Заказчик обязан оплачивать выполненный заказ в срок, который прописан в госконтракте. Рассказываем, чем грозит госучреждению задержка перевода денег или невыплата и куда жаловаться поставщику в этих случаях.
Нормы, регламентирующие оплату
В электронных закупках 44-ФЗ предусматривает не более 15 рабочих дней на оплату заказов, которые были размещены в Единой информационной системе (ЕИС) в 2022 году (ч. 13.1 ст. 34). Срок оплаты контрактов с субъектами малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО) — 10 рабочих дней (ч. 8 ст. 30).
С 1 января 2023 года сроки оплаты сократятся до 10 рабочих дней, а по контрактам с СМП и СОНКО — до семи рабочих дней.
Для федеральных заказчиков такие сокращенные сроки действуют уже в 2022: семь рабочих дней — для оплаты контрактов с СМП и СОНКО и 10 рабочих дней — для остальных поставщиков (Постановление Правительства РФ от 09.12.2017 №1496).
В закрытых процедурах на бумаге, приемка по которым проводится без использования ЕИС, закон допускает перечисление денег в течение 30 календарных дней.
Ответственность за нарушение сроков оплаты
Кроме оплаты товара, поставщик может потребовать с заказчика перечисления пеней, штрафов (ч. 5 ст. 34 44-ФЗ) и компенсации затрат на юридические услуги и отправку документов (ч. 2 ст. 110 АПК, ч. 1 ст. 100 ГПК). Исключение: заказчик не перевел деньги из-за форс-мажора.
Пени насчитывают за каждый день просрочки оплаты заказчиком по 44-ФЗ. Штраф начисляют, если заказчик не исполнил обязательства или исполнил их недолжным образом. Как определить размер штрафа, указано в Постановлении Правительства РФ от 30.08.2017 №1042 (пп. 3-9). Обычно это определенный процент от цены контракта или фиксированная сумма. Все штрафы не могут превышать цену контракта.
Расходы на юриста и отправку почты компенсируют на основе судебного решения или соглашения о возмещении расходов, которое заключено до обращения в суд.
Также заказчика могут привлечь к ответственности контролирующие органы и вышестоящие инстанции на основании обращения поставщика. Какие меры могут применить к заказчику:
- Выдать предписание и обязать устранить нарушения.
- Обязать руководство учреждения привлечь к ответственности виновного сотрудника. Это значит, что работник получит замечание, выговор или лишится премии. Возможно, накажут и руководителя учреждения.
- Оштрафовать сотрудника заказчика и саму организацию.
- Запретить сотруднику учреждения, который нарушил срок оплаты, работать в сфере госзакупок на срок до двух лет.
Мера наказания зависит от вида заказчика и особенностей закупки.
Вид закупок |
Наказание |
Статья КоАП |
Закупки по 44-ФЗ |
— Штраф от 30 до 50 тыс. руб. — Дисквалификация сотрудника заказчика на срок до двух лет |
7.32.5 |
Гособоронзаказ по 44-ФЗ |
Штраф от 30 до 50 тыс. руб. |
7.32.1 |
Закупки по 223-ФЗ |
— Штраф от 30 до 50 тыс. руб. на сотрудника — Штраф от 50 до 100 тыс. руб. на организацию |
7.32.3 |
Что делать, если заказчик не платит по госконтракту
Общая схема довольно проста: нужно написать и отправить заказчику претензию, а если он на нее не отвечает — обратиться в суд. Однако есть способы, которые позволяют повлиять на заказчика и решить вопрос с оплатой быстрее, не доводя дело до суда. Рассмотрим все по порядку.
Откройте дверь в мир торгов с электронной подписью
Шаг 1. Готовим претензию
Составьте обращение к заказчику с требованием заплатить за выполненную поставку и перечислить неустойку. В претензию обычно включают:
- наименование заказчика и поставщика;
- реквизиты контракта;
- сумму долга;
- реквизиты для перевода денег;
- дату и номер документа о приемке и напоминание о том, в какой срок учреждение должно было заплатить — со ссылками на соответствующие пункты госконтракта;
- раздел об ответственности заказчика перед поставщиком со ссылками на пункты госконтракта и упоминанием мер, которые могут быть приняты к учреждению на основании КоАП;
- срок, в течение которого поставщик готов уладить вопрос в досудебном порядке и без обращения в контролирующие органы.
К претензии прикладывают расчет пеней. Документ отправляют способом, при котором удастся подтвердить его получение. Например, заказное письмо с уведомлением о вручении или передача через канцелярию под роспись.
Шаг 2. Рассчитываем пени
Порядок расчета неустойки прописывают в госконтракте на основе правил из части 5 статьи 34 44-ФЗ. Вот как определить размер пеней:
- Считаем количество дней просрочки по оплате. Первый день — это следующий после окончания максимального срока перевода денег по госконтракту.
- Вычисляем размер пени за один день. По закону пеня — это 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ от неуплаченной в срок суммы. При этом нужно брать ключевую ставку, которая действует на дату уплаты пеней. Размер ключевой ставки можно посмотреть на сайте Банка России.
- Считаем общую сумму пеней. Умножаем пеню за один день просрочки на количество дней и на сумму контракта.
Например, сумма госконтракта — 100 тыс. руб., количество дней просрочки — 10, ключевая ставка на 18.02.2022 — 9,5%. Расчет будет таким:
1/300 x 9,5% x 10 х 100 000 = 316,67 руб.
В общей сложности, заказчик должен подрядчику 100 316,67 руб., из которых 100 000, 00 руб. — за поставку товара и 316,67 руб. — неустойка.
Если заказчик перечислил деньги за один из этапов исполнения госконтракта, но не перевел их за остальные, неустойку рассчитывают только за этапы, которые не оплачены.
Пример претензии (названия компаний и имена — условные)
Шаг 3. Обращаемся в органы финансового контроля и в вышестоящие инстанции
Если заказчик не отреагировал на претензию и не собирается платить за заказ и перечислять неустойку, обратитесь к финансовым контролерам — в казначейство, комитет финконтроля, счетную палату. Можно пойти и в вышестоящие инстанции — учредителю и главному распорядителю бюджетных средств.
Как правило, учредитель и распорядитель — это одно ведомство. Узнать учредителя организации можно двумя способами: посмотреть в уставе, который размещен на сайте заказчика, или воспользоваться правилом подведомственности. По этому правилу, работу больниц контролирует комитет по здравоохранению, школ — комитет по образованию и т.п. Например, если школа не переводит деньги за товар, стоит обратиться к начальнику районного отдела образования или сразу в комитет по образованию.
Казначейство и счетная палата принимают обращения в электронном виде через свои официальные сайты. Администрация и комитет финконтроля — с помощью электронной приемной Единого портала обращений граждан. Для подачи обращения понадобится регистрация на Госуслугах (ЕСИА). Личный прием пока приостановлен.
В обращении обязательно указывают (ст. 7 59-ФЗ):
- кому его отправляют,
- кто жалуется,
- что произошло,
- куда направлять ответ.
Обращение подписывают и прикладывают к нему копии документов, которые подтвердят обоснованность претензий.
Максимальный срок рассмотрения обращения — 30 дней (ст. 12 59-ФЗ).
Откройте дверь в мир торгов с электронной подписью
Шаг 4. Обращаемся в ФАС
Обращение по задержке оплаты оформляют по тем же правилам, что и для других ведомств. Дополнительно указывают номер тендера из ЕИС и номер реестровой записи из реестра госконтрактов. Срок рассмотрения таких обращений — не более 30 рабочих дней (ст. 12 59-ФЗ).
Обращение в ФАС можно подать электронно — через сайт службы, портал Госуслуг, на email, а также в бумажном виде — направить по почте или лично передать в канцелярию. Иногда обращения отправляют по факсу.
Статус обращения проверяют на сайте службы на вкладке «Написать в ФАС». Номер для отслеживания вам пришлют на электронную почту, если обращение отправлено на email службы или через сайт УФАС. Также эти сведения появятся в личном кабинете.
При отправке обращения другим способом, узнавайте входящий номер документов по телефону общественной приёмной. Теперь сотрудники приёмной отвечают и на сообщения в Ватсапе и Телеграме.
Адрес электронной почты службы для отправки жалоб и номер телефона общественной приёмной размещены на сайте УФАС.
Шаг 5. Идем в прокуратуру
Прокуратура следит за соблюдением закона всеми сторонами закупочного процесса и принимает жалобы на заказчиков и финансовых контролеров — администрацию, комитеты, счетную палату и ФАС.
Обращения готовят и рассматривают по единым правилам 59-ФЗ. Подать обращение можно лично или электронно — через виртуальную приемную на сайте. Для входа в интернет-приемную регистрация не обязательна.
Шаг 6. Обращаемся к бизнес-омбудсмену и в общественные организации
Разрешить спор с заказчиком предпринимателю помогут уполномоченные по правам предпринимателей и общественные организации. Например, ОНФ «За честные закупки» или «ОПОРА РОССИИ».
Бизнес-омбудсмены есть в каждом регионе. Их контакты можно найти на сайте уполномоченного при Президенте на вкладке «Регионы». Омбудсмены ведут личный прием и принимают обращения в электронном и бумажном виде. Документы изучат не более чем за 10 дней и решат, обоснованны ли претензии или инет.
Когда уполномоченный считает обращение обоснованным, он может:
- подсказать, куда еще жаловаться на учреждение;
- напрямую обратиться к заказчику с указанием на нарушения условий госконтракта;
- помочь подготовить жалобу в вышестоящие инстанции и отстоять правоту в суде.
Общественные организации также способны повлиять на учреждение и ускорить получение выплат.
Начните путь в закупках с электронной подписи
Шаг 7. Подаем в суд
Споры с заказчиком, которые не удалось решить путем переговоров, обращений в вышестоящие инстанции и к бизнес-омбудсмену завершит арбитражный суд. Заявление в суд подают в бумажном или электронном виде. Обращение на бумаге приносят в канцелярию. Часы работы можно посмотреть на сайте арбитражного суда.
Электронное заявление подают через систему «Мой Арбитр». Для входа в систему понадобится регистрация или привязка аккаунта к учетной записи на портале Госуслуг (ЕСИА) и УКЭП — усиленная квалифицированная электронная подпись (ст. 125 АПК). Документ без подписи не примут к рассмотрению.
В заявление для подачи в суд (ст. 125 АПК) включают:
- указание арбитражного суда, в который подается иск;
- сведения о поставщике и заказчике, который не перевел деньги;
- требования поставщика и их обоснование со ссылками на статьи законов и пункты госконтракта;
- доказательства невыплаты и того, что поставщик пытался решить спор без похода в суд;
- сумму долга и ее расчет.
Полный перечень документов, которые прикладывают к заявлению, указан в статье 126 АПК.
Сумма долга — это цена товара по госконтракту, неустойка и дополнительные расходы, которые возникли у поставщика в связи со спором. Например: затраты на юриста, командировочные расходы и т.п.
Размер госпошлины за рассмотрение дела зависит от суммы долга. Минимум — две тыс. руб. Максимум — 200 тыс. руб. Тарифы можно посмотреть в статье 333.21 НК РФ.
Копию заявления в суд отправляют заказчику заказным письмом с уведомлением о вручении, через портал Госуслуг или систему «Мой Арбитр».
Судья рассматривает документы и принимает решение, начинать судебное разбирательство или нет, срок — не больше пяти дней (ст. 127 АПК).
Заказчики обязаны выполнять условия госконтракта, в том числе и сроки оплаты. При задержке перевода денег поставщик может принять меры и привлечь учреждение к ответственности: написать претензию, обратиться в вышестоящие инстанции, в ФАС, прокуратуру и бизнес-омбудсмену. Если же эти меры не привели к положительному результату, нужно направить иск в суд.
Зачастую сам факт обращения в контрольные ведомства помогает решить вопрос с оплатой по контракту. Госучреждения не хотят получить штраф, выговор или на два года лишиться контрактного управляющего из-за его отстранения от работы. В таком случае заказчики обычно просят отозвать обращение, переводят деньги за товар и выплачивают неустойку.
Ответим на вопросы
Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.
Вопросы, которые касаются обжалования действий заказчика после заключения контракта, мы рекомендуем решать в суде с соблюдением досудебного (претензионного) порядка.