Поиск по справочной
Статьи, инструкции, вопросы эксперту

Иногда заказчики обязаны установить при закупках национальный режим. Его применение важно отслеживать, чтобы получить преференции на российские товары и не прогадать в цене при поставке иностранных.

Применение национального режима при осуществлении закупок

В каких случаях применяется нацрежим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Режим поддерживают два инструмента:

1. Запрет на допуск иностранных товаров и выполнение услуг иностранными лицами. Например, с 1 января 2016 действуют два запрета:

  • Участие турецких организаций в закупках на оказание услуг (ПП РФ №1457 от 29.12.2015);
  • Поставка иностранного программного обеспечения, аналоги которого есть в реестре российских программ (ПП РФ №1236 от 16.11.2015).

Сюда же относятся запреты на закупку товаров и услуг связанных с

2. Применение ограничений и условий допуска иностранных товаров и услуг. Например, при закупках:

Преференции национального режима распространяются на поставщиков товаров и услуг из стран ЕвразЭС: России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении.

Как работает национальный режим

Обязательно ознакомьтесь с условиями постановлений и приказа, если ваш товар попал в исключения.

Рассмотрим подробнее как применяются преференции к товарам, которые включены в приказ Минэкономразвития от 25.03.2014 №155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств».

Формат поддержки зависит от способа отбора поставщика.

Конкурс, запрос предложений и котировок

Если в закупке участвуют поставщики товаров из других стран и поставщики товаров из ЕвразЭС, то к цене последних применяется понижающий коэффициент 15%. Такие заявки могут получить больше баллов на этапе оценки заявок, но в случае победы контракт заключат по полной цене, которую предложил поставщик (ч. 4-5 приказа Минэкономразвития №155 от 25.03.2014).

Например, при участии в запросе котировок поставщики мебели из Белоруссии и Польши предложили письменные столы общей стоимостью 400000 рублей. Но при оценке будет считаться, что поставщиком белорусского товара предложена цена 340000 рублей. Поэтому у него больше шансов на победу. Если «новая» цена окажется самой низкой или равна другим предложениям (есть другие поставщики, предложившие товар по 340000 рублей, но без преференций), контракт заключается с ним, причем по цене, названной в заявке, — 400000 рублей.

Бывает и так: поставщик российского товара предложил 100 рублей, а поставщик иностранного — 70. При оценке заявок цены стали 85 и 70 рублей соответственно, поэтому вторая заявка получит больше баллов при прочих равных условиях.

Если несколько участников получили одинаковое количество баллов (с учетом снижения цены на 15%), то контракт заключается с поставщиком, который имеет право на преференцию (ч. 6 приказа Минэкономразвития №155 от 25.03.2014).

Электронный аукцион

В случае с электронным аукционом преференции могут отразится на цене контракта. Так если побеждает участник, который предложил товар иностранного производства, то с ним заключается контракт по предложенной им цене, сниженной на 15%. Это условие распространяется не только на производителей, но и на поставщиков.

Например, госучреждение проводит электронный аукцион на закупку серверов. НМЦ контракта — 1 200 000 рублей. Заявки подали два участника. Первый предложил серверы российского производства. А второй –  вариант с аналогичными параметрами, но из Тайваня. По результатам рассмотрения первых частей заявок оба участника были допущены к аукциону. Аукцион выиграл поставщик серверов иностранного производства с суммой 1 100 000 рублей. При этом он вынужден заключить контракт на 935 000 рублей, с вычетом 15%. Если бы победителем закупки стал российский поставщик, то контракт заключался бы на предложенную им сумму  — на 1 050 000 руб.

Преференции российским поставщикам заказчик прописывает в требованиях к участникам закупки. Как в этом запросе котировок или в этом электронном аукционе.

В том числе в приказе описаны ситуации, когда нацрежим не применяется:

  • Если в рамках одного лота только часть товаров включена в перечень товаров из приказа;
  • Если конкурс или аукцион признан несостоявшимся, и заказчик размещает заказ у единственного поставщика;
  • В заявках на участие нет предложений о поставке товаров российского (других участников ЕвразЭС) происхождения;
  • В заявках на участие в конкурсе или аукционе не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, указанных в приказе;
  • В рамках одного конкурса участник в заявке предлагает товары и российского, и иностранного происхождения.

Как подтвердить страну происхождения?

Минэкономразвития рекомендует заказчикам в закупках с нацрежимом:

  1. Требовать у поставщиков декларацию о том, что товар произведен в России
  2. Отклонять заявки, в которых не указана страна происхождения товара;
  3. Прописывать в закупке, что участники несут ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара.

Если вы участвуете в закупке, где применяется национальный режим, приложите к заявке сертификат происхождения товаров СТ-1 или декларацию в свободной форме, обязательно указав страну происхождения. Иначе заказчик обоснованно отклонит вашу заявку.

Анна Тресвятская
Автор статей в Контур.Закупках
5 комментариев
Алексей 23 июня 2016, 14:02
Так и делаем. Декларируем и пишем, что несем ответственность
Анна Салтыкова 24 октября 2016, 16:49
А если аукцион проводится на работы, включая материалы из перечня, которые должен поставить участник (27.40 оборудование электрическое осветительное). То в случае, если оборудование иностранного производства, то понижающий коэффициент будет применен ко всему контракту (и материалы и работы с ними)?
Савукова Марина 26 октября 2016, 16:54
Анна, добрый день!

На основании этого Приказа Минэкономразвития от 25.03.2014 №155 заказчики устанавливают преференции только в случае закупки товаров из перечня. 
На услуги и работы данный приказ не распространяется.
Наталья 15 ноября 2016, 20:26
У нас прошел аукцион. Два участника, указано 102 постановление. В заявках указана страна Россия. При подведении итогов во вторых частях: у одного участника есть сертификат происхождения товара по форме СТ1, у другого нет. В первой части указана только страна, без производителя. Торги состоялись. Прав ли заказчик, что не отклонил второго участника тк у него не было сертификата происхождения товара. Разъясните...
Савукова Марина 18 ноября 2016, 17:52
Наталья, добрый день!

В аукционе было всего два участника?
Если так, то заказчик не может применить постановление 102 и отклонить участника, у которого нет сертификата.
Новый комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором.

Рассылка

Каждую неделю наши эксперты будут отправлять вам важные материалы о закупках