Шаг 8

Заказчик нарушает закон? ФАС!

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) следит за тем, чтобы госзаказчики и ЭТП соблюдали требования законодательства и не превышали полномочия. ФАС может найти нарушения самостоятельно, но чаще всего ведомство действует после жалобы участников закупки. Рассказываем, как работает процедура обжалования.

На что можно пожаловаться

Положения документации

Например, если заказчик установил избыточные требования к товару, которые ограничивают конкуренцию.

Кто может пожаловаться:
любая организация

Когда можно пожаловаться:
до окончания приема заявок

Условия в проекте контракта

Все, как и в случае с положениями в документации. Если вы видите, что заказчик ставит нереальные сроки исполнения контракта или оплаты — это повод написать жалобу. Но сразу предупредим — жалобы на сроки исполнения контракта почти всегда признают необоснованными.

Кто может пожаловаться:
любая организация

Когда можно пожаловаться:
до окончания приема заявок

Василий Данильчик

Совет от эксперта по закупкам

Участникам редко удается найти объективные доводы, почему они не могут выполнить поставку. А ФАС в таких решениях ссылается на процедуру обоснования НМЦК, в которой заказчик направляет ТЗ со всеми существенными условиями минимум трем потенциальным поставщикам и получает от них ответы. Это означает, что они готовы на этих условиях исполнить контракт.

Плохая работа ЭТП

В момент проведения аукциона на площадке были технические сбои, которые помешали вам работать. И у вас есть доказательства — записи Независимого регистратора.

Кто может пожаловаться:
участник закупки

Когда можно пожаловаться:
в течение пяти дней с момента, как произошло нарушение

Сговор заказчика и поставщика

Вам кажется, что заказчик «подогнал» закупку под определенную организацию или закрывает глаза на то, что несколько компаний-участников принадлежат одному лицу. Доказать такое очень сложно: ФАС не примет во внимание догадки и предположения. А найти реальные доказательства непросто.

Кто может пожаловаться:
участник закупки

Когда можно пожаловаться:
в течение пяти дней с момента, как произошло нарушение

Василий Данильчик

Совет от эксперта по закупкам

Жалоба в ФАС — крайняя мера. Постарайтесь сначала решить разногласия напрямую с заказчиком с помощью запросов на разъяснения. И только если заказчик отказывается идти навстречу, обращайтесь в антимонопольную службу.

Доверьте подготовку жалобы экспертам

Чаще всего жалобу может подать только поставщик, который участвует в закупке. Но это не значит, что он должен составить ее самостоятельно.

Чтобы учесть все детали, не пропустить сроки и подать документ в нужное ведомство, можно обратиться за помощью к специалисту. Это удобно не только потому, что можно переложить часть полномочий. Но и потому что учиться подавать жалобы самому нужно не всем.

Поставщики не часто оказываются в ситуации, когда жалоба в ФАС — единственный выход. В такие моменты проще доверить задачу профессионалу, чем разбираться во всем своими силами.

Если вам кажется, что заказчик или оператор ЭТП нарушает ваши права — обратитесь к экспертам Сопровождения торгов Контура.

Узнать больше

Куда жаловаться

Антимонопольная служба

У антимонопольной службы есть несколько отделений, которые рассматривают разные нарушения. На заказчика можно пожаловаться в территориальное отделение ФАС в регионе, где проходит закупка. А на электронную торговую площадку — в федеральное отделение ФАС.

Обычно в случае ошибки жалобу просто перенаправляют в нужное отделение в течение одного рабочего дня. Но документ может потеряться в пересылках. Так вы рискуете пропустить срок подачи жалобы.

Арбитражный суд

Он рассматривает жалобы, на положения уже подписанного контракта. Также сюда можно обратиться, если ФАС отклонила жалобу, но вы не согласны с решением.

Если вы участвуете в электронной закупке по 44-ФЗ, подать жалобу можно только из личного кабинета в ЕИС.

Как составить жалобу

Откройте 44-ФЗ и сравните, как закупка регулируется законом и что происходит в реальности.

Если нашли несоответствие, составляйте жалобу. Для документа нет установленного шаблона, можно взять пример из базы ФАС.

В жалобе необходимо указать:

  1. Реквизиты заказчика и своей компании в шапке документа.
  2. Идентификационный код закупки в ЕИС.
  3. Суть претензии со ссылками на статьи закона или других нормативно-правовых документов, которые нарушены.
  4. Что вы хотите: отменить протокол, вернуть закупку на какой-то этап или пересмотреть итоги.

Василий Данильчик

Совет от эксперта по закупкам

Внимательно оформляйте обращение. Обычно жалобы возвращают из-за того, что автор забыл указать обязательную информацию: реквизиты, номер закупки или адрес. Но если есть неточности в сути жалобы, то их уточняют во время заседания или запрашивают информацию у поставщика.

Когда ждать решения

Два рабочих дня на рассмотрение

Комиссия решает, стоит ли принимать жалобу. Если жалобу не отклонят, ФАС вынесет решение.

Три рабочих дня на вынесение решения ФАС

Решение разместят в реестре жалоб на ЕИС и разошлют всем заинтересованным участникам.

Присутствовать на рассмотрении необязательно, но рекомендуем поставщикам приезжать на заседания или подключаться к ним онлайн. Это покажет реальную заинтересованность.

Сервисы и услуги Контур.Торгов, которые помогут на этом этапе

Вопросы эксперту

Эксперты ответят на любые вопросы, связанные с закупками. Помогут разобраться с требованиями заказчика и понять, законны ли они.

Подробнее

Подача жалобы в ФАС

Эксперты подскажут, есть ли смысл подавать жалобу. Помогут составить жалобу со ссылками на нормативные акты и практику, и подать ее.

Подробнее

Подписка на самое важное из мира закупок

Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.