Дополнительные требования к поставщикам, продиктованные ПП РФ № 2571, уже укоренились в практике госзакупок. Тем не менее, нюансов и подводных камней в прохождении так называемой предквалификации хватает. Разбираем правила участия в закупках с доптребованиями и изменения с 4 октября 2024 года.
Что такое дополнительные требования
Дополнительные требования — это критерии, которым должен соответствовать поставщик, чтобы поучаствовать в крупных тендерах. Заказчики могут потребовать наличие подходящего опыта, финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов, деловой репутации.
Основания для доптребований прописаны в ч. 2 и 2.1 ст. 31 44-ФЗ. Сами требования для разных сфер и начальных цен закупок закреплены в ПП РФ № 2571.
Чтобы установить доптребования, заказчик указывает в тендерной документации нужный раздел и позицию постановления. Эта информация отображается в карточке закупки на сайте ЕИС.
Виды доптребований
Опытные поставщики знают, что подтвердить соответствие доптребованиям нужно заранее — за пять рабочих дней до подачи заявки. Если не загрузить на ЭТП подтверждающие документы, оператор площадки не допустит к участию в закупке.
Так как подтверждение соответствия доптребованиям — это подготовительная работа, ее принято называть «предквалификацией». Формально пройденная предквалификация действует бессрочно, но важно следить за «сроками годности» подтверждающих документов, при необходимости менять их на актуальные.
44-ФЗ предусматривает два вида предквалификации: универсальную и специальную. Рассмотрим их подробнее.
Универсальная предквалификация
Почти во всех закупках с НМЦК от 20 млн рублей заказчикам важно, чтобы участники имели необходимый опыт. Такое доптребование установлено ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ и п. 4 ПП РФ № 2571. Чтобы подтвердить наличие опыта, поставщики проходят универсальную (стоимостную) предквалификацию.
Доказательством опыта служит исполненный за последние три года контракт или договор на сумму не меньше 20% от НМЦК закупки. Заказчики также проверяют, что участники оплатили все штрафы и пени по этому контракту (договору).
Пройти универсальную предквалификацию на ЭТП можно тремя способами:
- Предоставить номер реестровой записи из реестра контрактов по 44-ФЗ, если документы о приемке размещены в реестре.
- Прикрепить файл контракта по 44-ФЗ или договора по 223-ФЗ, а также акты приемки ТРУ, соответствующие цене контракта (договора).
- Предоставить выписку из реестра контрактов с гостайной, если сделка заключена по итогам закрытой закупки.
Поможем на любом этапе участия в закупке — от подачи заявки до работы на торговой площадке.
Специальная предквалификация
Иногда для участия в закупке нужно пройти специальную предквалификацию — подтвердить соответствие доптребованиям ч. 2 ст. 31 44-ФЗ и Приложения к ПП РФ № 2571. Заявиться на такие тендеры, как правило, сложнее, ведь критерием для допуска заявки может быть не только опыт, а сами требования заказчики устанавливают в зависимости от двух параметров — предмета закупки и ее начальной цены.
Постараемся объяснить правила доступно. Приложение к постановлению делит предметы закупки на сферы, каждая из которых имеет свою позицию.
Сфера закупки | Позиции приложения |
---|---|
Культура и культурное наследие |
1 — 5 |
Градостроительство |
6 — 16 |
Строительство и ремонт дорог |
17 — 18 |
Оборона и безопасность государства |
19 — 23 |
Атомная энергетика |
24 — 31 |
Охрана, здравоохранение, образование, наука, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения |
32 — 36.1 |
Организация бизнеса со встречными инвестиционными обязательствами |
37 |
Перевозки пассажиров и багажа |
38 |
Изучение, использование, воспроизводство и охрана природных ресурсов, окружающей среды |
39 — 40 |
Оценочная деятельность |
41 |
Каждой позиции соответствует минимальная НМЦК закупки, при которой заказчик обязан установить доптребования.
Случаи, когда в закупке действуют доптребования по ч. 2 ст. 31 44-ФЗ
Позиция приложения | НМЦК, руб. |
---|---|
1 — 5, 16, 22 и 41 |
от 500 тыс. |
6 — 13, 17 и 18 |
от 10 млн в тендерах для федеральных нужд от 5 млн в закупках для нужд городов и субъектов |
14, 15 и 36 |
от 1 млн |
23 |
от 50 млн |
32 |
от 10 млн |
38 |
от 20 млн |
39 и 40 |
от 100 млн |
Для предметов закупки из позиций 24 — 31, 33 — 35 и 36.1 заказчики могут не устанавливать доптребования, если НМЦК не превышает 500 тыс. рублей.
От предмета закупки зависят конкретные критерии, которым должны соответствовать участники тендера, и требования к документам для прохождения предквалификации.
Что касается устанавливаемых критериев, заказчики могут требовать от поставщиков наличия необходимых ресурсов и деловой репутации, но чаще всего просят всё того же — опыта. То, что он имеется, также подтверждает исполненный контракт или договор, но есть нюансы:
- Сделка должна быть закрыта в течение последних пяти лет.
- Цена контракта (договора) для большинства рассмотренных позиций — не меньше 20% от НМЦК закупки, в которой установлено требование.
- Пени и штрафы оплачены для участия в закупках по поз. 19 — 20, 22 — 23, 32, 34 — 35. Для остальных позиций совсем не должно быть неустоек.
- Предмет контракта должен соответствовать предмету установленной позиции.
- Для ряда позиций подойдут только контракты по 44-ФЗ или договоры по 223-ФЗ.
Тема доптребований достаточно объемная и непростая. Чтобы облегчить вам участие в закупках, мы подготовили удобную памятку по всем позициям из приложения к ПП РФ № 2571 и условиям для прохождения предквалификации. Сохраняйте в закладки и применяйте в работе.
Как пройти предквалификацию на РТС-тендер
Предположим, вы подобрали закупку и обнаружили, что в извещении установлены доптребования. Вот что нужно сделать, чтобы принять участие в таком тендере.
Шаг 1. Определить ЭТП
В карточке закупки на сайте ЕИС будут указаны названия и адрес площадки, на которой размещен тендер. Именно на этой ЭТП нужно пройти предквалификацию.
Шаг 2. Найти позицию ПП РФ № 2571
Перейдите на ЭТП и откройте извещение. В нем заказчик укажет раздел и позицию приложения, которым соответствуют доптребования. А еще перечислит возможные документы для прохождения предквалификации.
Шаг 3. Сформировать запрос на соответствие доптребованиям
В меню личного кабинета РТС-тендер нажмите на «Доступ к закупкам с доптребованиями».
Выберите вид предквалификации — универсальную или специальную. Интерфейс подачи документов на универсальную предквалификацию более простой, поэтому подробнее разберем подачу заявки на специальную предквалификацию.
После выбора предквалификации нажмите на кнопку «Подать запрос» — откроется форма для прикрепления документов на соответствие доптребованиям.
Затем выберите раздел и позицию приложения к ПП РФ № 2571, которые в извещении задал заказчик.
После подготовьте требуемые документы и прикрепите их на ЭТП. Каждый документ нужно загрузить в отдельную ячейку. Обязательные пункты на площадке отмечены звездочкой. После прикрепления всех документов нажмите на «Подписать и направить» — заявка уйдет на рассмотрение.
Шаг 4. Дождаться проверки документов
Оператор ЭТП проверит документы в течение пяти рабочих дней. Если срок подачи подачи заявок на тендер на исходе, на каждой ЭТП можно заказать ускоренную проверку документов. Обратите внимание, что услуга платная, поэтому потребует дополнительных затрат.
Шаг 5. Подать заявку на выбранный тендер
После того как оператор площадки проверит документы, предквалификация считается пройденной. Можно подавать заявку на закупку.
Оператор площадки проверяет пакет документов в соответствии с требованиями определенной позиции, но не всегда разбирается в тонкостях предмета направленного контракта или договора. Поэтому заказчик может отклонить заявку, если посчитает опыт несоответствующим.
Практика по доптребованиям
Разберем пять свежих кейсов из практики ФАС. Читайте и не допускайте ошибок при участии в закупках с предквалификацией.
Кейс 1. Подтверждение опыта договором субподряда — риск
Для подтверждения опыта по ремонту автомобильной дороги участник предоставил оператору ЭТП договор субподряда. На этапе рассмотрения заявок заказчик отклонил предложение участника, и тот подал жалобу в ФАС.
Комиссия согласилась с заказчиком и со ссылкой на судебную практику постановила, что договор субподряда не говорит о наличии у поставщика опыта (решение Курганского УФАС России от 4.07.2024 по делу № 045/06/49-375/2024).
Ведомство аргументировало решение тем, что субподрядчик:
- не несет полную ответственность за объект капстроительства;
- не участвует в сдаче и вводе объекта в эксплуатацию;
- не несет гарантийных обязательств в целом.
