Письмо Минэкономразвития подтвердило, что заказчики могут публиковать закупки, информацию в которых нельзя искать и копировать. Документ всколыхнул волну обсуждений среди поставщиков — они надеялись, что в ЕИС это будет запрещено. Стоит ли жаловаться на такие закупки и на чьей стороне ФАС, рассказывает аккредитованный преподаватель «Сбербанк-АСТ» Марина Савукова.
В этой статье:
В чем проблема?
Заказчики размещают документацию:
- в сканах,
- в формате PDF,
- картинки внутри текстовых документов,
- разбивают на несколько архивов,
- в виде файла с расширением exe и в других форматах.
Это затрудняет или делает участие в торгах невозможным:
- нельзя найти закупку по ключевым словам. Например, когда название закупки очень общее, а конкретные данные находятся внутри документации,
- невозможно скопировать текст, чтобы использовать при подготовке заявки. Это сильно усложняет работу с закупками из сферы строительства или с закупками с длинным перечнем товаров,
- невозможно искать информацию по документу,
- из-за плохого качества изображений сложно разобрать требования заказчика.
Не все форматы документов можно прочитать с помощью специальных программ: таблицы при преобразовании рассыпаются, схемы и картинки не распознаются.
Если документ небольшой, его легко перепечатать вручную. Но если это строительная смета с характеристиками материалов на 100 страниц, подготовить заявку на аукцион или конкурс будет очень сложно. Часто такой подход заказчика — просто способ оградить своего поставщика от конкурентов.
Найдите закупку мечты — в пару кликов
Позиция госорганов
1. Министерство экономического развития
Ведомство ссылается на 44-ФЗ, в котором есть только одно требование к документам — нельзя брать плату за доступ к информации. Если заказчик разместил закупку, в которой невозможно искать и копировать фрагменты текста, это не ограничивает доступ к ней, а значит не противоречит закону.
2. Федеральная антимонопольная служба
Представители службы ссылаются на нормы 44-ФЗ и учитывают статьи положения о пользовании официальным сайтом. Документ устанавливает такие требования к информации:
- должна быть доступна пользователям бесплатно и круглосуточно,
- размещается в таком формате, чтобы можно было искать и копировать фрагменты текста средствами браузера,
- ее можно прочитать без дополнительных программных или технологических средств,
- нормативные правовые и другие акты (договоры, протоколы, образцы форм) можно сохранять на компьютер, искать и копировать их фрагменты.
Что на практике?
В реестре есть много жалоб на формат документации. Посмотрим, на что, например, жалуются поставщики и какие решения выносит ФАС.
1. Изображения в документах Word
Доводы поставщика
«Размещение информации в виде изображений исключает возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра (в данном случае Microsoft Office Word) и приводит к ограничению конкуренции».
Вывод ФАС
«Рассматриваемая документация позволяет осуществить любому участнику закупки копирование отдельных ее частей (например, в виде одной страницы), что соответствует пункту 3 Приказа Минэкономразвития от 16.11.2009 №470 «О требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти». Следовательно, заказчик, разместив документацию об электронном аукционе подобным образом, требований действующего законодательства не нарушил».
Жалоба признана необоснованной.
Доводы поставщика
«Документация об электронном аукционе, а именно файл «ТЗ Ремонт 4 этажа Поликлиники», содержит ограничения для ознакомления — отсутствует возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя, поскольку данный файл размещен в формате pdf».
Выводы ФАС
«Комиссия установила, что указанная информация размещена заказчиком в виде допустимого файла формата «pdf» и читаема в полном объеме, т.е. является доступной, позволяющей ознакомиться с ней без применения дополнительных программных или технологических средств. То обстоятельство, что документация об аукционе защищена от копирования произвольного фрагмента текста также не затрудняет возможности для просмотра и ознакомления с размещенной информацией».
Жалоба признана необоснованной.
Доводы поставщика
«Документация размещена в формате, не позволяющем ознакомиться с текстом».
Выводы ФАС
«Комиссией Дагестанского УФАС России было установлено, что файлы с техническим заданием, содержащие требования к товарам используемым при выполнении работ, размещены в формате, не позволяющем осуществить полноценное ознакомление с их содержанием. При этом использование данного текста необходимо для заполнения заявки, в связи с чем указанные действия Заказчика нарушают ч. 4 ст. 4 и ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе».
Жалобу признали обоснованной. При этом комиссия ссылалась на те же нормы, что и другие региональные ФАС, которые вынесли противоположное решение.
Инструменты для продуктивного участия в торгах
Что делать поставщику?
- Если заказчик скрывает объект закупки в сканах или защищенных PDF-файлах, поиск по ключевым словам в документации не даст результатов. На помощь придут сервисы, которые ищут по названию закупки, по объектам и описаниям кодов ОКПД. Также ищите сразу по коду или по отрасли. Список кодов ОКПД 2.
- Если к закупке приложена документация со сканами плохого качества, запросите у заказчика первоисточник документа. Если заказчик бездействует, сразу обратитесь в ФАС.
На практике ФАС признает необоснованными большое количество жалоб на формат документов, но все же жаловаться на закупочную документацию нужно. Чем больше будет прецедентов, тем больше шансов, что законодатели запретят заказчикам публиковать документы, в которых невозможно искать или копировать данные. А как подать жалобу, мы писали в этой статье.
А как часто вы сталкиваетесь с такой ситуацией? Какие приемы используете, чтобы легко найти закупку или подготовить заявку?
Ответим на вопросы
Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.
Спасибо, что обратили внимание. Действительно, сейчас в письме от Минэкономразвития, которое мы прикрепили в статье, текст отличается от текста письма, которое можно найти в сервисах с НПА.
На момент публикации статьи в тексте письма была такая формулировка:
«При этом необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации не будет являться ограничением для ознакомления с такой информацией, а также не будет противоречить положениям Закона N 44-ФЗ».
Мы отправим запрос в госорганы, которые на текущий момент регулируют закупочную деятельность, узнаем их позицию по вопросу некопируемой документации и после этого опубликуем информацию у нас в Справочной.
Мы получили следующие ответы.
ФАС придерживается позиции из своего Письма от 16.11.2016 № ИА/79173/16:
- конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления в ЕИС без взимания платы;
- информация в ЕИС, является общедоступной и предоставляется безвозмездно;
- уполномоченный орган обязан разместить информацию о закупке в ЕИС без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением;
- размещение технической части документации в файле, защищенном паролем, который не позволяет совершать действия по ознакомлению, копированию и выводу документа на печать без ввода пароля, не допускается.
Если текст размещен в формате, который не обеспечивает возможности копирования фрагментов, в случае, если такой текст необходимо использовать для заполнения заявки, то данное действие не соответствует ч. 4 ст. 4 44-ФЗ и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст. 7.30 КоАП.
Минфин ответил, что положениями 44-ФЗ, правилами и иными НПА не установлены требования об обеспечении функций поиска и копирования фрагментов текста в документах, сформированных в виде электронного образа.
Он разработал законопроект, который исключает необходимость составлять заказчиком документацию о закупке. Предусматривается включение всей информации о закупке исключительно в извещение, которое будет составляться в электронной форме в ЕИС по единым формам электронных документов. Также этим законопроектом предусматривается участие в закупке по унифицированной электронной форме.
Это позволит автоматизировать процесс формирования заявок. Упростит процесс их подачи и исключит необходимость копирования информации.