Изменения в закупках в декабре: главные новости

26 декабря 2024 2 412

Собрали самые важные новости декабря, которые повлияют на работу сферы закупок в будущем году. В подборке — законопроекты на рассмотрении и уже опубликованные НПА, а также важные разъяснения ведомств.

Продлили право закупать у едпоставщика по ПП РФ № 339

ПП РФ № 339 определяет дополнительные случаи закупок у единственного поставщика. Чтобы провести закупку сверх случаев, установленных ст. 93 44-ФЗ, нужно предоставить один из актов в зависимости от уровня нужд, для которых проводится закупка:

  • Правительства РФ;
  • высшего исполнительного органа субъекта РФ;
  • муниципального правового акта местной администрации. 

В новом законопроекте Минфин предлагает продлить такую возможность для заказчиков до 31 декабря 2025 года.

Минфин России, ID проекта: 152770

Реестр контрактов изменится в 2025 году

Опубликовано ПП РФ № 1740 от 09.12.2024, которое вносит изменения в работу с цифровыми контрактами и обязывает включать в контракт дополнительные сведения. С 01.07.2025:

  1. При формировании цифрового контракта на оказание коммунальных услуг разрешено указывать реквизиты счета агента, действующего по поручению едпоставщика, в том числе платежного агента или банковского платежного агента, если такой агент привлекается; 
  2. Если объект закупки — приобретение жилого помещения, то в цифровой контракт включаются реквизиты представителя и собственника жилья, которые могут быть использованы для дальнейшей оплаты в случае победы в закупке;
  3. В реестр контрактов включается информация о прекращении обязательств по контракту, если:
    • истек срок действия. При этом в контракте должно быть закреплено, что окончание срока действия контракта означает прекращение обязательств сторон;
    • организации поставщика или заказчика ликвидируются. Для автоматизации процесса предусмотрена интеграция с ЕГРЮЛ;
    • умер гражданин, являющийся поставщиком.
  4. Если сведения об исполнении, расторжении, прекращении контракта утеряны, то информация о прекращении контракта формируется уполномоченным органом на основании обращения:
    • федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа субъекта РФ, осуществляющих контроль в сфере закупок (ч.1 ст. 99 44-ФЗ);
    • Счетной палаты РФ, контрольно-счетного органа субъекта РФ;
    • Генпрокуратуры РФ, прокуратуры субъекта РФ.

Обращение должно содержать исчерпывающую информацию о фактах исполнения, расторжения, прекращения контракта.

ПП РФ № 1740

Гибко настраиваем поиск тендеров из 300 источников. Помогаем работать с закупками, следить за изменениями в них, анализировать заказчиков и конкурентов.

Ужесточение наказания за картельные сговоры в торгах

13 декабря 2024 года был принят федеральный закон, ужесточающий ответственность за соглашения между участниками, ограничивающими конкуренцию. Иначе их называют картельными сговорами или картелями. 

Федеральный закон № 467-ФЗ от 13.12.2024

Закон предусматривает следующие наказания за препятствование добросовестной конкуренции:

Действие Мера пресечения

1

Влияние на цену обязательных торгов, 

которое:

  • причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству

или

  • повлекло извлечение дохода в крупном размере

Один из вариантов: 

  • принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать должность и осуществлять определенную деятельность от 1 года до 3 лет (или без лишения такого права);
  • лишение свободы на срок до 5 лет + штраф от 600 тыс. до 800 тыс. рублей с лишением права занимать должность и заниматься определенной деятельностью до 4 лет, либо без такового.

2

Влияние на цену обязательных торгов, совершенное:

  • с использованием служебного положения,
  • организованной группой,
  • с причинением особо крупного ущерба,
  • с извлечением дохода в особо крупной размере

Один из вариантов: 

  • принудительные работы от 2 до 5 лет с лишением права занимать должность и заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет (или без лишения такого права)
  • лишение свободы от 2 до 6 лет + штраф от 2 млн до 4 млн рублей с лишением права занимать должность и осуществлять определенную деятельность от 3 до 5 лет (или без такового)

3

Влияние на цену обязательных торгов с насилием или угрозой его применения, сопряженные с уничтожением/повреждением имущества или угрозой такового деяния

Один из вариантов: 

 
  • принудительные работами от 4 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью от 4 до 5 лет или без такового 
  • лишение свободы от 3 до 7 лет + штраф от 3 млн до 5 млн рублей с лишением права занимать должности или заниматься определенной деятельностью от 4 до 5 лет (либо без такового)

44-ФЗ дополнят оптимизационными поправками и антикризисными мерами 

В декабре Госдума активно работала над совершенствованием Закона о контрактной системе. Законодательные инициативы нашли свое отражение в законопроектах № 722148-8 и № 667365-8, которые на момент написания статьи приняты в третьем чтении. Разберем их более подробно.

Законопроект № 722148-8

Продление антикризисных мер в законопроекте № 722148-8

Строительные закупки «под ключ». Планируется продлить до 1 января 2026 года возможность объединять в одну закупку подготовку проектной документации/выполнение инженерных изысканий и работы по строительству, реконструкции, капремонту.

Запрос котировок. Предложили закрепить возможность закупать ТРУ запросом котировок в электронной форме без ограничений годового объема с 1 января 2026 года.

Внесение изменений в контракт по форс-мажору. Планируют продлить возможность менять контракт, если его невозможно исполнить из-за обстоятельств непреодолимой силы.

Корректировка контракта по количеству. Предложено закрепить возможность увеличить количество ТРУ не более чем на 30% по предложению заказчика до 31 декабря 2025 года. Такие изменения вносятся в контракты на поставку лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов по соглашению сторон.

Закупки у единственного поставщика. Предложено продлить до 31 декабря 2025 года привилегию отдельных заказчиков не учитывать минимальный годовой объем малых закупок в 50 млн рублей. Также предлагается закрепить до 31 декабря 2025 года норму, позволяющую Правительству РФ устанавливать дополнительные случаи проведения закупок у едпоставщика.

Оптимизационные поправки в 44-ФЗ

Госдума в третьем чтении одобрила масштабные изменения в закон о контрактной системе. Вот что изменится с 1 января 2025 года.

Законопроект № 667365-8

Цифровой контракт в неконкурентных закупках

С 1 января 2025 года право заказчиков заключать контракты посредством ЕИС затронет и закупки у едпоставщика. Однако для малых закупок такая форма заключения контракта будет недоступна до 30 июня 2026 года.

Дополнены случаи заключения контракта без учета требований ст. 34 44-ФЗ

В соответствии с ч. 15 ст. 34 44-ФЗ на основании определенных оснований закупок у едпоставщика разрешается не применять ряд требований. Предложено расширить этот список следующими случаями:

  • экстренные закупки;
  • закупки услуг по управлению МКД;
  • закупки услуг преподавателя (гида, экскурсовода), которые оказывает физлицо.

Контракты со встречными инвестиционными обязательствами

Авторы законопроекта планируют сделать предметом офсетного контракта товар, производство которого создается, модернизируется или осваивается на территории России. Сейчас подобные контракты реализуются только для промышленной продукции.

Устные договоренности не работают

Предложено закрепить в 44-ФЗ уточнение, что форма заключения контракта обязательно должна быть письменной. Сейчас в законе о контрактной системе нет подобной оговорки, что приводит к тому, что заказчики рассматривают вопрос о заключении сделки в устной форме.

По мнению авторов законопроекта, устные договоренности не соответствуют целям 44-ФЗ, а также не могут обеспечить учет, надлежащее документирование и прозрачность закупок

Что изменится с 1 января 2026 года:

Дробление закупки

Планируется разрешить заказчикам размещать несколько закупок малого объема одноименных ТРУ в рамках годовых лимитов, которые предусмотрены ч. 4 и ч. 5 ст 93 44-ФЗ. 

Особенности извещения в закупках с неопределенным объемом

Заказчикам больше не придется указывать цену и сроки исполнения отдельных этапов контракта. Данные будут указаны в заявке по правилам, которые заказчик укажет в контракте. 

Антидемпинговые меры

Если участники снижаются в закупке на 25% и более, но обеспечение исполнения контракта не установлено, то антидемпинговые меры не будут применяться. Ранее об этом писал Минфин в соответствующих разъяснениях, теперь предложено закрепить это положение в ст. 37 44-ФЗ.

Упрощение документооборота

С 1 января 2026 года авторы законопроекта предлагают участникам подтверждать соответствие требованиям, установленным законодательством РФ, путем указания в заявке адреса сайта, где размещены соответствующие данные о поставщике. Например, о членстве в СРО или наличию лицензии в открытых реестрах. Эта инициатива была предложена по аналогии заполнения декларации соответствия по 223-ФЗ. 

Также с 1 июля 2026 года заказчиков обяжут включать в реестр все заключенные контракты, кроме контрактов с гостайной и контрактов, заключенных по результатам неэлектронных малых закупок. Нововведение призвано обеспечить полноту реестра контрактов и обеспечения учета сведений о всех реализуемых закупках.

Административная ответственность за нарушения в сфере закупок

Авторы законопроекта проанализировали недавние оптимизационные изменения, касающиеся 44-ФЗ и 223-ФЗ, и пришли к выводу, что применяемые сегодня составы административных правонарушений нуждаются в актуализации. Госдума в третьем чтении приняла поправки в КоАП РФ в части административной ответственности за нарушение законодательства РФ в сфере закупок и иных обязательных торгов.

Законопроект № 594965-8

Для 44-ФЗ предлагается:

Основание Штраф

Нарушение порядка определения и обоснования НМЦК

от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Несоблюдение объема закупок у СМП и СОНКО

от 40 тыс. до 60 тыс. руб.

Нарушение сроков заключения контракта

от 5 тыс. до 30 тыс. руб.

Также предлагается применять форму предупреждения для ряда составов нарушений, например, за несоблюдение правил работы с планами-графиками закупок, расторжения контракта в случае одностороннего отказа.

Для 223-ФЗ вводят:

Основание Штраф

Несоблюдение объема закупок у организаций малого и среднего бизнеса

от 30 тыс. до 50 тыс. руб. – для должностных лиц; 

от 50 тыс. до 100 тыс. руб. – для организаций

Применение неправомерных требований к поставщикам

от 5 тыс. до 30 тыс. руб. – для должностных лиц; 

от 10 тыс. до 30 тыс. руб. – для организаций.

Однако по данному нарушению могут ограничиться только предупреждением 

Нарушение сроков заключения договоров

от 5 тыс. до 30 тыс. руб. – для должностных лиц;

от 30 тыс. до 50 тыс. руб. – для организаций

В закупках на жилые помещения могут участвовать посредники

ФАС в новом письме подчеркивает, что участниками закупок на приобретение жилых помещений по 44-ФЗ не обязательно могут быть собственники. Требование о наличии у участника права собственности на жилое помещение ограничивает круг возможных поставщиков, а значит нарушает ч. 6 ст. 31 44-ФЗ. Это позволяет представителям и риэлторам свободно принимать участие в таких торгах. Но полномочия представителей должны надлежащим образом подтверждаться доверенностью с правом продажи.

Письмо ФАС от 13.12.2024 № МШ/115170/24

Также ФАС напоминает, что заказчик не вправе требовать предоставление документов, которые передаются вместе с товаром. Таким документом является выписка из Единого государственного реестра недвижимости, а значит запрашивать ее у участников закупки в обязательном порядке неправомерно.

Кроме того, сейчас разрабатывается НПА, который обяжет включать в проект контракта сведения как о собственнике, так и о посреднике.

Поможем на любом этапе участия в закупке — от подачи заявки до работы на торговой площадке.

Реклама 16+. ООО «Сертум-Про».

Подписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписка на самое важное из мира закупокПодписка на самое важное из мира закупок
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий