Поиск по справочной
Статьи, инструкции, вопросы эксперту

В этой статье мы расскажем о документах, которые могут потребоваться поставщикам. Когда нужна лицензия ФСБ и решение об одобрении крупной сделки и как подтвердить финансовые ресурсы?

Лицензия ФСБ

Когда и кому нужна? 

Требование предоставить лицензию ФСБ (или допуск к государственной тайне) встречается в закупках по 223-ФЗ. Закупки по 44-ФЗ, которые касаются государственной тайны, проводят закрытым способом среди компаний, уже приглашенных заказчиком и имеющих допуск.

Лицензия ФСБ может потребоваться в закупках на: 

  • некоторые строительные работы,
  • выполнение любых услуг на объектах, которые подразумевают допуск к государственной тайне, закрытых или режимных; 
  • выполнение работ, которые связаны с защитой государственной тайны и информации, которая не подлежат распространению среди третьих лиц.  

Заказчик может потребовать лицензию на самые обычные работы или поставку товаров, которые не связаны с гостайной, но проходят на режимном объекте, — например, установка окон в военной части. Оспорить это требование скорей всего не получится. ФАС и суд встают на сторону заказчика.

Но если заказчик просит лицензию в закупках, которые никак не связаны с секретностью, то подавайте запрос на разъяснения.  Требование, которое выставили по ошибке, уберут.  Если заказчик все-таки находит обоснование, возможно, он хочет ограничить круг поставщиков. Проще пройти мимо такой закупки, если лицензии нет. 

В чем сложность?

​Чтобы получить лицензию, нужно предоставить пакет документов из п. 5 постановления правительства от 15.04.1995 № 333 и запастись временем, так как данные тщательно проверяют. Но основная сложность — в противоречии, с которым сталкиваются участники.

Постановление № 333 требует, чтобы у руководителя предприятия был допуск к гостайне (пп «а» п.5). При этом решение о допуске к гостайне руководителей негосударственных организаций принимает заказчик работ (пп. «в» п.13 «Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ»). То есть по закону поставщик может получить лицензию, только если на нее есть «заказ», но при этом он должен предоставить ее уже в составе заявки.  

Как решать это противоречие? 

Выход для поставщика — оформить официальное письмо от лояльного заказчика. В письме заказчик подтверждает намерение заключить контракт, для исполнения которого требуется лицензия ФСБ. Сделать это нужно заранее: лицензию выдадут минимум за 45 дней. Получив лицензию, поставщик может участвовать в любых закупках, где она требуется. Этой схемой бизнес успешно пользуется, хотя не всякий заказчик пойдет на уступки юридическим лицам.

Еще один вариант — обратиться в специализированные организации, которые помогают решить вопрос в получении лицензии. Но за эти услуги придется заплатить. Лицензию выдают на пять лет, после чего ее можно переоформить по упрощенной схеме еще на 3 года.

Одобрение крупной сделки 

Когда и кому нужно? 

Решение об одобрении крупной сделки нужно, чтобы пройти аккредитацию на государственных и коммерческих ЭТП. Также заказчик может потребовать от поставщиков включить этот документ в состав заявки при проведении: 

  • открытого конкурса (ч. 2 ст. 51 44-ФЗ); 
  • электронного аукциона (п. 4 ч. 5 ст. 66 44-ФЗ); 
  • закрытого аукциона (подп. «д» ч. 2 ст. 88 44-ФЗ).

Участник включает решение в состав заявки, если одновременно соблюдаются два условия: 

  • требование предоставить решение установлено законом и учредительными документами участника; 
  • поставка по контракту или обеспечение заявки — это крупная сделка для участника. 

Для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью размер крупной сделки составляет 25% и больше от стоимости имущества ООО или активов АО. Их стоимость определяется по бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.  

Сделка на любую сумму, которую АО или ООО совершают в процессе обычной хозяйственной деятельности, не считается крупной. Участники ООО вправе сами установить виды и размеры сделок, для которых требуется одобрение. Правила об одобрении не применяются к обществам, состоящим из одного участника.

В чем сложность? 

Решение об одобрении принимает общее собрание участников общества или совет директоров. Такое решение обязательно заверяют нотариально. Если нужно срочно аккредитоваться на ЭТП, поставщик может не успеть подготовить документ. Можно ли в этом случае заменить решение об одобрении акционерами крупной сделки на решение генерального директора о том, что сделки на ЭТП относятся к обычной хозяйственной  деятельности и о том, что сделка на ЭТП не является крупной? 

Решение 

Заменить решение акционеров на решение от генерального директора можно, но не каждая ЭТП его примет. Например, ЭТП zakazrf.ru принимает такие решения. Но требует в качестве подтверждения активов добавить к пакету документов бухгалтерский баланс организации. Предлагаем вам шаблон такого решения. Учтите риск: вы успешно пройдете аккредитацию на ЭТП, но заказчик может отклонить вашу заявку, если у вас не будет решения об одобрении крупной сделки от акционеров. Так что как только оно будет готово, добавьте его к вашему пакету документов на ЭТП. 

Мы рекомендуем прикладывать указанное решение ко всем заявкам, даже если в вашем уставе установлены свои критерии, по которым сделка относится к крупным. Это быстрее и эффективнее, чем столкнуться с отклонением заявки и оспаривать в ФАС отклонение заявки. 

Как подтвердить соответствие дополнительным требованиям?

Когда и кому требуется подтверждение? 

Дополнительных требования распространяются на поставщиков высокотехнологичных, инновационных товаров, продуктов питания, строительных и других услуг. Полный перечень есть в постановлении правительства от 04.02.2015 № 99. Заказчик устанавливает требования в:

  • конкурсах с ограниченным участием;
  • двухэтапных конкурсах;
  • закрытых конкурсах с ограниченным участием;
  • закрытых двухэтапных конкурсах.

В зависимости от вида товаров подтвердить добросовестность нужно наличием: 

  • финансовых ресурсов;
  • права собственности или другом законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
  • опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
  • нужного количества квалифицированных специалистов.

В чем сложность? 

Опыт работ подтверждают исполненными контрактами, владение недвижимостью или техникой — правом собственности, а наличие квалифицированных сотрудников — копиями трудовых книжек и дипломов. Вопросы возникают с финансовым подтверждением. Какие документы достаточно прикрепить, чтобы заказчик не отклонил заявку? 

Как подтвердить?

Если в закупке будет такое требование, то заказчик должен сам указать, какие именно документы хочет увидеть. Скорей всего это будет: 

  • бухгалтерский баланс за определенный период (например, за последний год), 
  • информационное письмо от банка, в котором у поставщика открыт расчетный счет. Достаточно указать, что счет есть. Раскрывать сумму не нужно. 

Если заказчик не перечислит, какие документы должны приложить участники, можно написать запрос на разъяснения. 

Анна Тресвятская
Автор статей в Контур.Закупках
2 комментария
Максим 3 апреля, 08:05
Мы пытались получить лицензию ФСБ, и, как оказалось, даже лояльный заказчик не готов написать письмо-обоснование. Соответственно нелояльный заказчик вообще не даст такого письма. И в его торгах будет участвовать "свой" поставщик.
Анна Синицкая 31 мая, 14:53
Здравствуйте! Вы пишете, что решение об одобрении крупной сделки обязательно должно быть заверено нотариально. Но ведь по закону не всегда это требуется. Если решение единогласно принято всеми участниками (в соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ), то разве его могут не принять без нотариального заверения?
Новый комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором.

Рассылка

Каждую неделю наши эксперты будут отправлять вам важные материалы о закупках