Объем 44-ФЗ в 10 раз больше, чем 223-ФЗ. Более строгий 44-ФЗ подробно объясняет участникам правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя. Поэтому он подходит начинающим участникам, а 223-ФЗ — более опытным компаниям. Посмотрим подробнее, чем различаются эти два закона.
В этой статье:
- В чем принципиальное отличие?
- Кто заказчик?
- Кто поставщик?
- У каких участников приоритет?
- Способы закупок
- На каких ЭТП заказчики проводят торги?
- Какая подпись нужна для участия в электронных процедурах?
- Сроки подачи заявок
- Какую отчетность предоставляют заказчики?
- Обеспечение исполнения заявки и контракта
- Возможность изменения, расторжения контракта
- Можно ли обжаловать действия заказчика?
В чем принципиальное отличие?
44-ФЗ
Закон распространяется на закупки всех госзаказчиков и регулирует все этапы сделки. Отступление от правил грозит заказчикам штрафами и отменой уже состоявшихся закупок, а предпринимателям — попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.
Но с другой стороны, победитель может быть уверен, что контракт с ним будет заключен, а выполненные работы и поставленные товары — оплачены.
223-ФЗ
Закон устанавливает только общие принципы закупок для заказчиков. Главное требование: компания должна самостоятельно разработать собственное положение. В нем будут описаны требования к участникам и способы определения поставщика.
Положение о закупке каждого конкретного заказчика — первое, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ.
Кто заказчик?
44-ФЗ
Федеральные и муниципальные бюджетные учреждения
223-ФЗ
- государственные компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»,
- субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.),
- организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),
- бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет грантов, средств субподряда, собственных средств.
Кто поставщик?
44-ФЗ и 223-ФЗ
Любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые.
У каких участников приоритет?
44-ФЗ
- субъекты малого предпринимательства,
- учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
- организации инвалидов,
- поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),
- социально ориентированные некоммерческие организации.
15% всех закупок госзаказчики обязаны проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.
223-ФЗ
- субъекты малого и среднего предпринимательства, самозанятые (с конца марта 2020)
- поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),
Годовой объем закупок по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства — не меньше 20% совокупного годового объема договоров.
Способы закупок
44-ФЗ
Есть 7 способов конкурентного отбора победителя:
Открытые:
- электронный конкурс,
- электронный аукцион,
- электронный запрос котировок.
Закрытые:
- закрытый конкурс,
- закрытый аукцион,
- закрытый конкурс в электронной форме,
- закрытый аукцион в электронной форме.
Случаи, когда закупки осуществляются у единственного поставщика, ограничены.
223-ФЗ
В положении о закупке заказчик прописывает все варианты конкурентных и неконкурентных способов закупок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика. Конкурентные закупки можно проводить в виде:
- конкурсов,
- аукционов,
- запросов предложений,
- запросов котировок.
Остальные способы закупки заказчик выбирает по своему усмотрению.
Конкурентные закупки у малого и среднего предпринимательства могут проводить только на восьми федеральных ЭТП госзакупок и только четырьмя названными выше видами закупок.
На каких ЭТП заказчики проводят торги?
44-ФЗ
8 федеральных ЭТП госзакупок: «Сбербанк-АСТ», «РТС-тендер», «Росэлторг», НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ. Для работы на площадках нужна регистрация в Единой информационной системе закупок. Регистрация бесплатна.
223-ФЗ
Больше 150 ЭТП. Нет ограничений по выбору площадки, каждый заказчик может использовать «свою». На некоторых ЭТП платят за регистрацию или ежемесячную абонентную плату.
Закупки у малого и среднего предпринимательства можно проводить только на восьми федеральных ЭТП госзакупок. Для работы на этих ЭТП в секциях закупок у МСП также нужна регистрация в ЕИС.
Какая подпись нужна для участия в электронных процедурах?
44-ФЗ
Квалифицированная электронная подпись (КЭП).
223-ФЗ
Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной площадки: это может быть просто КЭП (для работы на восьми ЭТП госзакупок), или КЭП со специальным расширением для площадки, или неквалифицированная подпись (НЭП).
Сроки подачи заявок
44-ФЗ
Подача заявок, внесение изменений в документацию, рассмотрение и оценка заявок, публикация итогового протокола, подписание контракта — все этапы закупки имеют закрепленные законом сроки и участники обязаны их соблюдать.
223-ФЗ
Сроки прописывает заказчик в своем Положении о закупках. Лучше уточнить, за сколько дней до окончания подачи заявок он имеет право вносить изменения в закупочную документацию, чтобы не пропустить поправки и подать правильную заявку. Сроки подачи заявок для МСП регулирует ст. 3.4. 223-ФЗ.
Какую отчетность предоставляют заказчики?
44-ФЗ
Заказчик обязан размещать на официальном сайте госзакупок:
- документы о приемке работ,
- по итогам года отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций,
- отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика.
223-ФЗ
Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на zakupki.gov.ru отчеты об общей стоимости:
- заключенных договоров,
- договоров, заключенных с единственным поставщиком,
- заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну.
До 1 февраля года следующего за отчетным заказчики размещают:
- годовой отчет закупок у субъектов МСП (ППРФ от 11.12.2014 №1352),
- годовой отчет о закупке инновационной, высокотехнологичной продукции у субъектов МСП (ППРФ №1442).
Обеспечение исполнения заявки и контракта
44-ФЗ
Обеспечение заявки
Заказчик может не устанавливать обеспечение в закупках до 1 млн руб. Обеспечение заявки будет таким:
- от 0,5 до 1 %, если НМЦ до 20 млн руб.,
- от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,
- 0,5%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.
Обеспечение заявки можно предоставить в виде независимой гарантии или перечислив деньги на спецсчет. Выбрать банк можно бесплатно в нашем сервисе.
Обеспечение контракта и гарантийных обязательств
Заказчик обязан требовать от победителя конкурса или аукциона финансовое обеспечение контракта, независимо от его цены.
Размер обеспечения составляет от 0,5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта. Способ обеспечения выбирает сам поставщик:
- внести денежные средства на счет заказчика,
- предоставить независимую гарантию.
Для малого бизнеса размер обеспечения рассчитывается от итоговой цены контракта. СМП предоставляют обеспечение в виде трех реестровых записей контрактов.
Банковская гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком (перечень банков опубликован на сайте Минфина). Банк вносит гарантию в реестр независимых гарантий на сайте zakupki.gov.ru.
Стоимость участия
Победителю закупки нужно быть готовым отдать:
- 1% от суммы контракта, но не больше 5 000 рублей (без НДС).
- 1% от суммы контракта, но не больше 2 000 рублей (без НДС), если закупка проходит только среди малого бизнеса и некоммерческих организаций.
Плату не возьмут со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки.
223-ФЗ
Обеспечение заявки
Заказчики не могут требовать обеспечение заявки при НМЦ < 5 млн руб. При НМЦ выше заказчик может установить размер обеспечения не больше 5% от НМЦ. Участники сами выбирают способ обеспечения: независимая гарантия или деньги на счет заказчика.
Если закупка проходит для МСП на ЭТП госзакупок, обеспечение заявки вносят через спецсчет. В остальных закупках используют счет на ЭТП или переводят деньги на счет заказчика.
Обеспечение договора
Заказчик сам решает, в каких закупках требовать обеспечение договора, в каком размере и каким способом (деньгами или независимой гарантией). Все условия он прописывает в своем Положении о закупке.
Стоимость участия
В закупках среди МСП плата с победителя составляет 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. В закупках на общих основаниях условия участия зависят от требований ЭТП. Например, участники платят абонентскую плату или комиссию платит только победитель закупки. В бумажных закупках, как правило, не берут плату за участие.
Возможность изменения, расторжения контракта
44-ФЗ
Стороны могут расторгнуть контракт по обоюдному согласию или по основаниям, указанным в законе. Спорные ситуации решает суд. Менять существенные условия контракта (цену, сроки, условия поставки, комплектность товара и т.д.) можно только по соглашению сторон.
223-ФЗ
Заказчик прописывает все условия в своем Положении о закупках.
Можно ли обжаловать действия заказчика?
44-ФЗ
Жаловаться можно, в законе прописан алгоритм действий. Заявление подается в электронной форме через личный кабинет участника в ЕИС. Жалоба публикуется на zakupki.gov.ru в течение 2 рабочих дней. Еще 5 рабочих дней отводится на то, чтобы ее рассмотреть и вынести решение.
223-ФЗ
Можно жаловаться в ФАС, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое Положение о закупках. Жалобы на нарушения 223-ФЗ рассматривают в ускоренном порядке — за 7 рабочих дней. А жалобы на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение 1 месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).
Вы заказчик по 44-ФЗ или по 223-ФЗ? Более подробно можете расписать свою ошибку.
Смотрите либо статью 7.29 либо часть 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Если цена понижена на 25% и более, нужно обеспечение в 1.5 больше.
Или можно заплатить обычное обеспечение + приложить документы, подтверждающие добросовестность (если сумма контракта <=15 млн.). Правильно понимаю? Какими документам подтверждать добросовестность? Как их передавать заказчику в случае электронного аукциона? Например, в Сбербанке-АСТ есть возможность прикрепить только платежку/банковскую гарантию, цеплять туда же или отправлять заказчику обычным письмом на бумажном носителе?
Касательно антидемпинговых мер Вы все правильно поняли.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона № 44-ФЗ победитель аукциона с начальной (максимальной) ценой 15 млн. рублей и менее, к которому применяются антидемпинговые меры, может дополнительно предоставить информацию о своей добросовестности, вместо увеличения размера обеспечения исполнения контракта.
Требований к оформлению такой информации закон не содержит, поэтому достаточно будет в любой форме перечислить исполненные контракты со ссылкой на реестр контрактов (часть 3 статьи 37), например, указав реестровые номера исполненных контрактов.
Подготовленный список исполненных контрактов (информацию о добросовестности) победить электронного аукциона обязан передать заказчику одновременно с документом, подтверждающим внесение обеспечения контракта, при подписании контракта (части 2 и 5 статьи 37), поэтому информацию о добросовестности нужно отправлять через электронную площадку, то есть при подписании контракта на электронной площадке нужно прикреплять 2 файла: копию платежного поручения (банковской гарантии) и список исполненных контрактов.
При подписании контракта нужно прикреплять копию платежного поручения (банковской гарантии) - эта копия должна быть сканом с бумажной платежки с отметкой банка? Или достаточно выгрузить платежку из интернет-банка в формате Word или HTML и прицепить этот файл?
То же самое при подаче заявок, нужно ли заявку, декларации о соот-ии требованиям и прочие документы распечатывать, подписывать, скреплять печатью, сканировать и прикреплять? Или достаточно вордовский файл прикрепить и подписать ЭЦП?
По логике ничего сканировать не надо, т.к. подписываем все ЭЦП, но мало ли как на практике. Рисковать не хочется, чтобы проверить, сканирую пока.
Что касается предоставления, то сейчас на некоторых площадках выделяют отдельное поле для этого документа. Например, на Сбербанк-АСТ это поле уже есть. Оно находится в карточке контракта: там же, где прикрепляют подтверждение об обеспечении исполнения контракта.
В отношении электронного аукциона в Федеральном законе № 44-ФЗ фигурируют 3 понятия:
1) информация - здесь все просто, так как она, как я писал ранее, предоставляется в любой форме;
2) документы. Копия документа в соответствии с обычаями делового оборота и ГОСТом по делопроизводству (не помню реквизиты) должна содержать все реквизиты оригинального документа;
3) документы в электронной форме. К таким документам пока можно отнести только заявку и выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
Отсюда простое правило: документы нужно сканировать, а информацию и документы в электронной форме предоставлять как есть - оригиналы с электронной подписью.
Касательно Вашего вопроса еще могу высказать свое мнение про копию платежного поручения. В какой форме Вы ее предоставите заказчику не важно (должно быть по закону), так как для него главным является факт предоставления обеспечения контракта (часть 13 статьи 70, часть 5 статьи 96). В случае с банковской гарантией фактом предоставления обеспечение исполнения контракта является предоставление заказчику копии документа (банковской гарантии), а в случае перечисления денежных средств - факт поступления денежных средств на счет заказчика.
К тому же формально в соответствии с Федеральными законом № 44-ФЗ копию банковской гарантии можно вообще не предоставлять.
Заявки части 1 и 2 = документы в электронной форме
Платежка - вовсе не обязательна, лишь бы деньги дошли. Но для подстраховки можно прикрепить платежку с интернет-банка.
Подскажите пожалуйста, включаются ли в отчет по 223-ФЗ комиссия банка: услуги по ведению счета, комиссия за прием платежей, комиссия за перечисление средств?
Уточните, пожалуйста, какой отчет вы имеете ввиду?
Как распознать коммерческую закупку?
Участие в таких закупках регулируются ГК РФ и 135-ФЗ, а не 44-ФЗ или 223-ФЗ. Организатором таких закупок выступают любые коммерческие структуры. В нашем сервисе коммерческие закупки выглядят так https://tinyurl.com/y4tezd4n
zakupki.gov.ru или ЕИС — это сайт, на котором заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ публикуют информацию о своих закупках. В отличие от ЭТП, здесь публикуются закупки, которые проходят в форме конкурсов или котировок, когда заявка на участие подается в конверте.
Сейчас в ЕИС поставщики только ищут подходящие тендеры. Регистрироваться и подавать заявки на участие нельзя. Для уведомлений есть только RSS-подписка.
Подали котировку по 223-ФЗ, закупка № 31604293008. Обеспечение заявки отправили по реквизитам заказчика.
Рассмотрение заявок было назначено на 28.11.16. От заказчика нет новостей по сей день. Телефон недоступен, по адресу рассмотрения такой компании не зарегистрировано.
Подскажите, куда обращаться, в ФАС или на площадку и сколько времени есть у заказчика на "рассмотрение заявки"?
Спасибо
Заказчик нарушает ч.5 ст.4 223-ФЗ, п.10.7.1 и п.10.7.4 г.10 Положения о закупке.
По своему Положению о закупке заказчик должен был опубликовать протокол 21 ноября 2016.
10.7.1. Комиссия в течение 2 рабочих дней, следующих за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям и оценивает котировочные заявки.
10.7.4. Результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом.
Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии и в течение 3 дней после подписания размещается на официальном сайте.
Заказчик в течение 3 рабочих дней со дня подписания указанного протокола передает победителю копию экземпляра протокола и проект договора.
Заказчик не использовал площадку для проведения процедуры. Обратитесь в ФАС.
Заранее благодарю.
Если вы планируете работать в закупких по 44-ФЗ, то в нашей Справочной вы почитать такие статьи, как:
- Чек лист для подготовки заявки https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1135-check-list
- Чек лист для изучения контракта https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1214-chek-list
Если заинтересует что-то конкретное, то можете воспользоваться Поиском по Справочной.
Если вы планируете участвовать в закупках по 223-ФЗ, то тут акцент нужно делать на Положения о закупках заказчика. У каждого оно свое.
аукцион. Условием участия было предоставление договора ген подряда по строительству линейных объектов и акт ввода в эксплуатацию. Компания предоставила договор и КС-11 в качестве акта ввода в эксплуатацию. Ей объявили не соответствие мотивируя тем что КС-11 не подходит и им нужен именно Акт ввода в эксплуатацию другой формы, на вопрос может ли компания победитель донести или догрузить этот акт ответили нет не донести не догрузить нельзя. Имеет ли право заказчик не указывая в условиях конкурса конкретную форму акта после результатов торгов, объявлять о том что нужна именно такая форма и заявлять, о несоответствии победителя который победил в торгах дав наименьшую цену?
Но есть также например, московская площадка zakupki.mos.ru. Она не указана в списке потому что не федеральная? И планируется ли её добавлять?