С 1993 года в России приняли около тысячи законов и постановлений в сфере закупок. В 44-ФЗ за 10 лет вносили поправки больше 100 раз — это один из самых меняемых законов в стране. Чтобы навести порядок в системе закупок, действующие законы нужно систематизировать и объединить. Такую идею озвучили в завершающий день форума «Госзаказ».
Инициатором систематизации законов выступил Союз закупщиков, объединяющий заказчиков, бизнес и экспертов в области закупок. Пока авторы конкретизируют предложения по унификации 44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ, кратко пересказываем их суть.
Контур.Закупки — информационный партнер форума-выставки «Госзаказ». О самом важном и интересном с мероприятия читайте в Справочной и нашем телеграм-канале.
Что такое кодификация законов
Для начала немного теории. Есть два вида систематизации законов:
-
инкорпорация — самый простой способ, механическое соединение законов в один документ;
-
кодификация — не просто объединение нормативно-правовых актов (НПА), но их попутная доработка: повторяющиеся положения убирают, нормы унифицируют, белые пятная заполняют содержанием.
По мнению Союза закупщиков, законам в сфере торгов нужна не инкорпорация, а именно кодификация.
Закупочное законодательство строится на балансе публичного и частного. Публичный интерес — потребность государства в удовлетворении своих нужд по адекватной стоимости. Частный интерес — реализация коммерческих целей бизнеса, участвующего в закупках. Таким образом, между интересами государства и бизнеса есть конфликт, и при кодификации законов о закупках нужно соблюсти между ними баланс. Ведь государственный интерес в сфере закупок может быть удовлетворен только за счет реализации интереса частного.
Кроме того, у любой кодификации законов должен быть несущий каркас — концепция. В Союзе закупщиков убеждены, что сегодня концепции закупок в России нет. Что-то похожее на концепции обсуждалось, когда готовился 44-ФЗ. Тогда существовала концепция ФАС (сохранить принципы 94-ФЗ) и концепция Минэкономразвития (опираться на зарубежный опыт). Действующий 44-ФЗ стал компромиссом этих двух подходов.
В чем польза от кодификации закупочных законов
По мнению авторов инициативы, кодекс закупок должен учитывать интересы всех участников торгов. Это предполагает синтез 44-ФЗ, 223-ФЗ, 275-ФЗ, подзаконных актов, региональных НПА и отраслевого законодательства (строительство, медицина и др.). Кроме того, нужно унифицировать правила мониторинга закупок со стороны контролирующих органов.
От создания кодекса в Союзе закупщиков видят позитивный эффект для всех участников закупок.
Для государства:
-
полный контроль движения средств — власти будут видеть, на что потрачен каждый бюджетный рубль;
-
экономия ресурсов и минимизация коррупционных рисков — за счет лучшего контроля и прозрачности;
-
автоматизация контроля за заказчиками и поставщиками — с помощью цифровизации процессов;
-
создание позитивного имиджа госзакупок — на фоне снижения числа коррупционных скандалов.
Для заказчика:
-
уменьшение количества заказчиков — за счет централизации и объединения типовых закупок;
-
упразднение закупочных комиссий, которые часто лишь имитируют деятельность;
-
снижение сроков заключения контрактов;
-
прямые закупки у российских производителей, а не посредников.
Для поставщика:
-
более оперативная оплата по контракту;
-
сокращение числа процедур отбора — благодаря унификации правил 44-ФЗ и 223-ФЗ;
-
сокращение издержек на обеспечение контракта, работу на ЭТП, подготовку заявок;
-
снижение демпинга в торгах;
-
появление гарантированного заказа на продукцию производителя;
-
дополнительные меры ответственности для недобросовестных поставщиков.
Авторы идеи отмечают, что кодификация законов не обязательно предполагает их попутное изменение, но, приступая к такой масштабной работе, было бы недальновидным оставить без решения наболевшие вопросы.
Когда ждать реальных изменений
Предполагается, что кодекс закупок будет состоять из трех частей:
-
общей — регулирует процесс закупок, контроль и аудит;
-
специальной — особенности для корпоративных торгов;
-
процедурной — конкурентные и неконкурентные способы отбора, расчет цены, работа на площадках.
Рабочая группа планирует представить конкретные предложения по кодификации законов к сентябрю 2025 года. Впрочем, реализация инициативы вызывает сомнения. Уже в первый день форума «Госзаказ» замминистра финансов Алексей Лавров (курирует 44-ФЗ) заявил, что система работает хорошо и революции в закупках в ближайшие годы не предвидится.