Малые закупки обретают всё большую популярность. Они привлекательны для заказчиков и поставщиков, ведь товар и оплату по контракту стороны получают в кратчайшие сроки. Малые закупки проводят «с полки» и в электронных магазинах. Первый тип мы уже разобрали — пришло время поговорить о втором. Выясним, что из себя представляют закупки в электронных магазинах и как в них принять участие.
Что такое электронный магазин по 44-ФЗ
Электронный магазин — один из механизмов закупки у единственного поставщика. Такие тендеры проводятся на специальных платформах и регулируются п. 4. и 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
В электронном магазине заказчики могут закупить товары, работы и услуги (ТРУ) на не больше чем 600 тыс. рублей. Годовой объем таких закупок не должен превышать 2 млн руб. или 10% от всех тендеров заказчика, но в пределах 50 млн руб.
Электронный магазин может быть секцией федеральной площадки или работать обособленно — на отдельном сайте.
Право выбора электронного магазина остается за заказчиком, но есть нюансы:
- Заказчики федерального уровня обязаны проводить малые закупки на Едином агрегаторе торговли «Березка» (Распоряжение Правительства РФ № 824-р).
- Заказчики регионального и муниципального уровней не обязаны проводить малые закупки на «Березке», но правительство рекомендует это делать.
- В некоторых субъектах РФ действуют свои электронные магазины. Если такие платформы удовлетворяют потребностям заказчика, он проводит малые закупки на них.
Особенность электронных магазинов
Электронные магазины могут использовать уникальные термины для обозначения конкретного способа малой закупки. Например, «прямая закупка», «котировочная сессия», «закупка по потребности», «заказ», «запрос доставки» и другие.
У каждого магазина действует свой регламент взаимодействия заказчика и поставщика. Платформы разрабатывают свои способы закупок, утверждают для каждого из них правила и сроки проведения.
Например, по «срочным» закупкам платформы обычно принимают предложения в течение одного рабочего дня. Регламент может предусматривать открытую или закрытую форму подачи предложений, обязательное создание прайс-листов с их последующей модерацией или без нее, устанавливать дополнительное время на улучшение цены и определять форму заключения контракта.
Виды закупок в электронных магазинах
Наиболее часто проводят два вида тендера в электронном магазине — размещение «закупки» и направление прямого заказа.
Размещение «закупки» проходит так. Заказчик публикует извещение на сайте электронного магазина. Поставщики находят нужную процедуру и направляют свое предложение. Заказчик выбирает наиболее привлекательное предложение и заключает контракт с победителем. Если подходящего предложения не найдется, сделка не состоится.
При направлении прямого заказа поставщик заранее формирует прайс-лист в интерфейсе электронного магазина. Заказчик изучает размещенные карточки товара и направляет поставщику запрос на покупку выбранной позиции. Далее стороны подписывают контракт.
Как поучаствовать в закупке в электронном магазине
Шаг 1. Получить сертификат электронной подписи (ЭП). Это можно сделать в любом аккредитованном удостоверяющем центре. Например, в УЦ Контура.
Получите электронную подпись в Удостоверяющем центре Контура. Такая ЭП подойдет для любых торгов и работает на 543 площадках.
Шаг 2. Зарегистрироваться на сайте электронного магазина. Часть платформ имеет интеграцию с ЕИС, и регистрации в системе может быть достаточно для доступа в магазин. Тем не менее, у некоторых платформ свои требования к документам и сроки рассмотрения заявок на регистрацию, поэтому лучше предварительно ознакомиться с регламентом и порядком регистрации на сайте магазина.
Шаг 3. Изучить правила оплаты обеспечений и комиссионных сборов. Обычно для размещения прайс-листов не нужно платить комиссию, а для направления предложения в объявленной закупке необходимо внести деньги на счет площадки. Размер комиссии прописан в регламенте платформы.
Шаг 4. Определиться с форматом участия в электронном магазине. От этого будет зависеть дальнейший порядок действий.
Если решили создать прайс-лист, то необходимо заполнить карточку товара:
- характеристики товара,
- количество товара,
- страну происхождения,
- наименование производителя,
- товарный знак (при наличии),
- фото товара,
- цену за единицу,
- некоторые другие сведения о товаре.
Далее нужно дождаться, пока платформа утвердит карточку, при необходимости исправить неточности в заполнении. После одобрения товар будет доступен заказчикам для просмотра.
Если хотите поучаствовать в объявленной закупке, то потребуется найти такой тендер, изучить документы извещения, сформировать технико-коммерческое предложение и подписать его с помощью ЭП.
Если заказчик выберет ваш товар, нужно будет заключить контракт в бумажной или электронной форме, которая предусмотрена регламентом платформы и задана заказчиком.
Поиск закупки в электронном магазине
Подобрать закупки из электронных магазинов можно в сервисе Контур.Закупки — он собирает тендеры с 300+ торговых площадок в одном окне. Альтернативный вариант — искать на каждой отдельной платформе. Вот как это сделать — на примере разных электронных магазинов.
РТС-Маркет предлагает искать по «Заказам». Чтобы подобрать закупку, достаточно ввести ключевые слова, установить цену, добавить регион или найти нужный заказ по номеру.
Интерфейс поиска Биржевой площадки Заказ.РФ также содержит расширенный список фильтров для поиска «Запросов доставки». Кроме ключевых слов, здесь можно указать конкретного заказчика и основание закупки.
В реестре закупок электронного магазина г. Москвы и Московской области, кроме базовых возможностей поиска, предусмотрены фильтр по срочным закупкам и возможность указать категорию товаров.
Мнение ФАС о закупках в электронном магазине
Несмотря на то, что тендеры в электронных магазинах не являются конкурентными способами определения поставщика, контрольные органы регулярно рассматривают обращения, связанные с проведением таких закупок. Рассмотрим практику ФАС по работе с электронными магазинами — в вопросах и ответах.
— Кто обязан проводить закупки в электронном магазине и на какой площадке?
— Заказчики не обязаны использовать электронный магазин как приоритетную форму осуществления закупки малого объема. Это не следует из закона (письмо от 27 января 2020 г. N МЕ/4930/20 ФАС).
Кроме того, по мнению контрольного органа, выделение одного электронного магазина среди прочих и закрепление обязанности использовать именно эту платформу — нарушение антимонопольного законодательства. Поэтому муниципальные и региональные заказчики не обязаны работать только на платформе «Березка», что дает возможность расширить круг поставщиков и взаимодействовать с несколькими торговыми платформами, которые отвечают потребностям заказчика.
— Основной критерий отбора поставщика в электронном магазине — цена?
— Нет, заказчик выбирает предложение, наиболее соответствующее заявленной потребности. Этот вывод подтверждает комиссия Иркутского УФАС России в решении от 22.01.2024 г. № 038/357/24.
Перескажем возникшую ситуацию. В малой закупке на РТС-Маркет приняли участие три поставщика ИП А с ценовым предложением 359 882 рублей, ИП Б с ценовым предложением 360 144 рублей и ИП В с ценовым предложением 378 637 рублей.
Заказчик выбрал товар ИП Б, хотя его предложение не было самым экономически выгодным. Заказчик разъяснил, что победитель находится в пределах Иркутской области, и это позволяет своевременно поставить товар и обменять его в кратчайшие сроки, если возникнет такая необходимость.
Комиссия подтвердила правомерность действий заказчика, сославшись на регламент электронного магазина. Площадка позволяет выбрать среди предложений наиболее подходящее, не ориентируясь исключительно на цену.
Кроме того, 44-ФЗ не регламентирует критерии отбора при заключении контракта с единственным поставщиком, поэтому заказчик выбирает победителя на свое усмотрение, ориентируясь лишь на регламент торгового портала.
— Может ли заказчик сначала признать участника победителем, а потом отменить процедуру в электронном магазине?
— Да, если такую возможность предусматривает регламент платформы (решение Краснодарского УФАС от 03.04.2024 по делу № 023/06/93-1614/2024).
Чтобы минимизировать риски, поставщику очень важно изучить регламент электронного магазина: понять механику проведения закупки, свои права и обязанности.
Коротко о важном
Закупка в электронном магазине — это способ определения единственного поставщика в рамках 44-ФЗ. Такой тендер может проходить по-разному: «правила игры» определяет торговая платформа, а их множество.
Принятая в 2024 году концепция развития малых закупок призвана унифицировать работу электронных магазинов, чтобы участие в таких тендерах и их проведение стало прозрачным, понятным и удобным как для поставщиков, так и для заказчиков.
На момент публикации статьи сделан еще один шаг к усовершенствованию малых закупок. Распоряжением Правительства РФ от 13.08.2024 г. № 2144-р утверждены две «дорожные карты» — по реализации Концепции в целом и по созданию каталога конкретных товаров для закупки. Перейти на систему работы с закупками малого объема, которая озвучена в концепции, планируют во втором полугодии 2026 года.
Консультируйтесь с экспертами в закупках — ответим с опорой на практику и закон