Новости госзакупок за май 2025 года — Контур.Закупки Баннер

Что поменялось в закупках за май 2025 года

11 июня 2025 1 145

Сфера государственных и муниципальных закупок продолжает меняться. Нововведения мая направлены на повышение прозрачности торгов, поддержку отечественных производителей и защиту интересов малого и среднего бизнеса. Рассмотрим главные изменения в законе, разъяснения и позиции ведомств по нацрежиму, требованиям к участникам и рассмотрению заявок.

Новое основание для отклонение заявки в 44-ФЗ

Депутаты Госдумы намерены усилить контроль за работодателями, нарушающими миграционное законодательство при привлечении к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства.

Для более эффективного регулирования предложено:

  • Включать в общедоступный реестр сведения о работодателях, нарушающих миграционное законодательство.

  • Ввести обязательную проверку участников закупок на наличие данных об их организации в таком реестре. Требование зафиксируют в новом пункте 7.2 части 1 статьи 31 44-ФЗ.

Работодатели, попавшие в реестр, не смогут участвовать в государственных и муниципальных закупках в течение года.

Документ: Законопроект № 927877-8

Инструменты для продуктивного участия в торгах

Избыточные требования к участникам закупок

ФАС напомнила заказчикам: нельзя устанавливать к поставщикам избыточные требования, ограничивающие конкуренцию. Позиция касается, например, требования обязательного документального подтверждения совместимости расходных материалов или поставки продукции конкретного товарного знака без допуска аналогов. 

Заказчик вправе указывать в описании закупки конкретный товарный знак, только если:

  • приобретает расходные материалы или запчасти, совместимые с используемым оборудованием;

  • сопровождает техническое задание словами «или эквивалент».

Контрольный орган также обратил внимание на закупки медизделий. ФАС рекомендует сверять данные о предлагаемом к поставке товаре с реестром Росздравнадзора, но допускает использование иных документов, подтверждающих соответствие.

В письме также подчеркивается, что перечень документов, которые участники направляют в составе заявки, регламентирован ст. 43 44-ФЗ. Заказчик не может требовать дополнительные документы, кроме прямо предусмотренных законом. Комиссия заказчика вправе проверять достоверность представленных сведений, но только в рамках разумных и законных мер.

Документ: Письмо ФАС от 26.05.2025 г № ГР/48883/25

Использование сервисов для оценки контрагентов

ФАС и ФНС изложили свою позицию о способах проверки добросовестности участников закупок по 223-ФЗ.

Налоговая разработала сервис для оценки юрлиц и ИП, который проводит автоматизированную двухэтапную проверку финансово-хозяйственной деятельности контрагента. Запросить соответствующую выписку можно из личного кабинета налогоплательщика.

Ведомства рекомендовали заказчикам закрепить в положениях о закупках использование этого сервиса для проверки надежности контрагентов в рамках неконкурентных тендеров. Так как использование сервисов оценки не противоречит 223-ФЗ, требование может фигурировать и в конкурентных процедурах.

Участники закупок должны будут заблаговременно запросить выписку в личном кабинете налогоплательщика и включить ее в состав заявки. Как показывает практика, получение документа занимает от 1 до 3 рабочих дней.

Отметим, что на момент публикации материала сервис ФНС активно использует группа компаний Ростех. 

Документ: Письмо от 15.05.2025 № ЕД-17-31/1324/МШ/45087/25

Нюансы применения нацрежима по 223-ФЗ

Минфин разделил всех заказчиков по этому федеральному закону на три группы:

  • организации, которые применяют «защитные» меры, но не применяют минимальную долю;

  • организации, которые применяют минимальную долю, а «защитные» меры используют в отдельных случаях;

  • организации, которые применяют минимальную долю, а «защитные» меры не устанавливают.

Ко второй и третьей группе отнесли хозяйственные общества (АО или ООО), перечисленные в пп. 1-3 ч. 2 ст. 1 223-ФЗ. Тех же заказчиков отнесли и к первой группе, но более конкретно представители министерства не разъяснили этот вопрос.

В письме также говорится о рассмотрении заявок с применением ограничения. 223-ФЗ не устанавливает конкретных критериев оценки, порядка сопоставления заявок или оснований для их отклонения. Исключение — случаи из ст. 3.4 223-ФЗ. Но если заказчик устанавливает ограничение в закупке, то:

  • Он не вправе заключать договор на поставку иностранного товара при наличии подходящих заявок с российскими аналогами. Работает принцип «второй лишний».

  • Он не может заменить российский товар иностранным на этапе исполнения договора.

Таким образом, заказчик не может заключить договор с участником, предложившим иностранный товар, если на тендер подана хотя бы одна заявка с российским товаром  или товаром из стран ЕАЭС (п. 2 ч. 4 ст. 3.1-4 223-ФЗ).

Обращаем внимание, что 223-ФЗ не устанавливает обязанность отклонять заявки. Рекомендуем изучать положение о закупке каждого конкретного заказчика или направлять запросы разъяснений.

Документ: Письмо Минфина от 6.05.2025 №24-07-08/44982

Позиции ведомств о баллах по 719‑ПП

Несколько ведомств изложили свою позицию о необходимости указания совокупного количества баллов, которые начисляются отдельным категориям продукции в соответствии с ПП РФ № 719.

Минфин подчеркнул, что для подтверждения российского происхождения товаров в закупках с нацрежимом необходимо учитывать специфические требования к совокупному количеству баллов.

Участник обязан предоставить номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции (РРПП), где указано совокупное количество баллов. Заказчик при рассмотрении заявок должен сопоставить баллы в реестровой записи с требованиями к ним по ПП РФ № 719. Если баллов недостаточно, то заявка подлежит отклонению.

ПП РФ № 719 разграничивает:

  • «Локализационные» баллы, которые начисляют за определенный набор технологических операций, совершённых на территории России.

  • «Закупочные» баллы, которые начисляют для целей закупок.

Минфин акцентирует, что происхождение продукции подтверждают только «закупочные» баллы.

У Минпромторга иная позиция: необходимо учитывать как закупочные баллы, так и все показатели локализации, указанные в примечаниях к ПП РФ № 719. ФАС эту позицию поддерживает.

Дополнительно в письме Минпромторг сообщает, что нормативное регулирование лежит на Минфине, как на разработчике ПП РФ № 1875.

Документы:

Поможем на каждом этапе закупок

От регистрации в ЕИС до заключения контракта

Реклама 16+. ООО «Сертум-Про».

Увеличение срока действия реестровой записи из РРПП

Правительство планирует продлить срок действия записей из реестра промышленной продукции с 3 до 5 лет. Изменения затронут как новые записи, так и ранее внесенные позиции (при сохранении соответствия требованиям).

Документ: Проект ПП РФ ID 01/01/05-25/00156691

Преференции региональным организациям инвалидов

Организации инвалидов могут рассчитывать на преференцию в госзакупках (ст. 29 44-ФЗ). Заказчик должен увеличить цену контракта на 15% от цены, предложенной исполнителем из числа таких организаций.

Ранее получение этой преференции вызывало споры. Верховный суд подтвердил право на льготы для организаций, созданных региональными отделениями общероссийских объединений инвалидов, установил единый подход для подобных случаев и выделил критерии для организаций:

  • отделение действует в структуре общероссийской организации без отдельного устава;

  • головное объединение соответствует требованиям к структуре.

Решение устраняет правовую неопределенность и расширяет доступ к льготам для организаций инвалидов.

Документ: Определение ВС РФ № 305-ЭС25-2383 по делу А40-42611/2024 (А40-47578/2024)

Защита малого бизнеса в закупках по 223-ФЗ

ФАС и Корпорация МСП регламентировали сроки оплаты по контракту для субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках по 223-ФЗ и предусмотрели меры борьбы с их нарушением.

Для защиты субъектов МСП от недобросовестных заказчиков решено:

  • закрепить обязательный 7-дневный срок оплаты по договорам с такими субъектами, включая субподрядчиков;

  • информировать о нарушениях в сервисе «360°» для подачи жалоб;

  • наладить досудебное взаимодействие с заказчиками;

  • расследовать причины нарушений и принимать меры по их устранению.

Также заказчикам будут назначать штрафы за нарушение сроков оплаты на основании ч. 7 ст. 7.30.4 КоАП РФ:

  • от 30 до 50 тыс. руб. должностным лицам;

  • от 50 до 100 тыс. руб. организациям.

Этим письмом контрольный орган и общественная организация усилили защиту МСП через жесткие сроки оплаты, штрафы и механизмы обратной связи.

Документ: Письмо ФАС № ГР/49845/25 от 28.05.2025

* ​Обложка статьи: Unsplash

Бесплатная книга

44-ФЗ простым языком

Скачать
Бесплатная книга

44-ФЗ простым языком

Скачать
Книга «44‑ФЗ простым языком» за подписку на дайджестКнига «44‑ФЗ простым языком» за подписку на дайджест
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий