Любой тендер требует подготовки, времени и сил. Если цена контракта небольшая, какой смысл участвовать и в чем тогда «выхлоп»? В статье разбираемся, чем могут быть привлекательны закупки с начальной ценой до 50 тыс. рублей. Исследование провела Мария Резник, специально для РБК Pro.
Число недорогих закупок растет
Закупки с маленькой начальной ценой (НМЦ) в основном свойственны для госзаказа: в 2021 году закупок с НМЦ до 50 тыс. рублей по 44-ФЗ было более одного миллиона, а по 223-ФЗ — немногим более 134 тысяч.
Госзаказчики обязаны отчитываться за потраченные бюджетные деньги, поэтому даже при маленьких закупочных объемах они проводят тендеры.
Часто можно встретить небольшие лоты. Например, Томпонский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Светлячок» (Республика Саха, Якутия) закупает 10 художественных кисточек - НМЦ контракта 340 рублей. Детская стоматологическая поликлиника № 58 в Москве покупает канцелярские ножи по 86 рублей за штуку.
Рост количества недорогих закупок косвенно может быть связан с мерами по привлечению в торги малого и среднего бизнеса: увеличиваются льготы, создаются специализированные площадки (электронные магазины, маркетплейсы), на которых можно быстро и удобно проводить некрупные сделки.
Найдите закупку мечты — в пару кликов
Почему стоит участвовать в недорогих закупках
Необходимость в небольших закупках со стороны заказчиков понятна, но зачем они поставщикам? Выделим три основные причины.
1. Рентабельность
Одна недорогая закупка сама по себе прибыли не принесет, но регулярное участие в таких тендерах может быть стабильным или дополнительным каналом продаж. Чтобы участвовать в тендерах, не обязательно быть крупной фирмой и иметь большой штат. Проанализируйте рынок, выберите конкурентную нишу и выработайте стратегию в торгах.
Во многих отраслях спрос высок и устойчив. Это, например, канцтовары, ремонтные работы, образовательные услуги. Самые популярные отрасли указали в таблице:
Отрасль |
Кол-во закупок, ед. |
Место |
Фармацевтика |
127 328 |
1 |
Коммунальные услуги |
90 992 |
2 |
Образовательные услуги |
61 517 |
3 |
Аппаратура медицинская |
46 780 |
4 |
Энергетика |
40 874 |
5 |
Бумага, канцтовары, офисное оборудование |
36 571 |
6 |
Услуги электросвязи |
28 426 |
7 |
Прочее (услуги) |
24 969 |
8 |
Оборудование и материалы |
18 998 |
9 |
Недвижимость |
18 617 |
10 |
В недорогих закупках поставщики зарабатывают не на разовых контрактах, а за счет большого количества участий и побед. Поставщиками часто выступают индивидуальные предприниматели (ИП). Для них тендеры — стабильный канал сбыта продукции, зачастую это единственный рынок для реализации их товаров и услуг.
Преимущества такой стратегии понятны:
- Меньше затрат на организацию тендерной деятельности: не нужно создавать специальный отдел, не обязательно тратиться на рекламу и продвижение товара.
- Гарантия оплаты: госзаказчики не могут не заплатить по контракту. Сейчас срок оплаты по общему правилу составляет 15 рабочих дней, малому бизнесу исполненные контракты оплачиваются быстрее — за 10 рабочих дней.
- Удобство планирования: заказчики публикуют планы-графики, можно прикинуть участие в будущих тендерах на длительный период и готовиться к ним заранее.
Оборот бизнеса, полностью основанного на участии в небольших закупках, может доходить до нескольких миллионов рублей в год. Например, Елена, предприниматель из Краснодара, за 2021 год выиграла 96 тендеров на общую сумму 4 470 423 рублей. Все закупки были по 44-ФЗ, а контракты связаны с поставками канцтоваров, бумаги, открыток, конвертов, грамот и подобной продукции. Средняя цена контракта — 46,5 тыс. рублей, а средняя сумма выигранных тендеров в месяц — 372,5 тыс. рублей.
