Госзакупки могут стать импульсом для достижения технологического суверенитета России, но для этого нужно внести изменения в закупочное законодательство, в частности — в национальный режим. К такому выводу пришли участники дискуссии «Импортозамещение в закупках: возможности и риски», организованной Контур.Закупками на выставке ИННОПРОМ.
В обсуждении приняли участие представители ЭТП, госзаказчиков, поставщиков и экспертного сообщества. Приводим краткий пересказ полуторачасового общения.
Участники дискуссии:
-
Бетал Бижоев — руководитель дирекции 44-ФЗ АСТ ГОЗ
-
Павел Тихомиров — директор Союза закупщиков
-
Денис Дыбов — директор Департамента развития предпринимательства ТПП РФ
-
Екатерина Елисеева — замдиректора Департамента государственных закупок Свердловской области
-
Ася Суханова — управляющий директор АСТ ГОЗ
-
Вадим Шакуро — руководитель сервиса Контур.Закупки
Откуда взялся и как менялся нацрежим
Национальный режим в закупках — это не российское ноу-хау. В рамках ВТО (Всемирная торговая организация) действует ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле), которым предусмотрен нацрежим для участников этого международного соглашения.
Когда в 2005 году появился 94-ФЗ — первый закон о госзакупках в РФ, — в нем ничего не говорилось о нацрежиме. В 2012 году после долгих переговоров Россия вступила в ВТО. В 2013 году приняли 44-ФЗ, в котором статья о нацрежиме появилась, но три года она фактически была «пустой» — никаких подзаконных актов для ее подкрепления не приняли. В 2016 году произошли подвижки: появился первый реестр электронной продукции.
В рамках ВТО действует соглашение, по которому страны-подписанты обязуются предоставлять нацрежим и в отношении государственных закупок. Но Россия к этому соглашению не присоединилась, и поэтому наша страна может применять ограничения и запреты в госзакупках.
Однако это не касается закупок по 223-ФЗ, где Россия должна предоставлять нацрежим всем странам-членам ВТО (164 государства). Поэтому фактически не работает Постановление Правительства РФ № 925, которое призвано давать приоритет российским товарам.
Проблемы импортозамещения в закупках
Сейчас нацрежим регулируют 9 подзаконных актов и 7 реестров, которые утверждают разные виды продукции. В этом многообразии сложно разобраться и участникам, и заказчикам. Производителям, например, не всегда понятно, какие комплектующие закупать, чтобы достигнуть определенного уровня локализации товара.
Вопрос импортозамещения шире, чем сфера госзакупок, и лежит в плоскости экономической политики государства. Сегодня для многих отраслей промышленности характерна проблема: производители не могут удовлетворить запрос госзаказчиков, которым товары нужны здесь и сейчас. Поставщики готовы развиваться и инвестировать в инфраструктуру, но чтобы наладить работу, потребуется переходный период 3-5 лет.
Решить проблему импортозамещения в закупках пытаются не только нацрежимом, но и с помощью офсетных контрактов. Офсетный контракт — это соглашение между заказчиком и поставщиком на инвестиции в производство с последующей поставкой товара.
Хотя это не новый для рынка инструмент, он пока работает не так, как задумывалось. Одна из проблем офсетов — они не предусматривают динамического ценообразования. В итоге поставщик-производитель вынужден соглашаться на поставку продукции по твердой цене в течение нескольких лет.
Другой недостаток — сейчас нельзя заключить офсетный контракт с несколькими заказчиками. В итоге приходится собирать потребности со всех заинтересованных организаций региона и переводить их на одного заказчика, который заключает с производителем офсет.
Есть проблемы и с предметом заключения офсетных контрактов. Изначально предполагалось, что офсеты будут использовать для нужд импортозамещения. На практике же встречаются контракты на поставку школьной мебели или щебня — товаров, которые за границей и так не покупают.
Как решить назревшие проблемы
Один из вариантов решения проблемы офсетных контрактов — разрешить объединяться заказчикам из разных регионов, а также госзаказчикам и муниципалитетам. Чтобы активнее привлекать поставщиков в закупки, нужно проводить с ними разъяснительную работу. Также стоит пересмотреть меры ответственности по отношению к поставщикам.
Сейчас может возникнуть ситуация, когда участник, добросовестно исполнивший 10-15 контрактов, за одну ошибку попадает в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на два года. Столь суровые наказания отпугивают предпринимателей.
Альтернативой РНП может стать введение рейтинга деловой репутации участников, на который смогут ориентироваться заказчики. ФАС уже сейчас в пилотном режиме ведет реестр поставщиков, представивших недостоверные сведения при подаче заявки. Заказчик может обратиться к нему и узнать, какие документы поставщик предоставлял в других закупках.
Решить проблему непопулярности закупок среди бизнеса может радикальное упрощение процедур и законов. Это потребует унификации не только нацрежима, но и объединения 44 и 223-ФЗ законов в один кодекс закупок.
Сделать это непросто, так как заказчики в этих законах — разные субъекты. Инициатива может получить право на жизнь, если сохранить различия в характере заказчиков, но ввести единую терминологию, способы закупок, правила взаимодействие с ЕИС и унифицировать другие нормы.