Поиск по справочной
Статьи, инструкции, вопросы эксперту

Победитель закупки не может сам исправить текст контракта, но может обратиться с таким предложением к заказчику. Кто и в какой момент имеет на это право, о чем писать в протоколе, в какие сроки нужно уложиться?

Кто и когда пишет протокол разногласий? 

С 1 июля 2018 года возможность официально составить протокол разногласий есть у победителя любой электронной закупки (ч. 4 ст. 83.2 44-ФЗ). В бумажных закупках закон не регламентирует этот этап — изменения вносят по устному или письменному согласованию с заказчиком. 

В течение 5 календарных дней с момента публикации итогового протокола электронной закупки заказчик отправляет победителю проект контракта из личного кабинета электронной торговой площадки. У победителя есть еще 5 календарных дней, чтобы изучить документ и поступить по одному из двух сценариев: 

  • Если в тексте контракта все в порядке, то в личном кабинете ЭТП подписать контракт и прикрепить документ, который подтверждает обеспечение исполнения контракта (если в закупке есть такое требование). 
  • Если в проекте контракта нужно что-то изменить, то опубликовать на ЭТП протокол разногласий.

Кнопка «Отправить протокол разногласий» на ЭТП активна 5 дней после подведения итогов аукциона. В интерфейсе всех ЭТП госзакупок нет возможности разместить протокол разногласий, если победитель уже подписал контракт. 

Как подготовить протокол 

Форма 

В 44-ФЗ нет утвержденной формы протокола, которой нужно придерживаться. Протокол составляют произвольно в электронной форме. Уполномоченное лицо организации подписывает документ своей электронной подписью. Отправлять заказчику скан подписанного бумажного документа не нужно. 

Содержание 

Итоговый контракт должен соответствовать проекту, опубликованному в составе закупки, и содержать цену победителя аукциона. Поменять можно только: 

  • опечатки, неточности или технические ошибки,
  • положения контракта, которые не соответствуют документам закупки,
  • реквизиты поставщика, если они изменились с момента подачи заявок.

Пример протокола разногласий. 

На этапе заключения контракта нельзя требовать от заказчика изменить существенные положения контракта. Поэтому важно проверять все документы и проект контракта до подачи заявки на участие. В справочной есть статья о том, что именно стоит проверить в контракте.

Если на этапе подписания контракта вы понимаете, что не укладываетесь в сроки поставки, на складе нет нужного количества товара и т.д., изменить эти условия уже нельзя. В некоторых случаях дешевле заплатить пени за просрочку поставки, чем потерять обеспечение заявки и возможность участвовать в госзакупках 2 года, отказавшись подписывать контракт. 

В какие сроки заказчик рассмотрит протокол? 

Заказчик отвечает на протокол разногласий в течение 3 рабочих дней. Он размещает на ЭТП один из двух документов: 

  • новый вариант контракта с учетом исправлений,
  • контракт в первой редакции и отдельный документ с обоснованием, почему не будет вносить изменения частично или полностью (ч. 5 ст. 83.2 № 44-ФЗ). 

В следующие 3 рабочих дня победитель закупки подписывает контракт или отправляет жалобу в ФАС, если не согласен с доводами заказчика. С 1 июля 2018 года можно подать только один протокол разногласий. 

Некоторые участники используют протокол разногласий как возможность перенести срок подписания контракта. Например, если не готова банковская гарантия. Но это крайняя мера, и она не всегда сработает. Исправления в контракте должны быть обоснованными, иначе заказчик может решить, что вы намеренно затягиваете подписание контракта и отправит эту информацию в ФАС с просьбой включить вашу организацию в РНП.

Анна Тресвятская
Автор статей в Контур.Закупках
42 комментария
Регион ООО 14 апреля 2017, 11:04
А по истечении 13 дней, если отправим протокол разногласий - в реестр недобросовестных поставщиков попадем?
Комунтехнологии 14 апреля 2017, 11:55
да, за уклонение от подписи
Регион ООО 14 апреля 2017, 12:28
А если Заказчик, не исправляет ошибки или неточности, и мы, как Поставщики, не согласны с контрактом, - должны подписать "контракт с ошибками" во избежание в попадание в реестр?
Алина Мищук 14 апреля 2017, 12:41
На стадии изучения закупочной документации, необходимо внимательно изучить проект контракта - есть ошибки и неточности, пишете Заку запрос разъяснений и просите внести поправки. А если вы приняли участие в ауке, вы автоматически согласились с проектом контракта, выложенным в аукционной документации, следовательно обязаны подписать его либо прямой вам путь РНП
Анна Тресвятская 14 апреля 2017, 12:49
На эти действия заказчика вы имеете право пожаловаться в ФАС. Но иногда, действительно, проще подписать контракт с ошибкой, только если это не ошибка в стоимости ваших товаров или услуг :)
Регион ООО 14 апреля 2017, 12:57
Ошибка иногда в НДС. Мы на упрощенке. И вот именно на этом некоторые Заказчики не формируют цену без НДС. И были контракты, которые подписывали с НДС, чтобы не попасть в реестр.
Алина Мищук 14 апреля 2017, 13:20
Пишете в протоколе разногласий: Просим в разделе контракта "Сумма контракта добавить след.фразой "Без НДС". НДС не облагается в связи с установлением для Исполнителя упрощенной системы налогообложения в соответствии со статьей 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации." - и прикрепляете скан письма про УСН с налоговой инспекции.
Алина Мищук 14 апреля 2017, 13:27
Эта фраза ключевая - "только если это не ошибка в стоимости ваших товаров или услуг".
Т.к. если вы пописали контракт, в котором указана сумма НДС, то при проверке налоговой инспекцией, вас обяжут эту сумму уплатить государству и плюс штраф гл.буху.
Дамба Цыбикжапов 24 мая 2017, 04:00
Коллеги, имеет ли право победитель ЭА, получив проект контракта от заказчика, не подписывать его 5 календарных дней, а на 13-й день, например, отправить заказчику протокол разногласий?
Анна Тресвятская 24 мая 2017, 09:20
Добрый день!

По ч. 4 ст. 70 44-ФЗ у победителя есть право направить протокол и после того, как пройдут пять дней, отведенных на подписание контракта. С этой позицией согласна ФАС (письмо от 17 сентября 2014 г. № АЦ/37487/14). Но это спорная ситуация, заказчик может посчитать, что вы уклоняетесь заключать контракт и придется доказывать обратное на заседаниях в ФАС. Рекомендуем направить первый протокол разногласий в течение 10 календарных дней с момента публикации итогового протокола. После этого у вас будет еще минимум три рабочих дня, чтобы подписать контракт.
ООО ПроСервис 12 сентября 2017, 14:16
Мы подписали контракт на площадке в контракте указаны другое юридическое лицо, мы как положено подписали контракт и после подписания заметили что указаны неверные реквизиты и юридическое лицо. Заказчик отказывается подписывать протокол разногласий, мотивируя тем, что давайте расторгать (т.к мы выиграли по максимальной цене) по сути когда пройдут все сроки и контракт дойдет до УФАС он просто заново выбросит этот Контракт на торги, а нам этот контракт очень нужен, возможно ли обязать Заказчика сбросить на площадку протокол разногласий?
Алина Мищук 12 сентября 2017, 14:29
После того как вы подписали контракт ЭЦП, протокол разногласий ни Заказчик, ни Подрядчик отправить не может. Вы сами прозевали (уж простите за прямоту), надо внимательно изучать все документы, а потом подписывать. Теперь отправляете заказное с уведомлением письмо на адрес заказчика, с просьбой сделать (а лучше делаете его сами) Дополнительное соглашение, в котором устраняете все неточности. Подпишет Заказчик - хорошо - выполняете контракт. Нет, составляете жалобу в ФАС.
Савукова Марина 14 сентября 2017, 14:11
Добрый день!

Вам удалось урегулировать вопрос с заказчиком?
ООО ПроСервис 18 сентября 2017, 06:34
Не удалось.
ольга57 19 сентября 2017, 13:04
здравствуйте, нужна помощь!!!проводили аукцион на ремонт теплотрассы несколько раз, по указанию руководителя, в последний раз неожиданно вышел участник, выиграл. срок выполнения работ всего 8 дней, хотя работ там минимум на три недели, естественно он не успевает в срок выполнить работы, говорит что знал о такой ситуации и согласен выплатить пени, штрафы и выполнить работы в полном объеме. подскажите пожалуйста какие действия должны быть со стороны заказчика и исполнителя, если можно поэтапно?... гарантийные письма, уведомления, акты и т.д. работаю чуть больше 2х мес., первая закупка,состоявшаяся,моя. и подсказать не кому мне, сама шишки набиваю. очень буду благодарна.
Савукова Марина 29 сентября 2017, 14:36
Ольга, добрый день!