Кейс 2. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию — обязательное требование
В закупке на капитальное строительство заказчик установил доптребования по позиции 7 приложения к ПП РФ № 2571. Участник прошел предквалификацию на ЭТП, но не направил оператору один обязательный (при наличии) документ — разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Поставщик подал заявку, а заказчик при проверке документов не обнаружил выданного разрешения и отклонил заявку.
Участник обратился в ФАС. Комиссия подтвердила, что разрешение на самом деле выдали, и контрольный орган получил его номер. Поставщика отклонили правомерно (решение Нижегородского УФАС России от 6.03.2024 по делу № 052/06/105-418/2024).
Кейс 3. Неустановленные доптребования
Заказчик разместил закупку на капитальное строительство с НМЦК 9,7 млн рублей, но не установил доптребование. Напомним, что по объектам закупки из позиций 6 — 13, 17 и 18 необходимо установить доптребования, если тендер проводится для федеральных нужд с НМЦК больше 10 млн и для муниципальных — больше 5 млн рублей.
Комиссия Хабаровского УФАС решила: заказчик проводил закупку для муниципальных нужд, ее начальная цена превысила 5 млн рублей — значит, следовало установить доптребования (решение Хабаровского УФАС России от 9.07.2024 по делу № 027/06/105-1019/2024).
Кейс 4. Неверное применение позиции постановления
Участник обратился в управление ФАС, т. к. посчитал, что в закупке на капитальный ремонт неверно установлены доптребования: заказчик выбрал позицию 15 из приложения к постановлению. Комиссия Архангельского УФАС поддержала доводы участника и уточнила, что для капитального ремонта подходит позиция 10, а для текущего ремонта — позиция 15.
Такое нарушение содержит признаки административного правонарушения: заказчику положен штраф от 5 000 до 30 000 рублей (ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ). Но комиссия ФАС установила: единственный участник соответствовал и позиции 15, и позиции 10. Ведомство не выдало заказчику предписание на устранение нарушений, так как по мнению комиссии, неверно выбранная позиция не повлияет на результаты аукциона (решение Архангельского УФАС России от 2.08.2024 по делу № 029/06/31-653/2024).
Кейс 5. Установление доптребований по двум позициям
Иногда объект закупки настолько специфичен, что заказчик начинает сомневаться, какую позицию приложения выбрать, и иногда выбирает две и более позиции. Такая ситуация вызывает недоумение у поставщиков, и они обращаются за защитой своих интересов в контрольные органы.
ФАС считает, что устанавливать доптребования больше чем по одной позиции незаконно. Во-первых, в ПП РФ № 2571 такие случаи не предусмотрены. Во-вторых, выбранные «сверх нормы» позиции необоснованно ограничивают конкуренцию. Подобная точка зрения поддерживается, например, постановлениями ФАС России от 7.03.2024 по делу № 28/04/7.30-586/2024 и от 15.05.2024 по делу № 28/04/7.30-1140/2024, а также более ранними нормативными документами.
Тем не менее, некоторые суды принимают альтернативные решения. Каждый исход зависит от сложившейся ситуации, доводов заказчика и позиции конкретного контрольного органа, в который обращается заказчик для защиты интересов.
Изменения в ПП РФ 2571 на 2024 год
4 октября 2024 года вступило в силу ПП РФ № 1285, которое внесло существенные изменения в ПП РФ № 2571. Вот что теперь работает по-другому.
- Позиции применяются вне зависимости от сферы деятельности заказчика.
- Добавлена позиция 36(1) «Услуги по стирке и чистке (в том числе химической) текстильных изделий».
- Участники закупок в сфере строительства обязательно должны предоставлять разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Подтвердить опыт без этого документа можно опытом по 44-ФЗ и 223-ФЗ, но только по определенным пунктам. Подробнее — в нашей таблице-шпаргалке.
- Универсальную предквалификацию теперь можно пройти, подтвердив опыт договором совместного конкурса или аукциона.
- Термин «договор строительного подряда» применяется в логике ч. 2 ст. 52 ГрК РФ. Ссылаясь на Градостроительный Кодекс, законодатели конкретизировали, какой опыт можно отнести к договору строительного подряда.
- Уточнен порядок применения позиций ПП РФ № 2571 в закупках работ по контракту жизненного цикла с проектированием и капремонтом.
- Установлено, что объект капстроительства, входящий в состав линейного объекта, можно отнести к объекту капстроительства по п. 1 и 2 поз. 7, п. 2 и 3 поз. 9, п. 1 — 3 поз. 10, п. 1 — 3 поз. 12, п. 1 и 2 поз. 13, п. 2 поз. 15, и к линейному объекту по п. 1 и 2 поз. 8, п. 1 — 3 поз. 11.
- Расширены требования к закупкам услуг общественного питания. Кроме подтверждения опыта, необходимо предоставить руководителю и главному бухгалтеру участника справку об отсутствии судимости за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, декларацию об отсутствии административных правонарушений в той же области и об отсутствии в РНП.
Заключение
В закупках с высокими НМЦК заказчики нередко устанавливают доптребования по ПП РФ № 2571. Поставщиков привлекает цена, но они не могут поучаствовать из-за отсутствия необходимого опыта. Несмотря на очевидный барьер, нужно действовать.
Доптребования применяют в закупках от определенной НМЦК. Если начальная цена ниже установленной в постановлении, в тендере можно беспрепятственно поучаствовать. Выбирайте такие закупки. Да, поначалу прибыль будет небольшой, но вы получите опыт для прохождения предквалификации и дальнейшего участия в крупных торгах.
Консультируйтесь с экспертами в закупках — ответим с опорой на практику и закон
Однако несколько контрактов можно предоставить если:
- используется опыт исполненных контрактов по результатам совместной закупки;
- позицией допускается предоставление нескольких контрактов/договоров. Это относится к нескольким позициям из разделов IV, V, IX Приложения к ПП РФ № 2571. В этом случае в столбце с подтверждающими документами вы увидите формулировку "исполненный (исполненные) договор (договоры)".
Часто в Требованиях к участниках закупки "натыкаемся" на доп.требование "Наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда".
Подскажите, пожалуйста, пройти предквалификацию по данному доп.требованию на площадке мы можем только при конкретной закупке? Или же теоретически мы понимаем, что аналогичные закупки будут появляться через месяц, через 2 и т.п. и пройти предквалификацию, подтверждая ее договором и актами, можем заранее? без привязки к конкретной закупке.
Срок действия данной предквалификации - бессрочная, верно? Просто проверяем насколько актуальный приложенный договор и акт.
контракт со статусом "исполнение прекращено" может быть использован как подтверждение соответствия доптребованиям если:
- исполнен в срок;
- без штрафов и пеней;
- оформлено дополнительное соглашение/соглашение о расторжении, которое подтверждает, что стороны согласовали прекращение обязательств по обоюдному согласию и не имеют претензий друг к другу. В таком соглашении указывается фактический объем поставленных ТРУ и оплаченная сумма.
Нередко такая ситуация складывается при закупках с неопределенным объемом, когда у заказчика исчезает потребность в ТРУ до того как лимит по цене будет исчерпан.
Обратите внимание, что контракт, расторгнутый в одностороннем порядке тоже может иметь статус "исполнение прекращено", но в этом случае его нельзя использовать для соответствия доптребований.
Подскажите пожалуйста, нас уведомили, что с новыми изменениями в закупках с проектированием теперь требуется предоставлять разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Так ли это? У вас в статье как раз упоминается, но только для "стройки", касается ли это для разработки проектной документации.
По такой логике получается, что если мы используем опыт 44/223-ФЗ достаточно просто предоставить, что контракт исполнен, а если используем гражданско-правовые договоры, то необходимо предоставить введение в экспл-ю, но объекта еще может не быть или он еще будет строиться 2 года, хотя работа с нашей стороны уже сделана.
Так ли будет все работать?
По п.1 поз.2 Раздела 1 предоставлется исключительно контракт/договор, заключенный по 44-ФЗ или 223-ФЗ.
По п.2 поз.2 Раздела 1 можно предоставить контракт по 44-ФЗ /договор по 223-ФЗ, если работы не требуют выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию согласно ГрК РФ.
Эту информацию отразили в памятке
- опыт по 44-ФЗ/223-ФЗ, срок: 5 лет, сумма: не менее 20% от НМЦК закупки;
- справку об отсутствии судимости руководителя, главного бухгалтера, членов коллегиального исполнительного органа (при наличии). Ее запрашивают в МВД, в МФЦ или через Госуслуги. Обратите внимание, что сроки оформления справки длительные;
- декларацию об отсутствии административных правонарушений по ст. 6.3, 6.5 - 6.7, 14.43, 14.44 - 14.46.2 КоАП РФ у руководителя, главного бухгалтера, членов коллегиального исполнительного органа (при наличии) и отсутствии в РНП по 44-ФЗ.
