили в силу новые правила закупки радиоэлектронной продукции
Постановление Правительства от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции…» вводит новый перечень радиоэлектронной продукции, на которую действуют ограничения, и устанавливает правила ведения реестра отечественной продукции.
Если на оборудование действует ограничение, заказчик сначала ищет его в Реестре отечественных товаров. Если нужной продукции в Реестре нет или она не соответствует требованиям, закупку проводят без ограничений. Если продукцию производят в России, закупку проводят с преференциями для отечественных производителей.
Заявки с иностранным товаром отклонят по принципу «третий лишний»: если участники прислали не меньше двух заявок, в которых предложена продукция из реестра и при этом от разных производителей.
Радиоэлектронная продукция считается российской, если включена в Реестр на сайте Минпромторга. Для подтверждения страны происхождения участник прикладывает декларацию с указанием номера записи.
С сентября применяют новые типовые контракты от Минтранса
Также МЧС разработал типовой проект на закупку систем противопожарной безопасности и сопутствующих товаров, а Минздрав планирует обновить типовой контракт на поставку лекарств с учетом последних поправок к 44-ФЗ.
- На регулярные перевозки пассажиров и багажа. С 3 сентября применяют типовые контракты в закупках:
- перевозок пассажиров городским, пригородным, междугородным и международным сухопутным транспортом, например автобусами, трамваями или троллейбусами (ОКПД2 49.39.11).
- прочих вариантов перевозок, например, метрополитеном, фуникулерами и т.д. (ОКПД2 49.31.21)
- На строительство автодорог с любой НМЦ. Типовые контракты от Минтранса нужно использовать с 26 августа 2019, если предмет закупки:
- строительство автомагистралей, улично-дорожной сети, автомобильных или пешеходных дорог, ВПП аэродромов (ОКПД2 42.11.20.000);
- строительство мостов и тоннелей (ОКПД2 42.13.20.000).
Также МЧС разработал типовой проект на закупку систем противопожарной безопасности и сопутствующих товаров, а Минздрав планирует обновить типовой контракт на поставку лекарств с учетом последних поправок к 44-ФЗ.
С 25 сентября установили правила, по которым участники закупки с доптребованиями взаимодействуют с ЭТП
В инновационных, высокотехнологичных или специализированных закупках, опубликованных после 25 сентября, действуют новые правила подтверждения квалификации (постановление правительства от 14.09.2019 № 1202). Поставщики заранее передают операторам ЭТП документы, которые подтверждают соответствие доптребованиям из постановления № 99. В противном случае они просто не смогут подать заявку на участие в закупке.
Участник заполняет на электронной площадке форму, где указывает:
- свой номер из Единого реестра участников закупок (ЕРУЗ),
- номер позиции из приложения № 1 к постановлению № 99 (собственно, какие товары вы поставляете или какие услуги оказываете),
- цену исполненного контракта, который подтверждает наличие опыта,
- информацию о правопреемство (при наличии).
К форме нужно будет приложить копии документов, подтверждающих соответствие доптребованиям. Например, сканы контрактов и актов приемки. ИНН и наименование участника подтянутся автоматически из ЕРУЗ.
На проверку у оператора будет пять рабочих дней. Мы писали о том, как заранее подтвердить квалификацию на ЭТП.
С 1 октября проще найти закупку с авансом
Заказчика обязали указывать в извещении сведения об авансе за весь контракт или за отдельные его этапы (п.12, ст.42 44-ФЗ).
С 1 октября заказчикам разрешили не составлять планы закупок
Остается один документ планирования — план-график, в котором будет в два раза меньше информации. Поставщики не увидят в запланируемых закупках такие детали закупки, как НМЦК, размер аванса, вид закупки, объем товаров и работ, обеспечение, преимущества для СМП/ СОНКО или нацрежим.
Изменения в 223-ФЗ
Постановление правительства от 18.09.2019 № 1205 вносит два новшества с 1 января 2020.
Увеличится объем закупок у малого и среднего предпринимательства (СМП)
Общий годовой объем таких закупок должен будет составлять не меньше 20%. При этом доля стоимости договоров с СМП по результатам закупок, в которых могут участвовать только эти субъекты, вырастет до 18%.
Малый и средний бизнес будет быстрее получать оплату
Согласно постановлению правительства от 18.09.2019 № 1205 предприниматели получат деньги за 15 рабочих дней после подписания акта приемки (а не 30 календарных, как сейчас). Срок сократят для всех ситуаций:
- закупку провели на общих основаниях,
- участвовать в ней могли только СМП,
- СМП выступали субподрядчиками.
