Что делать, если заказчик не платит

21 февраля 2022 34 950 7

Заказчик обязан оплачивать выполненный заказ в срок, который прописан в госконтракте. Рассказываем, чем грозит госучреждению задержка перевода денег или невыплата и куда жаловаться поставщику в этих случаях.

Нормы, регламентирующие оплату

В электронных закупках 44-ФЗ предусматривает не более 15 рабочих дней на оплату заказов, которые были размещены в Единой информационной системе (ЕИС) в 2022 году (ч. 13.1 ст. 34). Срок оплаты контрактов с субъектами малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО) — 10 рабочих дней (ч. 8 ст. 30).

С 1 января 2023 года сроки оплаты сократятся до 10 рабочих дней, а по контрактам с СМП и СОНКО — до семи рабочих дней. 

Для федеральных заказчиков такие сокращенные сроки действуют уже в 2022: семь рабочих дней — для оплаты контрактов с СМП и СОНКО и 10 рабочих дней — для остальных поставщиков (Постановление Правительства РФ от 09.12.2017 №1496).

В закрытых процедурах на бумаге, приемка по которым проводится без использования ЕИС, закон допускает перечисление денег в течение 30 календарных дней.

Если заказчик не платит

Ответственность за нарушение сроков оплаты

Кроме оплаты товара, поставщик может потребовать с заказчика перечисления пеней, штрафов (ч. 5 ст. 34 44-ФЗ) и компенсации затрат на юридические услуги и отправку документов (ч. 2 ст. 110 АПК,  ч. 1 ст. 100 ГПК). Исключение: заказчик не перевел деньги из-за форс-мажора.

Пени насчитывают за каждый день просрочки оплаты заказчиком по 44-ФЗ. Штраф начисляют, если заказчик не исполнил обязательства или исполнил их недолжным образом. Как определить размер штрафа, указано в Постановлении Правительства РФ от 30.08.2017 №1042 (пп. 3-9). Обычно это определенный процент от цены контракта или фиксированная сумма. Все штрафы не могут превышать цену контракта.

Расходы на юриста и отправку почты компенсируют на основе судебного решения или соглашения о возмещении расходов, которое заключено до обращения в суд.

Также заказчика могут привлечь к ответственности контролирующие органы и вышестоящие инстанции на основании обращения поставщика. Какие меры могут применить к заказчику:

  • Выдать предписание и обязать устранить нарушения.
  • Обязать руководство учреждения привлечь к ответственности виновного сотрудника. Это значит, что работник получит замечание, выговор или лишится премии. Возможно, накажут и руководителя учреждения.
  • Оштрафовать сотрудника заказчика и саму организацию.
  • Запретить сотруднику учреждения, который нарушил срок оплаты, работать в сфере госзакупок на срок до двух лет.

Мера наказания зависит от вида заказчика и особенностей закупки.

Вид закупок

Наказание

Статья КоАП

Закупки по 44-ФЗ

— Штраф от 30 до 50 тыс. руб.

— Дисквалификация сотрудника заказчика на срок до двух лет

7.32.5

Гособоронзаказ по 44-ФЗ

Штраф от 30 до 50 тыс. руб.

7.32.1

Закупки по 223-ФЗ

— Штраф от 30 до 50 тыс. руб. на сотрудника

— Штраф от 50 до 100 тыс. руб. на организацию

7.32.3

Что делать, если заказчик не платит по госконтракту

Общая схема довольно проста: нужно написать и отправить заказчику претензию, а если он на нее не отвечает — обратиться в суд. Однако есть способы, которые позволяют повлиять на заказчика и решить вопрос с оплатой быстрее, не доводя дело до суда. Рассмотрим все по порядку.

zakupki

Откройте дверь в мир торгов с электронной подписью

Шаг 1. Готовим претензию

Составьте обращение к заказчику с требованием заплатить за выполненную поставку и перечислить неустойку. В претензию обычно включают:

  • наименование заказчика и поставщика;
  • реквизиты контракта;
  • сумму долга;
  • реквизиты для перевода денег;
  • дату и номер документа о приемке и напоминание о том, в какой срок учреждение должно было заплатить — со ссылками на соответствующие пункты госконтракта;
  • раздел об ответственности заказчика перед поставщиком со ссылками на пункты госконтракта и упоминанием мер, которые могут быть приняты к учреждению на основании КоАП;
  • срок, в течение которого поставщик готов уладить вопрос в досудебном порядке и без обращения в контролирующие органы.

К претензии прикладывают расчет пеней. Документ отправляют способом, при котором удастся подтвердить его получение. Например, заказное письмо с уведомлением о вручении или передача через канцелярию под роспись.

Шаг 2. Рассчитываем пени

Порядок расчета неустойки прописывают в госконтракте на основе правил из части 5 статьи 34 44-ФЗ. Вот как определить размер пеней:

  1. Считаем количество дней просрочки по оплате. Первый день — это следующий после окончания максимального срока перевода денег по госконтракту. 
  2. Вычисляем размер пени за один день. По закону пеня — это 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ от неуплаченной в срок суммы. При этом нужно брать  ключевую ставку, которая действует на дату уплаты пеней. Размер ключевой ставки можно посмотреть на сайте Банка России.
  3. Считаем общую сумму пеней. Умножаем пеню за один день просрочки на количество дней и на сумму контракта.

Например, сумма госконтракта — 100 тыс. руб., количество дней просрочки — 10, ключевая ставка на 18.02.2022 — 9,5%. Расчет будет таким: 

1/300 x 9,5% x 10 х 100 000 = 316,67 руб.

В общей сложности, заказчик должен подрядчику 100 316,67 руб., из которых 100 000, 00 руб. — за поставку товара и 316,67 руб. — неустойка.

Если заказчик перечислил деньги за один из этапов исполнения госконтракта, но не перевел их за остальные, неустойку рассчитывают только за этапы, которые не оплачены.

Пример претензии (названия компаний и имена — условные)

Пример претензии (названия компаний и имена — условные)

Шаг 3. Обращаемся в органы финансового контроля и в вышестоящие инстанции

Если заказчик не отреагировал на претензию и не собирается платить за заказ и перечислять неустойку, обратитесь к финансовым контролерам — в казначейство, комитет финконтроля, счетную палату. Можно пойти и в вышестоящие инстанции — учредителю и главному распорядителю бюджетных средств.

Как правило, учредитель и распорядитель — это одно ведомство. Узнать учредителя организации можно двумя способами: посмотреть в уставе, который размещен на сайте заказчика, или воспользоваться правилом подведомственности. По этому правилу, работу больниц контролирует комитет по здравоохранению, школ — комитет по образованию и т.п. Например, если школа не переводит деньги за товар, стоит обратиться к начальнику районного отдела образования или сразу в комитет по образованию.

Казначейство и счетная палата принимают обращения в электронном виде через свои официальные сайты. Администрация и комитет финконтроля — с помощью электронной приемной Единого портала обращений граждан. Для подачи обращения понадобится регистрация на Госуслугах (ЕСИА). Личный прием пока приостановлен.

Единый портал обращений

В обращении обязательно указывают (ст. 7 59-ФЗ):

  • кому его отправляют,
  • кто жалуется,
  • что произошло,
  • куда направлять ответ.

Обращение подписывают и прикладывают к нему копии документов, которые подтвердят обоснованность претензий.

Максимальный срок рассмотрения обращения — 30 дней (ст. 12 59-ФЗ).

zakupki

Откройте дверь в мир торгов с электронной подписью

Шаг 4. Обращаемся в ФАС

Обращение по задержке оплаты оформляют по тем же правилам, что и для других ведомств. Дополнительно указывают номер тендера из ЕИС и номер реестровой записи из реестра госконтрактов. Срок рассмотрения таких обращений — не более 30 рабочих дней (ст. 12 59-ФЗ).

Обращение в ФАС можно подать электронно — через сайт службы, портал Госуслуг, на email, а также в бумажном виде — направить по почте или лично передать в канцелярию. Иногда обращения отправляют по факсу.

Статус обращения проверяют на сайте службы на вкладке «Написать в ФАС». Номер для отслеживания вам пришлют на электронную почту, если обращение отправлено на email службы или через сайт УФАС. Также эти сведения появятся в личном кабинете. 

При отправке обращения другим способом, узнавайте входящий номер документов по телефону общественной приёмной. Теперь сотрудники приёмной отвечают и на сообщения в Ватсапе и Телеграме.

Адрес электронной почты службы для отправки жалоб и номер телефона общественной приёмной размещены на сайте УФАС.

Шаг 5. Идем в прокуратуру

Прокуратура следит за соблюдением закона всеми сторонами закупочного процесса и принимает жалобы на заказчиков и финансовых контролеров — администрацию, комитеты, счетную палату и ФАС.

Обращения готовят и рассматривают по единым правилам 59-ФЗ. Подать обращение можно лично или электронно — через виртуальную приемную на сайте. Для входа в интернет-приемную регистрация не обязательна.

Интернет-приемная прокуратуры

Шаг 6. Обращаемся к бизнес-омбудсмену и в общественные организации

Разрешить спор с заказчиком предпринимателю помогут уполномоченные по правам предпринимателей и общественные организации. Например, ОНФ «За честные закупки» или «ОПОРА РОССИИ».

Бизнес-омбудсмены есть в каждом регионе. Их контакты можно найти на сайте уполномоченного при Президенте на вкладке «Регионы». Омбудсмены ведут личный прием и принимают обращения в электронном и бумажном виде. Документы изучат не более чем за 10 дней и решат, обоснованны ли претензии или инет.

Когда уполномоченный считает обращение обоснованным, он может:

  • подсказать, куда еще жаловаться на учреждение;
  • напрямую обратиться к заказчику с указанием на нарушения условий госконтракта;
  • помочь подготовить жалобу в вышестоящие инстанции и отстоять правоту в суде.

Общественные организации также способны повлиять на учреждение и ускорить получение выплат.

zakupki

Начните путь в закупках с электронной подписи

Шаг 7. Подаем в суд

Споры с заказчиком, которые не удалось решить путем переговоров, обращений в вышестоящие инстанции и к бизнес-омбудсмену завершит арбитражный суд. Заявление в суд подают в бумажном или электронном виде. Обращение на бумаге приносят в канцелярию. Часы работы можно посмотреть на сайте арбитражного суда.

Электронное заявление подают через систему «Мой Арбитр». Для входа в систему понадобится регистрация или привязка аккаунта к учетной записи на портале Госуслуг (ЕСИА) и УКЭП — усиленная квалифицированная электронная подпись (ст. 125 АПК). Документ без подписи не примут к рассмотрению.

Система Мой Арбитр

В заявление для подачи в суд (ст. 125 АПК) включают:

  • указание арбитражного суда, в который подается иск;
  • сведения о поставщике и заказчике, который не перевел деньги;
  • требования поставщика и их обоснование со ссылками на статьи законов и пункты госконтракта;
  • доказательства невыплаты и того, что поставщик пытался решить спор без похода в суд;
  • сумму долга и ее расчет.

Полный перечень документов, которые прикладывают к заявлению, указан в статье 126 АПК.

Сумма долга — это цена товара по госконтракту, неустойка и дополнительные расходы, которые возникли у поставщика в связи со спором. Например: затраты на юриста, командировочные расходы и т.п.

Размер госпошлины за рассмотрение дела зависит от суммы долга. Минимум — две тыс. руб. Максимум — 200 тыс. руб. Тарифы можно посмотреть в статье 333.21 НК РФ.

Копию заявления в суд отправляют заказчику заказным письмом с уведомлением о вручении, через портал Госуслуг или систему «Мой Арбитр».

Судья рассматривает документы и принимает решение, начинать судебное разбирательство или нет, срок — не больше пяти дней (ст. 127 АПК).  

Заказчики обязаны выполнять условия госконтракта, в том числе и сроки оплаты. При задержке перевода денег поставщик может принять меры и привлечь учреждение к ответственности: написать претензию, обратиться в вышестоящие инстанции, в ФАС, прокуратуру и бизнес-омбудсмену. Если же эти меры не привели к положительному результату, нужно направить иск в суд. 

Зачастую сам факт обращения в контрольные ведомства помогает решить вопрос с оплатой по контракту. Госучреждения не хотят получить штраф, выговор или на два года лишиться контрактного управляющего из-за его отстранения от работы. В таком случае заказчики обычно просят отозвать обращение, переводят деньги за товар и выплачивают неустойку.

zakupki

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Подписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Подписка на самое важное из мира закупокПодписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Другие статьи

Все статьи
7 комментариев
АП
Александр Попов 21 февраля 2022
Только проблема в неоплата в основном из за не перечисления средств заказчику от министерства финансов, если идет субсидирование контракта. Пени то взыскать получится, но заказчик не виноват в том что ему не перечисляют средства на оплату. Такая система... Если у заказчика например собственные средства, то проблем как правило нет.
КН
Константин Николаев 21 февраля 2022
Сталкивался со всеми, по опыту самое действенное - это иск в суд
Михаил Плющенко 21 февраля 2022
Константин Николаев, верно, мы тоже рекомендуем решать подобные вопросы в суде — с соблюдением досудебного (претензионного) порядка. Но и другие меры могут быть действенными: хорошо, если участники будут знать обо всех возможностях.
АР
Александр Романов 21 февраля 2022
Интересно, а действия по возвращению гарантийного обеспечения внесённого по контракту, по истечению срока гарантии, точно такие же или отличаются?
Михаил Плющенко 21 февраля 2022
Александр Романов, в этой ситуации можно применять те же меры, что описаны в статье — если заказчик не возвращает обеспечение гарантийных обязательств, предусмотренных контрактом. Наиболее эффективным будет обращение в суд.

Вопросы, которые касаются обжалования действий заказчика после заключения контракта, мы рекомендуем решать в суде с соблюдением досудебного (претензионного) порядка.
СА
О