5 способов подобрать товар под техническое задание заказчика

22 января 2024 1 250 Основы

Заходя в новые ниши в закупках, участнику бывает сложно разобраться в незнакомых товарах. А от правильного их подбора в немалой степени зависит победа в тендере и в конечном итоге — рентабельность участия в торгах. В статье рассказали, как подобрать товар под техническое задание так, чтобы заказчик его принял.

Фотография Евгений Гуляев Евгений Гуляев Предприниматель и эксперт в госзакупках

Способ 1. Ищем в интернете

В отобранной для участия закупке откройте техническое задание (ТЗ) и найдите «наименование объекта закупки», чтобы понять, как называется нужный заказчику товар. Дальше перейдите к характеристикам и найдите «ключевую» — она поможет составить более точный поисковый запрос. Например, если в ТЗ товар называется «ручка», то ключевой характеристикой будет тип ручки — «гелевая».

Описание объекта закупки в сервисе Контур.Закупки
Описание объекта закупки в сервисе Контур.Закупки

Следующий шаг — анализ поисковой выдачи. Отберите несколько поставщиков товаров и направьте им запросы. Если не скрываете, что ищите товар под тендер, вышлите поставщикам ТЗ в таком виде, в котором его опубликовал заказчик.

Когда поступят ответы от поставщиков, выберите лучший по цене и сравните предложенный товар с требованиями заказчика. Если он им соответствует, готовьте заявку на участие. Если нет, переходите к следующему методу подбора товара.

vitrina

Выгодно продавайте товары для бизнеса

Проводите безопасные сделки через B2B-маркетплейс. Без скрытых комиссий и штрафов. Оплата за успешную сделку — 3,5% от суммы заказа.

Реклама 16+. ООО «Сертум-Про».

Способ 2. Запрашиваем разъяснение

Заказчик может ошибиться и указать в документации некорректную информацию. Запрос разъяснений позволяет уточнить все неясные моменты, мешающие подобрать товар под закупку, а ответ становится неотъемлемой частью извещения.

В запросе разъяснений лучше задать как можно больше вопросов. Так, можно попросить заказчика изменить диапазоны значений, если ваш товар незначительно в них не вписывается, или указать не менее двух производителей, чьи товары подойдут под его требования.

Можно оттолкнутся от второстепенной характеристики: «По закупке на поставку гелевых ручек возник вопрос по характеристике “толщина линии — 0,5 мм”. Наш производитель заявляет, что у него толщина линии 0,3 — 0,5 мм в зависимости от силы нажатия на ручку при письме. Чтобы избежать недоразумений при приемке товара, хотим уточнить: какими ручками вы уже пользовались и какие приняли успешно?»

Любую просьбу об изменении ТЗ, нужно аргументировать. Например, попросить изменить характеристику «тип ручки — гелевая» на «гелевая или шариковая» можно в связи с тем, что на рынке широко представлены производители, подходящие под остальные технические характеристики, но при этом выпускают они только шариковые ручки.

Правильно подготовленный запрос разъяснений повысит шансы найти подходящий товар. Как подать запрос на разъяснения по 44‑ФЗ так, чтобы заказчик ответил, подробнее рассказали в этой статье.

Способ 3. Анализируем завершенные закупки

Если предыдущие способы поиска товара не помогли, следующий шаг — анализ похожих закупок заказчика. Такую возможность, например, дает сервис Контур.Закупки.

Чтобы проанализировать завершенные закупки, перейдите на страницу заказчика. Сделать это можно из карточки закупки или с помощью поиска по организациями в разделе «Аналитика». На странице заказчика вы увидите все его закупки и поставщиков, с которыми он работает.

Аналитика заказчика в сервисе Контур.Закупки
Аналитика заказчика в сервисе Контур.Закупки

Бывает, что заказчик периодически закупает один и тот же товар. Если ТЗ зарекомендовало себя информативным и понятным для поставщиков, то заказчик не меняет его от закупки к закупке.

Анализ завершенных тендеров поможет найти уже реализованные контракты и узнать, какой товар принял к поставке заказчик. Дальше остается отыскать его поставщиков или производителей.

zakupki

Гибко настраиваем поиск тендеров из 300 источников. Помогаем работать с закупками, следить за изменениями в них, анализировать заказчиков и конкурентов.

Способ 4. Звоним заказчику

Если вопрос срочный, а время на подачу запроса разъяснений упущено, то можно попробовать связаться с заказчиком по телефону и задать вопрос специалисту по закупкам. Также заказчику можно звонить, если закупка проводится запросом котировок.

При этом нужно учитывать, что устные пояснения заказчика не являются официальным разъяснением и в случае разбирательств не будут приняты к рассмотрению.

Чтобы найти ответственного за закупку сотрудника, обратитесь к извещению. В нем указаны контактные данные ответственного за тендер со стороны заказчика, в том числе номер телефона. Телефон также могут указывать в ТЗ. Перед звонком выпишите для себя номер извещения, указанный в документации товар и сформулируйте причину звонка.

По закону заказчик не обязан раскрывать, какой именно товар подойдет под его техническое задание. Однако в разговоре вы можете выяснить, правильно ли поняли требования заказчика, и донести до сотрудника вашу заинтересованность в поставке правильного товара.

Способ 5. Подаем жалобу

Если все перечисленные методы не решили вопрос, то можно подать жалобу в ФАС — на «ограничение конкуренции» или «некорректное техническое задание». Учитывайте, что подача жалобы может испортить ваши отношения с заказчиком, поэтому советуем прибегать к этому способу в последнюю очередь.

Жалобу рассматривает комиссия, пригласив на разбирательство заказчика и участника закупки. Зачастую именно на заседании можно получить ясный ответ заказчика, какие два производителя товара подойдут под требования закупки. Если заказчик не ответит по существу, комиссия признает жалобу участника обоснованной и выдаст предписание на устранение нарушений.

Помните: подача жалобы приостанавливает только подписание контракта со стороны заказчика, а не саму процедуру закупки. При рассмотрении жалобы закупка продолжается, в том числе проводится аукцион и рассматриваются заявки. 

Жалоба помогает поставщикам защитить их права. В 2023 в ФАС поступило 53 тыс. обращений, что на 14,3% больше, чем в 2022. В итоге обоснованными признали 42,5% жалоб. Как подать жалобу в ФАС, пошагово рассказали в этой статье.

Фотография Евгений Гуляев Евгений Гуляев Предприниматель и эксперт в госзакупках
Самое важное на почту — раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Советы о закупках от наших экспертов каждую неделюСамое важное на почту — раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Другие статьи

Все статьи
Написать комментарий