В третьем квартале власти продолжили адаптировать систему закупок к работе в условиях внешних санкций. Послабления получили поставщики, которые в кризис не могут исполнять контракты без изменения их существенных условий. К новым правилам придется привыкать и подрядчикам, работающим с оборонкой. В традиционном дайджесте для поставщиков рассказываем о самых важных изменениях в законах.
Что изменилось в закупках по 44-ФЗ
Начнем обзор с изменений в работе с гособоронзаказом. На фоне специальной военной операции власти активно вносили новеллы в эту сферу госзакупок.
Найдите закупку мечты — в пару кликов
За расторжение контрактов по гособоронзаказу ввели уголовную ответственность
В законодательство ввели новые составы преступлений в сфере гособоронзаказа (364-ФЗ и 365-ФЗ от 24.09.2022). Теперь в сфере оборонки к ответственности привлекают за:
- нарушение условий госконтракта или договора;
- отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения госконтракта или договора;
- нарушение должностным лицом условий госконтракта или договора;
- отказ или уклонение должностного лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения госконтракта или договора.
За каждое из нарушений предусмотрена уголовная ответственность двух видов:
- лишение свободы на срок от 4 до 8 лет со штрафом в размере от 500 тыс. руб. до 1 млн руб.;
- только штраф в пределах 1-3 млн руб.
При этом ответственность будет строже (срок от 5 до 10 лет), если действия поставщика привели к:
- ущербу в размере не менее 5 % от цены госконтракта;
- ущербу больше 5 млн руб.;
- невыполнению задания госконтракта.
Во всех случаях возможны дополнительные санкции — запрет занимать некоторые должности или вести определенную деятельность.
Спасти от наказания может добровольное устранение нарушений. В этом случае должностное лицо освобождается от уголовной ответственности.
Разрешили менять условия гособоронзаказа
По новым правилам, любое российское юрлицо можно привлечь к заключению договоров или контрактов, «связанных с обеспечением проведения контртеррористических и иных операций за пределами территории РФ» (272-ФЗ от 14.07.2022).
По предложению заказчиков-силовиков (Минобороны, МЧС, Росгвардии и ФСБ) теперь можно увеличивать или уменьшать условия оборонных контрактов:
- количество поставляемого товара;
- объем выполняемой работы или оказываемой услуги;
- цену контракта, но только с учетом положений бюджетного законодательства и в пределах основных показателей оборонзаказа.
Установили специальный срок оплаты по гособоронзаказу
С 26 июля срок оплаты заказчиком по контракту или его отдельному этапу, заключенному для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, должен составлять не более 30 дней после приемки (ПП РФ № 1290 от 16.07.2022).
Поставщикам по гособоронзаказу разрешили не раскрывать расходы
Если поставщики работают по гособоронзаказу, а цену контракта определяли с помощью метода анализа рыночных индикаторов, то теперь они могут не раскрывать, как расходуют ресурсы этого контракта (ПП РФ № 1271 от 15.07.2022).
Утвердили типовые условия контрактов по гособоронзаказу
Правительство утвердило типовые условия контрактов для нужд гособоронзаказа (ПП РФ от 19.09.2022 № 1658). Их пять:
- Исполнителя необходимо информировать о том, что соглашение заключается для нужд оборонки.
- Все расчеты между сторонами проводят через специальный счет в уполномоченном банке.
- В контракте указывают цену единицы ТРУ, список сопутствующих работ и услуг (например, перевозка или страхование), их стоимость.
- Если соглашение предполагает этапность выполнения, то ее тоже описывают.
- Контракт включает порядок уточнения цены, если она была установлена как ориентировочная.
Новые правила распространяются на все соглашения — независимо от способа определения исполнителя.
Ввели новые правила заключения офсетных контрактов
Власти поддержали бизнес и внесли правки в правила заключения офсетных контрактов по 44-ФЗ (ст. 111.4 44-ФЗ, июльские изменения внес 231-ФЗ от 28.06.2022). Теперь вложения в запуск производств с гарантией покупки готовой продукции стали доступнее.
Что изменилось:
- Разрешили включать в офсетные контракты работы по реконструкции.
- Снизили минимальный объем инвестиций. Теперь вложить в производство нужно не меньше 100 млн рублей вместо 1 млрд.
- Утвердили обязательные условия соглашения: об указании в контракте требований к продукции, максимальному сроку запуска производства и прочее.
- Разрешили проводить совместные тендеры на заключение офсетных контрактов для нескольких регионов.
С 8 августа для поставщиков по офсетным контрактам заработали доптребования (ПП № 1391 от 05.08.2022). Теперь к участию в тендерах на заключение таких контрактов допускают участников с:
- опытом работы;
- выручкой не меньше 10 % от НМЦК;
- объемом завершенных капитальных вложений не меньше 10 % от минимального объема инвестиций по контракту.
С 27 августа заказчики включают офсетные контракты в план-график.
Добавили основания для изменения стройконтрактов
Еще в марте власти разрешили правительству вводить новые основания для изменения контрактов на стройку в 2022 году (п.1 ч.1 ст.18 46-ФЗ от 08.03.2022). В апреле правительство выпустило постановление с правилами внесения таких изменений (ПП № 680 от 16.04.2022).
В июле ПП № 680 дополнили и уточнили. Теперь при удорожании материалов стоимость работ можно менять без увеличения их объема, а порог увеличения цены и срока исполнения не действует с 2 августа. Раньше срок и стоимость увеличивали только в пределах 30 % от цены соглашения без превышения лимита финансирования.
По новым правилам разрешено менять:
- стоимость работ при удорожании материалов;
- срок выполнения работ;
- объем и вид работ;
- параметры материалов и оборудования;
- название, стоимость и объем отдельного этапа работ;
- порядок закрытия контракта;
- условие о наличии или отсутствии аванса и его размер.
Более подробно о важных для строителей изменениях в 44-ФЗ мы рассказывали в отдельной статье.
И контрактов на ремонт дорог
Правительство позаботилось об изменении существенных условий контрактов на содержание и ремонт дорог (ПП РФ № 1148 от 28.06.2022). Власти разрешили менять условия соглашений с Росавтодором и подведомственным ему заказчиками до 1 января 2023 года, если:
- контракт заключен до 01.07.2022;
- стоимость меняют в пределах 30 %, не превышая лимит бюджета;
- экспертиза подтверждает обоснованность увеличения расходов;
- новая стоимость работ рассчитана по методике из ПП № 1148 от 28.06.2022.
На проверку новой сметы закон отводит не более 14 рабочих дней.
В некоторые закупки добавили экологические требования
Теперь госзаказчики должны указывать долю вторсырья при описании объекта закупки (ПП № 1224 от 8.07.2022). Новые экологические нормы станут обязательными с 1 января 2023 года при закупке:
- туалетной бумаги;
- бумажных полотенец;
- тротуарной плитки и бордюров;
- гидроизоляционных материалов;
- мусорных контейнеров;
- ряда других товаров.
Нововведение будет работать так: если госзаказчик закупает, например, бумажные полотенца, то в описании закупки указывает, что товар должен на 30 % состоять из переработанных материалов. А поставщики должны заявляться на закупку с продукцией, удовлетворяющей этим требованиям.
Разъяснили порядок установления аванса при поэтапном исполнении контракта
Если в контракте предусмотрены поэтапное исполнение и выплата аванса, в него нужно включать условие о размере аванса по каждому этапу — определенный процент от цены соответствующего этапа (письмо Минфина от 15.07.2022 N 24-06-07/68449).
Что изменилось в закупках по 223-ФЗ
Уточнили порядок включения в РНП поставщика, отказавшегося работать с заказчиком под санкциями
1 июля в закон включили новое основание для направления сведений о поставщике в РНП: когда заказчик, находящийся под санкциями, расторгает договор из-за существенных нарушений поставщика.
Затем правительство уточнило, что заказчик должен направить сведения о таком поставщике не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора (ПП РФ № 1397 от 09.08.2022).
Поставщика не внесут в РНП, если он докажет, что не смог исполнить договор из-за обстоятельств непреодолимой силы. Однако отказ работать с заказчиком из-за введения против него санкций к таким обстоятельствам не относится.
Утвердили положение о независимых гарантиях для СМСП
В августе законодатели утвердили положение о независимых гарантиях (НГ) для участия в тендерах по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего предпринимательства (ПП №1397 от 09.08.2022). Документ содержит:
- форму гарантии;
- форму требования об уплате по НГ;
- список документов-оснований для подачи требования;
- доптребования к независимой гарантии;
- правила ведения спецреестра НГ.
Большая часть нововведений заработает с 1 октября 2022 года. Правила ведения реестра НГ — с 1 апреля 2023 года.
В положении о независимых гарантиях законодатели напоминают о новых требованиях к документу по 223-ФЗ и вводят дополнительные. По новым правилам:
- НГ составляют по типовой форме из ПП № 1397 от 09.08.2022;
- документ готовят в бумажном или электронном виде;
- бумажный документ прошивают и нумеруют;
- электронную НГ подписывают усиленной электронной подписью (УКЭП), а бумажную подписывает сам руководитель или другой сотрудник по доверенности;
- в текст гарантии включают порядок подачи требования об уплате обеспечения, сроке перевода денег и указание на конкретный арбитражный суд, в котором будут рассматривать споры;
- обязательства по НГ считают исполненными после фактического перевода денег;
- все расходы, связанные с переводом берет на себя гарант;
- исключение банка из перечня Минфина не ведет к аннулированию гарантии.
Подробнее о новых правилах работы с независимыми гарантиями по 223-ФЗ мы рассказывали в отдельной статье.
Ужесточили правила по недопущению конфликта интересов
С 1 июля для заказчиков ввели новые антикоррупционные ограничения (160-ФЗ от 11.06.2022). Теперь согласно ч.7.1 ст.3 223-ФЗ при проведении закупок руководители автономных учреждений (АУ) и члены закупочных комиссий должны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Часть 7.2 ст.3 223-ФЗ устанавливает запрет на включение в состав закупочной комиссии лиц, которые:
- лично заинтересованы в результатах закупки: подали заявки на участие или состоят в трудовых отношениях с поставщиком, подавшим заявку;
- выступают управляющими организаций, подавших заявки на участие;
- являются акционерами организаций, подавших заявки на участие, входят в их органы управления или кредитуют их;
- указаны в положении о закупке, утвержденном заказчиком.
Последний пункт означает, что список лиц, которые не могут входить в состав закупочной комиссии, открытый — заказчик может менять его по своему усмотрению.
Утвердили правила закупок иностранного ПО для КИИ
Власти утвердили правила согласования закупок иностранного софта для объектов критической информационной инфраструктуры РФ. КИИ — это информационные системы, сети электросвязи и системы управления, используемые для работы госучреждений и их взаимодействия.
Правительство определило (ПП РФ № 1478 от 22.08.2022) перечень министерств и ведомств, с которыми нужно согласовывать закупки иностранного ПО и сопутствующих услуг. В список вошли Минобрнауки, Минтранс, Минцифры, Минфин и Минпромторг. Эти ведомства также должны подготовить заказчиков к переходу в будущем на использование российского софта.
Инструменты для продуктивного участия в торгах
(п. 1 ст. 1 Закона № 420-ФЗ). как это будет выглядеть? заказчики сами размещают контракт в ЕИС, поставщики сами? есть ли такая техническая возможность? не совсем понятно.....