Бизнес чутко реагирует на любые социально-экономические изменения. Мы уже писали, как санкции повлияли на деятельность поставщиков в закупках. Теперь пришло время рассказать, как на участниках торгов отразилась мобилизация.
Частичную мобилизацию в России объявили 21 сентября, а спустя чуть больше месяца — 28 октября — министр обороны Сергей Шойгу заявил о прекращении мобилизационных мероприятий. Мы провели исследование и выяснили, какие трудности испытывали поставщики в этот период.
Найдите закупку мечты — в пару кликов
Как и кого исследовали
Это уже четвертый опрос поставщиков — предыдущие прошли в марте, апреле и июне. Как и ранее, респондентами выступили пользователи Контур.Закупок. В октябре на наши вопросы ответили 1 065 поставщиков. Мы спрашивали, с какими проблемами столкнулся их бизнес в последнее время. Если респонденты отвечали, что трудностей не заметили и работают «как раньше» — просили рассказать, в какой сфере действует компания.
Что узнали
С марта по октябрь оценка поставщиков ситуации на рынке существенно изменилась. К октябрю более чем вдвое (с 27% до 11%) снизился процент пользователей, у которых есть серьезные проблемы, и почти в 2 раза выросла доля тех, кто работает «как раньше» (с 20% до 39%).
Доля поставщиков, которые что-то поменяли в работе, но в целом адаптировались к новым условиям, примерно одинакова на всех этапах исследования. В октябре таких респондентов было 50%. Процент пользователей с какими-либо проблемами (серьезные трудности и те, у кого что-то поменялось) снизился с мартовских 80% до 61%.
Опрос показал, что октябрь продолжил положительную тенденцию в закупках. Если в июне 14% опрошенных заявляли о серьезных проблемах, то в октябре — уже 11%. Чуть выросла доля тех, кто работает «как раньше» — с июньских 38% до 39% в октябре. Половина (50%) поставщиков выбрали вариант ответа «что-то поменялось, но работаем» — в июне таких пользователей было 48% процентов.
Таким образом, частичная мобилизация не стала для участников закупок потрясением, сравнимым с введением санкций в феврале-марте. При этом нужно отметить, что в октябре правительство РФ оперативно ввело меры поддержки поставщиков — о них мы подробно рассказывали в статье.
Проблемы поставщиков
Проблемы респондентов, которыми они поделились в опросе, можно разделить на четыре группы:
Цены
- Конкуренты чаще демпингуют, «падения» в торгах растут.
- НМЦК в новых закупках «как из 2021 года» и не соответствуют текущим реалиям.
- Растут цены на товары у производителей.
Заказчики
- Снижается количество публикуемых закупок, а в госзаказе — цены контрактов.
- Заказчики платят нестабильно или откладывают оплату до последнего.
- Все меньше контрактов предполагают авансы.
- Растет аффилированность заказчиков с отдельными поставщиками.
Поставки
- Ужесточается нацрежим, участвовать в закупках с импортом стало труднее.
- Усложняется логистика: растут сроки доставки, увеличивается ее цена.
- Приходится искать товары на других рынках и перестраивать логистические цепочки (Европа → Восток).
Бизнес
- Не хватает квалифицированного персонала, ценные кадры уезжают из страны.
- Нет возможности поднять зарплаты сотрудникам при текущей прибыльности участия в закупках.
- Не хватает оборотных средств, нужна возможность привлекать небанковские кредиты (от частных лиц и инвесторов).
У кого дела идут хорошо
Доля поставщиков, у которых дела идут «как раньше», почти не изменилась с лета — 39% в октябре против 38% в июне. Бизнес таких предпринимателей оказался устойчивее на фоне кризиса и мобилизации.
Вот список сфер деятельности, в которых заняты такие поставщики:
- охрана;
- строительство;
- системы безопасности;
- IT и связь;
- поставка и обслуживание медицинской техники;
- аутсорсинг;
- клининг;
- реализация нефтепродуктов;
- производство и поставка продовольствия;
- поставка мебели.
Инструменты для продуктивного участия в торгах
Выводы
- Ситуация для поставщиков в закупках становится лучше. Доля пользователей, столкнувшихся с проблемами разной степени тяжести, с мартовских 80% снизилась до 61%. Мобилизация не изменила позитивный тренд.
- Бизнес постепенно адаптируется к работе в условиях санкций, переориентируется на поставки из других стран, находит новые точки роста.
- Нехватка квалифицированного персонала и невозможность поднимать зарплаты сотрудникам — новые проблемы для участников закупок. В предыдущих исследованиях поставщики о них не заявляли.