В 2023 году ФАС признала обоснованной каждую вторую жалобу поставщика. Условия обжалования прописаны в законе о контрактной системе, а все жалобы и итоги их рассмотрения публикуются на официальном сайте. Подать жалобу в ФАС на заказчика по 44-ФЗ и защитить свои права несложно. Рассказываем, как это сделать.
Обжалование результатов размещения закупки — это обращение в органы государственной власти, уполномоченные на рассмотрение споров: ФАС, структуры администраций субъектов РФ, Арбитражный суд.
На что и когда жаловаться
Участник может подать жалобу в ФАС только в определенные законом сроки, и пока не подписан контракт. Если сроки вышли, действия заказчика или оператора электронной площадки можно оспорить только в Арбитражном суде.
До окончания сроков подачи заявок
Жалоба на заказчика:
- На положения документации. Например, если формулировки затрудняют или делают невозможной подачу заявки.
- На содержание проекта контракта в документации. Например, нереалистичные сроки выполнения работ.
Жалобу может подать любая организация до окончания срока подачи заявок.
После рассмотрения заявок
Жалоба на заказчика:
- на необоснованное отклонение заявки;
- на содержание протоколов заседаний комиссии;
- на сговор заказчика с победителем, если есть доказательства — например, несколько организаций, принадлежащих одному лицу, подали заявки на одну закупку.
Жаловаться может только подавший заявку участник — в течение 5 дней после даты публикации протокола закупки.
Проведение электронной закупки
Жалоба на оператора площадки:
- на «зависание» площадки во время проведения процедуры;
- на несвоевременное предоставление или публикацию документов.
Жалобу может подать только подавший заявку участник в течение 5 дней со дня обжалуемых действий.
Действия на электронной торговой площадке можно фиксировать с помощью плагина Независимый регистратор. Мы писали, как его использование помогает защитить свои права.
Куда жаловаться
На заказчика по 44-ФЗ — в территориальное отделение ФАС (УФАС). На действия оператора ЭТП — в федеральное отделение ФАС.
Если вы ошибетесь и подадите жалобу не в тот территориальный орган, вашу жалобу в течение одного рабочего дня передадут в нужное территориальное управление ФАС. Если контракт уже подписан или вы недовольны решением ФАС, подавайте иск в Арбитражный суд.
Как подать жалобу
Прежде, чем подать жалобу:
- На этапе подачи заявки у заказчика можно запросить разъяснение любого пункта закупочной документации. Возможно, этого будет достаточно, чтобы урегулировать споры.
- Убедитесь, что другой участник закупки не успел подать жалобу на эти же действия заказчика или ЭТП, иначе вашу жалобу ФАС не рассмотрит.
Оформление жалобы
При составлении жалобы придерживайтесь требований ч. 4 ст. 105 44-ФЗ. Жалоба должна содержать:
- Лица, на которые подается жалоба (заказчик, оператор площадки, уполномоченный орган или специализированная организация при наличии): наименование, место нахождения, почтовый адрес, телефон.
- Заявитель: наименование и место нахождения для юр. лиц, ФИО и место жительства для физ. лиц, почтовый адрес, адрес электронной почты, телефон, факс.
- Номер закупки, наименование и способ отбора, если жалоба связана с закупкой.
- Обжалуемые действия, доводы и доказательства жалобы.
- Полный перечень документов, прилагаемых к жалобе.
- Номер записи в реестре контрактов/договоров, если установлено доп. требование по ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ.
В жалобе можно указать, какой результат хотите получить от заказчика. Например:
- внести изменения в закупочную документацию;
- отменить закупку (процедура пройдет заново с этапа публикации извещения);
- отменить протокол рассмотрения заявок;
- приостановить заключение контракта с выигравшим участником.
Подача жалобы в ФАС
Жалобу нужно подавать через личный кабинет Единой информационной системы (ЕИС). Для выберите в меню раздел «Жалобы», нажмите на кнопку «Подать жалобу» и заполните необходимые поля.
Для закрытых конкурсов и аукционов, закупок по ст. 111 и 111.1 44-ФЗ жалобу нужно отправить в ведомство письменно. Она должна содержать информацию об участнике, предусмотренную п. п. «г» и «е» п. 1 ч. 1 ст. 43 44-ФЗ. Кроме того, к жалобе нужно приложить:
- приглашение, если жалоба подана при проведении закрытого конкурса или закрытого аукциона;
- документ, подтверждающий полномочия на подписание жалобы, если ее подал представитель участника закупки.
Жалоба отзывается теми же способами, которыми подается. Вы можете отозвать жалобу до принятия контрольным органом решения по ней, но подать жалобу повторно на те же действия тех же лиц уже будет нельзя.
Поможем на любом этапе участия в закупке — от подачи заявки до работы на торговой площадке.
Решение по жалобе
В течение 3 часов комиссия примет или вернет жалобу, разместит информацию на официальном сайте и уведомит о ней заинтересованных лиц. Если жалоба принята, то в течение трех рабочих дней решение разместят в реестре жалоб на официальном сайте. Найти жалобу можно по наименованию закупки или заказчика, субъекту, номеру жалобы или извещения о закупке.
