Кто такие профессиональные жалобщики и есть ли от них польза

20 августа 2024 912

Почти каждый поставщик сталкивался с ситуацией, когда на закупку подают жалобу. Обращение в ФАС может вызвать беспокойство среди участников, затянуть ход торгов и даже привести к отмене тендера. Отстаивать свои права — дело полезное, но иногда жалобы подают в корыстных целях. Рассказываем, кто такие профессиональные жалобщики, только ли вред они наносят и как с ними борется государство.

Кто такие профессиональные жалобщики

Профессиональные жалобщики — это юридические или физические лица, которые специализируются на подготовке и подаче большого количества жалоб. Как правило, за деньги.

На что можно пожаловаться в закупках

Важно отличать профессионального жалобщика от участника, который обращается в федеральную антимонопольную службу (ФАС) за защитой своих законных интересов. 

Все жалобы в закупках делят на три группы:

  1. Жалобы на положения извещения. Их может подготовить любое заинтересованное лицо до конца приема заявок.
  2. Жалобы на действия заказчика. Здесь уже сложнее. Направить такую жалобу могут только участники закупки. Чаще всего обжалуют необоснованные отклонения заявки.
  3. Жалобы на оператора ЭТП. Например, на то, что невозможно совершить какие-либо действия на площадке, подать заявку или ценовое предложение во время аукциона. Отметим, что доказать вину площадки крайне сложно. Почти все подобные обращения ФАС признает необоснованными.

Профессиональные жалобщики концентрируются на нарушениях в извещении, так как для подготовки обращения в ФАС в этом случае даже не нужно подавать заявку

Кто может быть жалобщиком

Жалобщики бывают разные. Большинство из них — коммерческие организации или физлица, которые специализируются на подаче жалоб на заказ и зарабатывают на этом деньги.

Менее распространенный тип жалобщиков — бывшие сотрудники контрактных служб заказчиков, которые хорошо знают все уязвимые места в извещениях и также пытаются на этом заработать.

Кроме того, «профессионалами» могут быть участники закупок, которые столкнулись с негативным опытом исполнения контракта. Например, из-за наличия в извещении положений, которые нарушают требования закона. Такие нарушения не всегда случайны — некоторые заказчики допускают их намеренно. Разочарованные поставщики становятся профессиональными жалобщиками, чтобы предостеречь других участников от негативных последствий или доставить неудобства заказчикам.

Зачем обращаются к «профессионалам»

Затянуть сроки тендера. Сделать это довольно трудно, ведь сроки госзакупок строго регламентированы. Жалоба на положения извещения «сдвигает» только дату подписания контракта заказчиком. Все остальные этапы, включая проведение аукциона и подведение итогов, проходят по закону.

К заключению сделки жалобу рассмотрят. Если ФАС признает обращение необоснованным, ограничения снимут и срок закупки не увеличится. Но при противоположном решении контроллер выдаст предписание об устранении нарушений, и закупка «откатится» на этап приема заявок. Ранее поданные заявки вернут участникам, в извещение внесут правки и установят новый срок подачи заявок.

Если тендер проведут по-новой, количество участников, итоги аукциона, в т. ч. величина снижения, могут быть совершенно иными, нежели в первый раз

Отменить закупку. Заказчик по собственной инициативе или после поступившего запроса разъяснений может корректировать извещение, но такие изменения не должны менять суть тендера (ст. 42 44-ФЗ). Если в документе извещения, например, техзадании, допущены существенные ошибки, то исправить их можно только при публикации новой процедуры. 

Заинтересованное лицо подает жалобу и указывает на такие ошибки. После ознакомления с доводами из обращения заказчик сам отменяет закупку либо дожидается предписания ФАС.

Изменить условия тендера. В реестре жалоб ЕИС можно увидеть много обоснованных обращений. Значит, заказчики часто допускают ошибки. Исправить их можно, подав запрос разъяснений или жалобу. Обращение в ФАС — более действенный способ. 

«Профессионалы» пользуются такой уязвимостью и часто указывают на:

По предписанию антимонопольной службы заказчик приводит извещение в соответствие с требованиями закона — условия тендера меняются.

Повлиять на конкуренцию. Мы уже отметили, что в случае признания жалобы на положения извещения обоснованной закупка «откатывается» на этап приема заявок, а сами заявки возвращаются участникам. Поставщики, которые не в курсе этого правила или не отследили результаты рассмотрения жалобы, могут остаться «за бортом» тендера просто потому, что не подали заявку повторно.

Кроме технического, у этого мотива есть и психологическое последствие. Подача жалобы сеет панику и неразбериху среди неопытных участников. Может возникнуть ложное представление о том, что закупка проблемная и в ней не стоит участвовать. Либо о том, что недобросовестный заказчик специально допустил ошибки, чтобы помешать победителю тендера исполнить контракт. При таких мыслях у участников отпадает желание подавать заявку.

