У нас есть статья об основных правилах закупок с нацрежимом. Но на практике возникает много вопросов, например: как именно подтверждать российское происхождение товаров, что делать, если в заявке есть иностранный и российский товар, где получать сертификат СТ-1 и т.д.
Как узнать, что в закупке действует нацрежим?
Если на товар распространяется национальный режим, заказчик указывает требование в плане-графике, а в документах закупки пишет:
- Ссылку на постановление правительства, в соответствии с которым действует нацрежим.
- С помощью каких документов участнику подтвердить, что товар произведен в стране из ЕАЭС.
- Условие о том, что участник указывает в заявке цену за единицу каждой позиции и несет ответственность за недостоверную информацию о стране происхождения товара.
Экономьте время для чего-то более важного: передайте участие в закупках экспертам
Какие документы подтверждают страну происхождения?
Какой документ прикладывать к заявке, зависит от вида продукции. Это может быть:
- декларация в свободной форме о стране происхождения,
- акт экспертизы ТПП (действует 1 год),
- сертификат СТ-1, выданный на основании этого акта или по заявлению поставщика: разовый, трехмесячный или годовой (на лекарства),
- копия специального инвестиционного контракта, или СПИК (юрлицо инвестирует > 3 млрд руб. в производство товара на территории РФ, а государство закупает его продукцию без конкурса).
В закупках некоторых товаров правительство указывает, какими именно документами участник закупки может подтвердить страну происхождения, например:
- В закупке радиоэлектронной продукции:
- В закупках мебели или товаров машиностроения:
- СПИК,
- акт экспертизы ТПП,
- сертификат СТ-1.
- При закупке медизделий, для которых установлены ограничения допуска, — сертификат СТ-1.
- В закупках продуктов — декларация о стране происхождения товара и декларация о производителе товара (в свободной форме).
- В поставках товаров легкой промышленности — декларация страны происхождения товара, материалов и полуфабрикатов, из которых произведен товар.
- В закупках программного обеспечения — название программного продукта и декларация в свободной форме о стране происхождения.
Если в закупке не установлено обязательное требование предоставить сертификат СТ-1, участник просто декларирует страну происхождения товара, то есть изготовитель и продавец продукции могут самостоятельно в свободной форме составить декларацию о том, где был произведен товар согласно приказу Минфина России от 04.06.2018 № 126н.
Название страны происхождения товаров нужно указывать в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК. Например, нет страны РФ, а есть Россия или Российская Федерация.
Что будет, если не приложить к заявке подтверждающие документы?
- Если действует запрет на закупку иностранного товара, то заявку без подтверждающих документов отклонят. Например, если поставляете мебель или товары легкой промышленности.
- Если запрета на иностранный товар нет, но действует ценовая преференция для российских товаров, то вашу заявку рассмотрят, как иностранную. То есть в аукционе придется заключить контракт с ценой на 15% меньше от предложенной, а в других конкурентных закупках вы не получите снижающий коэффициент к своей цене при оценке заявки.
- Если в закупке действует правило “третий лишний”, вашу заявку будут рассматривать, как заявку с иностранным товаром. Если на закупку пришли минимум два участника, которые подтвердили российское происхождение товара, вас отклонят.
Что будет, если в декларации и СТ-1 указать разные данные?
В 1-ой части заявки на электронный аукцион поставщик должен задекларировать страну происхождения, а во 2-ой приложить сертификат СТ-1, если он требуется.
При рассмотрении заявок на аукцион заказчик сопоставляет документы в обеих частях заявки: страну происхождения в 1 части и страну в СТ-1 во 2 части. Если будет расхождение данных, это значит, что победитель заявки предоставил недостоверные данные. Тогда заявку отклонят, как несоответствующую требованиям закупки.
Экономьте время для чего-то более важного: передайте участие в закупках экспертам
Как заказчик проверяет происхождение товара?
Если в заявке достаточно задекларировать страну происхождения, то заказчик верит победителю закупки “на слово”: пишет в контракте указанную им страну происхождения и проверяет документы только в момент приемки товара.
Если в закупке требуется СТ-1, то госзаказчики сами могут убедиться в его подлинности. Проверить факт выдачи сертификата происхождения можно в специальном реестре на официальном сайте ТПП.
Можно ли задекларировать российский товар, а поставить китайский?
Если в закупке действовал нацрежим и вы победили с товаром из ЕАЭС, то нельзя поставить иностранный товар. Заказчик обязан отказаться от такого товара. Победителю придется поставлять товар российского происхождения или расторгнуть контракт:
- Если заказчик пойдет навстречу, то по обоюдному согласию.
- Заказчик расторгнет контракт в одностороннем порядке или по суду на основании того, что поставщик предоставил недостоверную информацию о соответствии своего товара требованиям, что позволило ему стать победителем в закупке (п.1 ч.15 ст. 95 44-ФЗ). В этом случае поставщик попадает в РНП и теряет обеспечение контракта.
Можно поменять страну в рамках ЕАЭС (например, привезти товар, сделанный тем же производителем на российском заводе, а не на казахстанском). При этом нельзя менять характеристики товара.
Как получить сертификат СТ-1?
Документ оформляют в региональной ТПП на основании акта экспертизы, выполненного специалистами этой же палаты. Такой акт действует в течение года после выдачи. Чтобы получить сертификат, участник торгов пишет заявление в ТПП и прикладывает к заявлению:
- правоустанавливающие документы (для юрлица — свидетельство о регистрации и постановке на учет, для физлица — паспорт),
- годовой акт экспертизы (если он есть).
Если акта нет, то для получения СТ-1 нужно представить:
- лицензию о производстве товара,
- сведения, которые подтверждают возможность производить товар (лучше уточнить в ТПП, какие именно).
Что будет, если в заявке часть товара российская, а часть иностранная?
Если действует запрет на закупку иностранного товара, то заявки с частично или полностью иностранной продукцией отклонят. А если действуют ценовые преференции, то действия заказчика зависят от стоимости товара из ЕАЭС в заявке.
В аукционе
- Если стоимость товара из ЕАЭС составляет больше 50% от всей цены заявки, поставщик имеет право на преференции и его цену не снизят на 15% при победе.
- Если в заявке победителя аукциона стоимость из государств-членов ЕАЭС меньше 50% стоимости остальных предложенных товаров, то вся цена контракта будет снижена на 15% при победе.
В других конкурентных закупках
Если в конкурсе, запросе предложений и котировке участник предлагает в своей заявке продукции из ЕАЭС больше 50%, он получает преференции и к цене его заявки применяют понижающий коэффициент.
Значение имеет именно цена, а не объем товара. Например, 51% от объема заявки — соль иностранного производства, а 49% — сахар из ЕАЭС. Но так как сахар дороже, стоимость российского товара в заявке будет больше 50% от цены всей закупки, и поставщик получит преференции. Именно поэтому заказчик в закупках с нацрежимом просит указывать происхождение и стоимость каждой позиции товара.
Что делать, если закупаемый товар не производят в ЕАЭС
В этом случае заказчик может купить иностранный товар. Единственным документом, который доказывает отсутствие российских аналогов, будет соответствующее заключение Минпромторга. Другие доказательства заказчик проигнорирует и отклонит заявку с иностранным товаром.
Если у вас есть еще вопросы о применении нацрежима, оставьте их в комментариях.
Ответим на вопросы
Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.
При исполнении контракта менять товар с улучшенными характеристиками нельзя (ч.7, ст.95, 44-ФЗ; ч.6, ст.14, 44-ФЗ).
Согласно ст.14, 44-ФЗ заказчик применил ограничение ППРФ №832 от 22.08.2016, это значит если на стадии закупки было произведено отклонение, то потом при исполнении нельзя заменить страну и производителя, но есть исключение, а именно страну можно заменить на ЕАЭС и производителя, на производителя, который был указан в не отклонённых заявках.
Вопрос 2 - Если замена возможна, то можно ли заменить на равнозначный товар, или необходимо только на товар с улучшенными характеристиками?
Вопрос 3 - возможна ли замена на страну ЕАЭС?
2. Производителя тоже можно заменить, но только на производителя, который был указан в не отклоненных заявках. Например:
1-й участник указал Вимм-Билль-Данн, допущен
2-й участник - АО ПРОГРЕСС, отклонен
вы указали Молочный кит, допущен-победитель.
Исходя из этого вы можете заменить на Вимм-Билль-Данн.
2. Откуда можно узнать, производителей, которые указали конкуренты?
"При исполнении контракта, при заключении которого были отклонены заявки в соответствии с ограничениями, установленными пунктом 2 настоящего постановления, не допускается замена продукта пищевого на:
- пищевой продукт, страной происхождения которого не является государство - член Евразийского экономического союза;
- пищевой продукт другого производителя, предложение о поставке которого содержалось в заявках, которые не были отклонены в соответствии с ограничениями, установленными пунктом 2 настоящего постановления, при заключении данного контракта".
2. В итоговом протоколе, либо уточнить у заказчика.
"При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком."
В рамках ст.14, 44-ФЗ заказчик ограничил закупку ППРФ №832.
155 приказ действовал до 5 ноября, уточните, пожалуйста, точно речь идет о нем?
1) помимо заявки с иностранным товаром поданы не менее 2-х заявок с товарами только из ЕАЭС
2) заявки с товарами из ЕАЭС полностью соответствуют требованиям документации о закупке, в т.ч. в них есть СТ-1.
3) в заявках с предложением товаров из ЕАЭС указаны товары разных производителей.
Если не соблюдено хотя бы одно из выше перечисленных условий, заявка, содержащая предложение о поставке иностран.мед. изделий, подлежит допуску на равных условиях с заявками, в которых предложены мед.изделия из ЕАЭС.
Если никого не отклонили, то включается Приказ № 155.
У вас закупка по Перечню №1?
документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов требуются, согласно приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:
• Участник закупки указывает (декларирует) окончательное предложение страны происхождения поставляемого товара;
Ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в электронном аукционе, несет участник закупки;
требуется (сертификат формы СТ-1) согласно Постановления Правительства РФ от 05.02.2015г. № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
товарами только из ЕАЭС. У вас нет таких участников, следовательно вы никого не отклоняете. Если никого не отклонили, то включается Приказ №155.
Приказ №155 мы подробно разбирали в статье "Как готовиться к закупкам с применением национального режима?" https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1105-national-mode
Подскажите пожалуйста, заказчик желает приобрести фары для автомобиля Toyota, а так же лампочки для фар.
Фары в ЕАЭС не производят, лампочки для этих фар произведённые в РФ или ЕАЭС нам найти так же не удалось.
Подтверждения Минпромторга у нас естественно нет. Площадка (РТС-тендер) при подаче заявки(вторая часть) требует прикрепить документ подтверждающий соответствие ст.14 44-ФЗ. Что мы можем/должны прикрепить, если весь товар будет иностранного пр-ва?
В документации предусмотрены преференции в 15% для товаров из ЕАЭС.
Напишите. пожалуйста, номер закупки или уточните, пожалуйста, какое постановление применяется к закупочной процедуре?
Закупка № 0131200001019000651
задекларировали, что зарегистрированы на территории РФ, ведем деятельность на территории РФ.
так же написали, что товар предложенный к закупке не имеет аналогов производимых на территории РФ и в странах членах Евразийского экономического союза.
Купить 4 фары(Российского пр-ва) на Тойоту Камри за 100т.р невозможно. И это не считая остальных позиций в тех задании, которые сами по себе тянут тысяч на сорок.
Во народ даёт...
«Включается» ППРФ№968 при проведении любых открытых конкурентных процедур, когда одновременно соблюдаются все эти условия:
- Кроме заявок с иностранным товаром есть не меньше двух заявок с товарами из ЕАЭС.
- Заявки с товарами из ЕАЭС полностью соответствуют требованиям документации, в том числе содержат документ, который подтверждает страну происхождения товара.
- В заявках с товарами из ЕАЭС указаны товары разных производителей.
Заказчику запрещено публиковать смешанные лоты, то есть закупать одновременно радиоэлектронную продукцию, вошедшую и не вошедшую в перечень.
Применяется постановление по правилу «Третий лишний». Заявку с иностранными товарами отклонят, если есть две заявки с продуктами из ЕАЭС. Если никого не отклонили, то включается Приказ № 126н (см п.1).
Как подтверждать (любой из нижеперечисленных документов):
Специальный инвестиционный контракт (СПИК).
Подтверждение Минпромторга о наличии производства товаров из заявки в России (ППРФ от 17.07.2015 № 719).
Уведомление Минпромторга о присвоении (подтверждении) статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (приказ Минпромторга и Минэкономразвития от 17.08.2011 №1032/397)
Разовый или годовой сертификат СТ-1, выданный Торгово-промышленной палатой (ТПП). Порядок выдачи есть в Приказе ТПП от 22.12.2016 № 155.
О нац.режиме у нас есть обновленная статья "Все правила национального режима в одной статье" https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1234-nacrejim-8-pp.
У нас есть твердая уверенность, что товар представленный в заявке на территории РФ или ЕАЭС не производится. На этапе подачи заявки мы столкнулись с проблемой: в первых частях заявки мы задекларировали товар иностранного пр-ва., при подаче второй части заявки площадка требует от нас прикрепить документ подтверждающий соответствие ст.14 44-ФЗ. Что мы можем/должны прикрепить, если весь товар будет иностранного пр-ва?
Далее ещё вопрос: как нам сообщила площадка, на участие были поданы заявки в которых декларируется российское происхождение товара. Тем не менее, мы по прежнему уверены, что данный товар в РФ не производится. Очевидна договоренность участника и заказчика. Есть какая-либо возможность ознакомиться с документами, которые предоставил исполнитель в качестве подтверждения Российского происхождения товара?
В вашем случае ППРФ№832 не применяется, так как заявки были поданы со страной Россия. В таком случае вы можете заменить товар в рамках ч.7, ст.95, 44-ФЗ.
Вопрос: 1) Возможна ли замена товара в ходе исполнения договора на товары из заявки №2.
2) Возможна ли замена на товары других производителей России и Стран ЕАЭ и на каких условиях?
При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч.6, ст.14, 44-ФЗ) по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
Вопрос: 1) Возможна ли замена товара в ходе исполнения договора на товары из заявки №2.
2) Возможна ли замена на товары других производителей России и Стран ЕАЭ и на каких условиях?
1) Заменить закупаемый товар в ходе исполнения контракта на товар производителей ООО «Бета» и ООО «Гамма» можно. 2) В ходе исполнения контракта можно товар ООО «Альфа» заменить натовар, происходящий из Российской Федерации (в т.ч. ООО «Бета» и ООО «Гамма»), и ЕАЭС, на условиях, что новый товар будет иметь улучшенные характеристики по сравнению с товаром ООО «Альфа».
2) В ходе исполнения контракта товар ООО «Альфа» можно заменить на товар, происходящий из Российской Федерации (кроме ООО «Бета») и ЕАЭС, на условиях, что новый товар будет
иметь улучшенные характеристики по сравнению с товаром ООО «Альфа».
скажите, правомерно ли заказчику требовать сертификат СТ 1 на текстиль (спецодежда мед халаты)? товар произведен в России.
И могу ли я (как поставщик, но не производитель) обратиться самостоятельно в ТПП для получения такого сертификата?
Нет, заказчик не может требовать никакие документы, подтверждающие происхождение товара. Вы декларируете, что товары из ЕАЭС и на приёмке заказчик проверяет страну происхождения в документах. Никаких СТ-1 не надо
Товар Российского производства. Можно ли поменять производителя допсоглашением?
Нужен номер закупки. Напишите, пожалуйста.
а) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона;
б) декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 – 5, 7, 7.1, 9 части 1 статьи 31 Закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
в) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
г) декларацию в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о принадлежности участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или к социально ориентированным некоммерческим организациям" (декларация предоставляется с применением программно-аппаратных средств электронной площадки)
д) Документы или копии таких документов, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов:
• В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2017 № 1072 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ПП РФ от 05.09.2017 № 1072) подтверждением производства товаров является представление следующих документов: - копия специального инвестиционного контракта, заверенная руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), являющейся стороной указанного контракта или - акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации; или - заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации; или - сертификат о происхождении товара (продукции), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. по форме СТ-1, приведенной в приложении 1 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющемся неотъемлемой частью Соглашения;
При отсутствии в заявке на участие в аукционе документов, предусмотренных настоящим подпунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Чтобы дать более точный ответ, напишите, пожалуйста, номер закупки.
Вы можете подтвердить любым из нижеперечисленных документов:
- Копия СПИК, заверенная руководителем организации, являющейся стороной СПИК.
- Акт экспертизы, выданный ТПП (приказ ТПП РФ от 30.05.2018 № 52)
- Заключение Минпромторга России о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации.
- Сертификат СТ-1, выданный уполномоченным органом (приказ ТПП РФ от 02.04.2018 № 29).
Однозначного ответа на данный вопрос нет. Рекомендуем взять за основу для оформления акта экспертизы ТПП РФ положения самого постановления Правительства РФ от 05.09.2017 № 1072, согласно Приложению которого запрет на допуск к участию в государственных закупках установлен для "Мебели кухонной" код 31.02.10.
По сути никакой ответственности в этом случае второй поставщик не несет. По приказу 155 участники только декларируют страну происхождения, а заказчик не обязан проверять на этапе аукциона, что поставщики не врут. Заказчик проверяет подтверждающие документы по 155 приказу только на этапе приемки.
Это один из пробелов законодательства о нацрежиме, который, будем надеяться, учтут при разработке новых правил.
Спасибо за общение и ответ.
1. Где конкретно прописаны действия Заказчика по рассмотрению и оценке заявок в каком нормативном правовом документе ?
Ответ: Если способ проведения закупки Электронный аукцион ознакомьтесь с ч.5 ст. 66 и ч.6 ст.69 44-ФЗ. Обратите внимание на п.3 и п.6 ч.5 ст.66. Обязательно ознакомьтесь с требованиями ст.14 Применение национального режима при осуществлении закупок.
2. И прошу дать мне четкий экспертный ответ на вопрос по ПП 1072: если в составе вторых частей нет документов определенных ПП 1072 соответственно все продукция считается иностранной, процедура должна быть признана несостоявшиеся, на основании несоответствия не одной заявки требованиям документации ?
Ответ: если в составе вторых частей нет документов, определенных ППРФ № 1072 - заявка признается несоответствующей требованиям закупочной документации (и требованиям закона) и подлежит отклонению. Если все заявки отклонят, то закупка будет признана несостоявшейся. Контракт в этом случае не заключается (всех отклонили).
3. или к данной процедуре будет применен Приказ №126н?
Ответ: Приказ 126н не применяется. Применении ППРФ №1072 исключает применение к этой же закупке Приказа 126н.