Объем 44-ФЗ в 10 раз больше, чем 223-ФЗ. Более строгий 44-ФЗ подробно объясняет участникам правила работы, а 223-ФЗ — рамочно. Так обычно описывают основное различие двух законов. Однако планируемые законодателями изменения наводят на мысль о постепенном сближении 223-ФЗ и 44-ФЗ.
Приведение двух законов к единообразию по ряду параметров началось не сегодня. Можно вспомнить унификацию требований к документам заявки и банковским гарантиям, перевод закупок для МСП в электронную форму, разговоры о введении актирования по 223-ФЗ. За последнее время появилось несколько новых инициатив, которые укладываются в эту тенденцию. Перечислим их все, пусть они пока и не воплотились в реальные изменения.
Единые правила нацрежима
Национальный режим в 223-ФЗ регулирует Постановление Правительства № 925 — оно предоставляет преимущества товарам, производимым на территории стран-членов ВТО (Всемирной торговой организации). На фоне текущей внешнеполитической ситуации законодатели посчитали предоставление таких преференций необоснованным. Вместо этого предлагается ввести общие с 44-ФЗ правила применения нацрежима:
- Запрет закупок иностранной продукции. Заказчики смогут приобрести только российский товар, без возможности заменить его импортным.
- Ограничение закупок импорта. Нельзя будет приобрести иностранную продукцию, если есть участники с российским товаром.
- Преимущество для отечественного товара. Цену участника с российской продукцией снизят на 15% при оценке заявок, но договор заключат по предложенной им цене.
Сейчас вопросы импортозамещения регулируются 9 нормативно-правовыми актами, которые на практике вызывают сложности — например, пересечение номенклатуры товаров. Вместо этого планируют принять универсальный для двух законов пакет поправок, что может упростить работу поставщиков.
СОНКО предоставят преимущества, как у МСП
Сейчас социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО) предоставляют преференции только в рамках 44-ФЗ. Госзаказчики должны проводить для СМП и СОНКО не менее 25% совокупного годового объема закупок (СГОЗ).
В 223-ФЗ похожая норма действует только в отношении субъектов МСП.
Законопроект предлагает распространить преимущества и на СОНКО. Если норму примут, то заказчикам по 223-ФЗ придется учитывать ее в работе.
Единый состав заявки в аукционе
Регионы направили в Минэкономразвития РФ предложения о введении единой заявки на участие в аукционе без деления на первую и вторую части. По 44-ФЗ такие аукционы проводятся с 2021 года. Сейчас заявка на участие по 223-ФЗ должна состоять из двух частей.
Единый состав заявки позволит сэкономить участникам время на подготовку и подачу заявки, так как не потребуется заполнять множество документов и форм, а также ускорит процедуру подведения итогов.
Предоставление обеспечительных мер упростят
Региональные власти также предлагают внести ряд изменений в финансовые обязательства по договору:
- Установить размер обеспечения исполнения договора от цены заключаемого договора, а не от начальной цены договора.
- Освободить от предоставления обеспечения договора победителей, если они смогут подтвердить свой опыт тремя договорами по 223-ФЗ или контрактами по 44-ФЗ без применения неустоек.
- Уменьшить размер самих обеспечительных мер: обеспечения заявки — до 1% от начальной максимальной цены договора (НМЦД), исполнения договора — до 5%.
- Разрешить региональным гарантийным организациям (РГО) предоставлять независимые гарантии. Сейчас это могут делать только банки и ВЭБ.РФ.
Аналогичные преимущества для малого бизнеса уже работают в госзакупках, требования которых регламентированы ч. 8.1 ст. 96 44-ФЗ.
Увеличение ценового порога для «закупок с полки»
Ценовой порог для «закупок с полки» с 20 млн рублей повысят до 50 млн. Это также одно из изменений, инициированных региональными властями для поддержки МСП. Нововведения укладываются в логику эволюции 44-ФЗ и выгодны поставщикам, так как малые закупки обычно требуют меньше времени на оформление и проведение и экономят ресурсы компании.
Что это значит для поставщиков
Стандартизация закупок для малого бизнеса по 223-ФЗ повысит для таких предпринимателей привлекательность участия в закупках. Усиление конкуренции выгодно и заказчикам (госкомпаниям), которые смогут выбирать поставщиков из большего числа предложений.
Обсуждаемые инициативы не означают, что 223-ФЗ завтра превратится в аналог 44-ФЗ. Большая часть госкомпаний сохраняет значительную свободу в выборе как способов закупок, так и конкретного порядка их проведения. Планируемые изменения затронут только закупки среди субъектов МСП. Однако намерение законодателей установить единые требования для всех закупок просматривается.