Аналитика в закупках: как выбирать «выигрышные» тендеры

15 марта 2022 3 369

Закупочный процесс подобен спортивному соревнованию: важно не участие, а победа. Точного рецепта, как побеждать, ни у кого нет, но к торгам можно хорошо подготовиться и повысить шансы на выигрыш. Помогает в этом аналитика — в статье расскажем, как ее использовать и выбирать перспективные закупки для участия.

Фотография Анастасия Соколова Анастасия Соколова Руководитель отдела сопровождения Контур.Торгов

Какие задачи решает аналитика

Аналитика необходима почти на каждом этапе работы с закупками: при обработке результатов поиска, для оценки рентабельности конкретной закупки, для выводов по заказчикам и конкурентам. Часто она решает и более глобальные бизнес-задачи: анализ сферы и конкуренции в ней, прощупывание рынка и поиск незанятой ниши, оценка спроса на определенную продукцию, формирование ценовой политики компании.   

Сведения для анализа можно собирать вручную или с помощью различных агрегаторов и сервисов. Также можно передать задачу подбора профильных торгов консалтинговым компаниям. 

zakupki

Найдите закупку мечты — в пару кликов

Как выбирать перспективные закупки

Посмотрим, как применять возможности аналитики. Для удобства разобьем процесс работы с закупками на простые шаги. Последовательность шагов, «скорость» их прохождения могут быть разными, какие-то этапы можно пропустить — все зависит от специфики бизнеса и его приоритетов. В целом такой пошаговый анализ поможет выбирать те закупки, в которых у компании выше шансы на победу.

Шаг 1. Оценка результатов поиска

В открытых источниках сформируйте поисковой запрос или настройте шаблон в специализированном сервисе. Используйте необходимые фильтры — например, сортируйте результаты по отрасли, региону, начальной цене (НМЦ), типу торгов и способу отбора. При выборе закупок из выдачи обращайте внимание на:

  • сроки окончания подачи заявок: определите, в каких тендерах вы реально успеваете поучаствовать;
  • НМЦ: как правило, можно отсортировать закупки от крупных к мелким и наоборот; 
  • место поставки: можно сразу прикинуть примерные затраты на логистику;
  • размер обеспечительных платежей: оцените финансовые вложения.

Шаг 2. Анализ выбранной закупки

На этом этапе особое внимание нужно уделить документам закупки. Тщательно изучите техническое задание и убедитесь, что поставляемый товар соответствует характеристикам, заявленным в извещении закупки. Иногда для этого требуется привлечь специалистов с профильным образованием: менеджер по тендерам может не знать специфических свойств продукции или нюансов технических регламентов.

Внимательно проверьте проект договора или контракта. Перед подачей заявки учитывайте следующие моменты:

  • Предмет контракта. Удостоверьтесь, все ли товары в нужном объеме можно поставить.
  • Сроки и место исполнения. В условиях санкций и затрудненной логистики закладывайте запас для маневра. При необходимости учитывайте командировочные расходы, заказ пропусков в закрытые города. 
  • Права и обязанности сторон. Проверьте, все ли требования выполнимы. 
  • Порядок оплаты. Про сроки и порядок оплаты мы писали в этой статье.
  • Гарантия. Просчитайте, способна ли компания самостоятельно выполнить гарантийные обязательства. 
  • Требования к документам при поставке. Проверьте, есть ли необходимые лицензии, сертификаты и сопроводительные документы.
  • Цена с НДС или без. Уточните, есть ли в контракте условие о том, что НДС не предусмотрен для компаний на упрощенной системе налогообложения (УСН).
  • Ответственность сторон. Посмотрите, все ли условия приемлемы и есть ли раздел о форс-мажоре.

После оценки всех факторов станет ясно, выгодно ли участвовать в закупке и сколько времени уйдет на подготовку участия в ней.

Шаг 3. Анализ заказчика

Анализ заказчика поможет понять, как он ведет себя на рынке, надежен ли он и стоит ли тратить ресурсы на участие в его закупках. Для сбора сведений можно использовать открытые источники: 

Закупочная стратегия

Просмотр прошлых закупок конкретного заказчика позволит узнать, сколько заказов он размещает и на какие суммы, какими способами он отбирает участников и каков основной круг его поставщиков.

Изучение поставщиков заказчика покажет, кто и с какими ценами часто побеждает в его закупках, поставка каких товаров чаще требуется. Полезно сравнить количество участий, количество побед и контрактов у одного и того же участника: будет видно, сколько контрактов заказчик заключил с ним напрямую.

Обратите внимание на случаи, когда один и тот же поставщик регулярно побеждает у конкретного заказчика. Если при этом НМЦ почти не снижается, заявки других участников часто отклоняются или победитель определяется без конкурентных процедур, это повод для сомнений. Скорее всего, участие в закупках этого заказчика бесперспективно. 

Также посмотрите, часто ли заказчик отменяет закупки и по каким причинам. Возможно, игра не стоит свеч. 

Добросовестность и благонадежность 

Проверьте, связан ли контрагент с иностранными учредителями и государствами, которые ввели санкции против России. Перечень недружественных стран можно посмотреть здесь.

Соберите информацию об арбитражных делах в отношении заказчика, где он выступает ответчиком. Сам факт наличия дел — нормальная практика. Но если заказчик фигурирует во многих делах по экономическим вопросам, значит, он ненадежный плательщик и вряд ли стоит с ним работать.  

Узнайте, много ли жалоб поступает на заказчика. Во внимание стоит принимать только количество обоснованных и рассматриваемых жалоб. При этом смотрите на причины разбирательств. Претензий к заказчику может быть много, но все они могут оказаться безосновательными.

Бывает, что заказчик в других закупках выступает как поставщик. Анализ таких закупок тоже может говорить о его надежности: посмотрите, кому он поставлял товары или услуги, сколько побеждал и часто ли с ним расторгали договоры.

Шаг 4. Анализ поставщиков

Для более глубокого анализа можно по своему поисковому шаблону посмотреть результаты прошедших торгов за последние несколько месяцев или год. Это поможет составить представление о сфере: как много участвует поставщиков и высокая ли конкуренция, какие игроки чаще фигурируют в торгах и какие у них цены, какой процент снижения у победителей. 

Такой подход позволит спрогнозировать возможный разрыв в ценах, просчитать прибыль и в целом сузить выбор из поисковой выдачи еще на первом этапе анализа. 

Поставщика-конкурента можно проанализировать так же, как и заказчика: посмотреть информацию о закупках, в которых он участвует, жалобах и арбитражных делах. 

Круг заказчиков конкурента может рассказать о положении участника на рынке. Среди его заказчиков можно обнаружить и нового для себя игрока, закупки которого вам не предложил поиск по параметрам. Такой анализ поможет, если вы хотите расширить партнерскую базу.

zakupki

Инструменты для продуктивного участия в торгах

Шаг 5. Анализ невыигранных закупок

Эксперты рекомендуют анализировать результаты даже тех закупок, в которых вы не победили. Это поможет выявить сильные стороны конкурентов и корректировать стратегию на будущее.

Анализ закупок, конечно, требует от поставщиков времени и сил. Но детальная подготовка к торгам повысит шансы на победу и поможет сэкономить больше ресурсов, избавив от участия в сомнительных и неперспективных закупках.

zakupki

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Фотография Анастасия Соколова Анастасия Соколова Руководитель отдела сопровождения Контур.Торгов
Подписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Подписка на самое важное из мира закупокПодписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Другие статьи

Все статьи
Написать комментарий