Доставить дискомфорт. «Профессионал» может действовать «из вредности» — чтобы доставить дискомфорт участникам закупки. Жалоба в таких случаях не имеет каких-либо значимых доводов: суть обращения может сводиться к наличию в документах грамматических или пунктуационных ошибок.

Не стоит путать жалобу «из вредности» с жалобами малоопытных участников, которые не умеют корректно излагать свои доводы

Что плохого в «профессионалах»

Профессиональные жалобщики доставляют участникам проблемы. Вот самые главные.

Сбои или даже срывы закупочного процесса. Заказчики не могут провести закупку, а поставщики не знают, чего ожидать от решений антимонопольной службы по дальнейшей судьбе тендеров.

Дополнительная нагрузка на управления ФАС. Каждую поданную жалобу рассматривают отдельно. Даже если решения будут однотипными, для их принятия нужно провести заседание и заслушать доводы сторон. Если ФАС перегружена большим количеством одновременно поступивших жалоб, то соблюсти сроки и сохранить объективность при рассмотрении проблематично.

Важное негативное последствие такой работы с перегрузкой — увеличение числа обращений в суды для обжалования решений ФАС. Часто обращения готовят заказчики для отстаивания своей позиции.

Есть ли польза от жалобщиков

По статистике ФАС, за 2023 год ведомство рассмотрело 45 908 жалоб. Из них 42,5% признаны обоснованными. Это значит, что заказчики часто допускают ошибки, а работа профессиональных жалобщиков позволяет выявлять и исправлять допущенные нарушения.

Поможем на каждом этапе закупок

От регистрации в ЕИС до заключения контракта

Реклама 16+. ООО «Сертум-Про».

Как определить «профессионала»

Распознать профессиональных жалобщиков несложно. Достаточно зайти в реестр жалоб ЕИС и внимательно проанализировать зафиксированные в нем обращения. О «профессионале» скажут несколько основных признаков:

  • Наличие множества жалоб от одного лица на разные тендеры. Предмет закупки значения не имеет: тот, кто подает эти обращения, обычно не планирует участвовать в торгах. Этот признак нужно рассматривать только в связке с другими.
  • Все «подозрительные» жалобы однотипные. Доводы и доказательства в них одни и те же. Решения по таким обращениям, как правило, совпадают.
  • Жалобы поданы на все или большинство закупок конкретного заказчика. Заказчики используют типовые формы извещения. Если в форме допущена ошибка, нарушение присутствует во всех закупках.
  • Между подачей жалоб — небольшой промежуток времени. Часто это видно очень отчетливо: ФАС регистрирует одно обращение за другим.

Еще о «профессионале» может говорить:

  • Привязка к региону. Обычно жалобщики работают в одном регионе. Например, только в Московской области. 
  • Привязка к предмету торгов. Как правило, жалобы в корыстных целях подают на определенный предмет закупки. Например, на все строительные тендеры.

Как борются с жалобщиками

Несмотря на положительный эффект от работы жалобщиков, срывы и сбои в закупочном процессе имеют более серьезные последствия. ФАС пытается бороться с «профессионалами».

Одной из инициатив было введение платы за необоснованные жалобы, чтобы сократить число недобросовестных обращений. Но идею не поддержали. Низкие пошлины не решат проблему, ведь мера должна носить заградительный характер. Высокие же ограничат возможность защиты прав участникам, у которых нет на это финансовых ресурсов.

Кроме того, высокие пошлины могут привести к злоупотреблениям со стороны заказчиков. Необоснованно отклонить заявку станет проще, ведь жаловаться на это будут реже. Аналогичная ситуация с жалобами на положения извещения — если обращений нет, нарушения не исправят. Из-за подобных спорных моментов идею с пошлинами не реализовали — инициатива не прошла дальше обсуждения.

Реальную попытку борьбы с жалобщиками все же совершили. С 2024 года ФАС рассматривает обращения только от лиц, которые потенциально могут быть участниками тендера. 

Например, если для участия в закупке нужны специальные разрешения или лицензии, а лицо, подавшее жалобу, их не имеет, то обращение не рассмотрят. Объяснение простое: лицо не может участвовать в закупке — а значит, его права и законные интересы невозможно нарушить.

По статистике ФАС, только за январь 2024 года количество обращений, в т. ч. от профессиональных жалобщиков, по которым было отказано в рассмотрении, составило 10,6%. Мера сработала.

Коротко о главном

Профессиональные жалобщики ищут уязвимости в закупках и подают обращения в ФАС за деньги или ради доставления неудобств. Государство эту проблему признало и уже начало борьбу с «профессионалами».

Сама по себе жалоба не является препятствием для участия в закупке. Рекомендуем изучить суть обращения, взвесить все «за» и «против» подачи заявки. Если указанные в жалобе доводы не имеют обоснования, смело участвуйте в закупке. А если сомневаетесь в тендере и хотите проконсультироваться — обратитесь к экспертам Контура. 

Консультируйтесь с экспертами в закупках — ответим с опорой на практику и закон

Подписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Подписка на самое важное из мира закупокПодписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий