Нацрежим: история, настоящее, будущее

9 июля 2024 1 133

Госзакупки могут стать импульсом для достижения технологического суверенитета России, но для этого нужно внести изменения в закупочное законодательство, в частности — в национальный режим. К такому выводу пришли участники дискуссии «Импортозамещение в закупках: возможности и риски», организованной Контур.Закупками на выставке ИННОПРОМ.

В обсуждении приняли участие представители ЭТП, госзаказчиков, поставщиков и экспертного сообщества. Приводим краткий пересказ полуторачасового общения.

Дискуссия состоялась на стенде Контура
Дискуссия состоялась на стенде Контура

Участники дискуссии:

  • Бетал Бижоев — руководитель дирекции 44-ФЗ АСТ ГОЗ

  • Павел Тихомиров — директор Союза закупщиков

  • Денис Дыбов — директор Департамента развития предпринимательства ТПП РФ

  • Екатерина Елисеева — замдиректора Департамента государственных закупок Свердловской области

  • Ася Суханова — управляющий директор АСТ ГОЗ

  • Вадим Шакуро — руководитель сервиса Контур.Закупки

Откуда взялся и как менялся нацрежим

Национальный режим в закупках — это не российское ноу-хау. В рамках ВТО (Всемирная торговая организация) действует ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле), которым предусмотрен нацрежим для участников этого международного соглашения.

Когда в 2005 году появился 94-ФЗ — первый закон о госзакупках в РФ, — в нем ничего не говорилось о нацрежиме. В 2012 году после долгих переговоров Россия вступила в ВТО. В 2013 году приняли 44-ФЗ, в котором статья о нацрежиме появилась, но три года она фактически была «пустой» — никаких подзаконных актов для ее подкрепления не приняли. В 2016 году произошли подвижки: появился первый реестр электронной продукции.

В рамках ВТО действует соглашение, по которому страны-подписанты обязуются предоставлять нацрежим и в отношении государственных закупок. Но Россия к этому соглашению не присоединилась, и поэтому наша страна может применять ограничения и запреты в госзакупках.

Однако это не касается закупок по 223-ФЗ, где Россия должна предоставлять нацрежим всем странам-членам ВТО (164 государства). Поэтому фактически не работает Постановление Правительства РФ № 925, которое призвано давать приоритет российским товарам.

Проблемы импортозамещения в закупках

Сейчас нацрежим регулируют 9 подзаконных актов и 7 реестров, которые утверждают разные виды продукции. В этом многообразии сложно разобраться и участникам, и заказчикам. Производителям, например, не всегда понятно, какие комплектующие закупать, чтобы достигнуть определенного уровня локализации товара.

Вопрос импортозамещения шире, чем сфера госзакупок, и лежит в плоскости экономической политики государства. Сегодня для многих отраслей промышленности характерна проблема: производители не могут удовлетворить запрос госзаказчиков, которым товары нужны здесь и сейчас. Поставщики готовы развиваться и инвестировать в инфраструктуру, но чтобы наладить работу, потребуется переходный период 3-5 лет.

Решить проблему импортозамещения в закупках пытаются не только нацрежимом, но и с помощью офсетных контрактов. Офсетный контракт — это соглашение между заказчиком и поставщиком на инвестиции в производство с последующей поставкой товара.

Хотя это не новый для рынка инструмент, он пока работает не так, как задумывалось. Одна из проблем офсетов — они не предусматривают динамического ценообразования. В итоге поставщик-производитель вынужден соглашаться на поставку продукции по твердой цене в течение нескольких лет.

Другой недостаток — сейчас нельзя заключить офсетный контракт с несколькими заказчиками. В итоге приходится собирать потребности со всех заинтересованных организаций региона и переводить их на одного заказчика, который заключает с производителем офсет.

Есть проблемы и с предметом заключения офсетных контрактов. Изначально предполагалось, что офсеты будут использовать для нужд импортозамещения. На практике же встречаются контракты на поставку школьной мебели или щебня — товаров, которые за границей и так не покупают.

Как решить назревшие проблемы

Один из вариантов решения проблемы офсетных контрактов — разрешить объединяться заказчикам из разных регионов, а также госзаказчикам и муниципалитетам. Чтобы активнее привлекать поставщиков в закупки, нужно проводить с ними разъяснительную работу. Также стоит пересмотреть меры ответственности по отношению к поставщикам.

Сейчас может возникнуть ситуация, когда участник, добросовестно исполнивший 10-15 контрактов, за одну ошибку попадает в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на два года. Столь суровые наказания отпугивают предпринимателей.

Эксперты обсудили необходимость законодательных изменений
Эксперты обсудили необходимость законодательных изменений

Альтернативой РНП может стать введение рейтинга деловой репутации участников, на который смогут ориентироваться заказчики. ФАС уже сейчас в пилотном режиме ведет реестр поставщиков, представивших недостоверные сведения при подаче заявки. Заказчик может обратиться к нему и узнать, какие документы поставщик предоставлял в других закупках.

Решить проблему непопулярности закупок среди бизнеса может радикальное упрощение процедур и законов. Это потребует унификации не только нацрежима, но и объединения 44 и 223-ФЗ законов в один кодекс закупок. 

Сделать это непросто, так как заказчики в этих законах — разные субъекты. Инициатива может получить право на жизнь, если сохранить различия в характере заказчиков, но ввести единую терминологию, способы закупок, правила взаимодействие с ЕИС и унифицировать другие нормы.

Подписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписка на самое важное из мира закупокПодписка на самое важное из мира закупок
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий