В Госдуму внесли пакет поправок в 44-ФЗ — изменения коснутся сразу 14 статей закона. Как говорится в пояснительной записке, нововведения направлены на оптимизацию и упрощение закупок. Поправки развивают намерения Минфина, Казначейства и ФАС, озвученные на форуме «Госзаказ» в мае, и касаются работы и поставщиков, и заказчиков. Рассказываем о самых важных изменениях.
Минфину разрешат официально толковать законы
Когда у поставщиков и заказчиков возникают вопросы по применению законов, толкования регуляторов часто бывают противоречивыми и даются с пометой, что разъяснения не являются официальными. Законодатели увидели в этом проблему.
Замминистра финансов Алексей Лавров неоднократно говорил, что на роль толкователя законов о закупках претендует Минфин, и вот наконец ведомство такое право получит. Предполагается, что это унифицирует подходы к применению 44-ФЗ и снизит количество поправок — сейчас по каждому спорному случаю приходится корректировать закон.
Универсальную предквалификацию упростят
Поставщикам разрешат подтверждать соответствие требованиям универсальной предквалификации контрактами, исполненными в ходе совместной закупки. Поправку объясняют тем, что в 44-ФЗ подход к совместному конкурсу или аукциону такой же, как к единой закупке. Теперь заказчики должны будут учитывать совокупный опыт исполнения всех контрактов участника по результатам совместной закупки.
Контракт в устной форме исключат
Сейчас 44-ФЗ не предусматривает заключение контракта только в письменной форме. Из-за этого заказчики пытаются заключать сделки устно на основании ч. 15 ст. 34 и п. 2 ст. 161 Гражданского кодекса.
В эпоху тотальной цифровизации закупок такая возможность выглядит странной: это непрозрачно, и влечет риски злоупотреблений. Чтобы исключить правовую коллизию, в законе пропишут положение, что контракт заключается в письменной форме.
Упростят подачу заявки при единых требованиях
Участникам закупок разрешат не прикладывать к заявке документы о соответствии единым требованиям, если их можно найти в общедоступных госреестрах. Достаточно будет включить в заявку ссылки на сайты с подтверждающими документами. Похожий механизм действует в закупках по 223-ФЗ.
Закупки у ед. поставщика разрешат дробить
Заказчикам позволят без последствий проводить несколько малых закупок идентичных или аналогичных товаров у единственного поставщика. Сейчас такую практику могут посчитать дроблением закупки и уходом заказчика от конкурентных процедур.
В закупках у ед. поставщика по итогам несостоявшихся процедур можно будет составлять неограниченное число протоколов разногласий. Также стороны смогут отказаться от заключения контракта. Это должно уменьшить риски срыва сделок из-за некорректных условий.
Контроль за закупками у ед. поставщиков хотят усилить — с 2025 года всех заказчиков обяжут формировать документы по таким контрактам в ЕИС.
Механизм офсетов расширят
Сейчас офсетный контракт нельзя заключить сразу с несколькими заказчиками. В итоге приходится собирать потребности со всех заинтересованных организаций региона и переводить их на одного заказчика, который заключает с производителем офсет. На эту проблему заказчики жаловались в ходе дискуссии, организованной Контур.Закупками на выставке ИННОПРОМ.
Поправки разрешат заказчикам проводить «совместную» закупку, так что поставщик сможет удовлетворить потребности нескольких заказчиков в регионе.
Сейчас с помощью офсетного контракта можно закупить только промышленную продукцию. Это ограничение тоже хотят снять: предметом офсета может стать любой товар, производство которого создано или модернизировано в России.