Минфин и ФАС признали пандемию коронавируса форс-мажором

12 апреля 2020 3 470 35

Закрытые границы, приостановленное производство, отсутствие товаров в наличии — последствия пандемии можно признать обстоятельством непреодолимой силы и отсрочить поставку без штрафов. Рассказываем, как это сделать.

Фотография Анастасия Васильева Анастасия Васильева Автор статей для Контур.Закупок

Под форс-мажором подразумевают непреодолимые обстоятельства, которые мешают сторонам договора выполнить свои обязательства. Среди таких обстоятельств стихийные бедствия, военные действия, запретительные меры государства, массовые заболевания и другие препятствия. Пандемия коронавируса тоже считается форс-мажором.

19 марта 2020 Министерство финансов и Федеральная антимонопольная служба признали пандемию COVID-19 форс-мажором: 

  • По мнению Минфина России, распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV,  носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
  • Пресс-служба ФАС отметила: сложившиеся обстоятельства нужно учитывать при рассмотрении административных дел, жалоб на закупки и обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

zakupki

Откройте дверь в мир торгов с электронной подписью

Как получить отсрочку

Согласно 44-ФЗ, отказаться от выполнения обязательств по контракту нельзя. Можно только получить отсрочку до тех пор, пока непреодолимые обстоятельства существуют. В сложившейся ситуации отсрочка действует до окончания пандемии.

План действий при наступлении форс-мажора такой:

  1. В течение одного дня после его возникновения исполнитель сообщает заказчику о возникновении чрезвычайной ситуации, которая мешает подписать или исполнить контракт в установленные сроки.
  2. Исполнитель доказывает, что обстоятельства имеют непреодолимую силу и препятствуют исполнению обязательств. В противном случае он может получить штраф, пени или попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Способ доказательства в законе не указан, так что исполнитель составляет документ в свободной форме.
  3. Когда форс-мажорные обстоятельства перестают действовать, исполнитель уведомляет заказчика. На это тоже дается один день.

Как доказать форс-мажор во внешнеэкономической сделке

Нужно получить сертификат, который подтвердит обстоятельства непреодолимой силы. Его оформляет Торгово-промышленная палата (ТПП) в соответствии со своим положением. Решение о выдаче сертификата принимают отдельно для каждого обращения. Представители ТПП проанализируют условия контракта и документы, подтверждающие наличие форс-мажорного события. Заявление рассмотрят в течение 10 рабочих дней после его регистрации. 

Сертификат освобождает от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактных обязательств из-за обстоятельств непреодолимой силы.

Например, автопром не будут штрафовать за нарушение сроков госконтрактов. Правительство опубликовало соответствующее распоряжение на сайте Кабмина. По обоюдному согласию сторон можно изменить сроки выполнения обязательств без взыскания штрафов и пеней с поставщика. Новые правила коснутся 77 государственных и муниципальных контрактов — поставок автобусов «КамАЗ» Мосгортрансу и автомобилей Lada для МВД. 

Как еще пандемия повлияла на закупки?

1 апреля вступили в силу льготы для поставщиков (98-ФЗ)

  • До конца 2020 года заказчики могут не требовать обеспечение контракта и гарантийных обязательств в закупках у малого бизнеса без аванса. 
  • Разрешили менять цену и сроки исполнения заключенного контракта, если работать на старых условиях мешают последствия пандемии. 
  • Спишут неустойки, начисленные в 2020 году. 
  • Заказчикам разрешили устанавливать аванс до 50 %.

Заказчики смогут больше закупать у единственного поставщика

Можно покупать без конкурса все что нужно, но заказчики должны будут обосновать, почему проведение закупки нецелесообразно. Минфин подтвердил право провести закупку у единственного поставщика в письме от 19 марта 2020 г. № 24-06-06/21324. Позже это условие появилось и в 98-ФЗ.

zakupki

Начните путь в закупках с электронной подписи

Заказчикам разрешили проводить закупки дистанционно  

ФАС обязала работать электронные торговые площадки, а правительство приняло постановление от 03.04.2020 № 443, которое дает возможность  проводить закупки в нерабочие дни:

  • Все этапы закупки, которые измеряли в рабочих днях, измеряют в календарных. Выходными считаются только суббота и воскресенье. 
  • Конкурсные комиссии работают дистанционно. 
  • Протоколы можно составлять в электронной форме и подписывать одной квалифицированной электронной подписью сотрудника, который имеет право действовать от имени заказчика.

Больше подробностей в дайджесте за 2 квартал 2020. 

zakupki

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Фотография Анастасия Васильева Анастасия Васильева Автор статей для Контур.Закупок
Подписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Подписка на самое важное из мира закупокПодписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Другие статьи

Все статьи
35 комментариев
ЕГ
НМ
Г
Спасибо большое!
ИГ
Ильдар Галиев 15 апреля 2020
Я ип. Сейчас идёт 10 дневный период на подписание контракта на оказание услуг.
Хотел доехать до объекта (посмотреть, жильё поискать) -это 170 км от меня. Какой документ мне нужен для передвижения, когда каждый гаишник
ИГ
Ильдар Галиев 15 апреля 2020
каждый гаишник мечтает штрафануть за передвижение без справки.
После подписания контракта как передвигаться? Как оформить разрешение на передвижение приглашенным на работу самозянятым гражданам?
Официально жильё я точно не найду, как быть с этим вопросом?
ОБ
Ольга Берговина 25 июня 2020
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, у нас заканчиваются договора за 2 квартал у муниципальных и государственных организаций (детские сады). Они не работали из-за пандемии и поэтому не выбрали объемы (молочная продукция). Как поступить в данной ситуации? Можно ли продлевать сроки поставки на 3 квартал до полной выборки товара и по 223 и по 44 ФЗ? Расторгаться мы не хотим, т.к. это вредит нашей деловой репутации.
АТ
Анна Тресвятская 29 июня 2020
Добрый день! В закупках по 44-ФЗ мы можете продлить срок контракта по соглашению сторон, если исполнять контракт вам или заказчику мешает пандемия (ст. 65 98-ФЗ).

Вместе с условиями контракта придется пропорционально изменить размер его обеспечения:

Если цена или срок контракта увеличились, исполнителю нужно перевести на счет заказчика недостающую сумму.
Если исполнитель обеспечивал контракт банковской гарантией, ему придется отозвать старую и получить новую.

В закупках по 223-ФЗ по сути все тоже решается согласованием с заказчиком.