Дайджест для поставщиков за третий квартал 2022

4 октября 2022 2 822 2 Дайджест

В третьем квартале власти продолжили адаптировать систему закупок к работе в условиях внешних санкций. Послабления получили поставщики, которые в кризис не могут исполнять контракты без изменения их существенных условий. К новым правилам придется привыкать и подрядчикам, работающим с оборонкой. В традиционном дайджесте для поставщиков рассказываем о самых важных изменениях в законах.

Что изменилось в закупках по 44-ФЗ

Начнем обзор с изменений в работе с гособоронзаказом. На фоне специальной военной операции власти активно вносили новеллы в эту сферу госзакупок.

zakupki

Найдите закупку мечты — в пару кликов

За расторжение контрактов по гособоронзаказу ввели уголовную ответственность 

В законодательство ввели новые составы преступлений в сфере гособоронзаказа (364-ФЗ и 365-ФЗ от 24.09.2022). Теперь в сфере оборонки к ответственности привлекают за:

  • нарушение условий госконтракта или договора;
  • отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения госконтракта или договора;
  • нарушение должностным лицом условий госконтракта или договора;
  • отказ или уклонение должностного лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения госконтракта или договора.

За каждое из нарушений предусмотрена уголовная ответственность двух видов:

  • лишение свободы на срок от 4 до 8 лет со штрафом в размере от 500 тыс. руб. до 1 млн руб.;
  • только штраф в пределах 1-3 млн руб.

При этом ответственность будет строже (срок от 5 до 10 лет), если действия поставщика привели к:

  • ущербу в размере не менее 5 % от цены госконтракта;
  • ущербу больше 5 млн руб.;
  • невыполнению задания госконтракта. 

Во всех случаях возможны дополнительные санкции — запрет занимать некоторые должности или вести определенную деятельность.

Спасти от наказания может добровольное устранение нарушений. В этом случае должностное лицо освобождается от уголовной ответственности.

Разрешили менять условия гособоронзаказа

По новым правилам, любое российское юрлицо можно привлечь к заключению договоров или контрактов, «связанных с обеспечением проведения контртеррористических и иных операций за пределами территории РФ» (272-ФЗ от 14.07.2022).

По предложению заказчиков-силовиков (Минобороны, МЧС, Росгвардии и ФСБ) теперь можно увеличивать или уменьшать условия оборонных контрактов: 

  • количество поставляемого товара;
  • объем выполняемой работы или оказываемой услуги;
  • цену контракта, но только с учетом положений бюджетного законодательства и в пределах основных показателей оборонзаказа.

Установили специальный срок оплаты по гособоронзаказу

С 26 июля срок оплаты заказчиком по контракту или его отдельному этапу, заключенному для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, должен составлять не более 30 дней после приемки (ПП РФ № 1290 от 16.07.2022).

Поставщикам по гособоронзаказу разрешили не раскрывать расходы

Если поставщики работают по гособоронзаказу, а цену контракта определяли с помощью метода анализа рыночных индикаторов, то теперь они могут не раскрывать, как расходуют ресурсы этого контракта (ПП РФ № 1271 от 15.07.2022).

Утвердили типовые условия контрактов по гособоронзаказу

Правительство утвердило типовые условия контрактов для нужд гособоронзаказа (ПП РФ от 19.09.2022 № 1658). Их пять:

  • Исполнителя необходимо информировать о том, что соглашение заключается для нужд оборонки.
  • Все расчеты между сторонами проводят через специальный счет в уполномоченном банке.
  • В контракте указывают цену единицы ТРУ, список сопутствующих работ и услуг (например, перевозка или страхование), их стоимость.
  • Если соглашение предполагает этапность выполнения, то ее тоже описывают.
  • Контракт включает порядок уточнения цены, если она была установлена как ориентировочная.

Новые правила распространяются на все соглашения — независимо от способа определения исполнителя.

Ввели новые правила заключения офсетных контрактов

Власти поддержали бизнес и внесли правки в правила заключения офсетных контрактов по 44-ФЗ (ст. 111.4 44-ФЗ, июльские изменения внес 231-ФЗ от 28.06.2022). Теперь вложения в запуск производств с гарантией покупки готовой продукции стали доступнее. 

