Структурированная заявка по 44‑ФЗ: инструкция по заполнению

15 января 2024 41 414 7

Государственные тендеры постепенно переходят в онлайн: с 1 октября 2023 года извещение, заявку и контракт участники закупок формируют в цифровом виде. В статье собрали все о нововведениях и подробно разобрали самый непростой для поставщиков этап — подачу структурированной заявки.

Структурированное извещение 

Теперь заказчики формируют извещение о тендере в ЕИС. С использованием системы указывают функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки (п. 7 ПП РФ № 145, п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ).

При формировании извещения заказчику доступны следующие поля: 

  • наименование (объекта закупки);
  • вид — выпадающий список со значениями «качественная» и «количественная»; 
  • значение — для описания качественных параметров технического задания;
  • единица измерения, диапазон или конкретное значение — для описания количественных параметров.

Характеристики по п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ заказчик указывает двумя способами:

  • Если позиции есть в КТРУ, то параметры автоматически «подтягиваются» из каталога. Дополнительные характеристики к КТРУ система также загружает автоматически, но их обоснование нужно прикрепить файлом к извещению вместе с другими обязательными документами.
  • Если позиций в КТРУ нет, то заказчик вручную заполняет поля в ЕИС.

Все остальные характеристики (место и сроки поставки ТРУ, обеспечения, гарантии) заказчик указывает «по-старому» — в документе с полным описанием объекта закупки. Его формируют без использования ЕИС и прикладывают в виде файла. 

Таким образом, извещение о закупке теперь состоит из двух частей — структурированного описания и дополнительных файлов (письмо Минфина от 18.12.2023 № 24-01-10/122331). Между описанием в структурированной форме и приложенном файле не должно быть противоречий (ч. 3 ст. 7 44-ФЗ). Разночтения могут стать поводом для жалобы в ФАС.

Заказчик обязан описывать товар в структурированной форме. В закупках работ или услуг без поставки товара цифровые характеристики необязательны. При закупке товара, поставляемого при выполнении работы или услуги, заказчик действует по общему правилу: указывает информацию как о закупаемой работе или услуге, так и товаре (письмо Минфина от 18.12.2023 № 24-01-10/122331).

В электронных магазинах по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ техническое задание остается прежним — структурированное описание проводится только в ЕИС. В строительных тендерах описание объекта закупки содержит (типовую) проектную документацию, смету (п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ). Поскольку в структурированной форме заказчик обязан указывать требования из п. 1 ч.1 ст. 33 44-ФЗ, для строительных тендеров он не формирует структурированное описание.

Кроме описания объекта закупки, заказчик включает в извещение требования к содержанию и составу заявки, а также инструкцию по ее заполнению. Описание объекта закупки из структурированного извещения переходит в структурированную заявку, а та — в цифровой контракт.

Структурированная заявка

Следующий этап цифровизации — составление и подача заявки. Поставщик формирует ее на торговой площадке: в специальных полях он указывает характеристики предлагаемого товара, товарный знак и страну происхождения. Разберем подробнее.

Принципы заполнения

При подаче заявки на ЭТП участнику необходимо: 

  1. Указать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара по п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ. Их поставщик вводит в полях на основе значений структурированного извещения. Большинство федеральных площадок уже адаптировались к нововведениям и не дадут выйти за рамки требований заказчика.

  2. Прописать в отдельном поле товарный знак (при наличии).

  3. Выбрать из списка страну происхождения товара.

  4. Подписать электронной подписью и подать заявку.

Участник закупки обязан заполнять характеристики товара в структурированной форме, иначе заявку отклонят (п.1 ч. 12 ст. 48 44-ФЗ). Заявка должна соответствовать требованиям заказчика, в т. ч. инструкции по заполнению. Несоответствие — также основание для отклонения.

В закупках работ и услуг указывать их характеристики в заявке не нужно. Сама подача заявки означает согласие участника с условиями извещения (письмо Минфина от 18.12.2023 № 24-01-10/122331).

В закупках лекарств и медизделий важен остаточный срок годности, который не является характеристикой товара по п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ. Минфин разъяснил, что в таких тендерах поставщик не обязан указывать показатель остаточного срока годности. Подача заявки также означает согласие участника поставить препарат на условиях извещения (письмо Минфина от 18.12.2023 № 24-01-10/122331).

Рекомендации по заполнению

При заполнении характеристик важно внимательно вносить значения. Подача заявки означает согласие поставщика работать на условиях извещения (ч. 5 ст. 43 44-ФЗ). Сведения из неверно заполненной заявки в неизменном виде «подтянутся» в структурированный контракт, и это приведет к проблемам при его исполнении.

В инструкции заказчики поясняют, как указать характеристику в каждой строке заявки — нужно ориентироваться на нее. Если в инструкции что-то непонятно, рекомендуем подавать заказчику запрос на разъяснение.

После подачи заявки обязательно проверяйте характеристики товара. Бывают ситуации, когда часть указанных поставщиком показателей не отображается на стороне заказчика. Рекомендуем отзывать и подавать такие заявки заново.

Подача заявки на примере РТС-тендер

На всех федеральных ЭТП можно подать заявку в структурированной форме. Разница лишь в интерфейсе площадки. Рассмотрим, как сформировать заявку на закупку товара на РТС-тендер.

Шаг 1. Войдите в личный кабинет и перейдите в карточку найденной закупки — для этого можно кликнуть по номеру извещения. 

Шаг 2. Нажмите на кнопку «Подать заявку». Откроется черновик формы. 

Шаг 3. Проверьте сведения, которые нельзя изменить:

  •  В столбце «Тип объекта» отразится отметка: товар, работа или услуга.

  •  В столбце «Наименование и код» отразится наименование объекта закупки и его код по каталогу из извещения. 



    Если наименование отличается от ОКПД2 или КТРУ, площадка покажет серым цветом название по каталогу. 

  • В столбце «Количество» отразится количество и единица измерения объекта закупки.

Платформа покажет значение в виде числа или выдаст предупреждение о невозможности указать количество товара при наличии такого признака в извещении.

Шаг 4. В столбце «Страна происхождения» выберите одну или несколько стран. При закупке ПО с нацрежимом появится дополнительное поле «ПО» с выпадающим списком «Выберите страну происхождения ПО». Отметьте нужную.

Шаг 5. При необходимости укажите товарный знак в соответствующем столбце. Если заказчик требует товарный знак и не допускает поставку эквивалента, марка «подтянется» автоматически из извещения. 

Если можно поставить эквивалент, площадка даст скорректировать товарный знак.

Шаг 6. Заполните характеристики товара в соответствующем разделе. Часть из них «подтянется» автоматически из извещения. Площадка подскажет, как заполнить поля.

Шаг 7. Прикрепите дополнительные файлы о товаре, если это необходимо.

Другие разделы заявки, например, информация об участнике закупки, должны быть заполнены. Не забудьте указать корректные банковские реквизиты, выбрать вид обеспечения заявки и прикрепить подтверждающие документы (при необходимости).

Шаг 8. Нажмите на кнопку «Подписать и отправить» и подтвердите действие ЭП. В личном кабинете в разделе «Мои заявки» у заявки появится статус «Отправлена оператору».

Цифровой контракт 

Финальный этап цифровизации госзакупок — цифровой (структурированный) контракт. Это электронный документ, который заказчики формируют в ЕИС. В проект цифрового контракта входят сведения из структурированного извещения заказчика и заявки поставщика.

После определения победителя заказчик формирует проект контракта в структурированном виде с помощью ЕИС. Система автоматически «подтягивает» необходимые сведения и на 95% самостоятельно создает будущий контракт. 

Сформированный проект контракта заказчик направляет на подпись поставщику. Победитель закупки знакомится с проектом и ставит свою подпись на ЭТП. Затем документ в системе подписывает заказчик.

После заключения сделки сведения о контракте по одному клику заказчика направляются в Реестр контрактов и размещаются в нем в течение трех рабочих дней. После размещения поставщик может сразу же приступить к исполнению контракта.

Пока заказчики могут заключать контракты как в структурированном виде, так и «по-старому» — на бумаге. Но уже с 1 апреля 2024 года цифровой контракт станет обязательным во всех конкурентных закупках. 

В Казначействе России отмечают, что не преследуют цель оцифровать все пункты контракта. Поэтому информацию, которая не входит в структурированную форму, заказчики должны крепить к контракту отдельным файлом.

Плюсы и минусы цифровых контрактов

Удобство цифрового контракта в том, что все существенные параметры сделки из извещения и заявки автоматически поступают в цифровой контракт. Заказчику остается проверить условия и направить контракт на подпись поставщику. Автоматическое заполнение информации позволит избежать ошибок и ускорит заключение контракта. 

Недостаток цифрового контракта в том, что в него нельзя вносить правки. Например, если поставщик укажет не ту характеристику в цифровой заявке, но в пределах допустимого диапазона, то после завершения срока подачи заявок невозможно будет исправить ошибку. Подписать дополнительное соглашение для исправления ошибочных характеристик также нельзя — в ст. 95 44-ФЗ нет таких оснований. 

Поможем на каждом этапе закупки

От регистрации в ЕИС до заключения контракта

Реклама 16+. ООО «Сертум-Про».

Таблица-шпаргалка со сроками перехода

Дата Контракт Описание объекта закупки Заявка участника

01.10.2023

Право заказчиков по конкурентным процедурам

Обязанность заказчиков

Обязанность поставщиков

01.04.2024

Обязанность заказчиков по конкурентным процедурам

   

01.01.2025 

Обязанность заказчиков:

  • по результатам несостоявшихся электронных процедур;

  • по контрактам с ед. поставщиками (п. 2, 6, 11-12, 28.1, 54-55 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);

  • при соглашении об изменении или расторжении контракта.

   

 

Подписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Подписка на самое важное из мира закупокПодписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Другие статьи

Все статьи
<
7 комментариев
ПК
Павел Красиков 23 мая
Здравствуйте!
Заказчик допустил ошибку при формировании структурированной заявки, единицу измерения труб указал в тоннах, однако в документе описания объекта закупки указана единица измерения метры. Будет ли правомерно дальнейшее проведение данной закупки?
Также еще часто встречаю, что заказчики формируют структурированную заявку в виде 1 единицы товара с общей стоимостью, однако в описании объекта закупки указаны трубы в метрах, правомерно ли так делать?
ПД
Павел Данилов 12 февраля
Добрый день. Если процедура отыгрывается с указанием кода ОКПД 2, есть ли возможность на площадках уточнять наименование предлагаемого товара?
РВ
Рамиль Велиев 9 ноября 2023
Здравствуйте, т.е, из выше сказанного следует, что нужно подавать заявку и в структурированном виде и дополнительно, как раньше, прикреплять отдельным файлом (документом)? А если не прилагать файл, то какие то характеристики не войдут в контракт?
Андрей Неганов 17 ноября 2023
Рамиль Велиев, здравствуйте. Сегодня есть разница в объеме характеристик, которые может указать поставщик в структурированной заявке и заказчик — в описании объекта закупки. К сожалению, не всегда цифровая заявка позволяет учесть все требования заказчика.

Пока заказчики адаптируются к новым правилам, рекомендуем подавать заявку и в структурированной форме, и в виде отдельного документа. Таким образом, сведения будут дополнять друг друга и учитывать все требования заказчика.

Важно учитывать, что в характеристиках из структурированной заявки и прикрепленного документа не должно быть противоречий. Ведь в цифровой контракт автоматически перейдут параметры, которые вы заполняли на ЭТП.
АЧ
Андрей Частухин 25 октября 2023
Добрый день! Спасибо за статью.
Подскажите пожалуйста, если при формировании структурированной заявки в извещении указана малая часть характеристик требуемого товара, а в документации есть ТЗ с большой частью характеристик, на что ориентироваться поставщику. Составлять заявку заполняя предложенные поля на ЭТП, и не обращать внимания что указано в ТЗ, или совокупно учитывать и там и там указанные характеристики?
Т.е. по тем характеристикам, что указаны в извещении, подходит бОльший круг товаров, но не будет ли проблем при поставке, когда заказчик скажет "у нас же было прикреплено ТЗ с дополнительными характеристиками" и поставленный товар (вроде бы в соответствии с извещением и правильно заполненной структурированной заявкой) окажется не подходящим.
Заранее благодарю за ответ!
Олег Теплоухов Изменен 25 октября 2023
Андрей Частухин, здравствуйте. У вас непростой вопрос. Вероятно, в вашем случае правильнее будет подать запрос на разъяснение, чтобы устранить все разночтения. Если возможности подать запрос уже нет, то мы рекомендуем ориентироваться на совокупные требования к товару, указанные во всех документах.

Наиболее безопасный вариант — подготовить предложение (документ), учитывающий все характеристики из извещения и ТЗ. Этот документ прикрепить в состав заявки на ЭТП. На самой ЭТП при подаче заявки заполнить все требуемые поля. Важно, чтобы характеристики, указанные на ЭТП, не противоречили характеристикам из прикрепленного документа.
АМ
Артем Мазанов 19 октября 2023
Большой плюс, будет исключение отклонения заявки по первым частям