Сложности нацрежима в закупках программного обеспечения

5 марта 2022 14 102

Чтобы развивать производство программного обеспечения в России, Правительство запретило закупки его иностранных аналогов Постановлениями №1236 и №1746.
В статье расскажем про законодательную основу нацрежима и как на практике ФАС решает споры.

В этой статье:

иллюстратор — Маргарита Федосеева

Что запрещено закупать

Запрет по Постановлению №1236  распространяется  на иностранное программное обеспечение (ПО) в любом  виде: на флешке, диске или в веб-версии. 

Исключений всего два:

  • в реестрах российского и евразийского ПО нет товаров  того же класса, что планируют закупить,
  • ПО, которое есть в реестрах, не подходит по своим характеристикам под требования заказчика.

zakupki

Найдите закупку мечты — в пару кликов

Как подтвердить страну происхождения

Страна подтверждается декларацией о том, что программное обеспечение находится в реестре российского или евразийского ПО. Номер реестровой записи включается в контракт.

Можно ли подтвердить страну происхождения ПО свидетельством госрегистрации

В закупке с запретом по Постановлению № 1236 не требуются другие подтверждающие документы, кроме декларации.

В какой форме необходимо приложить декларацию

Декларацию готовят в свободной форме.

Можно ли заменить товары при поставке

При исполнении контракта нельзя заменить ПО или товары на иностранные, если они есть в реестрах.

Как заказчик обосновывает невозможность соблюсти запрет

Если в реестре отсутствует ПО того же класса или оно не подходит по характеристикам, заказчик готовит обоснование и размещает его вместе с извещением в ЕИС. 

Документ содержит:

  • обстоятельство основания,
  • класс ПО и требования к характеристикам объекта закупки, 
  • характеристики из реестра по каждому ПО, которые не подходят заказчику.

Когда запрет не применяется

Если ПО закупают заказчики, работающими за границей  или сведения о нем составляют гостайну.

Как правильно установить запрет в смешанной закупке

Однозначной позиции в Постановлении №1236 по вопросу нет. Главная задача национального режима — дать преференции российскому производству. И это нужно учитывать всегда.

При закупке в одном лоте ПО с российским аналогом и без него заказчику придется подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь. Если вы считаете, что взаимосвязи нет, это повод пожаловаться на закупку в ФАС. 

Можно ли одновременно ограничивать закупку нацрежимом и требовать лицензию по защите информации

Статьи регулируют разные требования. Ограничений нет.

ПП РФ №1236 — запрет в поставке иностранного товара, согласно которому подтверждением страны происхождения ПО является наличие в реестре российского или евразийского ПО, ст.14 44-ФЗ.

Лицензия ФСТЭК — документ, который подтверждает соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 44-ФЗ.

Примеры закупок, где они используются одновременно: услуги по аттестации, услуги по организации безопасности.

Кто формирует реестры 

Минцифры России отвечает за российский и евразийский реестры ПО, и дает разъяснения по применению правил. 

Ведутся реестры в электронном виде специализированным оператором (спецоператор), которого выберет ведомство. Работники спецоператора должны быть зарегистрированы в системе идентификации и аутентификации. Реестры находятся в открытом доступе и бесплатны. Получить сведения можно по запросу спецоператору в электронной форме. Предварительно нужно зарегистрироваться на сайте.

Этапы включения программного обеспечения в реестры

Схема включения ПО в оба реестра одинакова.

Если в сведениях или документах что-то изменилось, заявитель обязан уведомить оператора или уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня вступления изменений. Проверку проводят также в течение 5 рабочих дней. По итогу соответствующие изменения или вносятся в реестры, или нет. Вот инструкция, как связаться с оператором. 

Дополнительно уполномоченный орган не реже одного раза в год проверяет все сведения в реестрах на соответствие требованиям, в том числе и дополнительным по Постановлению №325.

Что учесть в заявлении о включении в реестры

Заявление должно содержать:

  • сведения о соответствии ПО требованиям,
  • сведения о долях прямого и косвенного участия ЕАЭС, России и ее субъектов в производстве,
  • адрес электронной почты, номер телефона заявителя,
  • декларацию соответствия ПО и декларацию достоверности сведений.

К заявлению необходимо приложить:

  • экземпляр программного обеспечения, 
  • копию устава компании и документ, который подтверждает полномочия человека, подписавшего заявление, 
  • документы, подтверждающие, что исключительное право на ПО принадлежит российской или евразийской организации,
  • описания процессов по поддержанию жизненного цикла ПО,
  • другие документы на усмотрении заявителя.

Заявление и документы предоставляется в уполномоченный орган через ЕСИА в электронном виде и подписываются электронной подписью. Если документы составлены на иностранном языке, их необходимо перевести на русский язык и заверить. Спецоператор обязан хранить заявление и документы в течение всего периода наличия сведений в реестрах, но не менее 3 лет со дня подачи заявления о включении сведений или не менее года со дня исключения.

Когда исключают из реестров

Уполномоченный орган исключает сведения из реестров, если:

  1. Правообладатель сам хочет убрать товар из реестра.
  2. Поступило обращение с доказательствами, что ПО не соответствует требованиям.
  3. Обнаружились недостоверные сведения, например подложные документы.
  4. Исключительные права перешли правообладателю, который не отвечает требованиям.
  5. Экспертный совет подготовил заключение о несоответствии требованиями.

Срок исключения составляет от 10 до 30 рабочих дней, в зависимости от причины. Дольше всего рассматривают обращение по второму пункту. 

Решения и действия уполномоченного органа и спецоператора можно обжаловать в суде.

zakupki

Инструменты для продуктивного участия в торгах

Практика

Решения УФАС по Постановлению № 1236 в разных регионах постепенно приводят к единообразию, что упрощает участие в закупках.

Например, в Оренбургском УФАС участник закупки посчитал, что заказчик должен был установить ограничение и запрет по Постановлениям №878 и №1236.

Комиссия установила, что в документации заказчик не установил требования к техническим характеристикам используемого товара. Этими товарами были программное обеспечение «Система защиты Guardant ITV» и видеокамеры Hikvision. В документах не было ни запрета, ни обоснования, что его невозможно соблюсти. 

Нарушения со стороны заказчика на лицо. Жалобу признали обоснованной. Решение по делу № 056/06/64-876/2020.

zakupki

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Подписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Подписка на самое важное из мира закупокПодписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Другие статьи

Все статьи
Написать комментарий