Всё о малых закупках: виды, преимущества и правила участия

1 августа 2024 2 748

Сумма малых закупок растёт в течение трёх последних лет и по итогам 2023 года превысила 427 млрд рублей. Власти увидели потенциал таких тендеров и разработали концепцию по их совершенствованию до 2027 года. Почему малые закупки так популярны, как в них участвовать и какие нововведения ждут поставщиков в ближайшем будущем — разбираем в статье.

Малые закупки (закупки малого объёма — ЗМО) проходят у единственного поставщика без формальной процедуры отбора — аукциона или конкурса. Их проведение регулируют п. 4-5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Участники малых закупок

Для участников малых закупок нет специальных требований. Как и в «полноценных» тендерах по 44-ФЗ, поставщиком в малых закупках может стать юрлицо, ИП или самозанятый.

Виды малых закупок

Малые закупки бывают двух типов — закупки в электронных магазинах и «с полки». Рассмотрим их подробнее.

Закупки в электронных магазинах

Такие тендеры проводят без размещения информации в ЕИС. Заказчик описывает в электронном магазине потребность, а поставщики подают свои предложения.

Электронные магазины работают в секциях федеральных ЭТП или на отдельных сайтах. Например, ЕАТ «Берёзка». Каждый такой сайт имеет свой регламент: регистрацию, правила отбора поставщика, формат заключения контракта и оплату обеспечительных платежей.

Сумма закупки в электронном магазине — до 600 тыс. руб. Годовой объём — не больше двух млн руб. или не больше 10% от всех закупок заказчика, но в пределах 50 млн руб.

Закупки «с полки»

Такие тендеры проводят в электронной форме на федеральных площадках. Для получения доступа к ним достаточно зарегистрироваться в ЕИС. Поставщики описывают свой товар в предварительном предложении и размещают документ на ФЭТП, будто бы выставляя товар на полку магазина. Заказчик рассматривает товары на «полках» и выбирает подходящие по характеристикам, объёму и срокам поставки.

Сумма закупки «с полки» — до 5 млн руб. Годовой объём — не больше 100 млн руб. Порядок проведения регулирует ч. 12 ст. 93 44-ФЗ.

Преимущества малых закупок

Сроки проведения. От публикации извещения до заключения контракта может пройти всего пять рабочих дней.

Минимум финансовых вложений. Для участия не нужно готовить обеспечение заявки, а иногда и обеспечение контракта — заказчик не обязан его требовать.

Для закупок в электронных магазинах устанавливают обеспечительный платёж. Обычно он меньше 5% от ценового предложения поставщика. Кроме того, иногда операторы ЭТП вводят комиссию за победу в малых закупках. Например, так работает «Берёзка».

Единые требования. Участник должен соответствовать лишь единым требованиям по 44-ФЗ. Направлять документы для подтверждения опыта или квалификации не нужно.

Простая электронная заявка. Формат малой закупки не предполагает подготовку объёмного пакета документов. Например, в закупках «с полки» достаточно составить своё предложение прямо на ЭТП, а дальше всё происходит автоматически. Поставщик лишь отслеживает результаты тендера и своевременно подписывает контракт.

Преимущества для поставщиков отечественной продукции. В закупках «с полки» заказчики применяют положения нацрежима, а значит, российские производители могут заявить о себе и с большей вероятностью получить контракт.

Простой старт для новичков. Можно поставлять товар небольшими объёмами и получать прибыль в кратчайшие сроки.

Проведение закупок «с полки»

Рассмотрим закупки «с полки» как наиболее регламентированный вид малых закупок. Пройдём все этапы такого тендера шаг за шагом.

Этап 1. Подготовка поставщиком предварительного предложения. Потенциальные поставщики выбирают ЭТП и заранее готовят предварительное предложение, указывая характеристики товара в полях формы на площадке.

На каждый вид товара нужно готовить отдельное предложение. Характеристики продукции поставщики заполняют в соответствии с КТРУ. Подготовленные предложения хранятся в реестре предварительных предложений участника.

Этап 2. Публикация заказчиком извещения о закупке. Заказчик формирует и размещает извещение о проведении закупки «с полки» в ЕИС.

Извещение включает описание объекта закупки, проект контракта, требования к участникам и обоснование цены. Заказчик также может установить нацрежим и предоставить преимущества участникам с отечественными товарами.

Поставщику важно учитывать правила национального режима и включить в своё предварительное предложение документ, подтверждающий страну происхождения товара. Если этого не сделать, заказчик будет считать товар иностранным или приравненным к иностранному.

Этап 3. Направление оператором ЭТП предварительных предложений. В течение часа после размещения извещения оператор ЭТП направляет заказчику пять предварительных предложений участников, товары которых наиболее подходят по цене и характеристикам.

Оператор ранжирует предложения по степени выгодности: участнику с наименьшей ценой присваивает первый номер. Если на позицию претендуют несколько участников, то первенство получает тот, кто раньше разместил предложение.

