Иногда заказчики обязаны установить при закупках национальный режим. Его применение важно отслеживать, чтобы получить преференции на российские товары и не прогадать в цене при поставке иностранных.
В каких случаях применяется нацрежим
Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам товаров из России и других стран-участниц ЕАЭС (Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии). Нацрежим реализуется с помощью двух инструментов:
1. Полный запрет на допуск иностранных товаров (за исключением товаров, которые не производят на территории ЕАЭС):
- Программного обеспечения, аналоги которого есть в реестре российских программ (ПП РФ №1236 от 16.11.2015).
- Промышленных товаров для государственных нужд, обороны страны и безопасностью государства: от обуви до танкеров (ПП РФ № 616 от 30.04.2020).
- Машиностроения: спецавтомобили, тракторы, прицепы, вагоны (ПП РФ №656 от 14.07.2014).
- Отдельных видов радиоэлектронной продукции. (ПП № 878 от 10.07. 2019).
2. Ограничение или специальные условия допуска иностранных товаров. Например, при закупках:
- Продуктов питания, мебели, посуды и других товаров по приказу Минфина России от 04.06.2018 № 126н.
- Медицинских изделий, включая хирургическое оборудование, ортопедические приспособления и другие товары (ПП РФ №102 от 05.02.2015).
- Лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ПП РФ №1289 от 30.11.2015).
- Продукты питания (ПП №832 от 22.08.2016).
Откройте дверь в мир торгов с электронной подписью
Как работает национальный режим
Обязательно ознакомьтесь с условиями постановлений и приказа, если ваш товар попал в исключения. Правила применения нацрежима различаются в разных постановлениях. Все они описаны в отдельной статье.
В этой статье рассмотрим подробнее, как применяются преференции к товарам, которые включены приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н. Формат преференций зависит от способа отбора поставщика.
Конкурс, запрос предложений и котировок
Если в закупке участвуют поставщики товаров из других стран и поставщики товаров из ЕАЭС, то к цене последних применяется понижающий коэффициент 15%. Такие заявки могут получить больше баллов на этапе оценки заявок, но в случае победы контракт заключат по полной цене, которую предложил поставщик.
Например, при участии в запросе котировок поставщики мебели из Белоруссии и Польши предложили столовую посуду общей стоимостью 400 000 рублей. Но при оценке будет считаться, что поставщиком белорусского товара предложена цена 340 000 рублей. Поэтому у него больше шансов на победу. Если «новая» цена окажется самой низкой или равна другим предложениям (есть другие поставщики, предложившие товар по 340 000 рублей, но без преференций), контракт заключается с ним, причем по цене, названной в заявке, — 400 000 рублей.
Бывает и так: поставщик российского товара предложил 100 рублей, а поставщик иностранного — 70. При оценке заявок цены стали 85 и 70 рублей соответственно, поэтому вторая заявка получит больше баллов при прочих равных условиях.
Если несколько участников получили одинаковое количество баллов (с учетом снижения цены на 15%), то контракт заключается с поставщиком, который прислал заявку раньше.
Электронный аукцион
В случае с электронным аукционом преференции могут отразиться на цене контракта. Если побеждает участник, который предложил товар иностранного производства, то с ним заключается контракт по предложенной им цене, сниженной на 15%. Это условие распространяется не только на производителей, но и на поставщиков.
Например, госучреждение проводит электронный аукцион на закупку звуковых плат. НМЦ контракта — 1 200 000 рублей. Заявки подали два участника. Первый предложил товар российского производства. А второй – вариант с аналогичными параметрами, но из Тайваня. По результатам рассмотрения первых частей заявок оба участника были допущены к аукциону. Аукцион выиграл поставщик серверов иностранного производства с суммой 1 100 000 рублей. При этом он вынужден заключить контракт на 935 000 рублей, с вычетом 15%. Если бы победителем закупки стал российский поставщик, то контракт заключался бы на предложенную им сумму — на 1 150 000 руб.
Преференции российским поставщикам заказчик прописывает в требованиях к участникам закупки. Как в этом запросе котировок или в этом электронном аукционе.
В том числе в приказе описаны ситуации, когда нацрежим не применяется:
- Если конкурс или аукцион признан несостоявшимся (прислали одну заявку).
- Заказчик закупается у единственного поставщика.
- В заявках на участие нет предложений о поставке товаров из ЕАЭС.
- В заявках на участие в конкурсе или аукционе не содержится предложений о поставке иностранных товаров.
Начните путь в закупках с электронной подписи
Как подтвердить страну происхождения?
Если вы участвуете в закупке, где применяется национальный режим по приказу № 126н, приложите к заявке декларацию в свободной форме, указав страну происхождения. Иначе заказчик будет считать ваш товар иностранным: или отклонит заявку, или отнимет 15% от вашей цены при заключении контракта.
Ответим на вопросы
Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.
содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территории Российской Федерации;
Я правильно понимаю, что если не подтвердить происхождение, то отклонят? На каком этапе?
Дело в том, что Заказчики ограничивают закупку как правило, ППРФ №968 и приказом №155. Особенности ППРФ №968, что с 01.09.2018-если не было 2 российских заявок-применяют «третий лишний» в отношении всех иностранных, кроме ЕАЭС(проходят дальше российские +ЕАЭС). ППРФ включается, только если есть 2 заявки с оборудованием РФ +подтверждающие документы.
Если никого не отклонили, то включается приказ №155.
Если будет 3 участников закупки, один из них Китай, то его можно отклонить по принципу «третий лишний». Проверить , что у тех двоих участников был товар РФ или нет, нет возможности.
Вроде как понятно, но не совсем))) Отклоняют по первой части иностранца?
Давайте рассмотрим следующие ситуации:
1) Подано несколько заявок, никто не обозначил страну - всех допускают?
2) Подано 2 заявки, одна из них "РФ" - ?
3) Подано 3 заявки, одна из них "РФ" - ?
4) Подано 4 заявки, 2 из них "РФ" - ?
2. Аналогично ППРФ 968 не включается, а П155 включается.
3. ППРФ 968 не включается, а П155 включается.
4. ППРФ 968 включается, но тут надо понимать какие страны у двух других. Например: 1, 2 РФ, 3 ЕАЭС, 4 Китай ( или участник без страны). Китай будет отклонен по первой части, остаются только РФ и ЕАЭС)
по ПП968 нельзя отклонить на первой части. поелику для подтверждения страны происхождения по ПП968 требуются "именные" бумажки, которые в первой части нельзя предоставлять.. то есть заказчик всех допускает поиграть..а вот на рассмотрении второй части заявки уже решает кто молодец кто не очень..если нашлось двое "россиян" с подтверждением, то все остальные в сад...
далее... если пп968 не применился еще не факт что будет применен 155... есть например в Курганском ФАСе прецедент где заказчик отбрехался от такой туфтовины... раз в старте не прописано 155 то и неча выдумывать.... московские заказчики например очень часто в документации строго прописывают что ПП968 применяется, а 155 нет... по крайней мере по моей товарной группе...
это по картриджам....
заказчики очень разные бывают..кто попроще относится к условностям..кто пожестче....
Если в первой части все участники не прописали страну происхождения их допускают?
Или заказчик отклонит по пункту 2 часть 3 ст. 66 т.к. стоит ограничение ПП968?
Если заказчик в объекте закупки использует КТРУ 32.50.11.000-00000068 , то необходимо ориентироваться на ОКПД-2 32.50.11.000. В ППРФ №102 фигурирует общий ОКПД 32.50.1, в этом случае заказчик обязан ограничить закупку данным постановлением.
Иглы корневые) под кодом где должны быть наконечники написано "иглы корневые", на этом основании заказчик не прописывает ограничение для наконечников...
— ОКПД 2 (верхний уровень)
↳ ...
↳ 32.50.11 — Инструменты и приспособления стоматологические (уровень выше)
↳ 32.50.11.000 — Инструменты и приспособления стоматологические (текущий уровень)
↳ — нет уточнящих кодов (уровень ниже)
Наконечники, это приспособления стоматологические. Об этом свидетельствует и КТРУ
СПАСИБО!
Нужно знать, какой товар. Уточните номер закупки, пожалуйста.
Заказчика тоже сложно проверить. Это в компетенции проверяющих органов - в частности, до заключения контракта можно пожаловаться в ФАС. Если эта закупка попадет в проверку, то заказчика оштрафуют за нарушение Правил закупок "Статья 7.30 КоАП.
После заключения контракта можно обращаться только в арбитраж.
В соответствии п.3 ППРФ №102 подтверждением страны происхождения изделий, является сертификат СТ-1. Если второй участник не прикрепил сертификат, то его заявка приравнивается к иностранной. В таком случае ППРФ №102 не срабатывает, включается приказ №126н, согласно которому при проведении аукциона 15% вычитается из цены победившей заявки с иностранной продукцией.
если 968 не срабатывает, бо у участников нет СТ-1, значит все заявки иностранные. как в этой ситуации может сработать 126н?
если 968 срабатывает, то есть есть не менее двух заявок отечественных, то участвуют только отечественные, как в этой ситуации может сработать 126н?
или проще.. как гражданское право смотрит на то что у одного и того же товара в составе одной и той же сделки одновременно признается и иностранное происхождение и отечественное?
Поделитесь, пожалуйста, номером закупки. Нужно рассматривать конкретную ситуацию.
По ППРФ №968 Запрещено включать в состав одной закупки виды радиоэлектронной продукции, вошедшие и не вошедшие в перечень. Заявка могут быть либо полностью иностранной, либо полностью с продукцией только из ЕАЭС.
НПА включается при проведении любых открытых конкурентных процедур, когда одновременно соблюдены следующие условия:
1) помимо заявки с иностранным товаром поданы не менее 2-х заявок с товарами только из ЕАЭС
2) заявки с товарами из ЕАЭС полностью соответствуют требованиям документации о закупке, в т.ч. содержат документ, подтверждающий страну происхождения
3) в заявках с предложением товаров из ЕАЭС указаны товары разных производителей.
Принцип и механизм применения - «Третий лишний», т.е заявка с иностранной продукцией отклоняется при двух заявках с продукцией только из ЕАЭС. Если никого не отклонили, то включается Приказ № 126н.
смотрите кино. номер процедуры указан выше.
ДжиПиГрупп - подает полностью китайский товар
ВРМ - заявляет, что товар российский, но никакого СТ-1 нет
Проццесоргрупп - заявляет, что товар российский, но никакого СТ-1 нет
остальные китайцы
итого получаем, что по ПП968 все заявки признаются КИТАЙСКИМИ
"вступает в силу" 126 Н - и бабах ВРМ и Процессоргрупп становятся РОССИНЯАМИ, а ДжиПигрупп теряет свои 15%. вам не кажется что это алогично? в рамках одной и той же процедуры один и тот же товар ОДНОВРЕМЕННО и китайский, и российский.
Китай и Россию обозначил для простоты - не ЕАЭС и ЕАЭС, хотя конкретно в данном сегменте рынка именно китайцы, именно россияне.
что до запрещено разные виды радиоэлектронной продукции. я вам еще секрет открою.товары вокруг которых проводилась эта закупка разных заказчики считают принадлежащими к разным ОКПД2, одни и теже чертовы картриджи для принтеров.. под тремя разными ОКПД2 в разных процедурах.
НО КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС ПРЕЖНИЙ - как один и тот же товар одновоременно в одной и той же процедуре и российский и китайский? что с этим делать? что должно совершить ДжиПиГрупп чтобы не терять свои законные 15%?
еще раз повторюсь. кино заключается в том что в ОДНОЙ и ТОЙ ЖЕ процедуре ОДИН и ТОТ ЖЕ ТОВАР согласно ПП968 является иностранным (поелику не предоставляются СТ-1) и ТОТ ЖЕ САМЫЙ ТОВАР является российским ПМФ 126н (требует просто декларацию), в этом и кино. ОДИН И ТОТ ЖЕ ТОВАР ОДНОВРЕМЕННО И РОССИЙСКИЙ, И КИТАЙСКИЙ. вам это продолжает не казаться алогичным?
