Структурированная заявка по 44‑ФЗ: инструкция по заполнению

15 января 2024 33 794 6

Государственные тендеры постепенно переходят в онлайн: с 1 октября 2023 года извещение, заявку и контракт участники закупок формируют в цифровом виде. В статье собрали все о нововведениях и подробно разобрали самый непростой для поставщиков этап — подачу структурированной заявки.

Структурированное извещение 

Теперь заказчики формируют извещение о тендере в ЕИС. С использованием системы указывают функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки (п. 7 ПП РФ № 145, п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ).

При формировании извещения заказчику доступны следующие поля: 

  • наименование (объекта закупки);
  • вид — выпадающий список со значениями «качественная» и «количественная»; 
  • значение — для описания качественных параметров технического задания;
  • единица измерения, диапазон или конкретное значение — для описания количественных параметров.

Характеристики по п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ заказчик указывает двумя способами:

  • Если позиции есть в КТРУ, то параметры автоматически «подтягиваются» из каталога. Дополнительные характеристики к КТРУ система также загружает автоматически, но их обоснование нужно прикрепить файлом к извещению вместе с другими обязательными документами.
  • Если позиций в КТРУ нет, то заказчик вручную заполняет поля в ЕИС.

Все остальные характеристики (место и сроки поставки ТРУ, обеспечения, гарантии) заказчик указывает «по-старому» — в документе с полным описанием объекта закупки. Его формируют без использования ЕИС и прикладывают в виде файла. 

Таким образом, извещение о закупке теперь состоит из двух частей — структурированного описания и дополнительных файлов (письмо Минфина от 18.12.2023 № 24-01-10/122331). Между описанием в структурированной форме и приложенном файле не должно быть противоречий (ч. 3 ст. 7 44-ФЗ). Разночтения могут стать поводом для жалобы в ФАС.

Заказчик обязан описывать товар в структурированной форме. В закупках работ или услуг без поставки товара цифровые характеристики необязательны. При закупке товара, поставляемого при выполнении работы или услуги, заказчик действует по общему правилу: указывает информацию как о закупаемой работе или услуге, так и товаре (письмо Минфина от 18.12.2023 № 24-01-10/122331).

В электронных магазинах по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ техническое задание остается прежним — структурированное описание проводится только в ЕИС. В строительных тендерах описание объекта закупки содержит (типовую) проектную документацию, смету (п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ). Поскольку в структурированной форме заказчик обязан указывать требования из п. 1 ч.1 ст. 33 44-ФЗ, для строительных тендеров он не формирует структурированное описание.

Кроме описания объекта закупки, заказчик включает в извещение требования к содержанию и составу заявки, а также инструкцию по ее заполнению. Описание объекта закупки из структурированного извещения переходит в структурированную заявку, а та — в цифровой контракт.

Структурированная заявка

Следующий этап цифровизации — составление и подача заявки. Поставщик формирует ее на торговой площадке: в специальных полях он указывает характеристики предлагаемого товара, товарный знак и страну происхождения. Разберем подробнее.

Принципы заполнения

При подаче заявки на ЭТП участнику необходимо: 

  1. Указать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара по п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ. Их поставщик вводит в полях на основе значений структурированного извещения. Большинство федеральных площадок уже адаптировались к нововведениям и не дадут выйти за рамки требований заказчика.

  2. Прописать в отдельном поле товарный знак (при наличии).

  3. Выбрать из списка страну происхождения товара.

  4. Подписать электронной подписью и подать заявку.

Участник закупки обязан заполнять характеристики товара в структурированной форме, иначе заявку отклонят (п.1 ч. 12 ст. 48 44-ФЗ). Заявка должна соответствовать требованиям заказчика, в т. ч. инструкции по заполнению. Несоответствие — также основание для отклонения.

В закупках работ и услуг указывать их характеристики в заявке не нужно. Сама подача заявки означает согласие участника с условиями извещения (письмо Минфина от 18.12.2023 № 24-01-10/122331).

В закупках лекарств и медизделий важен остаточный срок годности, который не является характеристикой товара по п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ. Минфин разъяснил, что в таких тендерах поставщик не обязан указывать показатель остаточного срока годности. Подача заявки также означает согласие участника поставить препарат на условиях извещения (письмо Минфина от 18.12.2023 № 24-01-10/122331).

Рекомендации по заполнению

При заполнении характеристик важно внимательно вносить значения. Подача заявки означает согласие поставщика работать на условиях извещения (ч. 5 ст. 43 44-ФЗ). Сведения из неверно заполненной заявки в неизменном виде «подтянутся» в структурированный контракт, и это приведет к проблемам при его исполнении.

В инструкции заказчики поясняют, как указать характеристику в каждой строке заявки — нужно ориентироваться на нее. Если в инструкции что-то непонятно, рекомендуем подавать заказчику запрос на разъяснение.

После подачи заявки обязательно проверяйте характеристики товара. Бывают ситуации, когда часть указанных поставщиком показателей не отображается на стороне заказчика. Рекомендуем отзывать и подавать такие заявки заново.

Подача заявки на примере РТС-тендер

На всех федеральных ЭТП можно подать заявку в структурированной форме. Разница лишь в интерфейсе площадки. Рассмотрим, как сформировать заявку на закупку товара на РТС-тендер.

Шаг 1. Войдите в личный кабинет и перейдите в карточку найденной закупки — для этого можно кликнуть по номеру извещения. 

Шаг 2. Нажмите на кнопку «Подать заявку». Откроется черновик формы. 

Шаг 3. Проверьте сведения, которые нельзя изменить:

  •  В столбце «Тип объекта» отразится отметка: товар, работа или услуга.

  •  В столбце «Наименование и код» отразится наименование объекта закупки и его код по каталогу из извещения. 



    Если наименование отличается от ОКПД2 или КТРУ, площадка покажет серым цветом название по каталогу. 

  • В столбце «Количество» отразится количество и единица измерения объекта закупки.

Платформа покажет значение в виде числа или выдаст предупреждение о невозможности указать количество товара при наличии такого признака в извещении.

Шаг 4. В столбце «Страна происхождения» выберите одну или несколько стран. При закупке ПО с нацрежимом появится дополнительное поле «ПО» с выпадающим списком «Выберите страну происхождения ПО». Отметьте нужную.

Шаг 5. При необходимости укажите товарный знак в соответствующем столбце. Если заказчик требует товарный знак и не допускает поставку эквивалента, марка «подтянется» автоматически из извещения. 

Если можно поставить эквивалент, площадка даст скорректировать товарный знак.

Шаг 6. Заполните характеристики товара в соответствующем разделе. Часть из них «подтянется» автоматически из извещения. Площадка подскажет, как заполнить поля.

Шаг 7. Прикрепите дополнительные файлы о товаре, если это необходимо.

Другие разделы заявки, например, информация об участнике закупки, должны быть заполнены. Не забудьте указать корректные банковские реквизиты, выбрать вид обеспечения заявки и прикрепить подтверждающие документы (при необходимости).

Шаг 8. Нажмите на кнопку «Подписать и отправить» и подтвердите действие ЭП. В личном кабинете в разделе «Мои заявки» у заявки появится статус «Отправлена оператору».

Цифровой контракт 

Финальный этап цифровизации госзакупок — цифровой (структурированный) контракт. Это электронный документ, который заказчики формируют в ЕИС. В проект цифрового контракта входят сведения из структурированного извещения заказчика и заявки поставщика.

После определения победителя заказчик формирует проект контракта в структурированном виде с помощью ЕИС. Система автоматически «подтягивает» необходимые сведения и на 95% самостоятельно создает будущий контракт. 

Сформированный проект контракта заказчик направляет на подпись поставщику. Победитель закупки знакомится с проектом и ставит свою подпись на ЭТП. Затем документ в системе подписывает заказчик.

После заключения сделки сведения о контракте по одному клику заказчика направляются в Реестр контрактов и размещаются в нем в течение трех рабочих дней. После размещения поставщик может сразу же приступить к исполнению контракта.

Пока заказчики могут заключать контракты как в структурированном виде, так и «по-старому» — на бумаге. Но уже с 1 апреля 2024 года цифровой контракт станет обязательным во всех конкурентных закупках. 

В Казначействе России отмечают, что не преследуют цель оцифровать все пункты контракта. Поэтому информацию, которая не входит в структурированную форму, заказчики должны крепить к контракту отдельным файлом.

Плюсы и минусы цифровых контрактов

Удобство цифрового контракта в том, что все существенные параметры сделки из извещения и заявки автоматически поступают в цифровой контракт. Заказчику остается проверить условия и направить контракт на подпись поставщику. Автоматическое заполнение информации позволит избежать ошибок и ускорит заключение контракта. 

Недостаток цифрового контракта в том, что в него нельзя вносить правки. Например, если поставщик укажет не ту характеристику в цифровой заявке, но в пределах допустимого диапазона, то после завершения срока подачи заявок невозможно будет исправить ошибку. Подписать дополнительное соглашение для исправления ошибочных характеристик также нельзя — в ст. 95 44-ФЗ нет таких оснований. 

support-trades

Поможем на каждом этапе закупки

От регистрации в ЕИС до заключения контракта

Реклама 16+. ООО «Сертум-Про».

Таблица-шпаргалка со сроками перехода

Дата Контракт Описание объекта закупки Заявка участника

01.10.2023

Право заказчиков по конкурентным процедурам

Обязанность заказчиков

Обязанность поставщиков

01.04.2024

Обязанность заказчиков по конкурентным процедурам

   

01.01.2025 

Обязанность заказчиков:

  • по результатам несостоявшихся электронных процедур;

  • по контрактам с ед. поставщиками (п. 2, 6, 11-12, 28.1, 54-55 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);

  • при соглашении об изменении или расторжении контракта.

   

 

Подписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Подписка на самое важное из мира закупокПодписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Другие статьи

Все статьи
6 комментариев
АМ
АЧ
Андрей Частухин 25 октября 2023
Добрый день! Спасибо за статью.
Подскажите пожалуйста, если при формировании структурированной заявки в извещении указана малая часть характеристик требуемого товара, а в документации есть ТЗ с большой частью характеристик, на что ориентироваться поставщику. Составлять заявку заполняя предложенные поля на ЭТП, и не обращать внимания что указано в ТЗ, или совокупно учитывать и там и там указанные характеристики?
Т.е. по тем характеристикам, что указаны в извещении, подходит бОльший круг товаров, но не будет ли проблем при поставке, когда заказчик скажет "у нас же было прикреплено ТЗ с дополнительными характеристиками" и поставленный товар (вроде бы в соответствии с извещением и правильно заполненной структурированной заявкой) окажется не подходящим.
Заранее благодарю за ответ!
Олег Теплоухов Изменен 25 октября 2023
Андрей Частухин, здравствуйте. У вас непростой вопрос. Вероятно, в вашем случае правильнее будет подать запрос на разъяснение, чтобы устранить все разночтения. Если возможности подать запрос уже нет, то мы рекомендуем ориентироваться на совокупные требования к товару, указанные во всех документах.

Наиболее безопасный вариант — подготовить предложение (документ), учитывающий все характеристики из извещения и ТЗ. Этот документ прикрепить в состав заявки на ЭТП. На самой ЭТП при подаче заявки заполнить все требуемые поля. Важно, чтобы характеристики, указанные на ЭТП, не противоречили характеристикам из прикрепленного документа.
РВ
Рамиль Велиев 9 ноября 2023
Здравствуйте, т.е, из выше сказанного следует, что нужно подавать заявку и в структурированном виде и дополнительно, как раньше, прикреплять отдельным файлом (документом)? А если не прилагать файл, то какие то характеристики не войдут в контракт?
Андрей Неганов 17 ноября 2023
Рамиль Велиев, здравствуйте. Сегодня есть разница в объеме характеристик, которые может указать поставщик в структурированной заявке и заказчик — в описании объекта закупки. К сожалению, не всегда цифровая заявка позволяет учесть все требования заказчика.

Пока заказчики адаптируются к новым правилам, рекомендуем подавать заявку и в структурированной форме, и в виде отдельного документа. Таким образом, сведения будут дополнять друг друга и учитывать все требования заказчика.

Важно учитывать, что в характеристиках из структурированной заявки и прикрепленного документа не должно быть противоречий. Ведь в цифровой контракт автоматически перейдут параметры, которые вы заполняли на ЭТП.
ПД
Павел Данилов 12 февраля
Добрый день. Если процедура отыгрывается с указанием кода ОКПД 2, есть ли возможность на площадках уточнять наименование предлагаемого товара?