Напишите, пожалуйста, номер закупки здесь или в письме на адрес zakupki@kontur.ru
Анатолий 26 февраля, 13:37
Добрый день!
ФЗ-44
Контракт в минус т.к. заявка №1 и никто не сделал предложений.
Заказчик не должным образом обосновал НМЦ. Коммерческие предложения показать отказался. Выложил на подпись контракт с отсутствием цен в спецификации. Т.к. видимо, Коммерческих предложений у него нет. Мы хотим подписать контракт со спецификацией без цен. Дабы не стать уклонистами и зафиксировать данный факт. ВОПРОС - можем ли мы далее не соглашаться с Протоколом разногласий Заказчика? (А он будет) Контракт мы сегодня подпишем, но соглашаться с Протоколом разногласий, не планируем. Т.К. Заказчику придется каким-то образом обосновать НМЦ за ед. продукции. Но мы будем уже с ним не согласны. Попадем ли мы в РНП? Обязаны ли мы отвечать на протокол разногласий? Ведь контракт с нашей стороны будет подписан. Обеспечение контракта уже оплачено. Но мы не согласны с необоснованно заниженными ценами Заказчика за ед. в проекте контракта.
Анна Тресвятская 26 февраля, 14:06
Добрый день! Немного сумбурно, поэтому задам несколько вопросов:
- У вас несколько товаров в одной закупке, но заказчик не разделяет цены на них? А в ТЗ и проекте контракта как было?
- Он ошибся, не прикрепив спецификацию или ждет, что вы ее заполните?
- Почему вы уверены, что заказчик отправит протокол разногласий? Зачем ему это делать, если у него, к примеру, не было спецификации в проекте контракта?
- Как вы собираетесь уйти в плюс? Ведь итоговая цена контракта не поменяется.
- Зачем вам было участвовать в невыгодной закупке?

44-ФЗ не описывает возможность заказчика отправить протокол разногласий. Предполагается, что все условия контракта описаны в документах закупки и ТЗ. Он может перевывесить контракт на ЭТП или вернуть контракт участнику на доработку, если хочет исправить какую-то неточность в документе.
Анатолий 26 февраля, 14:29
У меня вопрос другой. Подписав первый, незаполненный проект договора. Но не отвечая далее на Протокол разногласий Заказчика, мы станем уклонистами? Он не заполнил, потому что не делал обоснование, не запрашивал КП и т.п. и ему негде взять цены позиционно. От фонаря, в АД, указал только общу НМЦ, Подались, потому что идиоты.) В договоре нет реквизитов поставщика, пустая спецификация. Уйти в + никак. А вот чтобы Заказчик, расторг такой контракт, по своей инициативе, т.к. он "пуст" - это шанс.
Анна Тресвятская 27 февраля, 09:53
Если вы не подпишите контракт вовремя (любую его версию), станете уклонистами. Если заказчик не подпишет контракт вовремя, он будет получать штраф за каждый день просрочки. Если вы подписали контракт, то обязаны исполнять его условия. Есть два возможных выхода:
1. Пока не истекло 10 дней с даты публикации итогового протокола, любое юрлицо может подать жалобу в ФАС на нарушения 44-ФЗ заказчиком. Если жалобу признают обоснованной, результаты закупки отменят.
2. Заключить контракт и расторгнуть его по соглашению сторон (заказчик может на это не пойти).
vinido 5 июля, 11:55
Вы не предусмотрели случай, когда условия контракта противоречат закону.. тут хоть подписывай, хоть уклоняйся, исполнять права не имеешь ;))))
Анна Тесвятская 5 июля, 11:59
Кажется, этот случай попадает в первый вариант. Можно подать жалобу в ФАС и подождать проверки. Контракт в это время заключить не получится, а если ФАС найдет нарушения, то результаты закупки отменят.
Анатолий 5 июля, 12:06
Подали, в итоге нашли косяк у заказчика в документации. Тем самым отмазали заказчика от уклонения. Аук заново.
vinido 5 июля, 12:10
мб где то далеко в горах... ... не в нашем районе (как говорил тов Саахов), но не в УФАС по мск - там даже жалобу исполнителя признали на нарушение закона заказчиком, а потом.. включили исполнителя в РНП за неисполнение этого контракта ;)))
Анатолий 5 июля, 12:17
смысл в том, что заказчик не имеет право создавать протокол разногласий, либо отправлять его на доработку. Следовательно 3 дня у него на подписание после подписи участника. 3 дня прошли - в итоге заказчик уклонист. Ну если ФАС его не отмажет внеплановой проверкой. УФАС по СПБ
vinido 5 июля, 12:19
заказчик... протокол .... после подписи... ?????
Это из какой оперы?
Вы что там в СПБ курите?? ;))))
Анатолий 5 июля, 12:28
на россельторге спросите, каким образом они позволяют заказчику "отправить проект договора на доработку".) так вот там, на площадке, говорят.. что идут на встречу заказчику, если что-то в проекте поменять, но это на страх и риск заказчика после подписи участника. Так что, что-то курят там.. в МСК.)) а точней в офисе россельторга.))
Анна Тресвятская 5 июля, 12:31
Прелестно) А не стали обжаловать выше?
vinido 5 июля, 12:40
так это был ДОГОВОР на доработку? ;)))) Понятно.... а написано про ПРОТОКОЛ ...
про обжалование - не та тема. мы ведь здесь чисто про то, как наши демутаты законы пишут.. в т.ч. 44-ФЗ ;)))
Анатолий 5 июля, 12:50
Да, "на доработку" как оказалось, не протокол. Но с угрозой санкций в сообщениях как от россельторга, так и от заказчика.) Якобы каким-то пи-пи-пи.. площадка аннулировала нашу подпись.) ну..ну.. "аннулировала".
vinido 5 июля, 12:57
Я эти все комменты вставил, что бы Анна Тресвятская несколько на землю спустилась, так сказать, в народ сходила и посмотрела на жизнь в этой контрактной системе без розовых очков, в т.ч. пересмотрела свои советы "пожаловаться в ФАС".
У меня недавно было дело - пожаловались на несоответствие закону. ФАС как ни крутил, ну не смог вывернуться, уж явно очевидное нарушение.. Пожурил заказчика. даже предписание выдал все исправить в новом АУ, а тот.... чихать хотел... вновь выложил документацию с теми же условиями. Я стучу в ФАС на неисполнение предписания - чисто КоАП плачет по заказчику.. а УФАС ... выдает ... НОВОЕ ПРЕДПИСАНИЕ, обязывающее выполнить ... ПЕРВОЕ.....
Реально.. Я это все Путину послал, что б понимал, где его речи про усиление антимонопольного зак-ва, а что на местах делается - на местах УФАСы защищают госструктуры от требований бизнеса жить по закону...
Анатолий 5 июля, 13:12
А остались ещё те, кто в облаках летает?) тогда да, лучше на практике полюбоваться, что депуты напридумывали. По моему за 2 года после последних изменений ФЗ44, все стало настолько печально. В плане экономии бюджетных средств. жесть короче. У меня завтра по Москве в УФАСЕ. Жалуюсь на неисполнение предписания. Т.к. заказчик.. мягко говоря... пипипи. Даже интересно, что завтра скажут. Но это ток у вас в МСК такие заки. У нас такого не бывает) все исполнительные. в плане исполнения предписаний УФАС)
Анна Тресвятская 6 июля, 16:05
Анатолий, поделитесь результатами заседания?
Анатолий 5 июля, 12:44
так а мне зачем?) я участник. контракт в минус был бы. я сьехал.)
vinido 5 июля, 12:08
Нет, сроки прошли... да и протокол уже подписали ;)))
Обнаружилось, что заказчик в итоговый контракт внес изменения (что само по себе незаконно по ст. 70), и к тому же противоречащие закону ;))
Александр 21 апреля, 13:53
Здравствуйте,нужно ли составлять протокол разногласий,если сумма контракта не совпадает с суммой локального сметного расчета,так же в данной смете не применены понижающие коэффициенты?
Анна Тресвятская 23 апреля, 15:00
Добрый день!

Как минимум, задайте вопросы заказчику. Если не захочет по каким-то причинам разговаривать, пишите протокол разногласий, раз считаете, что цена не соответствует условиям из ТЗ закупки, на которую подавали заявку.
Маргарита Черепнина 6 сентября, 08:23
В названии проекта контракта указан конкретный производитель товара ( 44 ФЗ ). Имеем ли мы право путем протокола разногласий убрать из названия проекта контракта наименование конкретного производителя, Т.к он не соответствует выигранной документации ( Спецификации, Технической части)
Анна Тресвятская 6 сентября, 12:41
Добрый день!

Да, ссылайтесь на то, что контракт заключают на условиях, предусмотренных извещением, документацией закупочной процедуры и окончательным предложением участника, с которым заключается контракт (ст. 34 44-ФЗ).
Айдана 20 сентября, 17:42
Добрый вечер! У меня несколько вопросов помогите пожалуйста.
1.Был ЭА один из участников уменьшил сумму на 45% и выиграл ЭА теперь он должен обеспечение контракта на 1.5 раза больше?
2. Он подал протокол разногласий. Мы исправили контракт и напривили на подпись. В течении скольки дней он должен подписать контракт?
3. Если он не подпишет какие наши дальнейшие действия.
Помогите пожалуйста это мой первый ЭА
Дамба Цыбикжапов 20 сентября, 17:45
Он должен предоставить либо полуторократное обеспечение исполнения контракта либо обычное но с предоставлением информации о добросовестности
Екатерина Кондратьева 21 сентября, 07:30
Добрый день, Айдана.
Контур.Закупки – это сервис для поставщиков. Мы помогаем участникам закупок.
Ваш вопрос касается действий заказчика, поэтому рекомендую обратиться к нашему партнеру:


ГОСTrader – Тендерное сопровождение
Сервисный Центр СКБ Контур в г. Екатеринбург
+7 (343) 345-57-05
zakaz@gostrader.ru

Эта компания консультируют заказчиков-организаторов закупок из любых регионов РФ.
Новый комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором.

Рассылка

Каждую неделю наши эксперты будут отправлять вам важные материалы о закупках