Что изменилось:

  • Разрешили включать в офсетные контракты работы по реконструкции.
  • Снизили минимальный объем инвестиций. Теперь вложить в производство нужно не меньше 100 млн рублей вместо 1 млрд.
  • Утвердили обязательные условия соглашения: об указании в контракте требований к продукции, максимальному сроку запуска производства и прочее.
  • Разрешили проводить совместные тендеры на заключение офсетных контрактов для нескольких регионов.

С 8 августа для поставщиков по офсетным контрактам заработали доптребования (ПП № 1391 от 05.08.2022). Теперь к участию в тендерах на заключение таких контрактов допускают участников с:

  • опытом работы;
  • выручкой не меньше 10 % от НМЦК;
  • объемом завершенных капитальных вложений не меньше 10 % от минимального объема инвестиций по контракту.

С 27 августа заказчики включают офсетные контракты в план-график.

Добавили основания для изменения стройконтрактов

Еще в марте власти разрешили правительству вводить новые основания для изменения контрактов на стройку в 2022 году (п.1 ч.1 ст.18 46-ФЗ от 08.03.2022). В апреле правительство выпустило постановление с правилами внесения таких изменений (ПП № 680 от 16.04.2022).

В июле ПП № 680 дополнили и уточнили. Теперь при удорожании материалов стоимость работ можно менять без увеличения их объема, а порог увеличения цены и срока исполнения не действует с 2 августа. Раньше срок и стоимость увеличивали только в пределах 30 % от цены соглашения без превышения лимита финансирования.

По новым правилам разрешено менять:

  • стоимость работ при удорожании материалов;
  • срок выполнения работ;
  • объем и вид работ;
  • параметры материалов и оборудования;
  • название, стоимость и объем отдельного этапа работ;
  • порядок закрытия контракта;
  • условие о наличии или отсутствии аванса и его размер.

Более подробно о важных для строителей изменениях в 44-ФЗ мы рассказывали в отдельной статье.

И контрактов на ремонт дорог

Правительство позаботилось об изменении существенных условий контрактов на содержание и ремонт дорог (ПП РФ № 1148 от 28.06.2022). Власти разрешили менять условия соглашений с Росавтодором и подведомственным ему заказчиками до 1 января 2023 года, если:

  • контракт заключен до 01.07.2022;
  • стоимость меняют в пределах 30 %, не превышая лимит бюджета;
  • экспертиза подтверждает обоснованность увеличения расходов;
  • новая стоимость работ рассчитана по методике из ПП № 1148 от 28.06.2022.

На проверку новой сметы закон отводит не более 14 рабочих дней.

В некоторые закупки добавили экологические требования

Теперь госзаказчики должны указывать долю вторсырья при описании объекта закупки (ПП № 1224 от 8.07.2022). Новые экологические нормы станут обязательными с 1 января 2023 года при закупке:

  • туалетной бумаги;
  • бумажных полотенец;
  • тротуарной плитки и бордюров;
  • гидроизоляционных материалов;
  • мусорных контейнеров;
  • ряда других товаров.

Нововведение будет работать так: если госзаказчик закупает, например, бумажные полотенца, то в описании закупки указывает, что товар должен на 30 % состоять из переработанных материалов. А поставщики должны заявляться на закупку с продукцией, удовлетворяющей этим требованиям.

Разъяснили порядок установления аванса при поэтапном исполнении контракта

Если в контракте предусмотрены поэтапное исполнение и выплата аванса, в него нужно включать условие о размере аванса по каждому этапу — определенный процент от цены соответствующего этапа (письмо Минфина от 15.07.2022 N 24-06-07/68449).

Что изменилось в закупках по 223-ФЗ

Уточнили порядок включения в РНП поставщика, отказавшегося работать с заказчиком под санкциями

1 июля в закон включили новое основание для направления сведений о поставщике в РНП: когда заказчик, находящийся под санкциями, расторгает договор из-за существенных нарушений поставщика.

Затем правительство уточнило, что заказчик должен направить сведения о таком поставщике не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора (ПП РФ № 1397 от 09.08.2022). 

Поставщика не внесут в РНП, если он докажет, что не смог исполнить договор из-за обстоятельств непреодолимой силы. Однако отказ работать с заказчиком из-за введения против него санкций к таким обстоятельствам не относится.

Утвердили положение о независимых гарантиях для СМСП

В августе законодатели утвердили положение о независимых гарантиях (НГ) для участия в тендерах по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего предпринимательства (ПП №1397 от 09.08.2022). Документ содержит:

  • форму гарантии;
  • форму требования об уплате по НГ;
  • список документов-оснований для подачи требования;
  • доптребования к независимой гарантии;
  • правила ведения спецреестра НГ.

Большая часть нововведений заработает с 1 октября 2022 года. Правила ведения реестра НГ — с 1 апреля 2023 года.

В положении о независимых гарантиях законодатели напоминают о новых требованиях к документу по 223-ФЗ и вводят дополнительные. По новым правилам:

  • НГ составляют по типовой форме из ПП № 1397 от 09.08.2022;
  • документ готовят в бумажном или электронном виде;
  • бумажный документ прошивают и нумеруют;
  • электронную НГ подписывают усиленной электронной подписью (УКЭП), а бумажную подписывает сам руководитель или другой сотрудник по доверенности;
  • в текст гарантии включают порядок подачи требования об уплате обеспечения, сроке перевода денег и указание на конкретный арбитражный суд, в котором будут рассматривать споры;
  • обязательства по НГ считают исполненными после фактического перевода денег;
  • все расходы, связанные с переводом берет на себя гарант;
  • исключение банка из перечня Минфина не ведет к аннулированию гарантии.

Подробнее о новых правилах работы с независимыми гарантиями по 223-ФЗ мы рассказывали в отдельной статье.

Ужесточили правила по недопущению конфликта интересов

С 1 июля для заказчиков ввели новые антикоррупционные ограничения (160-ФЗ от 11.06.2022). Теперь согласно ч.7.1 ст.3 223-ФЗ при проведении закупок руководители автономных учреждений (АУ) и члены закупочных комиссий должны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Часть 7.2 ст.3 223-ФЗ устанавливает запрет на включение в состав закупочной комиссии лиц, которые:

  • лично заинтересованы в результатах закупки: подали заявки на участие или состоят в трудовых отношениях с поставщиком, подавшим заявку;
  • выступают управляющими организаций, подавших заявки на участие;
  • являются акционерами организаций, подавших заявки на участие, входят в их органы управления или кредитуют их;
  • указаны в положении о закупке, утвержденном заказчиком.

Последний пункт означает, что список лиц, которые не могут входить в состав закупочной комиссии, открытый — заказчик может менять его по своему усмотрению.

Утвердили правила закупок иностранного ПО для КИИ

Власти утвердили правила согласования закупок иностранного софта для объектов критической информационной инфраструктуры РФ. КИИ — это информационные системы, сети электросвязи и системы управления, используемые для работы госучреждений и их взаимодействия.

Правительство определило (ПП РФ № 1478 от 22.08.2022) перечень министерств и ведомств, с которыми нужно согласовывать закупки иностранного ПО и сопутствующих услуг. В список вошли Минобрнауки, Минтранс, Минцифры, Минфин и Минпромторг. Эти ведомства также должны подготовить заказчиков к переходу в будущем на использование российского софта.

zakupki

Инструменты для продуктивного участия в торгах

Подписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Подписка на самое важное из мира закупокПодписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Другие статьи

Все статьи
2 комментария
ЮБ
Юлия Бурлаченко 11 ноября 2022
Добрый день! Прошу пояснить: в связи с изменениями от 04.11.22 Участник закупки подписывает и размещает контракт на электронной площадке и в ЕИС без размещения в открытом доступе на официальном сайте
(п. 1 ст. 1 Закона № 420-ФЗ). как это будет выглядеть? заказчики сами размещают контракт в ЕИС, поставщики сами? есть ли такая техническая возможность? не совсем понятно.....
Олег Теплоухов 11 ноября 2022
Юлия Бурлаченко, добрый день! Спасибо за вопрос. Мы как раз разбираемся со всеми изменениями, которые внес 420-ФЗ. Планируем написать отдельную статью по этой теме.