Здравствуйте Марина, Пожалуйста поясните каким образом трактует действующее законодательство в области госзакупок (ФЗ-44, ФЗ-223), следующую ситуацию: Совокупностью изложенных в техническом задании требований к качественным, техническим, эксплуатационным характеристикам сложного технического оборудования определена единственная модель единственного производителя. Для примера, пусть это будет сервер модели XXX, производителя A. Все другие сотни моделей, десятков других производителей, имеют похожие характеристики, но под требования ТЗ — формально не подходят. Дистрибуторами производителя A на территории РФ являются несколько Российских компаний. (Если, с точки зрения норм законодательства важно кол-во потенциальных участников, давайте рассмотрим варианты кол-ва участников: 2, 3, 10)Они и являются участниками конкурсной процедуры. Любые другие компании предложить этот товар — не могут. Вопрос: Есть ли в данном случае (случаях) признаки ограничения конкуренции, по которым закупочная процедура может быть отменена? Вопрос в общем виде звучит так: если требованиями документации описан только один товар одного производителя (фактически — уникальный, но формально — в ТЗ нигде нет указаний на исключительность торговой марки и модели), данный товар может предлагатся ограниченным числом поставщиков (дистрибуторов), есть ли нарушения законодательства о госзакупках (применительно к * ФЗ-44, * ФЗ-223) Спасибо
Ответ эксперта
Добрый день!
Для 44-ФЗ:
Правила описания объекта закупок определяются ст.33 44-ФЗ. Заказчик должен придерживаться этих правил, составляя закупочную документацию. Также заказчик должен учитывать принципы контрактной системы закупок, закрепленных ст.6 44-ФЗ. За нарушение данных правил предусмотрена административная ответственность (п.4.1 ст.7.30 КоАП РФ).
Для единого объективного подхода к описанию объекта закупки в ЕИС сформирован и ведется каталог товаров, работ, услуг (ПП РФ от 8 февраля 2017 г. N 145).
Есть несколько НПА, которые регламентируют особенности закупок конкретных видов товаров, работ, услуг, например:
-
ПП РФ от 5 февраля 2015 г. N 102
-
ПП РФ от 14 июля 2014 г. N 656
-
ПП РФ от 26 декабря 2013 г. N 1292
-
ПП РФ от 4 февраля 2015 г. N 99
Позиция Минэкономразвития РФ относительно правил описания объекта закупки изложена в письмах: от 31 августа 2015 г. N Д28и-2467 и от 17 июня 2016 г. N Д28и-1592.
Поэтому описание объекта закупки должно носить объективный характер и не создавать ограничения конкуренции, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
Если заказчик в описании объекта закупки использует характеристики конкретного товара или продукции, то обязательно должно использоваться выражение «….или эквивалент».
В случае, если вы усматриваете в описании объекта закупки нарушения конкуренции, то у вас есть право обратиться в контролирующий орган — Федеральную антимонопольную службу с жалобой на противоправные действия заказчика. По результатам рассмотрения жалобы будет принято решение либо об отмене закупки, либо о приведении документации в соответствие, т.е. о внесении изменений.
Теперь относительно закупок по закону 223-ФЗ:
В отличие от Закона 44-ФЗ в законе 223-ФЗ нет такой четкой детализации и требований к действиям заказчика, по данному закону основным документом является локальный нормативный акт — Положение о закупках товаров, работ, услуг заказчика, поэтому изучая закупки по закону 223-ФХ необходимо обратиться к изучению Положения конкретного заказчика.
Обратите внимание, что Закон 223-ФЗ в ст.3 закрепляет основные принципы и положения закупок, которыми заказчик обязан руководствоваться в своей деятельности.
Кроме того, принципы Закона 223-ФЗ также основаны на защите конкуренции и равных прав участников. В случае выявления вами необъективного подхода со стороны заказчика и нарушения прав участников, у вас также есть право обратиться за защитой своих прав.
Консультируйтесь с экспертами в закупках — ответим с опорой на практику и закон