Извещение, техзадание, инструкцию по заполнению заявки, обоснование НМЦ, проект контракта.
Документы могут быть в одном файле или по-отдельности, например, как в закупке на поставку пледов. Рассмотрим ее внимательнее ниже.
Внимательно изучите объекты закупки. Если их несколько, в случае победы вам нужно будет поставить все товары или выполнить все работы. Заказчики редко соглашаются расторгнуть контракт, а если этого не случится — поставщику грозят суровые санкции, в том числе попадание в РНП.
Например, чтобы у них были специальные лицензии, или они поставляли только товары из России и ЕАЭС. Также к участию в закупке могут допускать только малый бизнес или давать преференции поставщикам российских товаров.
Еще дополнительные преимущества могут получить организации инвалидов. При победе таких поставщиков стоимость их товара увеличат на 15%, но не больше НМЦК. Так они смогут снизиться больше, чем конкуренты, и при этом все равно получить прибыль.
В этой закупке ТЗ называется «Описание объекта закупки». Поставить просто мягкие и удобные пледы недостаточно.
Чаще всего НМЦК — это среднее арифметическое из трех коммерческих предложений. Заказчик запрашивает их у любых предпринимателей до того, как объявить закупку. В этой закупке видим, что средняя цена за один плед — 2 160 ₽, за 175 пледов получилось 378 000 ₽.
Контракт нужно читать сразу. Если вы подали заявку на участие в закупке, значит, согласны со всеми требованиями заказчика.
Важно не только изучить требования заказчика, но и оценить свои шансы на победу. В этом поможет аналитика закупки. Вот, какие детали помогут принять решение об участии.
Посмотрите, отменял ли заказчик закупки раньше, часто ли он это делал. Еще один важный фактор — количество жалоб в ФАС.Их могут подать поставщики, которые не согласны с требованиями или недовольны поведением заказчика. Если таких жалоб много — это должно насторожить. Но тут важно и решение антимонопольной службы, ведь если жалобу отклонили, она была не обоснована.
Еще один важный параметр — оплата контрактов. Проверьте, есть ли у заказчика задолженности и откажитесь от тендеров неплательщиков.
Где искать: в судебных решениях, решениях ФАС.
Иногда самые подходящие закупки встречаются слишком поздно. Все, как в хорошей драме. Лучше ее отпустить, чем потратить силы впустую и опоздать. А еще в спешке можно допустить ошибку. Даже пропущенная запятая могут стать большой проблемой.
Где искать: в извещении о закупке.
Заказчики могут выставлять подробные и четкие требования к объекту закупки. И важно, чтобы вы смогли выполнить их все, а не частично. Если в закупке несколько лотов, проверьте, сможете ли вы их все поставить.
Где искать: в техническом задании, спецификации, смете. Также можно уточнить у заказчика непонятные пункты — для этого существует запрос на разъяснение.
Иногда для исполнения контракта нужна лицензия, определенное количество или квалификация сотрудников, опыт в схожих проектах или специальное оборудование. Чаще всего требования к поставщику выдвигают в закупках строительных работ, особенно при реконструкции памятников и объектов культурного наследия.
Где искать: в извещении о закупке.
Проверьте старые закупки заказчика со схожими товарами или услугами. Посмотрите, кто в них участвовал. Слишком большое количество конкурентов может означать, что вам придется сильно снизить цену, чтобы выиграть. Мало конкурентов — тоже не хорошо. Возможно, один из поставщиков аффилирован с заказчиком или ваши конкуренты вступили в картельный сговор. Такое случается редко, но лучше все перепроверить.
Где искать: в ЕИС или специальных сервисах.
Последний, но не по значимости пункт. Проверьте, какие цены у ваших конкурентов. Оцените, какую цену готовы предложить вы и насколько она ниже НМЦК. Не забудьте учесть все дополнительные расходы, например, на хранение и доставку товара или зарплату сотрудникам. На первых порах можно участвовать в не очень рентабельных закупках, чтобы заработать опыт, но хотите ли вы делать так всегда?
Где искать: в извещении о закупке, на сайте конкурентов, в ЕИС или специальных сервисах.
Проще всего проводить аналитику в специальных сервисах, которые собирают информацию автоматически, например, в Контур.Закупках.
В карточке заказчика сервис показывает статистику по размещенным закупкам, поставщиков — кто участвовал и кто победил, в каких закупках участвовали конкуренты и процент снижения.
Узнать большеПоможем не только найти подходящий тендер, но и проанализировать его. Соберем информацию о заказчике, похожих завершенных закупках и конкурентах. А еще в сервисе можно анализировать закупки по отрасли и региону.