Любопытно и распределение маленьких закупок по регионам:
Регион |
Количество закупок, ед. |
Место |
Москва |
105 838 |
1 |
Московская область |
67 107 |
2 |
Санкт-Петербург |
52 162 |
3 |
Новосибирская область |
35 853 |
4 |
Краснодарский край |
34 627 |
5 |
Челябинская область |
32 611 |
6 |
Республика Башкортостан |
25 781 |
7 |
Ростовская область |
25 441 |
8 |
Красноярский край |
25 068 |
9 |
Республика Татарстан |
24 470 |
10 |
2. Работа на репутацию и опыт
Целью участия в закупке может быть не только прибыль в текущий момент, но и приобретение опыта. Иногда участники снижаются в торгах до предела, заранее зная, что на исполнении этого контракта они не заработают. Это работа на перспективу: опыт исполнения контрактов поможет в будущем подтвердить квалификацию и надежность в более дорогих закупках.
Разберем несколько ситуаций, в которых участники могут подтвердить свою квалификацию исполнением небольших контрактов и получить определенные преимущества:
- Среди критериев оценки заявки в конкурсах по 44-ФЗ и 223-ФЗ часто фигурирует опыт исполненных контрактов или договоров по похожим сделкам.
- В случаях демпинга (ст. 37 44-ФЗ), когда кто-то из игроков снижает цену на 25% и более, обязательное обеспечение, указанное в извещении, увеличивается в полтора раза. Но если этот участник за последние три года исполнил без неустоек три и более контрактов, он может внести стандартное обеспечение — для него оно не увеличится.
Представители малого бизнеса и некоммерческие организации могут вовсе не обеспечивать контракт в тендерах по 44-ФЗ, если подтвердят успешный опыт работы с госзаказчиками. Для этого должны соблюдаться три условия:
- В реестре контрактов в ЕИС есть хотя бы три контракта, которые исполнены за три года до даты подачи заявки.
- Сумма трех контрактов должна быть быть не меньше НМЦ текущей закупки.
- Контракты исполнены без штрафов и неустоек.
Инструменты для продуктивного участия в торгах
3. Выход на определенного заказчика
Часто поставщики участвуют в недорогих закупках, чтобы выйти на определенного заказчика и наладить работу с крупными компаниями. На первых этапах они заключают с этими заказчиками небольшие контракты или договоры с целью зарекомендовать себя как надежного и добросовестного поставщика. Если опыт успешен, заказчики могут предлагать прямые контракты и на более крупные суммы.
Эта стратегия надежна и безопасна, особенно для выхода на рынок закупок: браться за сложные и дорогие закупки новичкам рискованно. Но у такого подхода есть и минус: результата придется ждать долго. Компаниям с небольшим оборотом на старте в торгах желательно иметь основной канал сбыта, не связанный с закупками, а тендеры воспринимать как дополнительный источник дохода.
В условиях внешних санкций и ограничений нарушились привычные цепочки поставок и многие заказчики ищут новых поставщиков. В частности, на маркетплейсах с недоргими закупками — для небольших компаний и новых участников это возможность использовать ситуацию и найти для себя постоянного заказчика.
Маленькая цена закупки не означает, что подготовка к участию будет проще и дешевле: как и в других тендерах, здесь нужно время на оформление заявки, анализ рентабельности и изучение документов. Но участие в таких закупках несет определенные выгоды: они могут послужить хорошим плацдармом для развития нового направления и увеличения оборота компании, помогут накопить опыт для участия в дорогих тендерах или выстроить длительное и плодотворное сотрудничество с крупными заказчиками.
Ответим на вопросы
Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.
Понимаю, что для быстрых закупок текущих уведомлений в сервисе недостаточно. Расскажите, пожалуйста, как работаете с такими закупками? Почему не подходит следить за закупками в сервисе? Почему нужны именно уведомления?