Этап 4. Рассмотрение заказчиком предложений. Не позже чем через один рабочий день после получения заявок заказчик рассматривает их и принимает решение о допуске или отклонении. Итоги фиксирует в протоколе, который в течение часа после получения оператор публикует в ЕИС.

Этап 5. Заключение сделки. Заказчик подписывает контракт с победителем закупки по тем же правилам, что и по итогам запроса котировок (ч. 6 ст. 50 44-ФЗ).

После подведения итогов у заказчика есть один рабочий день на размещение контракта, а у поставщика — следующий рабочий день на его подписание. Заказчик подписывает контракт после поставщика в течение двух рабочих дней с момента размещения итогового протокола. Подписанный контракт можно найти в реестре контрактов по 44-ФЗ.

Найдите закупку мечты — в пару кликов

Формирование предварительного предложения в Сбербанк АСТ

На каждой из восьми федеральных площадок участники могут размещать свои предварительные предложения. Вот как это сделать — на примере Сбербанк АСТ.

Войдите в личный кабинет Сбер-А и во вкладке «Каталог» откройте раздел «Моё предварительное предложение». Начните создание нового предложения с добавления товара по позиции КТРУ.

После выбора позиции КТРУ система предложит заполнить необходимые характеристики, единицы измерения отдельных параметров и товара в целом, а также информацию о товарном знаке. Звёздочкой на площадке отмечены обязательные к заполнению позиции.

На этом шаге важно:

  • выбрать страну происхождения товара из справочника;
  • добавить один или несколько регионов поставки;
  • указать цену за единицу с учётом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей;
  • прописать минимальное и максимальное количество товара, предлагаемое к поставке;
  • указать сроки поставки в календарных днях;
  • ввести срок действия предварительного предложения — он не может быть больше месяца.

Особое внимание нужно уделить информации о количестве товара. Если её не указать, заказчик получит заявку с любым запрашиваемым количеством, а участник должен будет поставить товар в полном объёме.

При направлении предложения заказчику оператор блокирует количество товара, предусмотренное извещением, а при заключении контракта автоматически уменьшает количество товара в предложении.

После заполнения сведений о товаре переходим к добавлению документов. Заказчик в разделе «Требования к участнику» обязательно укажет, какие сведения нужно включить. Например:

  • документы, подтверждающие страну происхождения товара;
  • документы, подтверждающие наличие лицензии;
  • декларация о соответствии единым требованиям по 44-ФЗ;
  • реквизиты поставщика;
  • иные документы, например, рисунок, эскиз или макет товара.

После заполнения всех данных нужно подписать предварительное предложение квалифицированной электронной подписью. Оператор ЭТП опубликует заполненное предложение, и оно отразится в реестре в личном кабинете поставщика. Предложения можно отзывать и изменять.

Поможем на каждом этапе закупок

От регистрации в ЕИС до заключения контракта

Реклама 16+. ООО «Сертум-Про».

Чек-лист для участников малых закупок

Вот что нужно сделать поставщику, чтобы поучаствовать в такой закупке:

  1. Оформить сертификат КЭП.
  2. Зарегистрироваться на ЭТП.
  3. Выяснить на сайте площадки, предусмотрен ли обеспечительный платёж или комиссия за победу в закупке.
  4. Собрать информацию о характеристиках товара и проверить его наличие.
  5. Подготовить документы, подтверждающие происхождение (при необходимости).
  6. Подать заявку в электронном магазине или сформировать предварительное предложение на ЭТП для участия в «закупках с полки».
  7. Подписать контракт при победе в тендере.

Перспективы развития малых закупок

Государство обращает внимание на интерес заказчиков и поставщиков к малым закупкам. Законодатели проанализировали проблемы в этой сфере и представили концепцию по её совершенствованию до 2027 года (Распоряжение Правительства РФ от 26.06.2024 № 1636-р).

Вот некоторые из задач Концепции:

  • Формирование единых требований к платформам для малых закупок.
  • Определение размеров и порядка взимания платы с участников.
  • Унификация правил проведения закупок «с полки» и в электронных магазинах.
  • Создание единого каталога конкретных товаров с точным наименованием, характеристиками и информацией о производителе. Каталог не станет полноценным аналогом КТРУ и будет действовать только в закупках малого объёма.
  • Формирование порядка использования и применения цифрового паспорта промышленной продукции, в котором будет информация о производителе, характеристиках товара и применяемых к нему стандартах.
  • Определение случаев проведения малых закупок в бумажной форме.
  • Внедрение механизма обжалования действий и защиты интересов участников.
  • Развитие открытости и прозрачности малых закупок.

Консультируйтесь с экспертами в закупках — ответим с опорой на практику и закон

Подписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписка на самое важное из мира закупокПодписка на самое важное из мира закупок
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий