Заказчики смогут «выращивать» для себя поставщиков. Что это значит?

6 октября 2022 3 561 5

Для закупок почти закон: поставщики и заказчики недовольны друг другом. Цена контракта, аванс, приемка — у бизнеса и госструктур много поводов для разногласий. Теперь власти сделали шаг на пути к тому, чтобы сгладить давнее противоречие: новый закон разрешил заказчикам по 223-ФЗ готовить поставщиков под себя.

Зачем нужны изменения

Закон о «выращивании» поставщиков (285-ФЗ от 14.07.2022) разработали Минэкономики РФ и подведомственная министерству корпорация МСП — с 12 ноября документ вступит в силу. 

Закон дает возможность госкорпорациям и крупным заказчикам с госучастием вводить программы развития поставщиков из сферы малого и среднего предпринимательства (МСП) для участия в закупках. Так госкомпании смогут готовить поставщиков для потенциального участия в закупках по 223-ФЗ.

В основе закона лежат три цели:

  • удовлетворить возрастающие требования заказчиков по качеству товаров, работ и услуг (ТРУ);
  • развить поставщиков за счет внедрения новых технологий и выхода на новые рынки;
  • поддержать малый и средний бизнес, повышая доступность закупок.

Согласно документу, представители МСП смогут рассчитывать на финансовую, юридическую, методическую и информационную поддержку. Помогать поставщикам будут заказчики, организации поддержки предпринимателей и «другие заинтересованные органы». Одной из мер может стать доступ к объединенной программе льготного кредитования Минэкономики, Центробанка РФ и корпорации МСП.

По задумке, закон о «выращивании» выгоден всем субъектам закупок: поставщики получат новые компетенции и доступ к технологиям, заказчики — лучшее качество предложения.

zakupki

Найдите закупку мечты — в пару кликов

Как будут «выращивать» поставщиков

Заказчики будут готовить поставщиков под свои нужды по алгоритму из пяти шагов.

  1. На первом этапе госкомпания разрабатывает и утверждает программу развития поставщиков, ориентируясь на собственные потребности.
  2. Затем заказчик определяет ТРУ, с которыми субъекты МСП смогут претендовать на участие в программе.
  3. Третий этап — отбор поставщиков из числа МСП на основе закрепленных законом критериев и требований заказчика. Предполагается, что отбирать участников госкомпании будут на созданной Минэкономики цифровой платформе МСП.
  4. Далее заказчик разрабатывает и утверждает индивидуальные карты развития поставщиков и подписывает соглашение об оказании мер поддержки — с указанием их перечня, объема, порядка и сроков реализации. При этом заказчик сможет тратить на программы развития только самостоятельно заработанные деньги — закон запрещает расходовать на это бюджетные средства.
  5. Финальный пункт — реализация мер, предусмотренных индивидуальными картами развития.

Что потребуют от участников

Чтобы претендовать на участие в программе, поставщик должен состоять в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства и соответствовать следующим требованиям:

  • не банкрот и не находится в стадии ликвидации;
  • нет задолженностей по налогам размером больше 25% балансовой стоимости активов компании;
  • у руководителя или главного бухгалтера нет судимости за экономические преступления;
  • не состоит в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП);
  • не аффилирован с заказчиком, на участие в программе которого претендует;
  • производит товары, выполняет работы или оказывает услуг на территории России.

Закон также разрешает заказчикам использовать для оценки поставщиков индекс технологической готовности. Показатель отражает уровень готовности субъектов МСП к внедрению новых технологий, модернизации, реконструкции и техническому перевооружению производства. Кроме того, госкомпании вправе самостоятельно устанавливать требования к участникам программ в зависимости от специфики деятельности.

Для поставщиков, участвующих в программах развития, предусмотрели собственный аналог РНП. За неисполнение обязательств перед заказчиком по программе поставщик попадает в специальный реестр и лишается права претендовать на «выращивание». За ведение реестра будет отвечать корпорация МСП.

Что войдет в программу развития

Правительство готовит типовую форму программы развития поставщиков и разрабатывает правила отбора ее участников — пока они существуют в виде проектов

Закон дает представление лишь об общих требованиях к программе. Она должна содержать:

  • описание формы, объема и условий поддержки поставщиков;
  • список мероприятий по поддержке участников программы;
  • правила отбора субъектов МСП для участия и основания для отказа;
  • основные и дополнительные требования к участникам;
  • порядок реализации мероприятий, предусмотренных индивидуальными картами развития поставщиков;
  • описание ответственности участника и заказчика за нарушение условий соглашения;
  • способы взаимодействия поставщиков, заказчика, корпорации МСП и других организаций, участвующих в реализации программы;
  • порядок заключения соглашения между поставщиком и заказчиком.

Подготовленная заказчиком программа «выращивания» публикуется на сайте корпорации МСП — заказчик должен направить ее в течение 10 дней со дня утверждения документа. Корпорация МСП будет вести реестр программ и мониторить их реализацию, ежегодно публикуя отчет до 31 мая.

Заказчики также должны делиться с корпорацией МСП:

  • информацией о проведении отбора поставщиков (в течение 30 дней до начала приема заявок);
  • результатами реализации программ поддержки (в течение 10 дней после окончания действия индивидуальной карты поставщика);
  • сведениями о поставщиках, нарушивших условия программы (в течение 30 дней с момента окончания срока исполнения обязательств).

Положения закона о «выращивании» также облегчают заключение офсетных контрактов — договоров со встречными инвестиционными обязательствами поставщика. Такую сделку можно заключить после утверждения заказчиком программы развития поставщика. По задумке законодателей, это позволит создать гарантированный рынок сбыта для представителей МСП.

За что критикуют закон

При обсуждении законопроекта в Госдуме депутаты высказывали опасения, что нововведения могут помешать развитию конкуренции в закупках. Среди основных рисков — заказчики смогут готовить под себя «ручных» поставщиков и давать им преимущество в торгах. Другая опасность — новичкам станет сложнее участвовать в тендерах, так как, по сравнению с «выращенными» поставщиками, они будут в меньшей степени готовы выполнять требования заказчика.

Чтобы успокоить критиков, ко второму чтению в закон добавили запрет на аффилированность субъектов МСП с госкомпаниями. Чиновники также обещали доработать защиту от закупок у «своих» поставщиков через нормативные акты, регулирующие отбор участников программы.

Еще один дискуссионный пункт закона — он разрешает заказчикам отбирать поставщиков для участия в своей программе без отбора, если на конкурс заявится недостаточно участников. При этом нижний порог числа претендентов для проведения отбора заказчик определяет самостоятельно.  

Выводы

Закон о «выращивании» поставщиков готовился еще до введения западных санкций весной 2022 года. Но кризис не поменял амбициозные планы властей: в правительстве рассчитывают, что благодаря новому закону к 2024 году объем закупок госкомпаний у субъектов МСП вырастет до 5 трлн рублей с нынешних 4,2 трлн.

На бумаге закон существенно меняет привычные правила игры в закупках. Теперь заказчики смогут готовить поставщиков под собственные требования, что должно снизить количество конфликтных ситуаций. Мы будем следить, как закон о «выращивании» заработает на практике, и рассказывать об этом в новых статьях. 

zakupki

Инструменты для продуктивного участия в торгах

Подписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Подписка на самое важное из мира закупокПодписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Другие статьи

Все статьи
5 комментариев
Здравствуйте. Не совсем ясна терминология. Обычно "госзакупки" это 44-ФЗ. В статье говорится про 223-ФЗ, но в нескольких местах написано именно "госзакупки". Например цитата "На бумаге закон существенно меняет привычные правила игры в госзакупках. Теперь заказчики смогут готовить поставщиков под собственные требования".
Олег Теплоухов 6 октября 2022
Павел, здравствуйте! Действительно, в тексте закона говорится, что он лишь для заказчиков по 223-ФЗ. Однако правительственные чиновники применительно к этому закону используют термин «госзакупки». Например, замминистра экономического развития Татьяна Илюшникова так обрисовала цель закона: «Это новый формат поддержки МСП, сочетающий повышение доступности госзакупок и развития бизнеса».

Таким образом, риторика авторов закона отразилась и на статье. Чтобы избежать недопонимания, мы скорректировали терминологию. Благодарим за внимательность.
ЮЯ
Юрий Яценко 6 октября 2022
1. Меня не просто беспокоит, но раздражает зарегламентированность заказчиков. Когда для поставки одной позиции в сумме до 100 000 рублей требуют десятки документов, договор на 30 страницах.
2. При этом хотят чтобы микробизнес, как у меня, выдавал фактически товарный кредит крупным предприятиям, то есть постоплата до 60 или 90 дней после поставки. И это требуют предприятия с миллиардными оборотами. Им не указ Постановление правительства об оплате МСП в течении 7 дней.
3. Банки не выдают кредиты так маленький товарооборот, но для увеличения и нужны кредиты. Так что пока только говорильня!
4. Работаю с 2005 года и ни одной претензии или арбитражного иска, все налоги уплачены! Но это не является "пропуском" для крупного бизнеса и банков. Хотя некоторые предприятия и делают предоплату, но это скорее исключение чем правило.
Олег Теплоухов Изменен 6 октября 2022
Юрий Яценко, спасибо за подробный комментарий, понимаем ваши боли! Со своей стороны стараемся сделать жизнь поставщиков проще: статьями и комментариями, разбором изменений в законах и сложных ситуаций в закупках.
НЕ
Николай Елизаров 14 октября 2022
Закон интересный , надо пробовать. В любом случае рынок тендеров уже устоялся и правила понятны. Нет смысла лезть в чужие тендеры сделанные под кого то. В основном Заказчики находят требуемых им поставщиков заранее с мониторингов цен с предварительных оценок рынка и ведут с ними работу до завершения сделки. Заказов очень много для всех.