Поставщики привыкли участвовать в российских тендерах: законы известны, правила понятны, логистика налажена — что еще нужно для счастья? Однако всё чаще участники «поглядывают» в сторону рынка СНГ и обращаются к нашим экспертам за сопровождением и подбором местных закупок. Разбираем, есть ли жизнь за пределами 44-ФЗ и 223-ФЗ — на примере тендеров Белоруссии и Казахстана.
Какие товары закупают
Рынок СНГ очень похож на российский. Государственным учреждениям, корпорациям и частным компаниям в Белоруссии и Казахстане нужны те же товары, работы и услуги (ТРУ), что и заказчикам из России. К популярным категориям закупок можно отнести:
- товары бытового потребления,
- строительные работы,
- металлургию,
- машиностроение,
- IT и связь.
Как проводят закупки
Тендеры Белоруссии не делят на государственные и коммерческие — все закупки проходят на одних и тех же платформах. А вот Казахстан в этом плане очень похож на Россию: есть госзаказчики, «квазигосударственные» компании и частные фирмы. Они проводят тендеры на разных, иногда — профильных торговых площадках.
Законодательное регулирование
У республик, как и у России, есть основные законы, регулирующие подготовку, проведение тендера и заключение контрактов:
- закон «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» от 1.01.2013 № 419-З (Белоруссия);
- законы «О государственных закупках» от 4.12.2015 № 434-V и «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора» от 8.06.2021 № 47-VII (Казахстан).
Есть и иные нормативные акты. Они регулируют отдельные этапы закупок и определяют особенности проведения тендеров на специфические ТРУ.
Например, в Белоруссии такие подзаконные акты действуют для закупок в сферах медицины, информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций. А в Казахстане работают так называемые «правила» проведения отдельных видов тендеров. Так, Правила осуществления государственных закупок с применением особого порядка (ПП РК № 1200) определяют действия участников в закупках с гостайной.
Тендерное законодательство Казахстана и Белоруссии соответствует принципам Таможенного союза с Россией и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — с Россией, Арменией и Киргизией. Договоры в рамках ЕАЭС предусматривают единое экономическое пространство и единый рынок.
Наличие единого экономического пространства и рынка означает, что можно беспрепятственно перевозить товары (услуги) из одной страны ЕАЭС в другую. Таможенных пошлин, налогов и количественных ограничений при торговле между государствами-участниками союза нет.
Кроме того, у стран есть единый таможенный кодекс. Он устанавливает общие ввозные и вывозные пошлины. Для участия в закупках Белоруссии и Казахстана важно, чтобы товар имел сертификацию ЕАС — она подтверждает соответствие товара общим санитарным и техническим регламентам.
Тендерное законодательство Белоруссии и Казахстана напоминает российское и регулирует весь закупочный процесс. А именно:
- оценку потребностей и публикацию годового плана закупок,
- проведение закупочных процедур,
- способы и правила определения поставщика,
- заключение контрактов и управление ими,
- мониторинг и аудит закупок.
Платформы для закупок
Всю основную информацию о белорусских тендерах можно найти в Государственной информационно-аналитической системе (ГИАС). Большинство тендеров проходит на платформе ГИАС, ЭТП «Национальный центр маркетинга» и ИС «Тендеры».
Госзакупки Казахстана проходят на Портале государственных закупок Республики Казахстан, тендеры крупных госкорпораций и частных компаний — на портале «Самрук-Казына», Евразийском электронном портале MITWORK и на других менее крупных торговых площадках.
Виды тендеров
Белоруссия и Казахстан, как и Россия, стремятся к открытости и прозрачности закупок, поощряют развитие конкуренции. Отсюда — множество разных способов провести тендер:
- открытый конкурс (в т. ч. двухэтапный, с ограниченным участием и пр.);
- закрытый конкурс;
- электронный и «бумажный» аукцион;
- открытый и закрытый запрос ценовых предложений;
- закупка в электронном магазине (Казахстан);
- закупка из одного источника;
- биржевые торги.
Механизм участия
Процесс закупки в странах СНГ похож на российские тендеры по 44-ФЗ. Как правило, тендер проходит так:
Этап 1. Заказчик формулирует запрос на ТРУ и публикует закупку в национальной информационной системе или на площадке, если тендер открытый. При проведении закрытых торгов заранее отобранные потенциальные кандидаты получают тендерную документацию по почте или в личном кабинете торговой площадки.
Участвовать в закупках Белоруссии и Казахстана могут физлица, ИП и организации. Требования к поставщикам схожи с требованиями российского 44-ФЗ. У поставщиков не должно быть задолженности по налогам и сборам, связи с заказчиком, открытой судимости и т. д. В закупках Белоруссии и Казахстана действуют свои правила национального режима и преимущества организациям малого и среднего бизнеса.
Этап 2. Аккредитованные поставщики подают заявки в установленный срок. Указывают конкретные характеристики товара (качественные, эксплуатационные, технические и др.), товарный знак, цену (например, в запросе предложений) и прикрепляют необходимые документы.
Этап 3. После окончания приема заявок заказчик их рассматривает на соответствие документации. Проводит торги (в аукционе), оценивает заявки по стоимостным и нестоимостным критериям (в конкурсе), ранжирует ценовые предложения (в запросе ценовых предложений) и решает, с кем из участников заключит контракт (договор). Как правило, победителем становится поставщик с самыми выгодными условиями — например, наименьшей ценой.
Заказчик обязан информировать каждого поставщика о своих действиях и обосновывать выбор победителя. Организация формирует протоколы оценки и сравнения предложений, проведения торгов, выбора победителей или признания тендера несостоявшимся, вносит сведения в реестры заключенных контрактов (договоров) и недобросовестных участников.
Этап 4. Заказчик заключает сделку с участником-победителем на условиях документации закупки. Договор по итогам большинства закупок подписывают на электронной торговой площадке. Цифровизация закупок в Белоруссии и Казахстане не столь развита, как в России, поэтому договор будет «бумажный».
На что обратить внимание
Вот несколько аспектов, которые особенно важно учитывать при выходе на рынок СНГ. Рекомендуем внимательно с ними ознакомиться.
Оценка ниши и подбор подходящих тендеров
Закупки в Белоруссии и Казахстане проходят на разных площадках. Оценить нишу можно двумя способами:
- Вручную: попробовать найти на платформах крупнейшие тендеры в отрасли.
- В Контур.Закупках: ввести в поисковую строку название товара (услуги) и выбрать фильтр «Закупки СНГ». Сервис покажет все тендеры в вашей нише с главных торговых площадок Белоруссии и Казахстана. Возможность доступна на любом тарифе.
Резидентство и работа сертификата ЭП
Для участия в белорусских закупках российским поставщикам не нужно оформлять специальный сертификат и быть резидентом. Достаточно сертификата ЭП, выпущенного в аккредитованном УЦ для закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Для участия в государственных тендерах Казахстана нужно быть резидентом страны, оформлять ИНН и сертификат электронной подписи.
Регистрация и аккредитация на ЭТП
Перед участием важно изучить требования местной площадки, предоставить нужные документы и получить доступ к платформе для закупок.
Плата за доступ к закупкам
Некоторые платформы закупок в Казахстане требуют подключить платный тариф для просмотра всей информации о тендерах.
Документы на двух языках
Некоторые площадки в СНГ их требуют. Лучше позаботиться о переводе заранее.
Описание товара
Поставщику в СНГ нужно следовать заданным стандартам описания. Например, в Белоруссии участники используют коды товаров, работ и услуг из общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности».
Документооборот с ЭТП
В Белоруссии он преимущественно бумажный, в Казахстане — электронный.
Логистика
Несмотря на единое экономическое пространство, доставить продукцию за рубеж может быть непросто. Рекомендуем до подачи заявки продумать способ перевозки товара и оценить примерные затраты на доставку.
Решение спорных вопросов
У республик свои органы контролируют проведение закупок. Например, в Белоруссии все жалобы участников рассматривает Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ).
У тендеров России, Белоруссии и Казахстана много общего. Но есть нюансы. Рекомендуем изучить местные законы и инструкции торговых площадок, чтобы не совершать ошибок на старте.
Почему выбирают закупки СНГ
Мы узнали у поставщиков, почему они заходят в закупки СНГ. Вот самые частые причины.
Возможность диверсификации рисков. Участники видят в тендерах Белоруссии и Казахстана альтернативный источник дохода.
Наличие неудовлетворенного спроса на продукцию. Поскольку рынки республик похожи на российский, потребности у заказчиков зачастую подобные.
Схожий механизм закупок. После ознакомления с местными законами освоить тендеры в СНГ относительно легко. У России, Белоруссии и Казахстана много общего как на законодательном, так и на экономическом уровне.
Коротко о главном
Рынок закупок СНГ открыт для российских поставщиков и похож на отечественный. Тендеры в Белоруссии и Казахстане имеют свои особенности. Например, у заказчиков здесь есть больше способов определения поставщика, а участники вместо формирования структурированной заявки готовят свои предложения вручную и отправляют по почте или на платформе для закупок.
Тендеры СНГ подойдут не всем. Важно это помнить, адекватно оценивать местный спрос на продукцию, учитывать особенности законодательства и логистику, правильно готовить документы и внимательно проверять контракт перед заключением. Участие в закупках СНГ для поставщиков — дополнительный канал сбыта и способ диверсифицировать риски.