В Контур.Закупках можно посмотреть, сколько жалоб подали на заказчика и какой статус у каждой.
Жалоба не принята
Отклонить жалобу могут по следующим причинам:
- не соответствует установленным в 44-ФЗ требованиям;
- не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
- истекли установленные сроки подачи жалобы;
- по жалобе уже принято решение суда или контрольного органа (если ее раньше вас подал другой участник закупки).
Жалоба принята и признана обоснованной
На официальном сайте вместе с решением публикуют предписание заказчику, например:
- внести изменения в закупочную документацию,
- отменить протокол подведения итогов,
- аннулировать результаты конкурсной процедуры.
Иногда предписание не выдается. Например, если нарушения не повлияли на результаты определения поставщика или контракт с победителем уже заключен.
Жалоба принята и признана необоснованной
Информацию о принятом решении размещают на официальном сайте без предписаний заказчику. В документе содержатся ссылки на законы, которыми руководствовалась комиссия. Такое решение комиссии можно обжаловать в суде в течение трех месяцев.
Обращаться ли в суд?
Рекомендуем обращаться в суд, если вы хотите снизить штраф или взыскать с заказчика деньги за уже выполненные услуги и поставленные товары. Если вы хотите побороться за заключение контракта, то будьте готовы к тому, что судебный процесс может длиться долго.
Уточните, пожалуйста, в чем заключается ваш вопрос?
Уточните, пожалуйста, с какой формулировкой было ваше предложение и формулировку, которую указал заказчик в своем контракте.
Мы являемся поставщиками. Заказчик выложил на подписание некорректный по нашему мнению проект контракта, протокол разногласий не помог, так контракт подписать не можем. Собираемся подавать в УФАС. Вынесение предписания после регистрации жалобы обычно занимает 2-3 недели, срок подписания контракта за это время истечёт.Скажите пожалуйста, будем ли мы признаны уклонистами, если не подпишем контракт в необходимый срок при условии, что жалобу УФАС принял?
Да, вы будете считаться уклонистом. Разве проект контракта не тот, который изначально был в документации закупки?
Микшерный пульт 1 шт 7 599,67
Аппаратура для воспроизведения звука прочая 1 усл ед 28 996,33
Микрофон 2 шт 4 387,18 итого 8 774,36.
НМЦ была 45370,36, ваша цена 34783,56, снижение на 23,33%. Соответственно это снижение распространяется на объект закупки пропорционально (+-):
7 599,67-23,33%=5826,67
28 996,33-23,33%=22231,49
4 387,18-23,33%=3363,65 2 шт=6727,30
Ваш заказчик установил такие расценки?
Спасибо!
Поставщик когда выходит на торги и снижается НМЦ, должен понимать, что это снижение отразится на на объект закупки. Вас смутило, что пропорционально?
Такой вопрос. Закупка проводилась через электронный магазин СПб посредством подачи оферт. Заказчик выбрал не наименьшую цену (ни первую, ни вторую), сославшись на то, что «Чрезмерное снижение цены, вызывающее сомнения в качестве оказываемых услуг в соответствии с условиями Договора». Правомерно ли это? Или можно обжаловать решение. Это не аукцион, а электронная подача оферт получается.
Поделитесь, пожалуйста, номером закупки.
Так как 44-ФЗ не предусмотрено обжалование действий заказчиков в эл.магазинах, вы можете обратиться с жалобой в ФАС (ст.18.1 135-ФЗ). По антимонопольному законодательству процесс занимает до 30 дней (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).
Регламент работы электронного магазина опубликован в открытом доступе: https://www.gz-spb.ru/documents?page=3.
Пунктом 6 Регламента предусмотрено: если поступившие оферты не удовлетворяют заявленным потребностям Заказчика, у него есть возможность признать закупку несовершённой и перейти в Портал 44 с целью заключения контракта, либо корректировки закупки. После наступления срока завершения подачи оферт, заказчику отводится 24 часа на признание закупки несовершённой.
При этом в случае признания закупки несовершённой в ЭМ заключение контракта заказчиком в Портале 44 по такой закупке возможно только по цене, не превышающей минимальную цену оферты, полученную на закупку в Электронном магазине. В случае ее превышения, заключение контракта в Портале 44 будет
невозможным.
Регламентом не установлена обязанность заказчика по формированию протокола по результатам закупки. Регламент обязывает заказчика формировать и публиковать протокол отказа от заключения контракта.
Таким образом, если заказчик нарушил данные положения регламента, то вы имеете право обжаловать действия заказчика. Однако, контракт скорее всего уже будет заключен и обжалование приведет не к заключению данного контракта с вами, а к возможным административным санкциям к заказчику.
Напишите, пожалуйста, номер закупки, по изучаю документацию.
Таким образом, заказчик прав в том, что все медицинские изделия, в т.ч. мешки для медицинских отходов, предлагаемые к поставке должны быть зарегистрированы и иметь регистрационные удостоверения.
А ваш производитель выпускает мешки для мусора, которые не являются медицинскими изделиями, соответственно такие мешки нет необходимости регистрировать в порядке, предусмотренном 323-ФЗ.
Росздравнадзор осуществляет ведение государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, и размещает его на своем официальном сайте в сети "Интернет": http://www.roszdravnadzor.ru/services/misearch.
Проконсультируйте, по возможности, пожалуйста,
По 223 ФЗ в запросе котировок, в конверте, была предоставлена справка о крупной сделки (прописано: планируемых к заключению по результатам открытых аукционов или открытых запросов, предложений, в том числе в электронной и не электронных формах ), на основании этого нас отклонили, причина: предоставление одобрение крупной сделки только на аукционе. Не в документации и не в положении по 223 ФЗ у заказчика не прописано, как должна выглядеть справка об крупной сделки. Правомерно ли нас отклонили? И если подавать в ФАС, на основании какой статьи?
Напишите, пожалуйста, номер закупки сюда или на почту zakupki@kontur.ru. Необходимо изучить документацию.
Учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы (в соответствии со статьей 28 Федерального закона № 44-ФЗ) В РАЗМЕРЕ 15,00%
Это было указано как преимущество , а не как требование .
Это вообще законно? что делать в данном случае
http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/zk44/view/common-info.html?regNumber=0335100007118000021
Вас могут отклонить, только если вы не субъект малого предпринимательства. А если вы не УИС, то вы просто не получаете преимущества в цене.
Проводился электронный аукцион с применением приказа 126-н. На ЭП указано, что была подана заявка со странами происхождения ЕАЭС. Но, продукция с техническими характеристиками, которые указаны в ТЗ заказчика производится только в странах иностранного государства.
Подскажите, будет ли вычитаться с победителя аукциона 15%?
И писать ли жалобу в ФАС?
Приказ №126н включается если есть одна заявка с РФ и одна заявка не РФ. При проведении аукциона, 15% вычитается из цены победившей заявки с иностранной продукцией. Уточните, пожалуйста, в вашем случае сколько заявок было подано, и все ли со странами происхождения ЕАЭС? Напишете номер закупки.
А возможно ли проверить достоверность предоставляемой информации других поставщиков, а именно страны производителей, которые ими были указаны.
И что делать в подобной ситуации, если наша компания выиграла электронный аукцион и к контракту вероятнее всего будет применен приказ 126-н, следовательно вычитается 15% из суммы. Но аналогов в ЕАЭС с продукцией, указанной в техническом задании заказчика, точно нет. Следовательно, какой-то поставщик дал недостоверную информацию.
Было одобрено 10 заявок на участие в электронном аукционе. Но, к сожалению, не известно сколько заявок со странами происхождения ЕАЭС были указаны.
1. Иностранная заявка будет отклонена, если две другие будут с продукцией из ЕАЭС.
2. Если никого не отклонили, то включается Приказ №126н.
Если вы уверены, что нет аналогов с продукцией в ЕАЭС , то можете обратиться в ФАС, для того чтобы он проверил достоверность предоставляемой информации.
Артикул товара — это его определение, обозначение: фиксированное, буквенное либо числовое значение, используемое для систематизации определенного вида продукта по производителю, цвету, составу и другим отличительным чертам.
Артикул является неизменным значением и присваивается товару при получении его на склад. В артикуле можно выделить страну-производителя, наименование самого производителя, поставщика, год производство, цвет товара, сезон, материал, коллекцию, определённые опции и так далее.
Каждый производитель имеет свою систему артикулов, т.к. артикул — это та информация, которую компания добавляет к своим товарам. Благодаря этому идентификатору товар может быть найден покупателем.
Если заказчик осуществляет закупочную деятельность с нормами 44-ФЗ, то в описании объекта закупки он не имеет права указывать требования к производителю товара (ч. 3 ст. 33 44-ФЗ). В рассматриваемой закупке имеющееся в Спецификации указание на конкретный артикул товара в нарушение ч. 3 ст. 33 44-ФЗ устанавливает требования к определенному производителю товара.
Относительно наличия запроса со стороны заказчика в адрес производителя считаем необходимым сообщить следующее.
Согласно п.1 ч. 3 статьи 54.5 44-ФЗ комиссия заказчика не допускает участника закупки к участию в открытом конкурсе в электронной форме в случае непредставления информации, предусмотренной ч. 4 ст.54.4 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации. т.е. Если заказчик усомнился в технических характеристиках, содержащихся в заявке, то он имеет право обратиться в производителю товара и уточнить их.
Если в документации заказчика содержалась недостоверная информация о характеристиках и артикуле закупаемого товара, отклонить за недостоверность такой информации в заявке заказчик не вправе.
В таком случае вы можете обжаловать действия заказчика, но стопроцентная гарантия принятия контрольным органом решения об обоснованности жалобы отсутствует.