при этом страны происхождения в данном конкретном фильме проверять не получается - бо ни ВРМ, ни Процессоргрупп торгов не выиграли, а значит и поставлять ничего не будут. больше того товар у них именно что китайский. так как в России не производят картриджей.
- Поставка иностранного программного обеспечения, аналоги которого есть в реестре российских программ (ПП РФ №1236 от 16.11.2015);
- Товары для нужд обороны страны и безопасностью государства (ПП РФ № 9 от 14.01.2017);
Мебель (ПП РФ № 1072 от 05.09.2017);
Машиностроением: спецавтомобили, тракторы, прицепы, вагоны (ПП РФ №656 от 14.07.2014);
Товары легкой промышленностью: одежда, меховые изделия, обувь, сумки (ПП РФ №791 от 11.08.2014).
В остальных случаях вы можете предлагать иностранный товар, но если будут конкуренты с российским, а вы выиграете, то получите на 15% меньше.
Напишите, пожалуйста, номер закупки.
ЗАКУПКА №0347300007619000014
Давайте разбираться.
Нацрежим «включается» если оборудование есть в перечне постановления, заказчик сначала ищет его в Реестре отечественных товаров на сайте Минпромторга. Если нужной продукции в Реестре нет или она не соответствует требованиям, закупку проводят без ограничений. Если продукцию производят в России, закупку проводят с преференциями для отечественных производителей (ППРФ№878).
Применяется это постановление по правило «Третий лишний». Заявку с иностранными товарами отклонят, если есть две заявки с продуктами из ЕАЭС и при этом от разных производителей. Но радиоэлектронная продукция считается российской, только если включена в Реестр. Для подтверждения страны происхождения участник прикладывает декларацию с указанием номера записи. Правила, по которым радиоэлектронную продукцию включают в перечень, прописаны в постановлении № 878.
Спасибо.
1. Если будет подана одна заявка с российской продукцией, включенной в реестр, а другие будут из иностранных государств – не членов ЕАЭС, то преференции не будет. Конкурс на общих основаниях.
2. Если будет подана одна заявка с российской продукцией, включенной в реестр, а другие две будут с продукцией из ЕАЭС, при чем от разных производителей, тогда заявке с российской продукцией из реестра будет приоритет?
3. Если будет подана одна заявка с российской продукцией, включенной в реестр, две будут с продукцией из ЕАЭС плюс будет еще заявка с иностранной продукцией (не ЕАЭС), все от разных производителей, тогда заявке с российской продукцией из реестра будет приоритет? Или будет конкурс на общих основаниях?
4. Если будет заявка с продукцией из ЕАЭС и заявка с иностранной продукцией, то цена заявки с продукцией из ЕАЭС получит преференцию 15% по Приказу 126н?
Во втором случае преференции не предоставляются.
В третьем случае преференции предоставляются заявкам с российским товаром и товаром из ЕАЭС, по приказу 126н, ППРФ №878 не включится .
В четвертом случае преференции предоставляются заявке с товаром из ЕАЭС.
Участвовали в аукционе № 0369200027319000261. В поле где указаны преференции по 126н, на 15%, забыли поставить галочку. Но в самой заявке в 1 части указана страна происхождения товара "Россия". В поле где предложено выбрать страну тоже стоит "Российская Федерация". А так же во 2 части заявки приложена Декларация о стране происхождения товара со ссылкой на ст.14 и Приказ № 126н в тексте. Правомочен ли Заказчик снять с нас 15%. от выигранной цены только на основании, что не поставлена галочка где мы не претендуем на преференции.
На практике площадка может автоматом засчитать ваш товар как иностранный, и вычесть 15%.
Уточните, пожалуйста, как относится к этому заказчик, хочет снять 15% или нет?
Поделитесь, пожалуйста, номером закупки. Нужно изучить документацию.
0358100014419000097
Необходимо было подтвердить сам товар, а не то что из чего он делается. Считаем, что заказчик правомерно отклонил заявку.
Уточните, пожалуйста, где указываете данные? Напишите номер закупки.
Стандартный пункт в информационной карте "Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица"