Российских чиновников хотят пересадить на отечественные автомобили. Инициатива не нова: в конце 90-х власти уже предпринимали такую попытку, но через два года свернули реформу. Теперь депутаты попытаются снова: уже готов пакет поправок в 44-ФЗ.
С чего все началось
Владимир Путин на встрече с руководителями предприятий обрабатывающей промышленности 3 августа заявил, что чиновники должны ездить на автомобилях российского производства. «Где-то будет поскромнее, чем раньше, ничего страшного — наоборот, даже хорошо», — заявил президент, и его предложение сразу же взяли на проработку в Госдуме.
Спустя чуть больше месяца появился соответствующий законопроект (№ 438663-8) за авторством депутатов Олега Леонова и Владислава Даванкова (с июля ездит на работу на «Москвиче»). Документ вносит поправки в 14 статью 44-ФЗ, регламентирующую применение нацрежима в госзакупках.
Что предлагают изменить
Закупки, аренда и лизинг легковых автомобилей для госслужащих будут возможны только у производителей, доля иностранного участия в уставном капитале которых менее 50%, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Исходя из этого критерия к числу подлинно отечественных автопроизводителей депутаты отнесли АвтоВАЗ, Москвич, ГАЗ, УАЗ и НАМИ (выпускает Aurus).
Леонов и Даванков подчеркивают, что сегодня госорганы и бюджетные учреждения продолжают закупать иномарки из недружественных стран, которые ввели санкции против России. Авторы инициативы рассчитывают и на еще один позитивный эффект запрета иномарок в госзакупках: растущий спрос государства на российские машины должен снизить на них цены — «благодаря эффекту масштаба».
В документе оговаривается, что новые ограничения не распространятся на компании из стран ЕАЭС. Планируется, что правительство РФ ежегодно будет увеличивать требования по уровню локализации автомобилей для их допуска к госзакупкам.
На чем чиновники ездят сегодня
Несмотря на разговоры об отказе от иномарок, в первом полугодии 2023 года расходы на госзакупки иностранных автомобилей выросли на 133% — со 199 млн до 464 млн рублей, показало исследование аналитиков Контур.Закупок. В первом полугодии 2022 года на иномарки приходилось 7,5% от общего объема расходов на госзакупки авто, а в январе-июне 2023-го — уже 18,5%. На этом фоне затраты государства на отечественный автопром сократились на 15% — до 2 млрд рублей.
Интерес чиновников к иномаркам не падает, но меняется его фокус: после ухода европейских автобрендов из России госзаказчики обратили внимание на китайские авто. Так, в первом квартале 2022 года состоялось 22 тендера на закупку автомобилей Renault, а в этом году — только два тендера. То же самое с продукцией Skoda — одна закупка вместо четырех годом ранее. При этом на автомобили китайского бренда Haval объявили 8 тендеров — в прошлом году — только один. На продукцию Chery — три тендера, хотя год назад их не было. На автомобили Geely — две закупки, в прошлом году их также не закупали. Оба бренда также представляют Поднебесную.
Самыми популярными российскими автобрендами у госзаказчиков за первое полугодие 2023-го стали ГАЗ (299 закупок на 1,37 млрд руб.), УАЗ (166 закупок, 495 млн), АвтоВАЗ (306 закупок, 469 млн) и Москвич (4 закупки, 8 млн).