Как подать жалобу в ФАС: инструкция для поставщика

11 июня 2024 52 708 185

В 2023 году ФАС признала обоснованной каждую вторую жалобу поставщика. Условия обжалования прописаны в законе о контрактной системе, а все жалобы и итоги их рассмотрения публикуются на официальном сайте. Подать жалобу в ФАС на заказчика по 44-ФЗ и защитить свои права несложно. Рассказываем, как это сделать.

Обжалование результатов размещения закупки — это обращение в органы государственной власти, уполномоченные на рассмотрение споров: ФАС, структуры администраций субъектов РФ, Арбитражный суд.

На что и когда жаловаться

Участник может подать жалобу в ФАС только в определенные законом сроки, и пока не подписан контракт. Если сроки вышли, действия заказчика или оператора электронной площадки можно оспорить только в Арбитражном суде.

До окончания сроков подачи заявок

Жалоба на заказчика:

  • На положения документации. Например, если формулировки затрудняют или делают невозможной подачу заявки.
  • На содержание проекта контракта в документации. Например, нереалистичные сроки выполнения работ.

Жалобу может подать любая организация до окончания срока подачи заявок.

После рассмотрения заявок

Жалоба на заказчика:

  • на необоснованное отклонение заявки;
  • на содержание протоколов заседаний комиссии;
  • на сговор заказчика с победителем, если есть доказательства — например, несколько организаций, принадлежащих одному лицу, подали заявки на одну закупку.

Жаловаться может только подавший заявку участник — в течение 5 дней после даты публикации протокола закупки.

Проведение электронной закупки

Жалоба на оператора площадки:

  • на «зависание» площадки во время проведения процедуры;
  • на несвоевременное предоставление или публикацию документов. 

Жалобу может подать только подавший заявку участник в течение 5 дней со дня обжалуемых действий.

Действия на электронной торговой площадке можно фиксировать с помощью плагина Независимый регистратор. Мы писали, как его использование помогает защитить свои права. 

Куда жаловаться

На заказчика по 44-ФЗ — в территориальное отделение ФАС (УФАС). На действия оператора ЭТП — в федеральное отделение ФАС.

Если вы ошибетесь и подадите жалобу не в тот территориальный орган, вашу жалобу в течение одного рабочего дня передадут в нужное территориальное управление ФАС. Если контракт уже подписан или вы недовольны решением ФАС, подавайте иск в Арбитражный суд.

Как подать жалобу

Прежде, чем подать жалобу:

  • На этапе подачи заявки у заказчика  можно запросить разъяснение любого пункта закупочной документации. Возможно, этого будет достаточно, чтобы урегулировать споры.
  • Убедитесь, что другой участник закупки не успел подать жалобу на эти же действия заказчика или ЭТП, иначе вашу жалобу ФАС не рассмотрит.

Оформление жалобы

При составлении жалобы придерживайтесь требований ч. 4 ст. 105 44-ФЗ. Жалоба должна содержать:

  • Лица, на которые подается жалоба (заказчик, оператор площадки, уполномоченный орган или специализированная организация при наличии): наименование, место нахождения, почтовый адрес, телефон.
  • Заявитель: наименование и место нахождения для юр. лиц, ФИО и место жительства для физ. лиц, почтовый адрес, адрес электронной почты, телефон, факс.
  • Номер закупки, наименование и способ отбора, если жалоба связана с закупкой.
  • Обжалуемые действия, доводы и доказательства жалобы.
  • Полный перечень документов, прилагаемых к жалобе.
  • Номер записи в реестре контрактов/договоров, если установлено доп. требование по ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ.

В жалобе можно указать, какой результат хотите получить от заказчика. Например:

  • внести изменения в закупочную документацию;
  • отменить закупку (процедура пройдет заново с этапа публикации извещения);
  • отменить протокол рассмотрения заявок;
  • приостановить заключение контракта с выигравшим участником.

Подача жалобы в ФАС

Жалобу нужно подавать через личный кабинет Единой информационной системы (ЕИС). Для выберите в меню раздел «Жалобы», нажмите на кнопку «Подать жалобу» и заполните необходимые поля.

Для закрытых конкурсов и аукционов, закупок по ст. 111 и 111.1 44-ФЗ жалобу нужно отправить в ведомство письменно. Она должна содержать информацию об участнике, предусмотренную п. п. «г» и «е» п. 1 ч. 1 ст. 43 44-ФЗ. Кроме того, к жалобе нужно приложить:

  • приглашение, если жалоба подана при проведении закрытого конкурса или закрытого аукциона;
  • документ, подтверждающий полномочия на подписание жалобы, если ее подал представитель участника закупки.

Жалоба отзывается теми же способами, которыми подается. Вы можете отозвать жалобу до принятия контрольным органом решения по ней, но подать жалобу повторно на те же действия тех же лиц уже будет нельзя.

Поможем на любом этапе участия в закупке — от подачи заявки до работы на торговой площадке.

Реклама 16+. ООО «Сертум-Про».

Решение по жалобе

В течение 3 часов комиссия примет или вернет жалобу, разместит информацию на официальном сайте и уведомит о ней заинтересованных лиц. Если жалоба принята, то в течение трех рабочих дней решение разместят в реестре жалоб на официальном сайте. Найти жалобу можно по наименованию закупки или заказчика, субъекту, номеру жалобы или извещения о закупке.

В Контур.Закупках можно посмотреть, сколько жалоб подали на заказчика и какой статус у каждой.

Жалоба не принята

Отклонить жалобу могут по следующим причинам:

  • не соответствует установленным в 44-ФЗ требованиям;
  • не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
  • истекли установленные сроки подачи жалобы;
  • по жалобе уже принято решение суда или контрольного органа (если ее раньше вас подал другой участник закупки).

Жалоба принята и признана обоснованной

На официальном сайте вместе с решением публикуют предписание заказчику, например:

  • внести изменения в закупочную документацию,
  • отменить протокол подведения итогов,
  • аннулировать результаты конкурсной процедуры.

Иногда предписание не выдается. Например, если нарушения не повлияли на результаты определения поставщика или контракт с победителем уже заключен.

Жалоба принята и признана необоснованной

Информацию о принятом решении размещают на официальном сайте без предписаний заказчику. В документе содержатся ссылки на законы, которыми руководствовалась комиссия. Такое решение комиссии можно обжаловать в суде в течение трех месяцев.

Обращаться ли в суд?

Рекомендуем обращаться в суд, если вы хотите снизить штраф или взыскать с заказчика деньги за уже выполненные услуги и поставленные товары. Если вы хотите побороться за заключение контракта, то будьте готовы к тому, что судебный процесс может длиться долго.

Подписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Подписка на самое важное из мира закупокПодписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Другие статьи

Все статьи
185 комментариев
Г
КК
ТА
В
РГ
Ринат Галимов 24 декабря 2021
Добрый день! Скажите пожалуйста, сколько представителей от организации может представлять интересы одной компании в ФАС? Обязательно ли это должен быть один человек?
ВС
Виктория Специалист 28 октября 2022
добрый вечер, подскажите пожалуйста подали жалобу в фас в последний день (5 день) в 18:30. Почему ее приняли только на следующий день и отклонили? И еще вопрос : жалоба подается за 5 рабочих дней или же календарных?
ОК
Оксана Колокольчикова 25 июля 2023
Доброго дня! После заключение контракта и проведения контрольного замера выяснилось, что фактические работы превышают указанные в сметной документации почти в 2 раза. Заказчик не хочет уменьшать объёмы до сметных. Является ли это основанием для возможности расторжения контракта в одностороннем порядке и не повлечёт ли это потом за собой попадание в РНП