Например, если заказчик установил избыточные требования к товару, которые ограничивают конкуренцию.
Кто может пожаловаться:
любая организация
Когда можно пожаловаться:
до окончания приема заявок
Все, как и в случае с положениями в документации. Если вы видите, что заказчик ставит нереальные сроки исполнения контракта или оплаты — это повод написать жалобу. Но сразу предупредим — жалобы на сроки исполнения контракта почти всегда признают необоснованными.
Кто может пожаловаться:
любая организация
Когда можно пожаловаться:
до окончания приема заявок
Василий Данильчик
Совет от эксперта по закупкам
Участникам редко удается найти объективные доводы, почему они не могут выполнить поставку. А ФАС в таких решениях ссылается на процедуру обоснования НМЦК, в которой заказчик направляет ТЗ со всеми существенными условиями минимум трем потенциальным поставщикам и получает от них ответы. Это означает, что они готовы на этих условиях исполнить контракт.
В момент проведения аукциона на площадке были технические сбои, которые помешали вам работать. И у вас есть доказательства — записи Независимого регистратора.
Кто может пожаловаться:
участник закупки
Когда можно пожаловаться:
в течение пяти дней с момента, как произошло нарушение
Вам кажется, что заказчик «подогнал» закупку под определенную организацию или закрывает глаза на то, что несколько компаний-участников принадлежат одному лицу. Доказать такое очень сложно: ФАС не примет во внимание догадки и предположения. А найти реальные доказательства непросто.
Кто может пожаловаться:
участник закупки
Когда можно пожаловаться:
в течение пяти дней с момента, как произошло нарушение
Василий Данильчик
Совет от эксперта по закупкам
Жалоба в ФАС — крайняя мера. Постарайтесь сначала решить разногласия напрямую с заказчиком с помощью запросов на разъяснения. И только если заказчик отказывается идти навстречу, обращайтесь в антимонопольную службу.
Чаще всего жалобу может подать только поставщик, который участвует в закупке. Но это не значит, что он должен составить ее самостоятельно.
Чтобы учесть все детали, не пропустить сроки и подать документ в нужное ведомство, можно обратиться за помощью к специалисту. Это удобно не только потому, что можно переложить часть полномочий. Но и потому что учиться подавать жалобы самому нужно не всем.
Поставщики не часто оказываются в ситуации, когда жалоба в ФАС — единственный выход. В такие моменты проще доверить задачу профессионалу, чем разбираться во всем своими силами.
Если вам кажется, что заказчик или оператор ЭТП нарушает ваши права — обратитесь к экспертам Сопровождения торгов Контура.
Узнать большеУ антимонопольной службы есть несколько отделений, которые рассматривают разные нарушения. На заказчика можно пожаловаться в территориальное отделение ФАС в регионе, где проходит закупка. А на электронную торговую площадку — в федеральное отделение ФАС.
Обычно в случае ошибки жалобу просто перенаправляют в нужное отделение в течение одного рабочего дня. Но документ может потеряться в пересылках. Так вы рискуете пропустить срок подачи жалобы.
Он рассматривает жалобы, на положения уже подписанного контракта. Также сюда можно обратиться, если ФАС отклонила жалобу, но вы не согласны с решением.
Если вы участвуете в электронной закупке по 44-ФЗ, подать жалобу можно только из личного кабинета в ЕИС.
Если нашли несоответствие, составляйте жалобу. Для документа нет установленного шаблона, можно взять пример из базы ФАС.
Василий Данильчик
Совет от эксперта по закупкам
Внимательно оформляйте обращение. Обычно жалобы возвращают из-за того, что автор забыл указать обязательную информацию: реквизиты, номер закупки или адрес. Но если есть неточности в сути жалобы, то их уточняют во время заседания или запрашивают информацию у поставщика.
Комиссия решает, стоит ли принимать жалобу. Если жалобу не отклонят, ФАС вынесет решение.
Решение разместят в реестре жалоб на ЕИС и разошлют всем заинтересованным участникам.
Присутствовать на рассмотрении необязательно, но рекомендуем поставщикам приезжать на заседания или подключаться к ним онлайн. Это покажет реальную заинтересованность.
Эксперты ответят на любые вопросы, связанные с закупками. Помогут разобраться с требованиями заказчика и понять, законны ли они.
Эксперты подскажут, есть ли смысл подавать жалобу. Помогут составить жалобу со ссылками на нормативные акты и практику, и подать ее.