Общий годовой объем таких закупок должен будет составлять не меньше 20%. При этом доля стоимости договоров с СМП по результатам закупок, в которых могут участвовать только эти субъекты, вырастет до 18%.
Ответим на вопросы
Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.
Вопрос: Относится ли это утверждение к закупкам, признанным несостоявшимися и заключению контракта с единственным поставщиком (если других участников отклонили или была подана единственная заявка на участие)?
Заказчик обязан был привлекать экспертов, если закупка осуществлялась у единственного поставщика, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 25, 25.1, 25.2, 25.3 части 1 статьи 93, 44-ФЗ (несостоявшиеся).
С 31 июля пункт 4 статьи 94 утратил силу. То есть ранее утверждение не относилось к несостоявшимся закупкам, следовательно заказчики не проводили и не будут проводить внешнюю экспертизу по данным пунктам.
Ничем не отличается, просто правила более четко прописали.
Это вопрос? Или вы просто рассуждаете?)?
Скажите пожалуйста, может ли Заказчик по 44-ФЗ применять сейчас в качестве ограничения Приказ Минфина России от 4 июня 2018 г. № 126н, или сейчас будет действовать только Постановление Правительства № 878?
Могут ли эти два ограничения "работать" одновременно?
Действует и приказ №126н и ППРФ №878. Могут работать одновременно.
Вопрос:
1) А если нас как производителей нет в этом реестре нашу заявку отклонят? Судя по списку продукции в реестре (на официальном сайте минпромторга) там по данному коду вообще нет ни одной продукции.
2) Как попасть в данный реестр? Если мы как производители будем в этом реестре у нас будут преимущества по сравнению с другими производителями?
1. При закупках радиоэлектронной продукции в рамках 44-ФЗ действует правило «третий лишний». Заказчики должны отклонять все заявки, содержащие предложения о поставке иностранной продукции (раз вас нет в реестре, то ваша заявка будет считаться иностранной), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2-х заявок, в которых содержится предложение о поставке включенной в Реестр продукции (российской) разных производителей.
При этом в качестве подтверждающего документа от участника закупки потребуется только декларация о нахождении продукции в Реестре с указанием номера реестровой записи.
Ограничение на допуск не будет применяться в случаях, если в Реестре отсутствует продукция, соответствующая тому же классу продукции, что и продукция, планируемая к закупке, или продукция из Реестра не соответствует установленным заказчиком требованиям: все это заказчик должен будет пояснить в обосновании невозможности соблюдения ограничения, составленном по утвержденному порядку.
Если на аукцион вышла только одна заявка с товаром из Реестра и 1 иностранная заявка, то ППРФ №878 не включается, зато включиться приказ №126н.
2. По добавлению в реестр нашла только то, что для того, чтобы попасть в реестр, компания должна быть зарегистрирована на территории России. Доля участия российских организаций или граждан в ней должна составлять более 50 процентов. Заявитель на получение статуса российского телекоммуникационного оборудования должен являться разработчиком программного обеспечения, конструкторской документации или должен обладать правами на нее. Производство должно осуществляться на территории России с применением отечественных интегральных микросхем, а сама компания должна обеспечивать тестовое и сервисное сопровождение для заказчиков.
Вам лучше связаться непосредственно в Минпромторгом и уточнить у них, как говорится, из первых уст.
Подскажите по 878: в Постановление Правительства от 10.07.2019 № 878 вносит изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925:
"3.1. При осуществлении закупок радиоэлектронной продукции путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, в случае если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, не включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 30 процентов от предложенной им цены договора.".
Наши юристы сказали, что и в 878 оно применяется. Поэтому если заказчик прошляпил и не привел обоснование неприменения 878, то все поставщики с иностранными товарами, чей ОКПД2 начинается с "26." будут заключать контракт на 30% ниже предложенной цены.
Так или нет?
В вашем случае, если отсутствует товар российского происхождения, то и заявка с предложением к поставке российского товара на участие в закупке не поступит. В соответствии с пп. б) п. 6 постановления № 925 предусмотренный приоритет не предоставляется, если в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами.
Таким образом, если не поступит заявка с российским товаром, то и договор будет заключаться по предложенной в ходе аукциона цене (без снижения на 30%).
Само постановление вижу, но нигде не могу найти дату, с какого числа оно действует.. И если в документации заказчика, опубликованной после 05.11.19 нет никакой информации по этому поводу (ни форм, ни ссылок), то можно ли подавать еще заявки по старой (свободной) форме?
В самом ППРФ №1401 написано следующее:
"Настоящее постановление применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего постановления".
Отсюда можно сделать вывод, что если ваше извещение размещено в ЕИС после 15.11.2019 г., то формы должны быть (10 дней на вступление).
Что именно подсказать?