Предоставить только декларацию будет недостаточно, так как это противоречит требованиям позиции, а на ЭТП перечисленные выше документы будут обозначены как обязательные, поэтому игнорировать их загрузку будет невозможно.
Все мы знаем, что в рамках одно пункта постановления 2571 могут быть диаметрально разные виды контрактов.
Например, по пункту постановления п. 14 (Услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений) одновременно могут проходить аукционы с доп требованиями: 1) по вентиляции 2) по тех обслуживанию зданий 3) тех обслуживание систем энергоснабжения зданий.
(Это разные виды работ, но заказчик по ним упорно устанавливает доп требование п. 14. 2571 – такова жизнь)
А данными видами работ вполне может заниматься одна фирма. Т.к. виды работ – из одной оперы.
Все мы знаем, что площадка проверяет только факт исполнения контракта. Вид работ проверяет заказчик, после аукциона (насколько он соответствует теме аукциона).
И вот однажды, в один прекрасный день, на одной площадке (на росселе) назначаются 2 аукциона на один день: по вентиляции и по тех обслуживанию зданий. (ситуация из жизни)
Несчастный поставщик подал 2 заявки и в обоих победил.
Далее заказчик по вентиляции видит что по пункту 14 у поставщика приложено какое-то там «тех обслуживание здания» и отклоняет заявку победителя по причине «не тот опыт. нужен опыт по вентиляции».
Но если бы по пункту 14 у поставщика был бы утвержден на площадке опыт «по вентиляции» - то его бы автоматически отклонил второй заказчик, который требует именно опыт по тех обслуживанию здания, а не вентиляцию.
Оба аукциона крупные.
Задайте пожалуйста этот вопрос в вышестоящие инстанции, а главное посмотрите на их реакцию)))
В нашей таблице-шпаргалке указано, что принимаются гражданско-правовые договоры в значении, что это договор , который не был заключен по результатам закупки по 44-ФЗ или 223-ФЗ. Соответствующее пояснение есть в наименовании столбца.
В вашей ситуации был направлен именно договор субподряда. Такие договоры не принимаются заказчиками, а также ФАС, суды, Минфин придерживаются мнения, что наличие исполненного субподрядного договора не говорит о наличии у поставщика достаточного опыта. Это мнение ведомств и контрольных органов, которое учитывают заказчики.
В этой статье мы собрали случаи из практики, в кейсе № 1 разбирали ситуацию о предоставлении участником договора субподряда и привели аргументы ФАС по этому вопросу.
Доп.требование "Наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда".
Вышеуказанные формулировки должны быть указаны именно в предмете договора, который мы обязаны предоставить как опыт?
Или же предмет договора может быть "Создание выставки...", а в ООЗ к договору уже будут расписаны допуск подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда...???
Необходимо предоставить такой контракт/договор, чтобы оператор ЭТП и заказчик могли однозначно установить, что он соответствует требованию позиции.
Иными словами, участник должен показать результат выполнения им работ/услуг, которые заявлены в позиции. Если оператор или заказчик, на этапе рассмотрения заявок, установит, что необходимых работ/услуг участник не оказывал, то заявка будет отклонена.
Рекомендуем вам:
1. прикладывать все дополнения и приложения к контракту/договору, которые будут доказывать факт выполнения необходимых по позиции работ/услуг;
2. направить запрос на разъяснение положений документации заказчику, чтобы обезопасить себя и установить как конкретный заказчик будет рассматривать заявку в сложившейся ситуации;
3. операторы ЭТП достаточно формально подходят к проверке, так как не могут в полной мере разбираться в узком предмете контракта/договора. Поэтому также можно получить консультацию в технической поддержке ЭТП, где операторы расскажут на что они обращают внимание, рассматривая опыт по данной позиции.
Эти действия помогут вам провести работу с рисками на каждом этапе и получить допуск к закупке.
Можно ли подтвердить опыт несколькими контрактами/договорами?
Чтобы получить нужную сумму для подачи заявки.
Предоставить несколько контрактов/договоров для соответствия доптребованиям нельзя. Однако, можно использовать опыт исполненных контрактов по результатам совместной закупки, как для специальной, так и для универсальной предквалификации. Это указано в абз. 13 пп. "б" п.3 ПП РФ № 2571